07.10.2024
статьи:
21.07.2024
Григорий Ревзин. Город большого мифа и большой обиды // Коммерсантъ-Weekend, 19.07.2024
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.06.07.2024
Григорий Ревзин. Город без плана // Коммерсантъ-Weekend, 05.07.2024
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.22.06.2024
Григорий Ревзин. Город с двух сторон от одного тракта // Коммерсантъ-Weekend, 21.06.2024
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.09.06.2024
Григорий Ревзин. Город, сделанный из древнерусского // Коммерсантъ-Weekend, 07.06.2024
Суздаль: совместное предприятие интеллигенции и власти. Рассказ о Суздале принято начинать, продолжать и заканчивать описанием его средневекового наследия. Слов нет, оно величественно. Три памятника в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО говорят сами за себя. Однако исключительность города все же не в них.16.04.2024
Григорий Ревзин. Город на парках. Хабаровск: победа деревьев над советским пространством // Коммерсантъ-Weekend, 12.04.2024
Хабаровск — город, загадочный тем, что он очень хорош. По всему это должен быть понятный большой (больше 600 тыс. населения) город советской индустриализации <...>.03.04.2024
Григорий Ревзин. Город в поисках центра. Петропавловск-Камчатский: самая дальняя точка России // Коммерсантъ-Weekend, 15.03.2024
В этот город никто особенно не хочет попасть, но те, кто смотрит Камчатку, обычно попадают. Уезжают с облегчением — по сравнению с чудесами Камчатки, вулканами, гейзерами, горячими термальными бассейнами, безлюдными пляжами черного песка на берегу непереносимо холодного океана, толпами медведей, хрумкающих красной рыбой на перекатах рек, в этом городе смотреть решительно нечего, жить примерно негде, а поесть иногда проблематично, но всегда очень дорого. Интересен он тем, что можно увидеть людей, увлекшихся этой Камчаткой настолько, чтобы тут жить. Вы вот в восторге от Камчатки? Правильно. Смотрите, к чему это приводит.03.04.2024
Григорий Ревзин. Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной // Коммерсантъ-Weekend, 29.03.2024
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город30.09.2023
Григорий Ревзин. Gesamtkunstwerk с конями. Как Александр Медведкин отдал всю власть над Москвой народу // Коммерсантъ-Weekend
В 1938 году был закончен и тут же запрещен фильм Александра Медведкина «Новая Москва», представлявший архитектуру сталинской Москвы утопией, изготовленной силами народного творчества. Григорий Ревзин рассказывает об этой картине и выдвигает предположения о возможных причинах несовпадения сталинистского произведения со сталинскими представлениями о том, каким ему следует быть.04.07.2023
Григорий Ревзин. Эмоции для диктатуры пролетариата // Коммерсантъ-Weekend, 06.06.2023
В основе авангардной архитектуры лежит идея о том, что форма воздействует на психику людей одинаково — это физиология,— так что это искусство для масс, а не для одного человека. Массе покажи шар — она почувствует гармонию, покажи вертикаль — она почувствует стремление, сложи одно с другим — получишь Институт Ленина Ивана Леонидова, стремление ко всемирной гармонии, которая покамест еще не наступила.В основе авангардной архитектуры лежит идея о том, что форма воздействует на психику людей одинаково — это физиология,— так что это искусство для масс, а не для одного человека. Массе покажи шар — она почувствует гармонию, покажи вертикаль — она почувствует стремление, сложи одно с другим — получишь Институт Ленина Ивана Леонидова, стремление ко всемирной гармонии, которая покамест еще не наступила.21.06.2023
Григорий Ревзин. Русское бессмертное // Коммерсантъ-Weekend, 16.06.2023
... У нас есть ранние утопии Михаила Хераскова («Полидор, сын Кадма и Гармонии», 1794), есть «4338 год» Владимира Одоевского, есть «Что делать?» Николая Чернышевского, произведения небезынтересные, но заметно вторичного свойства, чьи умеренные достоинства ощутимо проигрывают на фоне величия классической русской литературы. Русская антиутопия несравненно богаче. Однако есть одно исключительное произведение русской утопической мысли, невероятно оригинальное и радикальное. Это «Философия общего дела» Николая Федорова.28.04.2023
Григорий Ревзин. Расчлененка смысла // Коммерсантъ-Weekend, 28.04.2023
«Алиса в Стране чудес» как утопия абсурда. Этот роман балансирует на грани утопии и антиутопии. Все операции по фрагментированию сознания, которые совершаются по ходу действия, нужны для того, чтобы вписаться в идеальное государство — колоды карт или собрания шахматных фигур. Можно сказать, что любая антиутопия — это утопия абсурда, который принимается всерьез. Но Кэрролл не делает этого шага. Для него абсурд остается предметом бесконечного, хотя и несколько своеобразного веселья.03.04.2023
Григорий Ревзин. Колыбель для ВПК // Коммерсантъ-Weekend, 31.03.2023
Впервые Академгородок Новосибирска прямо назвал утопией в 1997 году советолог из Принстона Пол Джозефсон — с отсылкой к Новой Атлантиде Френсиса Бэкона. Но, разумеется, отчетливый привкус осуществленной утопии ощущался в Академгородке задолго до его слов. Григорий Ревзин объясняет, почему эта утопия возможна только в условиях гонки вооружений.17.03.2023
Григорий Ревзин. Общий источник и общая составная часть коммунизма и фашизма // Коммерсантъ-Weekend, 17.03.2023
Как утопия превратилась в науку: Иоганн Готлиб Фихте и его «Замкнутое торговое государство».04.03.2023
Григорий Ревзин. Благоденствие из головы диктатора // Коммерсантъ-Weekend
Зачем государству равенства в утопии Дени Вераса «История севарамбов» нужен абсолютный монарх.20.02.2023
Григорий Ревзин. Поддельное воспроизведение // Коммерсантъ-Weekend, 17.02.2023
Как «ДК СССР» создает фейковый образ советской культуры и почему он никому не нужен.28.11.2022
Григорий Ревзин. Подменное настоящее // Коммерсантъ-Weekend, 25.11.2022
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.31.10.2022
Григорий Ревзин. Слово, которое стало зданием // Коммерсантъ-Weekend, 21.10.2022
Григорий Ревзин о том, в чем магия «говорящей архитектуры».Если предложить историкам архитектуры рейтинговое голосование за самую яркую утопию, город Шо Клода-Никола Леду, вероятно, окажется на одной из первых позиций. В этом есть неловкость перед утопистами других профессий.
