Они-то и предложили всем участникам идею сделать аэропорт, в котором самолеты видно насквозь прямо от входа – проницаемый. Так что все проекты получились очень прозрачными. На территории появятся пассажирский и грузовой терминалы, административные здания, гостиница и железнодорожная станция. Новый объект будет обслуживать порядка 3 500 000 пассажиров в год.
Архитектурный совет рассматривал семь заявок, три из которых до народного голосования не дошли – это предложения бюро ГОРА, Nefa и DNKag, увидеть их можно здесь. В финал вышли четыре проекта: IND, ХВОЯ, «Студия 44», UNK. Поговаривают, при рассмотрении на совете 1 место досталось «Студии 44».
Но потом все отправили на «народное голосование». Оставить свой голос за одну из работ можно до 29 марта в телеграм-канале и ВК губернатора Омской области Виталия Хоценко. Обещают, что набравший наибольшее количество голосов проект и будет реализован.
На момент написания этой новости впереди идут «Хвоя» и «Студия 44».
IND / «Танец ветра»
Авторы вдохновлялись природой региона, в котором есть не только леса, но и пронизанная ветрами Курумбальская степь. В форме терминала визуализированы воздушные потоки: сталкиваясь друг с другом, они смешиваются и образуют мягкие волны. Найденное архитектурное решение символизирует переплетение культур и людей, которых объединила омская земля.
«Мы проектировали буквально в чистом поле, в этом уникальность нового аэропорта, и вдохновение мы стали искать в природе степи, движении ветра, свободе и просторе, сплетении культур. Все эти наслоения и переплетения сложились в форму, напоминающую о полете», – пишут архитекторы.
Еще одно авторское уточнение: «А еще нам было важно найти личность для вдохновения и мы решили, что для темы “танца ветра” нам нужно найти женский образ – так мы нашли Валентину Тулупову, балерину, работавшую в Омске, почетного гражданина Омска, и ее именем мы назвали аэропорт».
Действительно, он такой деликатно вылепленный – и сам аэропорт, и все окружающие строения. Как будто и впрямь отрехтован ветром.
Ну и колонны в пространстве аэропортов тоже, как видим, стали популярной темой: «Нам было очень важно сделать конструкции основной “фишкой” проекта. Центральное большепролетное пространство опирается на колонны, которые за счет своей формы будто парят в воздухе».
ХВОЯ / Ворота
Команда отказалась от стандартной планировки в пользу проницаемости и легкой навигации: «В своем проекте мы отказались от стандартной планировочной схемы аэровокзала, которая предполагает жесткое продольное разделение здания на земную (неконтролируемую) и небесную (контролируемую) части, выходящие соответственно на городской и перронный фасады. Вместо здания – лабиринта, в котором дезориентированные пассажиры двигаются по указателям, мы предлагаем ясный, удобный и проницаемый аэровокзал. Все пассажирские зоны – и неконтролируемая (зал регистрации и кафе для провожающих и встречающих), и контролируемая (залы ожидания внутренних и международных линий) – визуально сообщаются с городом и с перроном».
Попадая в терминал, пассажиры на протяжении всего своего движения видят взлет и посадку самолетов через большие арочные витражи, что превращает здание в портал между небом и землей. Усилить этот образ помогли городские достопримечательности – тарские и тобольские ворота. Три больших и светлых «ангара» маркируют зону аэропорта, три арки поменьше – железнодорожный терминал.
Арки, напоминающие базилику Максенция – только больше – очень впечатляют; к ним в проекте ведет широкая эспланада.
Как очаровывают и деревья внутри. Для них там достаточно естественного света, это чувствуется.
«Студия 44» / Чешуйчатое крыло
Архитекторы предлагают объединить терминалы и административную часть в одном здании, которое имеет обтекаемую форму крыла или даже плавника. При возможном расширении у него должна появиться зеркальная пара. Параметрические панели на кровле напоминают чуть вспушенные встречным ветром перья, а отделка козырька деревянными рейками волной переходит во внутренние пространства терминала, что тоже создает ощущение взмаха мощного крыла.
Получается скульптурный, эмоциональный и технически оправданный контраст. Волна потолка состоит из стеклянных призм – пирамид, вершинами они опущены вниз, а гранями плавно раскрываются к солнцу. Такой он получается ершистый.
Эффект от такого потолка, одновременно брутального и светящегося, внутри даже сильнее, чем снаружи. Но важно – он параметрически просчитан. Деревянные волны другие, плавные, они отклоняются на большие расстояния, освобождая место для движения потоков, а реакция на пассажиропотоки, – как известно, одна из «фишек» «Студии 44».
UNK / Жемчужина Сибири
«Мы уверены, что новый аэропорт должен стать жемчужиной Сибири, подчеркивающей локальную идентичность. Ключевыми образами проекта стали речной жемчуг, неотъемлемый элемент украшений народов Сибири, и реки Иртыш и Омь – природные сокровища региона», – говорят архитекторы.
Центром композиции станет облицованная перламутровыми панелями арка входа, который украсит «Жемчужина» Михаила Врубеля, родившегося в Омске – не так давно мы разглядывали его «Раковину» в Третьяковской галерее. Жемчуг также напоминает о традиционных украшениях и богатствах рек Омь и Иртыш.
Главная арка – заостроенно-параболическая, вынесенная вперед, – авторы подчеркивают, что она защитит от дождя достаточно большую площадь перед входом. На кровле ей вторит аккуратный «птичий косяк» зенитных фонарей, тоже обтекаемых контуров – внутрь они вытянуты крупными «трубами», в которые плавно перетекает полосатый белый потолок.
В проект заложена возможность последующего расширения, а также, по словам архитекторов, он экономичен и легко реализуем.
Голосование – в телеграм-канале и ВК губернатора Омской области
Итоги планируют подвести 29 марта.