Праздник футбола

Десять футбольных стадионов из портфолио Проектного института «АРЕНА»: запоминающиеся образы, многотысячные трибуны и новейшие технологии.

mainImg
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Россия, Нижний Новгород, улица Бетанкура, 1А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”

2013 — 2018

Заказчик: ФГУП «Спорт-Инжиниринг» 
Футбольные стадионы – одна из специализаций Проектного института «Арена», который многие годы занимается масштабными общественными объектами. В подборку вошло девять стадионов, большинство их которых возводилось к Чемпионату мира по футболу счастливого 2018 года. На их примере хорошо виден диапазон задач, с которыми сталкивался институт: от строительства в чистом поле и адаптации иностранных концепций к российским реалиям до модернизации советских объектов и включения современных гигантов в сложившуюся городскую среду. 
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

«Арена» – отчасти историческое название, поскольку коллектив нашего института складывался из специалистов, проектировавших крупнейшие спортивные объекты Москвы. И первоначальный пакет проектов составили именно спортивные объекты. За годы существования ПИ «Арена» накопил серьезный опыт в строительстве и реконструкции футбольных стадионов – мы единственные, кто спроектировал два объекта Зимней Олимпиады в Сочи 2014 года и пять из двенадцати стадионов Чемпионата мира по футболу 2018 года. После завершения крупных спортивных мероприятий наши арены продолжают жить, в каждом городе по-разному: как профессиональные спортивные базы или концертные площадки. 

Мы продолжаем развиваться в этом направлении, решая все больше задач, поскольку ужесточаются требования к безопасности, появляются новые медиатехнологии, постоянно улучшаются условия для спортсменов и зрителей. На разных стадиях проектирования обычно задействовано от 5 до 50 человек. Среди них, кстати, немало заядлых болельщиков и любителей: институт даже арендует для своих сотрудников футбольное поле на территории олимпийского комплекса «Лужники».


В подборке арены перечисляются в хронологическом порядке проектирования – от стадиона «Москвич», который ждет открытия в этом году, к РЖД Арене, над которой институт работал больше 20 лет назад. 
 

*** 

ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, И. Куфонин, Э. Синченко, А. Заключаев, Е. Коробской, С. Коробков, А. Цыплаков, А. Драгунова, А. Корнеева, К. Капцова
Генеральный план: К. Харитонова; И. Сафронов
Конструкторы: Г. Марков, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализаторы: П. Курицын, В. Кучук, А. Чередников, Л. Бастрикова, В. Бастрикова, А. Смелякова
Где
Россия, Москва. Волгоградский проспект
Даты
— 2017 / 2019 —
Функция
Спортивный / Стадион
По сравнению с последующими объектами эта арена покажется камерной, но решения здесь применялись не менее элегантные и технологичные – на сегодняшний день это единственный стадион, предназначенный и для соревнований по футболу, и для всех дисциплин легкой атлетики. После реконструкции количество зрительских мест увеличилось до 4 200, 50 из которых относятся к категории VIP. Над трибуной появился «подшитый» зеркальными панелями навес для защиты от осадков и прямых солнечных лучей, в подземном этаже – галерея для занятий стрелковым спортом. Эвакуационные лестницы объединяют пять надземных уровней арены, а кроме того служат ядрами жесткости здания и опорами конструкции навеса. Трибуны разбиты на пять круглых секторов, символизирующих олимпийские кольца.
 