09.10.2022
Григорий Ревзин. Город движущихся толп // Коммерсантъ-Weekend, 07.10.2022
Григорий Ревзин о том, можно ли оторвать итальянского футуриста от Муссолини.В истории архитектурной утопии «Новый город» (Citta Nuova) Антонио Сант-Элиа интригует известной таинственностью. Это один из центральных образов архитектурного авангарда. Таинственность определяется двумя обстоятельствами.
07.09.2022
Григорий Ревзин. Платон заводского производства // Коммерсантъ-Weekend, 02.09.2022
Григорий Ревзин о том, как Корбюзье с последователями привели Европу к ее нынешнему виду.14.06.2022
Григорий Ревзин. Как сетка квадратов стала первой утопией // Коммерсантъ-Weekend, 10.06.2022
Григорий Ревзин о Гипподаме и «гипподамовой планировке». Аристотель отнес Гипподама к числу предшественников Платона в деле изобретения идеального государства. Платон — отец утопии, так что Гипподам ее дед, и при всей шаткости этой генеалогии счет утопий можно начинать с него. Шаткость отчасти компенсируется тем, что Гипподама можно считать архитектором (хотя скорее — городским планировщиком). <...>14.05.2022
Григорий Ревзин. Неотвратимость счастья // Коммерсантъ-Weekend, 13.05.2022
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.24.04.2022
Григорий Ревзин. Рождение антиутопии из духа войны // Коммерсантъ-Weekend, 22.04.2022
Григорий Ревзин о том, как Сен-Мартен скормил утопию Крокодилу и что из этого вышло11.04.2022
Григорий Ревзин. Как был построен идеальный город // Коммерсантъ-Weekend, 25.03.2022
Григорий Ревзин о Багдаде. Город Багдад (Madinat al-Salam, «город мира», в смысле центр мироздания) был основан халифом аль-Мансуром (Абу Джафар Абдуллах ибн Мухаммад) в 762 году. На голом месте, с нуля. Город не сохранился, но он известен по описаниям и изображениям.10.04.2022
Григорий Ревзин. Утопия в одиночестве // Коммерсантъ-Weekend
Григорий Ревзин о Пиранези и «Capricci di Carceri». В теме «Пиранези и утопия» есть проблема. Все его произведения существуют в некоем едином пространстве, он не помещает археологические останки и архитектурные видения в два разных места, нет деления на реальность и воображаемую вселенную. Это не виды фантастической страны и в этом смысле не утопия.21.02.2022
Григорий Ревзин. Сдача с города // Коммерсантъ-Weekend, 18.02.2022
Григорий Ревзин о том, что ковид оставил от урбанистики. Благоустройство сошло на нет. Остатки былой роскоши поражают масштабами дерзаний. Сергей Капков, автор парка Горького, до вируса уже почти назначенный курировать программу «Мой район» (а она должна была поднять спальные районы до уровня центра), теперь разрабатывает тему балкона как пространства контакта человека с природой. Впрочем, так же энергично и прекрасно, как раньше, разрабатывал для этого тему парков и городских лесов.31.01.2022
Григорий Ревзин. Как была придумана утопия // Коммерсантъ-Weekend, 28.01.2022
Григорий Ревзин о Томасе Море и его «Утопии».08.11.2021
Григорий Ревзин. Кто придумал идеальный город. Григорий Ревзин о «Трактате об архитектуре» Антонио Филарете и городе Сфорцинда // Коммерсантъ-Weekend, 05.11.2021
Антонио ди Пьетро Аверлино, известный как Филарете, не был удачлив как архитектор. Он 12 лет делал бронзовые двери для собора Святого Петра в Риме (1445), был обвинен в попытке кражи головы Иоанна Крестителя, бежал в Венецию, оттуда в Милан, где стал главным строителем герцога Франческо Сфорцы.07.09.2021
Григорий Ревзин. Как секта становится фундаментом идеального города // Коммерсантъ-Weekend, 03.09.2021
Григорий Ревзин о Джеймсе Силке Бэкингеме и проекте города Виктория25.07.2021
Григорий Ревзин. Как государство стало утопией. Григорий Ревзин о Платоне и «Диалогах» // Коммерсантъ-Weekend №25 от 23.07.2021, стр. 5, 23.07.2021
Платон не создавал утопии. Три диалога Платона — «Государство», «Политик» и «Законы» — это общая философия государства, а вовсе не утопии, философия, без которой невозможна европейская теория власти. <...>Избранные авторы:
Пресса:
Блоги:
20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко
Сурский сквер в Волгограде
29.08.2023 / 29.08.2023,
Сноб.ру
Сноб.ру
Григорий Ревзин: К вопросу о специфике русского чувства формы
06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко