Нежное прикосновение

«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Встреча с Сигни Конгебро стала первой в этом цикле лекций.

Марина Игнатушко

Беседовала:
Марина Игнатушко

mainImg
Тема лекции Сигне Конгебро была обозначена педагогически корректно: «Дизайн со знанием – ценность дневного света». Но основной мотив выступления улыбчивой сиятельной Сигне звучал ярче: «Дневной свет как нежное прикосновение». Это, несомненно, оживляло атмосферу встречи и способствовало наилучшему пониманию датского опыта.
 
Сигне Конгебро, партнер датского бюро Henning Larsen Architects. Фото предоставлено Velux
Музей Мосгор в Орхусе © Jens Lindhe

Сигне Конгебро – одна из совладельцев знаменитого бюро Henning Larsen Architects. Сам Хеннинг Ларсен – «мастер света» (так определили его заслуги международные эксперты) – ушел из жизни в прошлом году; последнее время он не докучал бюро своим присутствием, но всегда охотно и доброжелательно помогал советами, поддерживал творческий энтузиазм и исследовательский дух. Его имя – бренд датской архитектуры. При этом Сигне Конгебро уверена, что отличительная особенность их архитектуры – не в трансляции определенных приемов и создании особых форм. Часть метода Henning Larsen Architects – эмпатия: так и записано на сайте компании. Именно эту свою способность они и успешно экспортируют далеко за пределы Копенгагена.
 
Музей Мосгор © Jens Lindhe
Музей Мосгор © Henning Larsen Architects
Музей Мосгор © Jens Lindhe
Музей Мосгор © Jens Lindhe

Где же датских архитекторов учат эмпатии? Никаких специальных программ нет. Но устройство жизни, культура страны таким образом настраивают людей. Для начала можно вспомнить хотя бы сказки Андерсена: там больше сопереживаний, чем хитростей. И проверить это слово по словарю: эмпатия – не только эмоциональная способность, но и интеллектуальный процесс. Похоже, этот подход к проектированию необходим архитекторам постоянно, ведь в бюро Henning Larsen Architects работают специалисты больше тридцати национальностей.
 
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Jens Lindhe

После знакомства с их проектами убеждаешься, что «нежное прикосновение», «эмпатия» и прочие милые слова – не просто заявления. Мало того, на лекции Сигне прозвучало признание, что «для архитектора дневной свет – как любовная интрижка». И, действительно, от таких объектов, как университетский кампус в Кольдинге, испытываешь головокружительный драйв! Это здание в прозрачной рубашке из узорчатых жалюзи – треугольное в плане. Такой план – не формальный каприз. Треугольник вписан в сетку, здание не заполняет собой весь участок, оставляя место горожанам для отдыха у реки. Его главный фасад, собирающий солнце, через атриум перенаправляет потоки внутрь, распределяя свет по террасам этажей. Вместе со световым фонарем крыши это задает максимум естественной освещенности. «Правильно выбранный фасад экономит половину энергии,» – утверждает Сигне. Она продемонстрировала геометрическую схему, схемы тепловой массы, дизайна, размещения термального насоса и солнечных батарей и объяснила, что эта самая «интрижка» проговаривалась, прорабатывалась на самых ранних стадиях работы, на том этапе, который у нас называется «предпроектным исследованием».
 
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Martin Schubert
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects

Госпожа Конгебро в компании Henning Larsen Architects возглавляет отдел устойчивого развития (sustainability), вместе с коллегами зондирует все технологические новации, и ищет, как она выразилась, «родственные души» – тех специалистов, что способны увлечься и реализовать научные и инженерные разработки в конкретном объекте. В ее отделе – 16 человек с опытом и степенями, ноу-хау для них – ежедневный инструмент проектирования… Если это происходит с тем же воодушевлением, с которым она рассказывала, неудивительно, что за пропаганду сбалансированного подхода в проектировании и строительстве профессиональная общественность Дании присуждала ей звание Miss Sustainability. А в результате снижения потребления энергии в пропорции к сокращению использования искусственного света не только студенты учатся на 5-14% лучше – соображают намного быстрее. Но, представьте, вы просто идете по лестнице, и от всего окружающего пространства у вас вырабатываются самые настоящие здоровые эндорфины! Вот это и есть социально ориентированное проектирование по-датски.
 
