19.11.2010

ВХУТЕМАС навсегда

90-летний юбилей ВХУТЕМАСа – знаменитой архитектурно-художественной школы, из которой вышли практически все лидеры русского авангарда, отмечает в эти дни МАрхИ. К знаменательной дате приурочены сразу две большие выставки – в галерее ВХУТЕМАС на Рождественке и в Музее архитектуры, – впервые представившие широкой публике свои коллекции учебных материалов легендарного вуза.

информация:

Открывают выставку директор Музея МАРХИ Иванова-Веэн и первый проректор МАРХи М.В. Шубенков. Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАС
Открывают выставку директор Музея МАРХИ Иванова-Веэн и первый проректор МАРХи М.В. Шубенков. Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАСоткрыть большое изображение
Как известно, Московский архитектурный институт, наряду с несколькими другими художественными ВУЗами, например, Текстильным и Полиграфическим, был образован в 1930 году при распаде ВХУТЕМАСа (в 1927 году переименованного во ВХУТЕИН) и заслуженно считается одним из его прямых наследников. Нынешний главный архитектурный ВУЗ страны даже располагается в том же комплексе зданий на Рождественке, где в 1920-е находились Основное отделение и ряд факультетов ВХУТЕМАСа. За два десятилетия Музей МАрхИ собрал значительную коллекцию учебных материалов 1920-х годов, в основном подаренных семьями бывших студентов, и эти работы и сегодня не утратили своей методической ценности и современности.

Выставка в галерее ВХУТЕМАС, прекрасно оформленная Александром Ермолаевым, руководителем «Мастерской ТАФ», погружает нас в учебную атмосферу 1920-х годов, пропитанную духом коллективизма и творческой свободы. Кураторы распределили ученические работы по факультетам и мастерским преподавателей, сопроводив графику предметами обихода студентов – чертежными инструментами, студбилетами, фотографиями. Студентов на факультеты принимали без экзаменов (за что потом ВХУТЕМАС не раз критиковали), обучение начинали с пропедевтики – общих курсов на понимание формы, цвета, конструкции, которые в 1923 году объединили в Основное отделение. Это, пожалуй, самая ценная методическая часть программы ВХУТЕМАСа, оставившая после себя самую интересную графику: в экспозиции представлены работы на выявление массы (мастерской Н. Ладовского), цвета (мастерской Г. Клуциса), конструкции (мастерской А. Родченко). Уникальность учебной программы ВХУТЕМАСа заключалась в содружестве «чистого» искусства (архфака, живфака, скульптфака), прикладного (текстильфака) и производственного (полиграффака), для которых были найдены единые основы в форме пропедевтических курсов. Так, студенты мастерской Александра Родченко изучали конструкции подъемного крана и на их основе проектировали настольные лампы.

Особое место на выставке занимают малоизученные материалы Ленинградского ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНАа. В основном, это работы из архива семьи студентов архфака Ю. Великанова и Т. Тимофеевой. Если в московском ВХУТЕМАСе традиции классической школы в лице И. Жолтовского, А. Щусева и Г. Гольца свободно сосуществовали с абсолютно новыми принципами формообразования на основе т.н. психоаналитического метода Н. Ладовского, то в Ленинграде – и это видно по представленным эскизам – академическая традиция превалировала.

Выставка в Аптекарском приказе Музея архитектуры, куратором которой стала автор трудов по истории советского авангарда Ирина Чепкунова, продолжает рассказ о ВХУТЕМАСе, однако главный акцент делает на великолепную архитектурную графику. Пожалуй, впервые в рамках одной экспозиции представлено столько знаковых проектов сразу – работы Крутикова, Бурова, Коржева и других «звезд» авангарда из коллекции МУАРа, до сих пор известные лишь по репродукциям в книгах С. Хан-Магомедова или зарубежных каталогах.

Целый пласт менее значительных ученических работ до настоящего момента вообще оставался уделом только специалистов. Так, если проектная графика Ивана Леонидова широко известна (завораживает ее четкая геометрия, минимализм, граничащий с символизмом и даже некоторой сакральностью), то аналогичные проекты других студентов ВХУТЕМАСа широкая публика видит впервые. Среди них особенно хочется отметить проект санатория в Мацесте К. Афанасьева – бесконечное здание-пластину на изящных опорах, напоминающее линейный город в миниатюре, – или проект курортной гостиницы Н. Соколова с механизированными лентами общепита.

