«Нужное» в Манеже

Открылся XII фестиваль «Зодчество».

mainImg
Юрий Аввакумов, который выступает куратором фестиваля второй год подряд, на этот раз предложил тему, заимствованную из наследия великого авангардиста Владимира Татлина. Целиком фраза Татлина, ставшая девизом фестиваля, звучит так: «не к новому, не у к старому, а у нужному», а коротко слоган «Зодчества»-2010 – «Нужное».

Это слово написано большими красными литерами на стенах больших белых кубов – павильонов, внутри которых Аввакумов, как и в прошлом году, разместил большую часть экспозиции фестиваля. Белые павильоны выстроены в Манеже двумя рядами. На тех, что слева, написано «нужное», а справа – «Татлин»; оба слова начинаются у входа, а заканчиваются в конце Манежа, и продвижение по выставке, некогда плотной и суетной, как ярмарка, теперь можно представить себе как процесс пристального прочтения двух недлинных слов. В любом случае прочесть их сразу невозможно, слова распадаются на буквы, по одной – каждому павильону: Петербургу досталось напевное «У», Москве молоткообразное «Т», Краснодарскому краю с его (как всегда) сочинской экспозицией – разлапистое «Ж». Возникающий эффект сродни таблице из кабинета врача-окулиста: крупная буква, надпись поменьше с именем павильона, еще мельче названия отдельных стендов, ну, а внутри дробные тексты на планшетах.

Выставка в редакции Аввакумова также напоминает схематичное трехмерное изображение условной городской улицы или такой же условной «выставки достижений» типа ВДНХ. Причем некоторые павильоны любовно обжиты одним хозяином, а другие больше похожи на дома, в нижних этажах которых открыто несколько лавочек, как правило, торгующих чем-то вроде кровельной черепицы. Время от времени среди этих лавочек попадаются выставки архитектурных бюро, иногда оформленных не без изыска. Так, Алексей Бавыкин преградил вход на свою «территорию» стеной с единственным рисунком в классической рамочке, изображающим «будку для серого и белого псов». Рисунок сделан специально для «Зодчества» и его хочется признать самым остроумным раскрытием заданной куратором темы «нужной» архитектуры. Особенно если учесть, что, строго говоря, других ответов на тему не так-то много. Куратор, с его сложным и глубокомысленным манифестом и выставка с ее привычными форматами и устоявшимися участниками живут жизнью скорее параллельной и пересекаются между собой нечасто.

Одним из приятных следствий нового формата павильонов, внедренного Юрием Аввакумовым на «Зодчестве» и определенно претендующего на то, чтобы стать фирменным приемом фестиваля, стало новое отношение к пространству. Во-первых, интерьер Манежа благодаря устроенной куратором «генеральной уборке» раскрылся и заиграл, в нем стало много дневного света. Во-вторых, особенно в моно-павильонах с одной темой, появились претензии на экспозиционный дизайн.

Среди таких экспозиций безусловно лучшая и самая красивая – в павильоне Петербурга. Он посвящен знаковым стройкам города (среди них Пулково, Мариинка, Невская ратуша, Балтийская жемчужина), которые разделены на несколько типологических групп – можно подумать, что для ясности, но на самом деле, конечно же, для красоты. Центр павильона занят схематичной картой города, где цветом и цифрами обозначено местоположение объектов. Между картой и стенами хаотически натянуто множество черных бечевок – их концы на стенах указывают на разные умные слова (слов много, например, «экологическая культура», «регулирование», и даже «доступность»). Очевидно, что бечевки обозначают множественные и перекрестные связи между понятиями, реальностью и сложно еще сказать чем. Правда, к карте они привязаны как-то произвольно, но в качестве декоративного приема выглядят замечательно.

Худшим надо признать павильон Москвы, он заполнен, буквально-таки затеснен панельным строительством и типовыми проектами. Здесь имеется даже квинтэссенция архитектурного кошмара, «типовой сборный храм на 500 верующих». Однако даже в московском павильоне, в самом его центре, можно обнаружить попытку дизайна: натянутый потолок с нарисованными на нем летающими существами (судя по всему, это «летатлины», попытка вписаться в тему). Они там напоминают скелеты ангелов, покинувших город, в котором даже храмы типовые. Впрочем, надо думать, что панельная экспозиция Москвы стала ответом на предложенную куратором тему «нужное».

Павильон «Россия», задуманный Юрием Аввакумовым в прошлом году для конкурса венецианских кураторов, на этот раз конкурсу не принадлежит: по словам куратора, конкурс не состоялся. Павильон сохранил звучное название, а показывают в нем результаты двух конкурсов «Дом XXI века», проведенных фондом РЖС в 2009 и 2010 годах – вероятно, как этап размышлений о «нужном» для России. Однако московский павильон отвечает на этот вопрос более реалистичным, хотя и неприятным образом.

