Нежное прикосновение

«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Встреча с Сигни Конгебро стала первой в этом цикле лекций.

Марина Игнатушко

Беседовала:
Марина Игнатушко

mainImg
0 Тема лекции Сигне Конгебро была обозначена педагогически корректно: «Дизайн со знанием – ценность дневного света». Но основной мотив выступления улыбчивой сиятельной Сигне звучал ярче: «Дневной свет как нежное прикосновение». Это, несомненно, оживляло атмосферу встречи и способствовало наилучшему пониманию датского опыта.
 
Сигне Конгебро, партнер датского бюро Henning Larsen Architects. Фото предоставлено Velux
Музей Мосгор в Орхусе © Jens Lindhe

Сигне Конгебро – одна из совладельцев знаменитого бюро Henning Larsen Architects. Сам Хеннинг Ларсен – «мастер света» (так определили его заслуги международные эксперты) – ушел из жизни в прошлом году; последнее время он не докучал бюро своим присутствием, но всегда охотно и доброжелательно помогал советами, поддерживал творческий энтузиазм и исследовательский дух. Его имя – бренд датской архитектуры. При этом Сигне Конгебро уверена, что отличительная особенность их архитектуры – не в трансляции определенных приемов и создании особых форм. Часть метода Henning Larsen Architects – эмпатия: так и записано на сайте компании. Именно эту свою способность они и успешно экспортируют далеко за пределы Копенгагена.
 
Музей Мосгор © Jens Lindhe
Музей Мосгор © Henning Larsen Architects
Музей Мосгор © Jens Lindhe
Музей Мосгор © Jens Lindhe

Где же датских архитекторов учат эмпатии? Никаких специальных программ нет. Но устройство жизни, культура страны таким образом настраивают людей. Для начала можно вспомнить хотя бы сказки Андерсена: там больше сопереживаний, чем хитростей. И проверить это слово по словарю: эмпатия – не только эмоциональная способность, но и интеллектуальный процесс. Похоже, этот подход к проектированию необходим архитекторам постоянно, ведь в бюро Henning Larsen Architects работают специалисты больше тридцати национальностей.
 
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Jens Lindhe

После знакомства с их проектами убеждаешься, что «нежное прикосновение», «эмпатия» и прочие милые слова – не просто заявления. Мало того, на лекции Сигне прозвучало признание, что «для архитектора дневной свет – как любовная интрижка». И, действительно, от таких объектов, как университетский кампус в Кольдинге, испытываешь головокружительный драйв! Это здание в прозрачной рубашке из узорчатых жалюзи – треугольное в плане. Такой план – не формальный каприз. Треугольник вписан в сетку, здание не заполняет собой весь участок, оставляя место горожанам для отдыха у реки. Его главный фасад, собирающий солнце, через атриум перенаправляет потоки внутрь, распределяя свет по террасам этажей. Вместе со световым фонарем крыши это задает максимум естественной освещенности. «Правильно выбранный фасад экономит половину энергии,» – утверждает Сигне. Она продемонстрировала геометрическую схему, схемы тепловой массы, дизайна, размещения термального насоса и солнечных батарей и объяснила, что эта самая «интрижка» проговаривалась, прорабатывалась на самых ранних стадиях работы, на том этапе, который у нас называется «предпроектным исследованием».
 
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Martin Schubert
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects

Госпожа Конгебро в компании Henning Larsen Architects возглавляет отдел устойчивого развития (sustainability), вместе с коллегами зондирует все технологические новации, и ищет, как она выразилась, «родственные души» – тех специалистов, что способны увлечься и реализовать научные и инженерные разработки в конкретном объекте. В ее отделе – 16 человек с опытом и степенями, ноу-хау для них – ежедневный инструмент проектирования… Если это происходит с тем же воодушевлением, с которым она рассказывала, неудивительно, что за пропаганду сбалансированного подхода в проектировании и строительстве профессиональная общественность Дании присуждала ей звание Miss Sustainability. А в результате снижения потребления энергии в пропорции к сокращению использования искусственного света не только студенты учатся на 5-14% лучше – соображают намного быстрее. Но, представьте, вы просто идете по лестнице, и от всего окружающего пространства у вас вырабатываются самые настоящие здоровые эндорфины! Вот это и есть социально ориентированное проектирование по-датски.
 
