English version

Арма: благоустройство

Что и как благоустроено на территории «Армы» и рядом.

mainImg
Архитектор:
Игорь Шварцман
Алексей Медведев
Владимир Лабутин
show_relations = 1 orgsLink = Array misc_22 = 0 content_flow_id = 6 record_thematic_status = 0 t_news_block_1_publish =
За последние лет пять само по себе слово «благоустройство» успело прочно завязнуть в зубах, попутно убедив всех и каждого в своей важности. Представление о коммерческой ценности архитектуры проросло наконец изнутри – наружу, от красивого интерьера девяностых через красивой фасад 2000-х – к пониманию ценности обустроенного городского пространства. В данном случае проектов два: благоустройство территории бывшего завода архитекторы АМ СКиП разработали в 2012 и реализовали в 2014–2015, а прилегающим Нижним Сусальным архитекторы занимались в 2015 году, в целом закончив работы к Дню города в сентябре. Проектов два, а цель одна: привести в порядок пространство бывшего завода и его ближайшее окружение, так что всё провоцирует к тому, чтобы взглянуть на благоустройство «Армы» в целом.

У него – как минимум две особенности. Во-первых, средства сравнительно экономны и минималистичны, без претензии как на модернистскую роскошь материалов, так и на бидермайер с изогнутыми спинками скамеек, которые мы так любим на московских бульварах. Возможно дело в том, что кластер креативный и его обитатели по определению должны бы с иронией относиться к любым изыскам; а не исключено, что причиной стали убеждения главного архитектора обоих проектов благоустройства, Алексея Медведева, убеждённого минималиста, но благоустройство получилось в суровом «фабричном» стиле. И то правда: рядом с вырастающей из земли кирпичной трубой и вырастающим из стены газовым вентилем финтифлюшки неуместны: само место диктует подход. В то же время по сравнению к соседними арт-кластерами Винзаводом и Артплеем, где благоустройство вообще если есть, то едва ли заметно, здесь усилий вложено на порядок больше.
Арма: пешеходный бульвар между 4 и 3 корпусами © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: благоустройство территории. Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Элементы благоустройства сгущаются к центру и разрежаются по краям, отыскивая внутри территории уют пешеходного «ядра» и отдавая внешние контуры машинам. Главный герой – пешеходный бульвар между 3 и 4 корпусами, с теми самыми трубой и вентилем. Здесь использована кортеновая сталь – материал брутальный, но вовсе не дешевый, как раз из ряда артистических. Ею облицованы клумбы приподнятые до уровня колена, обрамляющие деревянные скамейки. Напротив – ряд фонарей-трубок молочного стекла, задающих тот же невысокий человеческий масштаб. Это бульвар для посиделок и разговоров, для того, чтобы на нём остановиться, перевести дух.
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Второй бульвар совпадает с главной осью и он, наоборот, подвижен и разделён продольно между машинами, въезжающими через КПП №1 с Нижнего Сусального переулка, и пешеходами. Водораздел проводит ряд фонарей, хороших современных фонарей, смотрящих на две стороны. Пешеходшая часть, следуя перепаду высот, а она на территории «Армы» больше двух метров, тоже делится на две: верхнюю и нижнюю, первая примыкает к автомобильной части и по ней можно пробежаться вглубь или даже насквозь, вторая ниже метра на полтора, сюда мы спускаемся по ступенькам и отсюда попадаем в корпуса 4-5, здесь движение замедляется и мини-бульвар превращается в мини-площадь.
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Два бульвара – ось пространства и внутренней жизни, но у неё намечаются также и ответвления: сквер с памятником ВОВ между 3 и 1 корпусами, по-видимому, после завершения всех работ продолжится пешеходно-автомобильной улочкой; пространство между газгольдерами и 5 корпусом уже превратилось в сквер с круглыми газонами, где московские девушки охотно устраивают фотосессии, одну за другой.
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Вторая особенность – открытость территории, та самая, к которой в Москве стремится каждая реконструкция промзоны на словах, но в конечном счёте закрывается либо полностью, либо эмоционально, выставляя наружу такие КПП, куда с праздной целью и не сунешься. Здесь не совсем так: насквозь свободно проходят люди, внутри тоже можно находиться довольно спокойно. Получился внутригородской район, хорошо ощущается, что эта территория именно что добавилась к городу, и имеет потенциал развиваться дальше. Немалое значение для эффекта открытости имеет, безусловно, создание четырёх входов: двух с Нижнего Сусального переулка, одного с Мрузовского и четвертого входа-въезда для тех, кто знает, из безымянного переулка на северо-восточном углу.

