«Кристалл» для шахтерского города

Город Кируна на севере Швеции, вынужденный переместиться на восток – от расширяющейся шахты – получил новую ратушу по проекту бюро Henning Larsen, которую открыл сам король Карл XVI Густав.

mainImg
Реализуемый с 2014 план White Arkitekter и Ghilardi+Hellsten Arkitekter «Кируна навсегда» предполагает постепенное перемещение самого северного города Швеции на три километра на восток, чтобы не провалиться в огромную шахту, разрабатываемую рядом с этим городом – и под ним. Это заполярный моногород, основанный горнодобывающей компанией KLAB в начале XX века; сейчас там – крупнейшее в мире и самое современное по технологиям место добычи железной руды подземным способом, причем за 100 лет активной разработки извлечена едва ли треть всех запасов – необычайно высокого качества. Однако шахта, углубившаяся на 1,3 км под землю, постепенно расширяется под город, поэтому KLAB (ныне принадлежащая государству) выделила на переезд Кируны 1,3 млрд долларов, причем сам процесс продлится до 2100 года. Но, несмотря на консультации с жителями, щедрую компенсацию и перевоз на новое место 21 знаковых сооружений, для горожан эти перемены означают потерю сложившейся жилой среды и общественных связей.
 
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Peter Rosén/LapplandMedia
Панорама Кируны. Фото © Peter Rosén/LapplandMedia
Ратуша Кируны. Фото © Peter Rosén/LapplandMedia

Поэтому особую роль должен сыграть новый городской центр, первая очередь плана «Кируна навседа»: он должен быть полностью готов в начале 2020-х, а пока его самое важное здание, ратушу, торжественно открыл в конце ноября король Швеции Карл XVI Густав. Постройка архитекторов Henning Larsen призвана вместить муниципальных чиновников и необходимые горожанам службы, также она служит местом встречи и общения жителей.
 
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow






Внутренняя часть постройки, золотые блоки, оправдывающие название здания («Кристалл»), содержат выставочные залы, мастерские, общественные зоны, которые позволят ратуше стать центром сообщества. Внешнее кольцо занято административными помещениями. Круглый план – не только символ единства, но и способ избежать снежных заносов: ветер обдувает обтекаемые фасады из стекла и камня. Светлый цвет позволит «Кристаллу» быть заметным и в полярную ночь (в Кируне солнце не восходит две недели в году, во вторую половину декабря).
 
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow

Рядом установлена колокольня старой ратуши, 1958 года: она физически выражает продолжение истории Кируны. Преемственность можно увидеть и в «устойчивом» решении: на строительство «Кристалла» пошли, помимо прочего, материалы, полученные при демонтаже прежнего муниципалитета.
Ратуша Кируны. Фото © Peter Rosén/LapplandMedia
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Ратуша Кируны. Фото © Hufton + Crow
Панорама Кируны. Фото © Peter Rosén/LapplandMedia
Ратуша Кируны. Фото © Peter Rosén/LapplandMedia
Ратуша Кируны. Фото © Peter Rosén/LapplandMedia
Ратуша Кируны. Фото © Peter Rosén/LapplandMedia
Ратуша Кируны. Фото © Peter Rosén/LapplandMedia
Ратуша Кируны © Henning Larsen
Ратуша Кируны © Henning Larsen
Ратуша Кируны © Henning Larsen

25 Декабря 2018

Henning Larsen Architects, White: другие проекты
Минус дает плюс
«Углеродно негативный» культурный центр в Шеллефтео на севере Швеции построен из местного дерева, включая 20-этажный гостиничный корпус. Авторы проекта – бюро White.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Опера для народа
Датские архитекторы Henning Larsen выиграли конкурс на проект расширения Оперы Бастилии – главной сценической площадки Парижской национальной оперы.
Похожие статьи
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.