  • zooming
    1 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Волгоград Арена»
Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Волгоград Арена»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, И. Куфонин, А. Орлов, А. Заключаев, Л. Романова, Е. Бузмакова, О. Серикова, В. Алексеева, В. Билкей, А. Белоусова, С. Флейшман, С. Коробков, А. Цыплаков, А. Золотова, Т. Баринова, К. Капцова, Е. Колесникова, М. Жаркова
Генеральный план: К. Харитонова, М. Осинцева
Конструкторы: М. Лившин, Д. Свирский, С. Зоткин, И. Долгилевич, А. Кулешов
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Л. Есина, А. Иванов
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
Где
Россия, Волгоград. проспект им. В.И. Ленина, 76
Даты
— 2013 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
«Волгоград Арена» была построена на месте стадиона «Ротор» к Чемпионату мира по футболу в 2018 года. Арена выгодно, но и ответственно расположена: на берегу Волги, у подножия Мамаева кургана со скульптурой «Родина-мать», по оси Центрального парка культуры и отдыха. Новый объект вписался в панораму города за счет оригинального фасада: стальные стержни самонесущей оболочки имеют разное сечение и, пересекаясь, образуют паттерн высокого декоративного качества – с дальних ракурсов он напоминает кружево, хлопья снега или всполохи салюта. Трибуны закрывает радиально-кольцевая оболочка из вантовых ферм с мембранным покрытием. Вокруг стадиона в уровне фойе первого яруса устроена пешеходная эстакада. Вместе с лестницами и пандусом в плане она образует пятиконечную звезду.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Ссылки
Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, С. Чуклов, Д. Петкова, Ю. Веретенникова, Е. Бузмакова, А. Золотова, В. Резяпова, О. Никонова, М. Егорова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ Инфорспроект А. Шахворостов,
Раздел КМ Стальпроект С. Лубенец
Инженеры: Е. Бекмухамедов, И. Винокуров, А. Иванов
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
Где
Россия, Самара. Демократическая улица, 57
Даты
— 2013 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Этот стадион также появился благодаря Чемпионату мира по футболу 2018 года, но в отличие от предыдущих строился на окраине Самары, где территории еще только осваиваются. С высоты птичьего полета арена напоминает гигантский цветок: стальное покрытие над трибунами имеет форму купола и представляет собой сферическую оболочку, состоящую из 32 радиальных консолей-лепестков. Консоли соединяются системой кольцевых ферм, а их треугольные завершения опираются на пирамидальные конструкции и служат навесом для входной галереи. Диаметр арены больше, чем у московских «Лужников» – почти 330 метров. С уровня глаз человека стадион напоминает космический объект, что откликается на историю города – центра космической индустрии. Солидарность вмещает почти 45 000 зрителей, сейчас она передана клубу «Крылья советов».
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © А. Белоусов / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © Администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © А. Белоусов / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © Администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Нижний Новгород»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”
Где
Россия, Нижний Новгород. улица Бетанкура, 1А
Даты
/ 2013 — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Еще одна арена для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, рассчитанная на 45 000 зрителей. Расположение стадиона стало предметом длительных споров, однако в итоге было решено остановиться на Стрелке – участке на низком берегу города, у слияния Оки и Волги, недалеко от знаменитой ярмарки и доминирующего над окружением собора Александра Невского. Стадион хорошо просматривается из центральной части города, расположенной на возвышении, поэтому архитекторам было важно найти решение эффектное, но не подавляющее. Ставку сделали на воздушность – в архитектуре она интерпретируется с помощью образов воды и ветра волжских просторов. 

Ритмичный каркас из трехгранных пилонов служит опорой для полупрозрачной кровли и формирует крытую галерею вокруг арены. Ведущие на галерею лестницы располагаются по отношению к опорам диагонально, что создает ощущение завихрений воды, а при взгляде с высоты птичьего полета – водоворота, центром которого становится футбольное поле. Этому сюжету вторит отделка фасада – полупрозрачные панели белого и голубого цветов переплетаются друг с другом в динамике, характерной для волн или развевающихся на ветру флагов. Игра света и тени еще больше усиливает ощущение бликов на воде.

Недавно китайский архитектурный журнал gooood включил стадион в подборку из 25 лучших российских объектов, построенных за последние четыре года. 
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    © ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»

Мастерская
Инфорспроект
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, Д. Петкова, А. Сибирякова, А. Подрез, Э. Шихрагимова, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Т. Елфимова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ: А. Шахворостов (компания «Инфорспроект»),
Раздел КМ: А. Кулешов (Компания «Максимум»)
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов
Где
Россия, Екатеринбург. улица Репина, дом 5
Даты
— 2014 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Чтобы принять матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, Екатеринбург решил реконструировать «Стадион «Центральный» – объект культурного наследия, расположенный в плотно застроенной части города. Исторические стены 1954 года отреставрировали, а внутрь встроили новое ядро. Фасады современного объема облицевали перфорированными алюминиевыми панелями, благодаря чему он стал нейтральным фоном для пышного портика старого стадиона, успешно играющего роль заметной входной группы. Между исторической стеной и новым ядром появилось атриумное пространство, откуда зрители по каскадам лестниц попадают к своим местам. На период игр Чемпионата мира с северной и южной стороны арены были установлены временные трибуны.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография: Lobachev27 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 4.0
Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
© ПИ «АРЕНА»

Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитектура: Д.Буш, А.Орлов, А.Заключаев, И.Куфонин, В.Билкей, А.Белоусова, Э.Синченко, С.Флейшман, Е.Мельникова, К.Капцова, Т.Баринова, Н.Синицина
Конструкции: Инфорс-Проект А.Иващенко, Максима А.Кулешов; С.Крючков
Инженерия: А.Тарасов, М.Кислов
Генеральный план: К.Харитонова, И.Морозова
Визуализация 3D: А.Чередников
Где
Россия, Москва. ул. Восточная, вл. 4а
Даты
2015 — 2017 /
Функция
Спортивный / Стадион
Единственная в этой подборке нереализованная арена вошла в обзор неслучайно – найденные решения архитекторы считают важными для института.

