19.11.2010

ВХУТЕМАС навсегда

90-летний юбилей ВХУТЕМАСа – знаменитой архитектурно-художественной школы, из которой вышли практически все лидеры русского авангарда, отмечает в эти дни МАрхИ. К знаменательной дате приурочены сразу две большие выставки – в галерее ВХУТЕМАС на Рождественке и в Музее архитектуры, – впервые представившие широкой публике свои коллекции учебных материалов легендарного вуза.

информация:

Открывают выставку директор Музея МАРХИ Иванова-Веэн и первый проректор МАРХи М.В. Шубенков. Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАС
Открывают выставку директор Музея МАРХИ Иванова-Веэн и первый проректор МАРХи М.В. Шубенков. Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАСоткрыть большое изображение
Как известно, Московский архитектурный институт, наряду с несколькими другими художественными ВУЗами, например, Текстильным и Полиграфическим, был образован в 1930 году при распаде ВХУТЕМАСа (в 1927 году переименованного во ВХУТЕИН) и заслуженно считается одним из его прямых наследников. Нынешний главный архитектурный ВУЗ страны даже располагается в том же комплексе зданий на Рождественке, где в 1920-е находились Основное отделение и ряд факультетов ВХУТЕМАСа. За два десятилетия Музей МАрхИ собрал значительную коллекцию учебных материалов 1920-х годов, в основном подаренных семьями бывших студентов, и эти работы и сегодня не утратили своей методической ценности и современности.

Выставка в галерее ВХУТЕМАС, прекрасно оформленная Александром Ермолаевым, руководителем «Мастерской ТАФ», погружает нас в учебную атмосферу 1920-х годов, пропитанную духом коллективизма и творческой свободы. Кураторы распределили ученические работы по факультетам и мастерским преподавателей, сопроводив графику предметами обихода студентов – чертежными инструментами, студбилетами, фотографиями. Студентов на факультеты принимали без экзаменов (за что потом ВХУТЕМАС не раз критиковали), обучение начинали с пропедевтики – общих курсов на понимание формы, цвета, конструкции, которые в 1923 году объединили в Основное отделение. Это, пожалуй, самая ценная методическая часть программы ВХУТЕМАСа, оставившая после себя самую интересную графику: в экспозиции представлены работы на выявление массы (мастерской Н. Ладовского), цвета (мастерской Г. Клуциса), конструкции (мастерской А. Родченко). Уникальность учебной программы ВХУТЕМАСа заключалась в содружестве «чистого» искусства (архфака, живфака, скульптфака), прикладного (текстильфака) и производственного (полиграффака), для которых были найдены единые основы в форме пропедевтических курсов. Так, студенты мастерской Александра Родченко изучали конструкции подъемного крана и на их основе проектировали настольные лампы.

Особое место на выставке занимают малоизученные материалы Ленинградского ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНАа. В основном, это работы из архива семьи студентов архфака Ю. Великанова и Т. Тимофеевой. Если в московском ВХУТЕМАСе традиции классической школы в лице И. Жолтовского, А. Щусева и Г. Гольца свободно сосуществовали с абсолютно новыми принципами формообразования на основе т.н. психоаналитического метода Н. Ладовского, то в Ленинграде – и это видно по представленным эскизам – академическая традиция превалировала.

Выставка в Аптекарском приказе Музея архитектуры, куратором которой стала автор трудов по истории советского авангарда Ирина Чепкунова, продолжает рассказ о ВХУТЕМАСе, однако главный акцент делает на великолепную архитектурную графику. Пожалуй, впервые в рамках одной экспозиции представлено столько знаковых проектов сразу – работы Крутикова, Бурова, Коржева и других «звезд» авангарда из коллекции МУАРа, до сих пор известные лишь по репродукциям в книгах С. Хан-Магомедова или зарубежных каталогах.

Целый пласт менее значительных ученических работ до настоящего момента вообще оставался уделом только специалистов. Так, если проектная графика Ивана Леонидова широко известна (завораживает ее четкая геометрия, минимализм, граничащий с символизмом и даже некоторой сакральностью), то аналогичные проекты других студентов ВХУТЕМАСа широкая публика видит впервые. Среди них особенно хочется отметить проект санатория в Мацесте К. Афанасьева – бесконечное здание-пластину на изящных опорах, напоминающее линейный город в миниатюре, – или проект курортной гостиницы Н. Соколова с механизированными лентами общепита.