Тему насущного по-своему развивает павильон «Градоустройство»: в нем наконец-то собраны вместе ранее размазанные по выставке планы больших территорий с малопонятными для непосвященных обозначениями. Чтобы оживить это царство карт и планов в павильоне размещен конференц-зал для рассказов о выставленных проектах и градостроительных проблемах. Там претенденты на новую, учрежденную в этом году градостроительную премию фестиваля докладывают свои проекты перед жюри. Когда я вошла в этот павильон, очаровательная женщина доказывала скептически настроенной аудитории (первый ряд состоял исключительно из экспертов) необходимость создания нового паломнического маршрута в районе Суздаля, потому что несколько храмов в этом районе разрушаются, не нужные ни музеям, ни церкви.

За международный опыт на нынешнем «Зодчестве» отвечает павильон United States, результат сотрудничества САР и AIA; за профессиональное общение – павильон под названием «Пресс-центр СА», в котором запланированы выступления (под названием «пресс-час») претендентов на «Хрустального Дедала».

Таковых три: это Валерий Лукомский со зданием Экоцентра «Нуви-Ат» в городе Белоярске на Алтае, Никита Явейн с гостиничным комплексом в Петергофе и Александр Дехтяр со зданием ЦМТ в Нижнем Новгороде. Первый представляет собой смесь несколько залихватского деконструктивизма а-ля Либескинд с образностью какого-то аутентичного алтайского здания, похожего на деревянную юту. Второй это группа очень скромных и небольших зданий, практически незаметных за деревьями даже на картинках, посвященных специально этим постройкам. Третий – эффектный, хорошо сделанный металлический хай-тек, замечательный во всех отношениях кроме того, что он смотрится несколько грубовато в историческом центре Нижнего Новгорода.

Номинанты на все три степени дипломов «Зодчества» выставлены, как и в прошлом году, в конце центрального манежного променада; надо полагать, что все эти проекты и постройки, как и в прошлом году, получат соответствующие дипломы. Интрига, как всегда, остается за «Дедалом» – хотя теперь эту награду почему-то не выставляют в зале в хрустальной витрине, как это делалось раньше. Помимо «Дедала» ожидается две новые премии: для «градоустроителей» и для молодых архитекторов по результатам конкурса со сложным названием «Глобальная утопия в глобальной дистопии».

Несложно заметить, что фестиваль «Зодчество», трансформации которого мы наблюдаем уже много лет подряд, определенно развивается в каком-то правильном направлении, хотя и нельзя сказать, что слишком быстро. Нет танцев, песен и плясок – много серьезных разговоров. В день открытия, в частности, обсуждали будущее Музея архитектуры – Юрий Григорян впервые продемонстрировал проект реконструкции музея; проект предполагает строительство нового здания депозитария в соседнем дворе по Староваганьковскому переулку.

Правда, с утратой народно-аутентичных развлечений все стало как-то очень уж серьезно, суховато – вероятно, из-за полного отсутствия архитекторских инсталляций, разбавляющих другие выставки: инсталляций на «Зодчестве» не было никогда, оно очень далеко от современного искусства. Впрочем, дизайн экспозиции от Юрия Аввакумова можно считать единственным арт-жестом фестиваля.

По выставке «Зодчества» принято судить о состоянии архитектуры на бескрайних просторах – это состояние тоже скорее радует. Хотя москвичей на основной экспозиции по-прежнему очень мало (за всех выставляется преимущественно «Моспроект-4»), качество вполне московское, иногда даже удивительно, насколько разные города предлагают схожий архитектурный продукт. Причем наблюдается любопытная тенденция – многие архитекторы демонстрируют способность освоить почти любую стилистику: клетчато-полосатых многоэтажек, разноцветных детсадов, штукатурных внуков «лужковского стиля»… все доступно, и в среднем достаточно качественно.

Больше порядка, света, ясности в экспозиции выставки. Заумный, но по-европейски актуальный в духе sustainability девиз Аввакумова, его программа – стремиться к нужному, иными словами, необходимому, без излишеств – прямо скажем, более чем замечательная. Хотя в кураторском манифесте имеются оговорки – мол, нужное оно у каждого свое, кому-то нужна лодка, а кому-то яхта. По показанной архитектуре это хорошо прочитывается, насчет яхты особенно. Не самый радостный вывод заключается в том, что архитектура в ее лучших воплощениях связана как-то больше с теми, кому нужны яхты. Тем же, кому нужны лодки, лодок не видать (утопии Дома XXI века пока не работают и поэтому не очень интересны), – им предлагаются муравейники. На любой вкус, заметьте, и много: по 15, 20 и 25 этажей, разноцветные и монохромные, клетчатые и полосатые, но больше типовые. Что не очень радует.
Фотографии Юлии Тарабариной
Центральное пространство Манежа: подиум и экран конференц-зала в окружении павильонов «Зодчества»
Собачья будка для серого и белого псов. Алексей Бавыкин, заставка к выставке бюро. Ниже – комментарий автора о «нужном»
Тенденция последних лет: девушки фотографируются везде, вот, и на «Зодчестве» тоже
Внутри павильона Петербурга
Павильон Краснодарского края про Сочи. Все макеты рельефные, все окошки светятся
Павильон Москва
Вход в павильон РЖС, посвященный конкурсам на Дом XXI века
Павильон Градоустройство, презентация
Главный конференц-зал, мастер-класс Сергея Скуратова
Очень странная затея на стенде Самары: коробка с большим монитором, на мониторе слайд-шоу, над ним прозрачная емкость с водой и красными рыбками. Бедные животные мечутся в панике, привлекая внимание зрителей к архитектуре под ними