Стадион в Даниловском районе был построен в 1960 году как тренировочная база московского «Торпедо» – клуба Завода имени Лихачева (ЗИЛ). К нынешнему времени территории у Симоновской набережной поменяли профиль с промышленных на жилые, перемены затронули и стадион – обновить его хотели задолго до Чемпионата мира по футболу 2018 года, концепции разрабатывали различные бюро, а вариант Пи Арена получил единогласное одобрение Архсовета. После этого сменился заказчик, проект ушел к французскому бюро MICHEL REMON & ASSOCIE, работы планируют завершить к 2024 году.

Вариант ПИ Арена предполагал нестандартное для стадиона решение: трибуны располагались только с двух сторон, восточная была устроена в естественном рельефе, что до некоторой степени повторяло историческую планировку. Чтобы сохранить виды на Москву-реку и Симонов монастырь, архитекторы разработали особое перекрытие над трибунами: мембрану из стальных листов толщиной в 6 мм, протянутую на длину 143 метра без опор в центре. Стрела провеса, равная 7 метрам, давала изящный изгиб, а снизу мембрану предполагалось облицевать зеркальными панелями. Стабилизировалась конструкция за счет собственного веса и системы железобетонных балок.
  • zooming
    1 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
Стадион «Фишт»
Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Стадион «Фишт»

Мастерская
Моспроект-4
Авторский
коллектив
Стадион для проведения Церемоний открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи
Архитекторы
POPULOUS: Д. Барроу, Н. Рейнольдс, Д. Лавелль, А. Хоппе, Г. Роботам, Х. Ренни, Б. Дитчбен, Э. Мкинтош, Д. Коул, Н. Гуэрреро, Т. Ривес, К. Миллс, С. Компатеску
Архитекторы российские: А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, Ю. Олофинская, В. Валуйских, А. Орлов, Ю. Веретенникова, А. Золотова, В. Тулупов, К. Ланина, И. Афонина, Е. Инжеватова, И. Гришина
Инженер: К. Семёнов, А. Иванов
Конструкторы: ГК-ТЕХСТРОЙ М. Кельман, А. Проскурнин, А. Титов, П. Золотов

Реконструкция стадиона для Чемпионата Мира по футболу 2018 года в России
Архитекторы: Д. Буш, С. Чуклов, А. Золотова, Ю. Веретенникова, С. Ан, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Д. Чекменёва, О. Гак, Д. Петкова
Генеральный план: К. Харитонова, Е. Бабкина, М. Осинцева
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Где
Россия, Адлер. поселок Сириус, Олимпийский просп., 15
Даты
2009 — / — 2017
Функция
Спортивный / Стадион
Фишт – главный стадион XXII Олимпийских Игр и XI Паралимпийских игр Сочи 2014 года – в представлении не нуждается. Совместно с лондонским бюро POPULOUS ПИ «Арена» разработал концепцию, проект и рабочую документацию, а также вел постоянный авторский надзор. Фишт – не только крупнейшая спортивная арена, но и передовая сценическая площадка – здесь проходила церемония открытия и закрытия Игр, а также награждение победителей и призеров. В основу архитектурной концепции легли образы гор и моря: «ракушки» перекрытий над трибунами напоминают гальку или ущелье, образованное силой воды. Арки перекрытий с пролетом 288 м – крупнейшие в практике отечественного строительства. Несущие пространственную оболочку покрытия над трибунами заполнены полимером нового поколения – этилен-тетрафторэтиленом. Здание рассчитано на сейсмику 8,5 баллов. 

Чтобы арена соответствовала требованиям ФИФА, к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года Фишт модернизировали по проекту ПИ «Арена»: заменили интерактивное поле на футбольное, увеличили количество зрительских мест, замкнули контур трибун и увеличили количество лестниц, лифтов и сопутствующих помещений. Сейчас Фишт – домашняя арена клуба «Сочи».
  • zooming
    1 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Стадион «Газпром Арена»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион Газпром арена

Мастерская
Авторский
коллектив
Kisho Kurokava Architect & Associates-ККАА
Автор: Кисё Курокава «Бюро по строительству и городскому планированию Кисё Курокава» 

Перепроектирование:
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, О. Гак, Т. Кирдина, А. Тимохов, К. Ланина, Е. Иванова, Н. Черноглазова, Е. Игнатова, А. Новосельцева, Е. Пузанова
Генплан: Л. Давыдова
Конструкторы: И. Колюшев, В. Травуш, А. Шахворостов, А. Белостоцкий, С. Затковецкий 
Инженеры: М. Лившин, Е. Бекмухамедов, В. Ходиков, С. Затковецкий, А. Иванов
Технолог: Е. Акуленко ООО ИСС (Институт спортивных сооружений) 
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Где
Россия, Санкт-Петербург. Футбольная ал., 1, Крестовский остров
Даты
— 2006 / — 2016
Функция
Спортивный / Стадион
Газпром Арена – объект с непростой историей проектирования и строительства – конкурс, в котором выиграла концепция Кисё Курокава, проходил в далеком 2005 году. Арена заменила стадион имени С.М. Кирова и, несмотря на все перипетии, сумела стать новым символом Петербурга. Придуманная японским архитектором космическая чаша рассчитана на 68 000 зрительских мест и известна сложными конструктивными решениями, из которых реализована только часть – раздвижная кровля и выкатное поле, позволяющие проводить на арене не только футбольные матчи. Овальный в плане семиэтажный объем, украшенный мачтами, покоится на коническом объеме холма ранее расположенного здесь стадиона. Характеристики арены позволяют принимать футбольные турниры любого уровня.

ПИ «Арена» занимался перепроектированием стадиона, которое стало необходимостью после того, как Россия подала заявку на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Архитекторы добились соответствия арены требованиям ФИФА по целому ряду показателей: вместимость, видимость, расположение VIP-лож, площади фойе, количество буфетов и санузлов, пересечение потоков зрителей, время эвакуации и т.д. Кроме того проектировщики изменили форму и конструкцию раздвижной кровли на более надежную и простую систему из передвигающихся по рельсам блоков, собранных из металлоконструкций с покрытием из PTFE. Форма чаши стадиона также изменилась из-за увеличения площади зрительских фойе и числа колонн в них. Все изменения были согласованы с проектным бюро Кисё Курокава.

Архитекторы поясняют, что формально Газпром Арена является не футбольным стадионом, а скорее многофункциональным залом с искусственным климатом и возможностью проведения соревнований по многим видам спорта, и концертов при вместимости до 80 тысяч зрителей.
  • zooming
    1 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    © ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион ВЭБ Арена
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион ВЭБ Арена

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, А. Орлов, Ю. Олофинская, К. Ланина, В. Валуйских, Л. Романова, Ю. Веретенникова, А. Золотова, Е. Бузмакова, О. Гак
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова

ООО «ГК-Техстрой»
Конструкторы:  М. Кельман, А. Проскурнин, П. Золотов, А. Сомов, Л. Яковлева, С. Уборевич-Боровская
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Ж. Козловцева, А. Наумочева, Е. Субботина, Т. Дворецкая, Д. Богданов, А. Иванов
Архитектурное и спортивное освещение: Г. Гарифулина
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Где
Россия, Москва. 3-я Песчаная улица
Даты
— 2006 / — 2016
Функция
Спортивный / Стадион
ВЭБ Арена, рассчитанная на 30 000 зрителей, – домашняя арена московского клуба ЦСКА. Она строилась на месте предыдущего стадиона, между парками Ходынское поле и Березовая роща, на участке, зажатом жилыми кварталами. Особенность этого объекта – насыщенность функциями и активное влияние на городскую панораму. Трибуны разделяют расположенные в углах стадиона объемы офисных и гостиничных блоков. Один из них становится ориентиром для зрителей, прибывающих на матч, а также доминантой всего района: 142-метровая башня, напоминающая футбольный кубок или факел, замыкает перспективу бывшей взлетно-посадочной полосы Ходынского поля. Остальные объемы арены объединяет светопропускающее покрытие с динамичными формами гиперболического параболоида. 
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «РЖД Арена»
Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «РЖД Арена»

Автор
Дмитрий Буш
Андрей Боков
Руководитель авторского коллектива
Мастерская
Моспроект-4
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Боков, С. Чулков, И. Бабак, К. Ланина, Н. Никифорова
Инженеры: М. Левшин, П. Еремеев, А. Бузмаков, Е. Сватикова
Архитектор-технолог: А. Шабайдаш
Соавторы архитекторы: И. Афонина, О. Гак, Е. Рудакова
Инженер: М. Савцова
Интерьеры: ООО «Леонардо» А. Швец
 