Обе выставки проходят в рамках масштабного фестиваля «Пространство ВХУТЕМАС», призванного подытожить исследования, знания и опыт уникального учебного заведения. За свое недолгое существование ВХУТЕМАС оставил значительное наследие – его студенты и преподаватели с успехом участвовали в международной выставке в Париже в 1925 году, а в 1927 году провели уже у себя знаменитую первую выставку Современной архитектуры. Но, пожалуй, главное, что хотели показать кураторы нынешних выставок – это ценный методический опыт ВХУТЕМАСа, который до сих пор не исчерпал своего потенциала.
Перформанс студентов МАРХИ «Пластический портрет руского авангарда». Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАС
Перформанс студентов МАРХИ «Пластический портрет руского авангарда». Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАС
Заседание мастерской «Сохранение и реставрация памятников архитектурного авангарда». Ведущая: Н.О. Душкина (МАРХИ, ICOMOS, DOCOMOMO). Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАС
Заседание мастерской «Сохранение и реставрация памятников архитектурного авангарда». Ведущая: Н.О. Душкина (МАРХИ, ICOMOS, DOCOMOMO). Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАСоткрыть большое изображение
Директор МУАРа Ирина Коробьина и куратор выставки Ирина Чепкунова. Далее все фотографии Натальи Коряковской.
Директор МУАРа Ирина Коробьина и куратор выставки Ирина Чепкунова. Далее все фотографии Натальи Коряковской.открыть большое изображение
Галерея ВХУТЕМАС. Семинар в рамках выставки
Галерея ВХУТЕМАС. Семинар в рамках выставкиоткрыть большое изображение
Галерея ВХУТЕМАС
Галерея ВХУТЕМАСоткрыть большое изображение
Галерея ВХУТЕМАС
Галерея ВХУТЕМАСоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
Галерея ВХУТЕМАС
Галерея ВХУТЕМАСоткрыть большое изображение
Музей архитектуры им. Щусева
Музей архитектуры им. Щусеваоткрыть большое изображение
Музей архитектуры им. Щусева. А. Родченко. Проект павильона «Рабочий клуб» для Международной выставки в Париже 1925 г.
Музей архитектуры им. Щусева. А. Родченко. Проект павильона «Рабочий клуб» для Международной выставки в Париже 1925 г.открыть большое изображение
Музей архитектуры им. Щусева. И. Леонидов. Дипломный проект Института Ленина
Музей архитектуры им. Щусева. И. Леонидов. Дипломный проект Института Ленина открыть большое изображение
Музей архитектуры им. Щусева. М. Коржев. Ученические проекты
Музей архитектуры им. Щусева. М. Коржев. Ученические проектыоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Левон Айрапетов
  • Михаил Канунников
  • Полина Воеводина
  • Екатерина Грень
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Орешкин
  • Вера Бутко
  • Никита Токарев
  • Игорь Шварцман
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Бровкин
  • Валерий Лукомский
  • Всеволод Медведев
  • Евгений Герасимов
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Яр-Скрябин
  • Павел Андреев
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Лукомский
  • Олег Карлсон
  • Александр Асадов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Никита Явейн
  • Валерия Преображенская
  • Андрей Романов
  • Сергей Труханов
  • Даниил Лоренц
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Иван Кожин
  • Наталия Зайченко
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Уткин
  • Рустам Керимов
  • Марк Сафронов
  • Арсений Леонович
  • Наталья Сидорова
  • Роман Леонидов
  • Олег Мединский
  • Антон Надточий
  • Юрий Сафронов
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Сенкевич
  • Юлия Тряскина
  • Александр Попов
  • Зураб Басария
  • Карен Сапричян
  • Илья Машков
  • Наталия Шилова
  • Юлий Борисов
  • Александр Скокан
  • Василий Крапивин
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Скуратов
  • Антон Барклянский
  • Владимир Биндеман
  • Олег Шапиро
  • Андрей Асадов
  • Иван Рубежанский
  • Никита Бирюков
  • Владимир Ковалёв
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Чобан
  • Станислав Белых

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс Futurist
  • Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа»
  • Отель Камчатка
  • Мастер-план международного медицинского кластера в Сколково
  • Павильон чачечных церемоний
  • Школа «Летово»
  • CO_Loft
  • Кампус МГУ
  • Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса в Сетуньском проезде

Технологии:

09.01.2019

Мыслить радикально

В апреле фонд LafargeHolcim проведёт VI форум в Каире. Его тема – «Ре-материализация строительства», с 4 по 6 апреля 2019 года мировые эксперты обсудят радикальный подход к строительным материалам, основанный на сокращении их потребления. Регистрация открыта до 31 января.
LafargeHolcim, LafargeHolcim Foundation
29.12.2018

Городской дом в природном окружении

Жилой комплекс в Риэне близ Базеля получил благодаря фасадам из клинкера Hagemeister элегантный «городской» облик.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
18.12.2018

Негорючие фасадные системы от ТЕХНОНИКОЛЬ: собираем надежный и безопасный пазл для частного домостроения

Эксперт направления «Минеральная изоляция» Компании ТЕХНОНИКОЛЬ Константин Козетов рассказывает, как обеспечить комфортный микроклимат внутри помещения круглый год и при этом сделать безопасный, долговечный, энергоэффективный и эстетически привлекательный фасад для частного дома.
другие статьи