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects
Финансовый район короля Абдуллы в Эр-Рияде © Henning Larsen Architects

Поскольку Henning Larsen Architects отличает не почерк, а подход, компания в чести и в других странах. Победа в международном конкурсе принесла им заказ на разработку для Эр-Рияда мастер-плана финансового района на площади 160 га. Датчане придумали современный мегаполис на основе арабских традиций: цветущий оазис с пешеходами и монорельсовой дорогой. Посмотрели, как и когда дуют ветры, за счет плотности застройки, ее проницаемости, цвета и материала фасадов, с учетом отраженного света «станцевали» комфортную среду. Почему «станцевали»? Сигне, комментируя проекты, объясняла, что «важно соблюдать баланс, как в танце». В Саудовской Аравии у них получился танец света и тени.
 
zooming
Финансовый район короля Абдуллы © Henning Larsen Architects
Финансовый район короля Абдуллы © Henning Larsen Architects
zooming
Финансовый район короля Абдуллы © Henning Larsen Architects

Практика отечественных проектировщиков показывает, что соблюдение баланса, в основном, подразумевает интересы девелоперов и города, застройщиков и будущих жильцов, но никак не соотношение живого и искусственного света. Энергоэффективные объекты с нулевым уровнем энергопотребления для нас пока – робкий эксперимент. Но, как показал один из примеров, приведенных Сигне Конгебро, ответственность за sustainability лежит не только на заказчике. Архитектору, прежде всего, надо быть уверенным и убедительным. В большом офисном здании на окраине города предполагалась стандартная высота потолков – 2,7 м. Планировочная схема – тоже стандартная: многоэтажный атриум, в который раскрываются кабинеты на разных уровнях. Но при расчетах оказалось: освещенность на этажах – недостаточная. Архитекторы предложили изменить поэтажное деление, повысить потолки на метр, а «недостающие» в таком случае площади компенсировать за счет усложненного абриса плана атриума и рационального размещения рабочих мест. Клерки не были обижены – лишь удивлены изобретательностью архитекторов.
Здание банка Nordea в районе Эрестад в Копенгагене © Henning Larsen Architects. Комплекс состоит из двух зданий, стоящих на общем цоколе. Офисная часть – наверху, общедоступные пространства – на первых этажах. Комплекс ориентирован на взаимодействие с городом: перед ним и в атриуме созданы как отдельные тихие, камерные места, так площади и улицы для разных контактов и деятельности.

В Henning Larsen Architects знают, что дизайн окна влияет на здоровье людей. Свет – материал для архитектора, которым он должен уметь управлять. Эффективность проектных решений может быть проверена интуитивно – достаточно поставить себя на место потенциального потребителя будущих полезных площадей и пространств. Но в Дании любой тонко чувствующий художник должен еще и подвергнуть свои ощущения точным расчетам. Если однажды датчане заметили, что света и воздуха нужно больше и изобрели даже окно для крыши, то теперь подобные умонастроения вполне соответствуют духу международных конвенций и соглашений самого высокого уровня.
 
Здание банка Nordea в районе Эрестад в Копенгагене © Henning Larsen Architects

Перед лекцией я спросила Сигне: правда ли, что в Копенгагене принято общественное соглашение, на основании которого, например, все нижние этажи зданий должны быть проницаемы – так, чтобы снаружи и изнутри люди могли видеть друг друга? В ответ уважаемая гостья объяснила, что такого требования нет, важно обеспечить на уровне первых двух этажей визуальный комфорт для пешеходов, предоставить возможность использовать эти этажи или элементы фасадов для создания общедоступных пространств. В качестве примера она привела здание банка с крепкими каменными стенами, конфигурация фасада которого позволяла при этом устроить и зоны отдыха для горожан.
 
Здание банка Nordea в районе Эрестад в Копенгагене © Henning Larsen Architects

Сигне рассказала про климатический план Копенгагена: он включает 15 направлений и главное обязательство – превратить город в первую в мире столицу с нулевым уровнем эмиссии углекислого газа. По сути, это значит – развиваться не в ущерб окружающей среде: выдыхать не больше, чем деревья успевают произвести свежего воздуха. А с учетом того, что почти 40% выбросов CO2 приходится на строительную отрасль, проектировщики должны все разумно сделать в самом начале. Прозрачность и проницаемость первых этажей – в пользу солнца и каждого горожанина. Каждого – ведь, как известно, конкуренция городов мира за звание самого комфортного для жизни носит отнюдь не формальный характер. Экологически чистый город должен быть качественно спроектирован.
 
© Henning Larsen Architects

«Как Вы относитесь к применению тонированного стекла?» – спросили Сигне из зала. «Плохо, – ответила Конгебро. – Честнее поставить стену. В 1980-е в Дании злоупотребляли такими окнами с фильтрами – со временем все эти постройки выглядят неважно». Вообще Сигне призывает очень внимательно выбирать стекло, его оттенки: все это нагружает интерьеры сомнительными рефлексами, корректирует цветовосприятие и не способствует здоровой атмосфере.
 