Где
Россия, Москва. Большая Черкизовская улица, 125, стр. 1
Даты
2001 — 2002 / 2000 — 2002
Функция
Спортивный / Стадион
РЖД Арена – фанаты, впрочем, предпочитают старое название «Локомотив» – является частью спортивного комплекса общей площадью 25 га, расположенного у станции метро «Черкизовская», недалеко от Северо-Восточной хорды. В генеральном плане развития Москвы до 2020 года комплекс играл роль градообразующего элемента, способствующего постепенной трансформации моноцентрической структуры города в полицентрическую. Важный конструктивный элемент арены – железобетонные опоры, которые делят трехъярусные трибуны на четыре сектора и «несут» через винтовые цепи козырьки из поликарбоната. Благодаря этому решению все зрительские места  закрыты от дождя и солнца, а кроме того отделены «рвом безопасности» от игрового поля.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «Арена»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Россия, Нижний Новгород, улица Бетанкура, 1А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”

2013 — 2018

Заказчик: ФГУП «Спорт-Инжиниринг» 

10 Июня 2022

ПИ «АРЕНА»: другие проекты
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Музыка и танец
Образовательные центры в Кемерово, Калининграде, Владивостоке и Севастополе – часть программы по созданию культурных кластеров, которая реализуется в регионах с 2018 года. В трех городах кампусы, построенные по проектам ПИ «АРЕНА», уже приняли первых воспитанников. Рассказываем об устройстве этих школ.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Лабиринт памяти
В концепции мемориального комплекса Севастополя архитекторы Проектного института «АРЕНА» постарались учесть сразу несколько важных этапов в истории города, используя для этого символизм формы, а также разнообразные фасадные решения – от глухих каменных стен до полностью зеленых.
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Похожие статьи
О рыбах и котиках
Бюро IN.X Space Design реконструировало специализированный ресторан Duyiwei · Grill Fish & Bistro в центре Пекина. Его современный, яркий интерьер открыт городу и полон романтики 1970-х.
Урбан-дюны
Команда XSA Ramps спроектировала и построила для парка в Ростове-на-Дону трехчастный спортивный хаб, куда может прийти человек любого возраста и физической подготовки. Скейт-плаза, памп-трек и детская площадка с одинаковым тщанием наполнены деталями, которые притягивают самых разных посетителей. А техническое воплощение фигур и уклонов превращает это пространство в подобие скульптурной композиции.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Металлическая скорлупа
Все детали для паркового павильона по проекту XISUI Design на востоке Китая изготовлены с помощью станков с цифровым управлением, что позволило обойтись без сварки и сделать монтаж и демонтаж быстрее и проще.
Чудеса комбинаторики
Токийское бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в родном городе поразительно компактный многоквартирный дом. Площадь участка под застройку составила чуть больше 34 м2.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Балконы на Дунае
Комплекс муниципального жилья в Вене по проекту querkraft architekten максимально использует длинный участок вдоль берега Дуная.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Сейчас на главной
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
О рыбах и котиках
Бюро IN.X Space Design реконструировало специализированный ресторан Duyiwei · Grill Fish & Bistro в центре Пекина. Его современный, яркий интерьер открыт городу и полон романтики 1970-х.
Урбан-дюны
Команда XSA Ramps спроектировала и построила для парка в Ростове-на-Дону трехчастный спортивный хаб, куда может прийти человек любого возраста и физической подготовки. Скейт-плаза, памп-трек и детская площадка с одинаковым тщанием наполнены деталями, которые притягивают самых разных посетителей. А техническое воплощение фигур и уклонов превращает это пространство в подобие скульптурной композиции.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Орбитальная станция
По проекту ПИ «Гипрокоммундортранс» в Воронеже построена школа на 2860 детей – самая большая в России. Организовать такое количество учеников помогли космические референсы, многоэтажная столовая, свободная планировка и другие нестандартные решения.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Металлическая скорлупа
Все детали для паркового павильона по проекту XISUI Design на востоке Китая изготовлены с помощью станков с цифровым управлением, что позволило обойтись без сварки и сделать монтаж и демонтаж быстрее и проще.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Из моря на равнину
Мини-дом площадью 30 м2 бюро Piglova architects спроектировало на базе морского контейнера. Фасады облицованы планкеном, а внутри есть все для круглогодичного проживания двух человек. По мнению авторов, дом лучше всего смотрится на равнине – например, среди виноградников Краснодарского края.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Чудеса комбинаторики
Токийское бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в родном городе поразительно компактный многоквартирный дом. Площадь участка под застройку составила чуть больше 34 м2.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.