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects
Финансовый район короля Абдуллы в Эр-Рияде © Henning Larsen Architects

Поскольку Henning Larsen Architects отличает не почерк, а подход, компания в чести и в других странах. Победа в международном конкурсе принесла им заказ на разработку для Эр-Рияда мастер-плана финансового района на площади 160 га. Датчане придумали современный мегаполис на основе арабских традиций: цветущий оазис с пешеходами и монорельсовой дорогой. Посмотрели, как и когда дуют ветры, за счет плотности застройки, ее проницаемости, цвета и материала фасадов, с учетом отраженного света «станцевали» комфортную среду. Почему «станцевали»? Сигне, комментируя проекты, объясняла, что «важно соблюдать баланс, как в танце». В Саудовской Аравии у них получился танец света и тени.
 
zooming
Финансовый район короля Абдуллы © Henning Larsen Architects
Финансовый район короля Абдуллы © Henning Larsen Architects
zooming
Финансовый район короля Абдуллы © Henning Larsen Architects

Практика отечественных проектировщиков показывает, что соблюдение баланса, в основном, подразумевает интересы девелоперов и города, застройщиков и будущих жильцов, но никак не соотношение живого и искусственного света. Энергоэффективные объекты с нулевым уровнем энергопотребления для нас пока – робкий эксперимент. Но, как показал один из примеров, приведенных Сигне Конгебро, ответственность за sustainability лежит не только на заказчике. Архитектору, прежде всего, надо быть уверенным и убедительным. В большом офисном здании на окраине города предполагалась стандартная высота потолков – 2,7 м. Планировочная схема – тоже стандартная: многоэтажный атриум, в который раскрываются кабинеты на разных уровнях. Но при расчетах оказалось: освещенность на этажах – недостаточная. Архитекторы предложили изменить поэтажное деление, повысить потолки на метр, а «недостающие» в таком случае площади компенсировать за счет усложненного абриса плана атриума и рационального размещения рабочих мест. Клерки не были обижены – лишь удивлены изобретательностью архитекторов.
Здание банка Nordea в районе Эрестад в Копенгагене © Henning Larsen Architects. Комплекс состоит из двух зданий, стоящих на общем цоколе. Офисная часть – наверху, общедоступные пространства – на первых этажах. Комплекс ориентирован на взаимодействие с городом: перед ним и в атриуме созданы как отдельные тихие, камерные места, так площади и улицы для разных контактов и деятельности.

В Henning Larsen Architects знают, что дизайн окна влияет на здоровье людей. Свет – материал для архитектора, которым он должен уметь управлять. Эффективность проектных решений может быть проверена интуитивно – достаточно поставить себя на место потенциального потребителя будущих полезных площадей и пространств. Но в Дании любой тонко чувствующий художник должен еще и подвергнуть свои ощущения точным расчетам. Если однажды датчане заметили, что света и воздуха нужно больше и изобрели даже окно для крыши, то теперь подобные умонастроения вполне соответствуют духу международных конвенций и соглашений самого высокого уровня.
 
Здание банка Nordea в районе Эрестад в Копенгагене © Henning Larsen Architects

Перед лекцией я спросила Сигне: правда ли, что в Копенгагене принято общественное соглашение, на основании которого, например, все нижние этажи зданий должны быть проницаемы – так, чтобы снаружи и изнутри люди могли видеть друг друга? В ответ уважаемая гостья объяснила, что такого требования нет, важно обеспечить на уровне первых двух этажей визуальный комфорт для пешеходов, предоставить возможность использовать эти этажи или элементы фасадов для создания общедоступных пространств. В качестве примера она привела здание банка с крепкими каменными стенами, конфигурация фасада которого позволяла при этом устроить и зоны отдыха для горожан.
 
Здание банка Nordea в районе Эрестад в Копенгагене © Henning Larsen Architects

Сигне рассказала про климатический план Копенгагена: он включает 15 направлений и главное обязательство – превратить город в первую в мире столицу с нулевым уровнем эмиссии углекислого газа. По сути, это значит – развиваться не в ущерб окружающей среде: выдыхать не больше, чем деревья успевают произвести свежего воздуха. А с учетом того, что почти 40% выбросов CO2 приходится на строительную отрасль, проектировщики должны все разумно сделать в самом начале. Прозрачность и проницаемость первых этажей – в пользу солнца и каждого горожанина. Каждого – ведь, как известно, конкуренция городов мира за звание самого комфортного для жизни носит отнюдь не формальный характер. Экологически чистый город должен быть качественно спроектирован.
 
© Henning Larsen Architects

«Как Вы относитесь к применению тонированного стекла?» – спросили Сигне из зала. «Плохо, – ответила Конгебро. – Честнее поставить стену. В 1980-е в Дании злоупотребляли такими окнами с фильтрами – со временем все эти постройки выглядят неважно». Вообще Сигне призывает очень внимательно выбирать стекло, его оттенки: все это нагружает интерьеры сомнительными рефлексами, корректирует цветовосприятие и не способствует здоровой атмосфере.
 
Сигне рассказала, насколько важно не ошибиться при выборе оттенков стекла. Оказалось, европейский стандарт требования к освещению на рабочем месте настроен на правильную передачу цветов кожи человека. Так, чтобы люди в помещении выглядели здоровыми и привлекательными.