16 Октября 2010

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
Пресса: Диалог
На фестивале «Зодчество-2010» впервые прошел конкурс проектных работ в области градоустройтва
Пресса: Нужное. С 15 по 17 октября 2010 года в Центральном выставочном...
«Зодчество-2010» – итог второго года кураторства Юрия Аввакумова: строгая, лаконичная экспозиционная концепция предыдущего фестиваля была полностью перенесена на нынешний, и огромное пространство «Манежа» заняли 12 выгороженных белой баннерной тканью павильонов, вместивших 11 разделов конкурсных и выставочных программ.
Пресса: В МУАРе и кроссовках от Лагерфельда. Московский музей...
Еще один столичный музей - архитектурный - вслед за Политехническим заговорил о необходимости преобразований. На "круглом столе" фестиваля "Зодчество-2010" представители архитектурного цеха обсудили программу перемен, цель которых - "создать культурное пространство осмысления роли архитектуры в жизни человека, общества, страны".
Пресса: "Зодчество -2010"
С 15 по 17 октября в Москве проходил 18-й Международный фестиваль "Зодчество-2010" - событие национального масштаба, дающее уникальную возможность получить представление о современном состоянии архитектуры и градостроительства в России.
Награда не нашла героя
Продолжаем рассказ о лауреатах фестиваля «Зодчество»-2010. О золоте, о серебре, о бронзе, о градоустройстве. Также публикуем полный список награжденных.
Пресса: Урбанисты возвещают переключение тумблера. С Международного...
В середине октября в Манеже прошел XVIII Фестиваль «Зодчество», доблестью которого можно считать исподволь готовившийся, а ныне состоявшийся официальный акт передачи пальмы первенства внутри профессии от архитектуры к градостроительству.
Пресса: Зодчество-2010: «Не к новому, не к старому, а к нужному»
Куратор "Зодчества" Юрий Аввакумов - о нынешнем фестивале, лозунге "нужное", подрывной идее извести премию «Хрустальный Дедал» (которая отчасти удалась) и о том, что два года кураторства с него вполне достаточно...
Дедала нет, да здравствует Татлин
Жюри фестиваля «Зодчество»-2010 сегодня вручило два гран-при: за проект и за объект «градоустройства». «Хрустального Дедала» за постройку, награду, которая в течение более 10 лет считалась главной премией главного архитектурного фестиваля страны, жюри решило не присуждать. Это можно понять так, что де-факто главной наградой фестиваля стал не «Дедал», а «Татлин».
Пресса: Пресс-клуб СА
Завтра в московском Манеже стартует фестиваль «Зодчество». Одним из нововведений этого года станет «Пресс-клуб Союза архитекторов», небольшое кафе, в котором планируется провести несколько встреч и круглых столов, посвященных насущным вопросам современной архитектуры.
Пресса: Архитекторы хотят позеленеть. Они готовятся к фестивалю...
Начавшиеся кадровые изменения в руководстве Москвы вызвали оживление и в архитектурной среде. Как ожидают зодчие, смена руководства столичной администрации должна привести к обновлению самой атмосферы, в которой происходит созидательный процесс градостроительства.
Пресса: Выставка достижений архитектурного хозяйства. В середине...
Сегодняшняя российская архитектура активно развивается. За последние два десятилетия сформировалось большое количество новых архитектурных мастерских. Разумеется, для обмена мнениями и идеями зодчим требуются собственные публичные мероприятия.
Пресса: «Нужное» в архитектуре
Девизом фестиваля «Зодчество» в этом году куратор Юрий Аввакумов сделал знаменитый призыв группы «левых художников» Владимира Татлина: «Не к новому, не к старому, а к нужному!» В год 125-летия со дня рождения одного из ключевых лидеров авангарда фестиваль учредил новый приз «Татлин» и обратился к теме «нужного» в архитектуре. Подробнее о подготовке «Зодчества-2010» порталу Архи.ру рассказал сам куратор.
Пресса: Новые награды «Зодчества»
В этом году на XVIII Международном фестивале «Зодчество», помимо уже традиционных «Хрустального Дедала» и дипломов, будут вручены несколько новых наград.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.