BIM в Японии: Nikken Sekkei

Инновации в строительной отрасли Японии, поддерживаемые BIM в качестве новой платформы для создания архитектуры.

mainImg

Заместитель руководителя отдела проектирования Nikken Sekkei Томохико Яманаси о возможностях BIM-технологий и опыте их использования в проектах бюро: резиденции «Дом на воде» и здании пассажирского терминала № 3 международного аэропорта Нарита.

zooming
Музей Хоки, Nikken Sekkei © Harunori Noda

Nikken Sekkei, одна из крупнейших в Японии и в мире архитектурных и строительных компаний – последовательный пионер использования и распространения BIM-технологий. Nikken Sekkei одни из первых начали использовать и распространять BIM-технологии – около пяти лет назад. Вначале только для улучшения качества проектирования и оптимизации рабочего процесса, но с намерением когда-нибудь полностью перейти на BIM. Сегодня бюро уже создает здания, которые без BIM едва ли могли быть реализованы. 
Инновации, возможные благодаря BIM

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к серьезным переменам в некоторых областях архитектуры. В строительной отрасли начали использовать аддитивные технологии, к которым относится в том числе набирающая популярность 3D-печать. В проектах «Деревянный зал» и Музей Хоки BIM-данные использовались на протяжении всего производственного процесса, вплоть до управления станками.

«Деревянный зал». Фото: Harunori Noda © Nikken Sekkei

В архитектурном проектировании благодаря ИКТ теперь можно шире использовать симуляции и моделирование. Поскольку эти методы требуют времени и усилий, раньше их было целесообразно применять только для больших по площади зданий и всего несколько раз в процессе проектирования. В случае NBF Osaki Building (бывшее Sony City Osaki) BIM-модель неоднократно использовалась для получения обратной связи по объекту от клиента. А при создании резиденции «На воде» моделировался воздушный поток, температурные перепады и пр. Этот подход окупается даже при проектировании небольших частных домов.
Автоматизированное проектирование благодаря ИКТ может стать новым методом, при котором Главная задача архитектора – разработать концепцию или алгоритм. К примеру в здании Kawasaki Toshiba Building архитекторы создали алгоритм и задали количество решеток на фасаде, а программа рассчитала их расположение. В результате получился сложный рисунок и конструкция, а стоимость проектирования при этом уменьшилась.
Kawasaki Toshiba Building. Фото: Harunori Noda © Nikken Sekkei

Четвертая область применения ИКТ близка к концепции «интернет вещей». Архитектурный объект сам становится цифровым устройством. К зданиям прикрепляются датчики, которые предупреждают стихийные бедствия. Такие датчики можно использовать и для обеспечения безопасности, улавливая движения людей. Это одна из технологий, которая используется при подготовке к Олимпийским играм в Токио в 2020 году.

Еще один пример – упомянутое NBF Osaki Building. Биооболочка здания блокирует эффект теплового острова вокруг себя: определяя уровень тепла и света с помощью датчиков, она обеспечивает циркуляцию воды и превращает в пар дождевую воду. Для эффективного использования небольшого количества дождевой воды компьютер следит за ее равномерным распределением вокруг здания.
zooming
Kawasaki Toshiba Building. Фото: Harunori Noda © Nikken Sekkei

Распространение BIM в Японии
Сейчас в Nikken Sekkei используют только две-три из перечисленных новаций, но скоро станет обычным делом применение всех четырех в одном здании. Для этого необходима большая общая платформа. Поскольку ИКТ основаны на цифровой информации, BIM подходит в качестве такой платформы. 2D-чертежи – уже недостаточно хороший источник информации, как и их отсканированные PDF-версии. BIM в этом смысле абсолютно необходим.

В Японии внедрение BIM проходит медленно и используют его ограниченно. В строительной отрасли считается, что производственная система в ее нынешнем состоянии достаточно развита для создания архитектуры высокого качества. В основном BIM используют проектировщики или генеральные подрядчики, чтобы повысить эффективность и качество работы. На этом уровне довольно сложно ожидать взрывного роста.
Музей Хоки, Nikken Sekkei © Harunori Noda

Чтобы распространение BIM-технологий пошло быстрее, клиент должен понимать все преимущества, которые они дают. Например, помимо того, что уже было сказано, с помощью ИКТ можно автоматически контролировать потерю энергии и тем самым снижать расходы на эксплуатацию здания.

Также важно создать среду, которая позволит быстро и легко оцифровывать информацию. Это должна быть комфортная среда, в которой любой: проектировщик, подрядчик или клиент, сможет беспрепятственно создавать данные для BIM и сразу получать результат. Ключом к созданию такой среды – мощные и эффективные BIM-решения. Вот почему мы используем ARCHICAD®.

ARCHICAD очень прост в освоении, но это серьезный продукт. Кроме того, у этого программного обеспечения помимо высоких рабочих характеристик есть еще одно важное преимущество: мощная поддержка «OPEN BIM®-подхода». Он подразумевает использование универсального формата файлов IFC для организации взаимодействия между всеми специалистами, вовлеченных в процесс проектирования. «Для архитектурных компаний сегодня особенно важно уметь сотрудничать и обмениваться информацией, вне зависимости от используемого ПО. Сотрудничество в области передачи данных необходимо. Информация не должна оставаться эксклюзивной для одной компании, поэтому ключевым показателем для нас является качественная передача данных из ARCHICAD в другие программы», – комментирует Яманаси.
 
пример из практики:
Дом на воде
Год: 2016
Программное обеспечение: GRAPHISOFT ARCHICAD, AutoCAD, STREAM

zooming
«Дом на воде». Фото: Harunori Noda © Nikken Sekkei

Проект «На воде» – это летний дом, расположенный в тихом месте на берегу озера Чузенджико в Никко, префектура Точиги. Двухэтажное здание стоит у самой воды на склоне, который понижается на семь метров от дороги к озеру.

Воссоздание окружающей среды проекта
Архитекторы хотели подчеркнуть уединенную атмосферу места и создать пространство, в котором можно наслаждаться природой. Поскольку хозяева ожидали в своем доме много гостей, нужно было подумать и о тепловом режиме. Но концепция не вырисовывалась до тех пор, пока заказчик не обронил фразу, что «и холод может быть приятен». Тогда архитекторы поняли, что холодный воздух – неотъемлемая часть этого места, в отличие от города, где среда однородная и регулируемая. Из этой идеи родилась форма здания – спираль, двигаясь по которой гость чувствует, что меняется не только вид за окном, но и температура. Чем ближе подходишь к воде, тем становится холоднее.
zooming
«Дом на воде». Фото: Harunori Noda © Nikken Sekkei

Создать это разнообразие оказалось непростой задачей. Для ее решения были необходимы подробные исследования и моделирование будущего здания уже на раннем этапе проектирования. Для частного жилья это дорого и трудоемко, но ARCHICAD сделал невозможное возможным. В компании была создана специальная BIM-группа, которая оперативно выпустила трехмерную модель в ARCHICAD для проведения дальнейших исследований.

«Я вообще не мог представить вид на озеро через 2D-чертежи. Но, добавив окружающие горы и ландшафт в BIM-модель, ARCHICAD позволил видеть проект так, словно мы находились внутри будущего здания», – говорит один из авторов проекта Сатоши Онда. С ARCHICAD можно было определить наилучшее место для расположения здания в пределах участка, масштаб комнат, а также форму и размер оконных проемов.
zooming
«Дом на воде». Анализ воздушных потоков © Nikken Sekkei


Прогнозируемость результатов с BIM
«Мы могли точно определить, где стоять или сидеть, чтобы увидеть гору Нантай с наилучшего ракурса. Мы могли проанализировать все, что войдет в панораму окна, – рассказывает глава отдела проектирования Хаджиме Аояги. – С самого начала моделировался не только вид, но и тепловая обстановка и вентиляция – ничто не было создано случайно».

BIM-модель оказалась полезна и для встреч с клиентом и подрядчиками. «Поскольку понять форму здания только по поэтажному плану было трудно, мы использовали трехмерную модель. И клиент, и подрядчик сразу понимали пространство, было легко объяснить наши проектировочные намерения. Я думаю, что это спасло нас от множества поездок на строительную площадку».
 
пример из практики:
Пассажирский терминал № 3, международный аэропорт Нарита
Год: 2015
Программное обеспечение: GRAPHISOFT ARCHICAD, AutoCAD

zooming
Пассажирский терминал 3, аэропорт Нарита. Фото: Kenta Hasegawa © Nikken Sekkei

Пассажирский терминал № 3 Международного аэропорта Нарита предназначен для обслуживания авиакомпаний-лоукостеров. При низком бюджете – в полтора раза ниже, чем обычно тратится на подобную постройку – нужно было создать функциональное и эффектное здание.

Оптимизация бюджета строительства
Из-за денежных ограничений сразу пришлось отказаться от стандартных для аэропорта элементов: потолка, атриума, травалаторов. Количество лифтов также было ограничено. В результате появились проблемы: пассажирам придется долго идти, маршруты запутанные, вентиляционные трубы открыты, из-за отсутствия атриума сложно организовать навигацию. Архитекторы решили изменить подход к нормам проектирования аэропортов и стали думать, чем компенсировать отсутствие стандартных элементов.

«Раз пассажиру придется долго идти, мы должны найти материал, который сделает эту прогулку приятной. – говорит один из авторов проекта Ясумаса Мотоэ. – Например, прорезиненная поверхность пола». Так появились «беговые дорожки», которые не только ориентировали пассажиров, но и делали все пространство душевнее.
zooming
Пассажирский терминал 3, аэропорт Нарита. Фото: Kenta Hasegawa © Nikken Sekkei

Появилось много других идей, которые ARCHICAD помог визуализировать и проверить на соответствие бюджету или комфорту.

Конструкции и MEP-системы в BIM
«С самого начала мы планировали дизайн, структуру и инженерные сети как единое целое, без BIM-модели этого было бы трудно достичь, – говорит архитектор Ватару Танака. – Особенно полезна модель оказалась для решения проблемы отсутствия потолка. Мы спрятали вентиляцию внутри балок перекрытий, а на балках закрепили указатели. У нас была модель ARCHICAD, с помощью которой мы проанализировали инженерные сети и конструкции – так мы поняли, что замысел реализуем».

Мотоэ добавляет, что идей было намного больше, но даже очень удачные приходилось игнорировать, если они не соответствовали требованиям бюджета или не помогали создавать нужную атмосферу для пассажиров. С помощью BIM-модели получилось также проверить безопасность здания, наглядно презентовать его клиенту и объяснить инженерам сетей, что от них требуется. «Когда мы проходили по построенному зданию, оно выглядело именно так, какой была 3D-модель. Честно говоря, это потрясающе. Тем не менее я скучаю по магии обычных чертежей, которые превращаются в объемные здания».

***


О Nikken Sekkei
На рубеже XX века, когда модернизация захватывала умы архитекторов, в Японии была организована небольшая компания из двадцати девяти дальновидных архитекторов, дизайнеров и инженеров для строительства новой библиотеки в Осаке. Признание критиками построенного здания привело к продолжению деятельности фирмы. Теперь в компании работает более 2500 сотрудников. Реализованы проекты в сорока странах мира. Nikken Sekkei крупнейшая – и для многих самая успешная архитектурная компания в мире.

Отношение компании к инновациям стало легендарным. К 1930-м годам был создан прототип системы пересмотра дизайна, который позже превратился в «инновацию процесса проектирования», направленный на укрепление коллективного творческого мышления. В 1964 Nikken Sekkei стала первой фирмой в Японии, использующей компьютеры в архитектурном проектировании.

Проекты Nikken Sekkei оказали огромное влияние на городской пейзаж, особенно в Тихоокеанском регионе, где ее присутствие наиболее сильно ощущается с начала XXI века. На протяжении многих лет Nikken Sekkei активно расширяет свою деятельность, чтобы охватить широкий спектр услуг в проектировании и строительстве, начиная от проектирования коммерческих, промышленных и культурных объектов до планирования политики в области городского развития и концептуализации завтрашних зеленых городов. 

 

05 Августа 2018

Похожие статьи
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.