Я поделилась с Сигне впечатлениями о здании «Шпигель» на оконечности гамбургского Хафен-сити. По правде, мы тогда с друзьями не знали, что этот стеклянный монстр – от Henning Larsen Architects, просто глаз зацепил нечто неуловимо другое в окружении. Действительно чем-то отличаются немецкие и датские проекты? По мнению Сигне, разница менталитетов диктует и разные подходы: для немцев важна иерархия, у датчан архитектура скромнее. Они ценят общение на равных. Поэтому вокруг их офисов гнездятся кафе и прочие площадки для широкой публики, а к штаб-квартире «Шпигеля» ведет променад, и два корпуса издательства раздвинулись, чтобы вместить открытую площадь. Блики и отражения компенсируют нередкое отсутствие солнца, фасады отражаются в воде канала. По-немецки «Шпигель» – зеркало, и архитекторы поставили знак равенства между зеркалом природным и рукотворным.
 
Конгресс-центр и концертный зал Harpa в Рейкьявике. Предоставлено Henning Larsen Architects

Вроде бы очевидные датские игры со светом позволяют решить массу насущных вопросов, касающихся формообразования, экономики, экологии, здоровья и комфорта. И за всем этим стоит строгий расчет. Однако завершила свое выступление Сигне Конгебро напутствием: «Люди должны понять: свет – это не только инженерия». Сигне напомнила слова Луиса Кана о том, что архитектура должна начинаться с того, что не поддается измерению. Пройдя сквозь измерения в процессе проектирования, она в итоге вновь должна стать неизмеримой.
Конгресс-центр и концертный зал Harpa в Рейкьявике. Предоставлено Henning Larsen Architects
Школа архитектуры в Умео. Предоставлено Henning Larsen Architects
Школа архитектуры в Умео. Предоставлено Henning Larsen Architects

Поставщики, технологии

12 Декабря 2014

Марина Игнатушко

Беседовала:

Марина Игнатушко
comments powered by HyperComments
Свет-Человек-Архитектура. Лекции датских архитекторов...
В преддверии 2015 года, объявленного ЮНЕСКО Международным Годом Света, компания VELUX и Архитектурная школа МАРШ организуют цикл лекций датских архитекторов под лозунгом LIGHT-HUMAN-ARCHITECTURE, или Свет-Человек-Архитектура.
Ученье-свет
«Свет – человек – архитектура» – совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Выступление Хелле Юул завершило этот цикл встреч.
Детали, нарисованные светом
«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Архитектор Ян Сёндергаард стал вторым лектором в этом цикле.
Свет-Человек-Архитектура. Лекции датских архитекторов...
В преддверии 2015 года, объявленного ЮНЕСКО Международным Годом Света, компания VELUX и Архитектурная школа МАРШ организуют цикл лекций датских архитекторов под лозунгом LIGHT-HUMAN-ARCHITECTURE, или Свет-Человек-Архитектура.
Мысли о свете: работы победителей Международного...
Каждые два года на конкурсе, инициированном компанией VELUX, отбираются наиболее интересные проекты на тему освещения и использования источников энергии: от крупных исследований, актуальных для городской среды, до небольших абстрактных концепций.
Офис-витрина, пронизанный солнцем
Авторам офисно-складского комплекса VELUX в Словении удалось разместить офис продаж внутри гигантской, вытянутой вдоль шоссе консоли и украсить его мансардными окнами, тонко подчеркнув все их достоинства.
Солнечная реконструкция
Испанское бюро A2arquitectos, используя естественное освещение и обычные зенитные окна, превратило бассейн отеля на Майорке в его главную достопримечательность.
Окно в будущее
Сегодня руках в архитектора есть все необходимые инструменты для экологически дружественного строительства, создания сбалансированной среды и эффективного использования природных ресурсов. Один из многочисленных удачных примеров – жилой дом «Мельница Хансет» (Hunsett Mill) в Норфолке (Великобритания).
Дом солнца для цветов жизни
По европейской концепции Active House в Дании построили единственный в Европе «CO2-нейтральный» детский сад, опережая по энергоэффективности датские строительные нормы 2015г.
Технологии и материалы
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Сейчас на главной
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.
Нет плохой погоды
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает для сибирского города Мегион всесезонный парк и необычные элементы благоустройства, отвечающие суровому климату: источники витамина D, укрытия от холода и непогоды и преобразователи ветра.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
На крутом берегу
После вручения премии АрхиWOOD 2021 начинаем вспоминать о победителях прошлого года и проектах шорт-листа этого года. Жизнь показывает, что один из основных трендов – черный или серый цвет фасадов.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Преемственность силуэта
Доходный дом «Астория» в центре Стокгольма реконструирован архитекторами 3XN, которые добавили к нему новый корпус со схожим профилем кровли.
От контраста к контексту
Herzog & de Meuron расширили музей Кюпперсмюле в Дуйсбурге – комплекс индустриальной мельницы, который они сами приспособили для устройства экспозиций еще в 1999.