Обе выставки проходят в рамках масштабного фестиваля «Пространство ВХУТЕМАС», призванного подытожить исследования, знания и опыт уникального учебного заведения. За свое недолгое существование ВХУТЕМАС оставил значительное наследие – его студенты и преподаватели с успехом участвовали в международной выставке в Париже в 1925 году, а в 1927 году провели уже у себя знаменитую первую выставку Современной архитектуры. Но, пожалуй, главное, что хотели показать кураторы нынешних выставок – это ценный методический опыт ВХУТЕМАСа, который до сих пор не исчерпал своего потенциала.
Перформанс студентов МАРХИ «Пластический портрет руского авангарда». Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАС
Перформанс студентов МАРХИ «Пластический портрет руского авангарда». Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАС
Заседание мастерской «Сохранение и реставрация памятников архитектурного авангарда». Ведущая: Н.О. Душкина (МАРХИ, ICOMOS, DOCOMOMO). Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАС
Заседание мастерской «Сохранение и реставрация памятников архитектурного авангарда». Ведущая: Н.О. Душкина (МАРХИ, ICOMOS, DOCOMOMO). Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАСоткрыть большое изображение
Директор МУАРа Ирина Коробьина и куратор выставки Ирина Чепкунова. Далее все фотографии Натальи Коряковской.
Директор МУАРа Ирина Коробьина и куратор выставки Ирина Чепкунова. Далее все фотографии Натальи Коряковской.открыть большое изображение
Галерея ВХУТЕМАС. Семинар в рамках выставки
Галерея ВХУТЕМАС. Семинар в рамках выставкиоткрыть большое изображение
Галерея ВХУТЕМАС
Галерея ВХУТЕМАСоткрыть большое изображение
Галерея ВХУТЕМАС
Галерея ВХУТЕМАСоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
Галерея ВХУТЕМАС
Галерея ВХУТЕМАСоткрыть большое изображение
Музей архитектуры им. Щусева
Музей архитектуры им. Щусеваоткрыть большое изображение
Музей архитектуры им. Щусева. А. Родченко. Проект павильона «Рабочий клуб» для Международной выставки в Париже 1925 г.
Музей архитектуры им. Щусева. А. Родченко. Проект павильона «Рабочий клуб» для Международной выставки в Париже 1925 г.открыть большое изображение
Музей архитектуры им. Щусева. И. Леонидов. Дипломный проект Института Ленина
Музей архитектуры им. Щусева. И. Леонидов. Дипломный проект Института Ленина открыть большое изображение
Музей архитектуры им. Щусева. М. Коржев. Ученические проекты
Музей архитектуры им. Щусева. М. Коржев. Ученические проектыоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Чобан
  • Антон Яр-Скрябин
  • Алексей Курков
  • Николай Миловидов
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Романов
  • Алексей Гинзбург
  • Роман Леонидов
  • Левон Айрапетов
  • Павел Андреев
  • Василий Крапивин
  • Антон Бондаренко
  • Игорь Шварцман
  • Олег Шапиро
  • Андрей Гнездилов
  • Константин Ходнев
  • Иван Кожин
  • Антон Надточий
  • Арсений Леонович
  • Юлий Борисов
  • Сергей Кузнецов
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Селивохин
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Герасимов
  • Станислав Белых
  • Никита Бирюков
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Грень
  • Юлия Тряскина
  • Зураб Басария
  • Сергей Труханов
  • Валерия Преображенская
  • Михаил Канунников
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Сенкевич
  • Александр Попов
  • Владимир Биндеман
  • Антон Барклянский
  • Илья Машков
  • Антон Лукомский
  • Илья Уткин
  • Полина Воеводина
  • Александр Асадов
  • Владимир Плоткин
  • Олег Мединский
  • Никита Явейн
  • Никита Токарев
  • Владимир Ковалёв
  • Анатолий Столярчук
  • Даниил Лоренц
  • Карен Сапричян
  • Олег Карлсон
  • Наталия Шилова
  • Валерий Лукомский
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Скокан
  • Андрей Асадов
  • Сергей  Орешкин
  • Антон Ладыгин
  • Тотан Кузембаев
  • Татьяна Зульхарнеева

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»
  • ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
  • Архитектурная композиция Recycle Chapel
  • Комплекс апартаментов в микрорайоне Тушино
  • Павильон «Фермерия»
  • Проект реновации территории «Проспект Вернадского»
  • Проект застройки малоэтажными жилыми домами в респ. Карелия

Технологии:

11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи