Большинство авторов старательно дистанцировались от пресловутых лопаток и филёнок, обеспечив подлинному фасаду неприкосновенность. Жюри же, в свою очередь, выбрало самый деликатный проект – сделав, судя по всему, главным критерием не столько реабилитацию керамогранита, сколько сохранность старого здания. Так что творческих результатов у конкурса оказалось два:
1. Архитекторы поупражнялись в бережном отношении к произведениям 1930-х, входящим в комплекс Пантелеймона Голосова, а жюри поддержало их инициативу. Вывод следующий: для творческого человека выход есть всегда, даже если тебе предложили сочетать несочетаемое;
2. Будучи ограничены собственным решением беречь исторические здания, авторы проектов уделили максимум внимания обустройству пространства комбината «Правда», отдав таким образом должное популярной, чтобы не сказать модной, теме преобразования городского пространства.
Первое место
«Поле-Дизайн», Владимир Кузьмин и Николай Калошин
Москва
Победители нашли элегантное решение проблемы несочетаемости керамогранита и архитектуры 1930-х. Они предложили восстановить большую часть фасадов в исходных материалах, а керамогранит использовать точечно и для новых объектов на территории, обращаясь со стилем, в котором построено здание, предельно уважительно.
«Обновленная «Правда» будет выглядеть почти также, как и выглядела. Возможно, поэтому жюри и присудило нам первое место», – пошутил Владимир Кузьмин из «Поле-дизайн». Победители предложили восстановить фасады в исходных материалах, использовать краску по укрепленной оштукатуренной поверхности. А отделку из керамогранита применять точечно – для цоколя и лестничных ограждений.
«Наша концепция заключается в том, что мы максимально тактично отнеслись к решению фасада, который является частью культурного наследия, – поясняет соавтор проекта Николай Калошин. – Как вариант мы предложили керамогранитную облицовку для ниш фасада строения 3. Но она не должна выходить за эти границы, потому что изначально здание предполагало совершенно иные материалы».
Ритм фасада строения 3 «Поле-дизайн» подчеркнули высоким порталом в сером керамограните. Колонны не перекрывают оригинальные лопатки, а крепятся к ним кронштейнами на расстоянии. Ко входу с двух сторон ведут рампы – своего рода оммаж Ле Корбюзье. Вверху портала установлен световой короб, внутри же поместятся большие афиши или полотно экрана, а весь фасад можно будет превратить в экран для видеомаппинга.
Две серые колонны визуально уравновешивают множество невысоких ярких пилонов вдоль стоящего напротив строения 7. Они превращают бесконечно вытянутое здание в соразмерное и позволяют проще ориентироваться. В верхней части маленьких колонн тоже есть световые короба, в тёмное время суток они выполняют функцию уличных фонарей. Пилоны облицованы керамогранитом шести цветов, а цоколь строения – серым, в тон фасадной краске.
В дизайн-проекте внутреннего помещения сохраняются все элементы, которые дошли до наших дней, вплоть до деталей давно не используемого инженерного оборудования. Местами авторы сохраняют на полу ностальгический метлах и перфорированную металлическую плитку, хотя большую часть пола всё равно пришлось бы выполнить в новых материалах.
Колористическое решение интерьера отсылает к эпохе, когда был спроектирован комбинат «Правда». Оно включает в себя три чистых «основных» цвета: красный, жёлтый и синий; ахроматическим фоном для них будет серый. На стенах длинного коридора появляются яркие вертикальные рамы, которые в перспективе сливаются в прямоугольник.
Конструктивистскую чистоту геометрических форм воспроизводит интерьерный объект, который проектировщики прозвали «Кубом Правды». По сути, это трансформер из множества мелких кубиков, который при необходимости превращается и в кафедру лектория, и в небольшой выставочный зал, и в зону хранения. Отделка кубиков выполнена из керамической плитки, которая подражает газетной полосе.
Для искусственного освещения используется система подвесных светодиодных светильников. Помимо этого авторы предложили восстановить первоначальные световые фонари на крыше здания.
***
Второе место «Архатака» («Лес»)
Петербург
Проект также не предполагает облицовку исторических фасадов новыми материалами. Керамогранит использован в отделке новых средовых объектов на территории, похожих на потерянные во дворе части гигантского конструктора «Лего». Из таких деталей собрана галерея – она начинается у строения 3, то и дело нарочито сбивается с ритма, но преодолевает всю длину здания 7 и формирует пространство внутренней улицы. За надземный переход тут зацепилось угловатое синее «облако», у входа в третье строение жёлтые кубики сложились в зону отдыха, на бетонной площадке игрушечные кремлевские зубцы стали ограждением висячего сада. Под ними, как сломанные, валяются оранжевые модули сцены и экрана.
В интерьере стены решены в серой гамме. К ним цветовыми пятнами приставлены яркие элементы, которые тоже притворяются, что их забыли, но уже в опустевшем цеху: зелёный вытянутый подиум, красные прямоугольные рамы, оранжевый амфитеатр-гора, выглядящий так, словно у кого-то не хватило терпения собрать его полностью. При этом все они, как и полагается деталям конструктора, имеют гибкий сценарий использования.
***
Третье местоAkhmadullin Architects
Уфа
«У нас была идея создать городское пространство внутри здания. Коридоры – это улицы со своей иерархией, входные группы в помещения являются своего рода «фасадами», а основной цех, где мы сделали пространство для выставок – это пьяцца», – рассказывает Азат Ахмадуллин. На полу длинных коридоров предусмотрено прорезиненное покрытие, чтобы можно было передвигаться на самокатах, которые висят здесь же, вдоль стен. Выделены и «точки остановок» – с подвесными креслами и вертикальным озеленением.
В концепции Akhmadullin Architects фасады подвергаются значительной, по сравнению с предыдущими двумя проектами, переработке, хотя формально исходная пластика сохранена. Строение 3 облицовано фиброцементными панелями, а внутренние плоскости его вертикальных ниш – тёмно-серым керамогранитом. Авторы пошли по пути стилизации, усилив рельеф лопаток и подчеркнув связь с плакатной агитацией – для этого активно введён красный цвет, контрастирующий с «газетным» светло- и тёмно-серым. Красным прописаны откосы и переплёты окон, и верхние откосы фасадных ниш, пожарные лестницы и обрамления входных порталов.
***
Ещё четыре проекта
«ПланАР», Илья Мукосей
Москва
Бюро «ПланАР» предложили дополнить фасад строения 3 по уровню первого этажа конструкцией красного цвета из трёх частей в форме буквы «П». Она восстанавливает симметрию входной группы, где изначально дверь смещена влево. Вдоль строения 7 авторы разместили модуль с балконами, который скачет в трёхдольном ритме марша, и выглядит аллюзией на конструктивизм. Стены в интерьере оформлены словами «петит», «нонпарель» и «цицеро», которые мгновенно отсылают к гарнитурам шрифтов советских газет и не позволяют забыть биографию здания.
***
Archiproba StudiosМосква
Проект бюро Archiproba обращается к прошлому не напрямую, через авангард, а апеллирует к воспоминаниям тех, кто был во времена СССР ребенком: стилистика надписи «Правда» над входом напоминает старые неоновые вывески старых кинотеатров. Исторический фасад архитекторы предложили тщательно отреставрировать, покрыть штукатуркой с фактурой, похожей на оригинальную, а для оконных проемов воссоздать исходную раскреповку рам.
***
Kontora
Москва
Бюро Kontora назвали здание «серой машиной правды Пантелеймона Голосова», а описание проекта сделали похожим на революционный манифест. В той же революционной манере они предложили разбить перед использованием новую плитку Kerama Marazzi, чем заставили организаторов конкурса вздрогнуть – положения не спасло даже упоминание Гауди.
***
Adjoubei ScottWhitby Studio & Иван Полисский
Москва
Консорциум предложил очень лёгкое, почти незаметное решение; во всяком случае, не такое разноцветное, как у всех остальных. Основной идентичности нового дизайна согласно концепции должен стать некий паттерн, представленный мозаикой из плиточных квадратов – да-да, из керамогранита – соединённых между собой методом пазла. Таким рисунком авторы оформили двери, козырьки, клумбы, скамейки и прочие элементы общественных пространств. Дизайн-код, основанный на предложенном авторами паттерне и крупных элементах навигации, используется как снаружи, так и внутри. Пешеходные и автомобильные дороги разгорожены городской мебелью ради безопасности передвижения по территории.
***
А реализации не будетСобственно ещё тогда, когда обсуждалось конкурсное задание как таковое, в кулуарах было известно, что конкурс – скорее всего «бумажный», нацелен лишь на то, чтобы продемонстрировать возможности применения материала на конкретном примере, и реализация проектов не планируется. Однако едва победители были объявлены, «Группа ПСН» – компания, «управляющая проектами ГЦК «Правда», сочла нужным отдельно объявить, что реализации проектов и реконструкции зданий комбината не планируется. А потом и вовсе потребовала от изданий удалить сообщения о результатах конкурса из ленты новостей.
Что, вероятно, многих удивило, поскольку так называемые концептуальные конкурсы или конкурсы идей – сами по себе не редкость, хотя там и принято более явно и сразу объявлять об отсутствии планов реализации. По словам Сергея Георгиевского, директора проводившего конкурс Агентства стратегического развития «ЦЕНТР», «Профессиональный конкурс – инструмент диалога города, девелопера и экспертного сообщества. В случае с объектами со значимой историей конкурс позволяет найти наиболее взвешенное решение по отношению к значимому объекту. Работы получились очень профессиональными – это большая победа, которая окажет позитивное влияние на будущее развитие объекта. В этом нас поддерживает Москомархитектура и архсовет».
Так что никто не планировал воплощать конкурсные проекты. Хотя надо признать, и в процессе обсуждения конкурса это неоднократно прозвучало: район и комбинат в обновлении безусловно нуждаются. Пока же конкурс получился более звучным, чем привычные мероприятия производителей материалов – возможно за счёт некоторой скандализированности вопроса о реконструкции, а возможно, благодаря решению провести его на реальном примере. Но совершенно «бумажным».
Так выглядит комбинат «Правда» сейчас:
***