«Огородное» творчество

В «Аптекарском огороде» открылась выставка номинантов новой Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству. Профессионалы этого жанра архитектуры, не избалованные подобными событиями, живо откликнулись на призыв Союза архитекторов и Ассоциации ландшафтных архитекторов России, – на смотр прислали более 70 работ.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

29 Сентября 2010
mainImg
Выставка стала первым мероприятием, которое состоялось в камерном зале «Аптекарского огорода», недавно пристроенном к старинной оранжерее. Тот, кто был в этом необыкновенном оазисе, помнит, что перед оранжереей разбит большой партер с прямоугольным прудом. Вдоль партера выстроились «архитектурные древа» – участники выставки-конкурса садовой скульптуры, которая сопровождает выставку номинантов премии. Вместе они образуют новый фестиваль ландшафтной архитектуры, учрежденный Союзом архитекторов России (САР) и Ассоциацией ландшафтных архитекторов.

Сразу отметим, что с многолетним фестивалем «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома» нынешний не имеет ничего общего. Выставка на Брестской – событие городского масштаба, ее ежегодно устраивает Москомархитектура. Новый фестиваль, как подчеркнул на его открытии вице-президент САР Сергей Качанов, – это общероссийское событие. Во-первых, потому, что в смотре участвуют регионы. А во-вторых, после вручения наград выставку планируется сделать передвижной и показывать в разных городах, создавая тем самым прецедент для формирования профессиональной среды. По мнению президента Ассоциации ландшафтных архитекторов Таисии Вольфтруб, специалисты этой области как-то отделены от «большой архитектуры» и весьма неактивно участвуют в общенациональных смотрах и фестивалях. Возможно, сказывается и в целом невысокий интерес власти к проблеме облика городов, – заметил главный художник Москвы Игорь Воскресенский.
      
Фестиваль сосредоточен на показе творческих работ, а его коммерческая часть минимальна; это вообще не коммерческое предприятие – заявляют устроители. По словам Сергея Качанова, новый ландшафтный фестиваль это еще одна новация «команды Бокова», которая ставит перед собой задачу «поднять статус профессии архитектора в обществе». САР уже учредил новую премию по градостроительству, которая будет вручаться на «Зодчестве», собирается учредить еще одну по дизайну. Так что премия, вручаемая ландшафтным архитекторам, вписывается в ряд новых наград Союза архитекторов. 

На нынешнем смотре-конкурсе представлено более 70 участников. В числе работ – несколько весьма знакомых по той же выставке на Брестской проектов бюро ТЕРРА, «Моспроекта-2» или фестиваля Архстояние. Много проектов городского благоустройства – среди региональных объектов это, пожалуй, основная типология. Хотелось бы особо отметить раздел реставраций исторических садов и парков, о которых известно, как правило, мало, даже несмотря на то, что среди них есть и весьма знаковые объекты, такие, как, например, восстановление сада-партера Смольного дворца или оформление Екатерининского сквера перед Александрийским театром в Санкт-Петербурге.

Можно посочувствовать жюри, которому предстоит судить пестрое собрание очень различных объектов, показанных на выставке, – на первый взгляд их как-то даже затруднительно сравнивать между собой. Хотя для ясности участников разделили по номинациям – реализованные объекты парковой архитектуры площадью более 1 гектара, малые общественные пространства (менее гектара), реконструкции садов, а также концептуальные проекты. Тем не менее внутри одной номинации могут соседствовать самые разные бюджеты: проекты городского благоустройства не сравнимы по затратам с  эксклюзивными «рублевскими» оазисами, что, безусловно, тоже затрудняет выбор жюри.

Организаторы принимают этот упрек и обещают совершенствовать премию. Критерии для оценки проектов они не держат в секрете – это эстетика, функциональность, новизна концепции, экологичность и подача материала. Каждый член жюри, исходя из этих пунктов, будет выставлять работам оценки по пятибалльной шкале. Сейчас, по результатам первого тура отсеяли очень немногих, и теперь жюри предстоит выбрать из оставшихся призовые проекты. С завтрашнего дня авторы будут презентовать свои работы экспертам. 13 октября состоится итоговое собрание с объявлением лауреатов, а награды будут вручены на фестивале «Зодчество».
Интерактивное архитектурное дерево настроения. Алексей Вязьминов.
Природа зазеркалья. Глотовы Виктор, Светлана и Мария.
Реставрация и приспособление парка музея-усадьбы Вульфов в с. Берново Тверской обл.
Благоустройство территории жилого дома, г. Волгоград.
Таисия Вольфтруб, Лариса Канунникова, Ирина Симакова, Сергей Качанов, Игорь Воскресенский. Фотографии Натальи Коряковской
Реконструкция сквера в пос. Северный СВАО Москвы
Реставрация сада-партера Смольного, Санкт-Петербург


29 Сентября 2010

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Пресса: Первая ландшафтная
Определены лауреаты первой национальной премии по ландшафтной архитектуре.
Лучшие в «зеленом» деле
Вчера в «Аптекарском огороде» подвели итоги первой Национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству, выставка номинантов которой открылась там 28 сентября. Среди лауреатов москвичи уступили первенство Санкт-Петербургу, разделив призовые места с Волгоградом, Ростовом-на-Дону и другими городами.
«Огородное» творчество
В «Аптекарском огороде» открылась выставка номинантов новой Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству. Профессионалы этого жанра архитектуры, не избалованные подобными событиями, живо откликнулись на призыв Союза архитекторов и Ассоциации ландшафтных архитекторов России, – на смотр прислали более 70 работ.
Национальный ландшафт
28 сентября в «Аптекарском огороде» на проспекте Мира (филиал Ботанического сада МГУ) стартует смотр-конкурс «Ландшафтная архитектура 2010». В рамках этого фестиваля состоится вручение первой Национальной премии по ландшафтному дизайну и садово-парковому искусству, учрежденной в этом году Союзом архитекторов России и Ассоциацией ландшафтных архитекторов.
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.