Сигне рассказала, насколько важно не ошибиться при выборе оттенков стекла. Оказалось, европейский стандарт требования к освещению на рабочем месте настроен на правильную передачу цветов кожи человека. Так, чтобы люди в помещении выглядели здоровыми и привлекательными.

Я поделилась с Сигне впечатлениями о здании «Шпигель» на оконечности гамбургского Хафен-сити. По правде, мы тогда с друзьями не знали, что этот стеклянный монстр – от Henning Larsen Architects, просто глаз зацепил нечто неуловимо другое в окружении. Действительно чем-то отличаются немецкие и датские проекты? По мнению Сигне, разница менталитетов диктует и разные подходы: для немцев важна иерархия, у датчан архитектура скромнее. Они ценят общение на равных. Поэтому вокруг их офисов гнездятся кафе и прочие площадки для широкой публики, а к штаб-квартире «Шпигеля» ведет променад, и два корпуса издательства раздвинулись, чтобы вместить открытую площадь. Блики и отражения компенсируют нередкое отсутствие солнца, фасады отражаются в воде канала. По-немецки «Шпигель» – зеркало, и архитекторы поставили знак равенства между зеркалом природным и рукотворным.
 
Конгресс-центр и концертный зал Harpa в Рейкьявике. Предоставлено Henning Larsen Architects

Вроде бы очевидные датские игры со светом позволяют решить массу насущных вопросов, касающихся формообразования, экономики, экологии, здоровья и комфорта. И за всем этим стоит строгий расчет. Однако завершила свое выступление Сигне Конгебро напутствием: «Люди должны понять: свет – это не только инженерия». Сигне напомнила слова Луиса Кана о том, что архитектура должна начинаться с того, что не поддается измерению. Пройдя сквозь измерения в процессе проектирования, она в итоге вновь должна стать неизмеримой.
Конгресс-центр и концертный зал Harpa в Рейкьявике. Предоставлено Henning Larsen Architects
Школа архитектуры в Умео. Предоставлено Henning Larsen Architects
Школа архитектуры в Умео. Предоставлено Henning Larsen Architects

Поставщики, технологии

12 Декабря 2014

Марина Игнатушко

Беседовала:

Марина Игнатушко
comments powered by HyperComments
Свет-Человек-Архитектура. Лекции датских архитекторов...
В преддверии 2015 года, объявленного ЮНЕСКО Международным Годом Света, компания VELUX и Архитектурная школа МАРШ организуют цикл лекций датских архитекторов под лозунгом LIGHT-HUMAN-ARCHITECTURE, или Свет-Человек-Архитектура.
Ученье-свет
«Свет – человек – архитектура» – совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Выступление Хелле Юул завершило этот цикл встреч.
Детали, нарисованные светом
«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Архитектор Ян Сёндергаард стал вторым лектором в этом цикле.
Свет-Человек-Архитектура. Лекции датских архитекторов...
В преддверии 2015 года, объявленного ЮНЕСКО Международным Годом Света, компания VELUX и Архитектурная школа МАРШ организуют цикл лекций датских архитекторов под лозунгом LIGHT-HUMAN-ARCHITECTURE, или Свет-Человек-Архитектура.
Мысли о свете: работы победителей Международного...
Каждые два года на конкурсе, инициированном компанией VELUX, отбираются наиболее интересные проекты на тему освещения и использования источников энергии: от крупных исследований, актуальных для городской среды, до небольших абстрактных концепций.
Офис-витрина, пронизанный солнцем
Авторам офисно-складского комплекса VELUX в Словении удалось разместить офис продаж внутри гигантской, вытянутой вдоль шоссе консоли и украсить его мансардными окнами, тонко подчеркнув все их достоинства.
Солнечная реконструкция
Испанское бюро A2arquitectos, используя естественное освещение и обычные зенитные окна, превратило бассейн отеля на Майорке в его главную достопримечательность.
Окно в будущее
Сегодня руках в архитектора есть все необходимые инструменты для экологически дружественного строительства, создания сбалансированной среды и эффективного использования природных ресурсов. Один из многочисленных удачных примеров – жилой дом «Мельница Хансет» (Hunsett Mill) в Норфолке (Великобритания).
Дом солнца для цветов жизни
По европейской концепции Active House в Дании построили единственный в Европе «CO2-нейтральный» детский сад, опережая по энергоэффективности датские строительные нормы 2015г.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.