Нижний Сусальный переулок, прежде затеснённый перепадом высот и ларьками, был расчищен, благоустроен и подарен городу. Все перепады были осмыслены и использованы для создания «ступенчатого» пространства, с приподнятыми газонами и широким маршем лестниц – дышаться в нём стало заметно легче, ощущение ущелья сменилось восторгом перед непредсказуемостью московского рельефа, то отвесного, то пологого.
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: главный въезд. Вариант 1. Визуализация, 2015 © Сергей Киселев и Партнеры

Арма: благоустройство территории

Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5
даты2012 — 2013 / 2013 — 2015
функция:Градостроительство / Проект благоустройства
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Алексей Медведев
Руководитель авторского коллектива
Владимир Лабутин
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Генеральный директор: Игорь Шварцман
Главный архитектор проекта: Алексей Медведев
Архитектор: Юрий Фролов
Территория для московского центра большая, 5,5 гектара. Заходя внутрь через КПП №1 с Нижнего Сусального переулка, понимаешь, что работы по её переустройству не вполне закончены, или точнее говоря, не имеют явственных границ. Для креативного кластера с лофтовым дизайном это вполне нормально и даже хорошо, поскольку создает ощущение естественного врастания в жизнь или вырастания из неё. Мы входим по оси здания старого завода, которая позднее стала пространственной осью территории; справа – обустроенная южная часть, слева – ждущая своей очереди северная. Но строения, выходящие к оси – это ещё участок «Армы», их планируется переоборудовать, пока же они выглядят естественно-лохмато и даже романтично. Где-то в глубине нагромождения высокой башни хочется заподозрить остатки левого крыла старого заводского здания, которое сохранялось дольше правого крыла. Но историки говорят, что оно полностью переделано в XX веке. Кроме того, на горизонте, помимо пустоты, маячат советские строения, тот же «Мосгаз» – словом, территория ощущается как отрытая, более того, из-за соседства стадионов Института физкультуры в усадьбе графа Разумовского изнутри «Армы» временами кажется, что за её границей – какой-нибудь край света или большое поле.

Здесь многое устроено просто, но со смыслом. Территория большая, и проездов для машин довольно много; для них – асфальтовые проезды, для пешеходов – едва приподнятые тротуары с вымосткой серыми кубиками и множеством газонов, каждый из которых, как правило, обрамляет одно или несколько деревьев. Деревьев не то чтобы очень много, но они разных пород: длинноигольчатые кедры чередуются с простыми на вид ёлками и берёзами – фирменным знаком современных ландшафтников. Местами среди ёлок и берёз возникают какие-то вполне садовые кусты.

В Москве бывают редкие участки, отделанные с особым тщанием – такие микро-парадизы, которые как будто вырезали ножницами и вклеили в наше пока ещё дикое городское пространство. Эти участки неплохи, но граница между прекрасным и ужасным немного шокирует. На «Арме» такого резкого перепада нет: она и в город выходит, распространяя влияние своего благоустройства в переулок, не то чтобы навязчиво, и внутри пространство как-то очень равномерно устроено в демократическом смысле мирного сосуществования людей и машин, ёлок и садовых растений. Поэтому внутри чувствуешь себя спокойно: не только потому, что охранники не интересуются каждые 20 минут, кто ты такой и что здесь делаешь, но и потому, что машины ездят медленно, но не изгнаны полностью; или оттого, что здесь не пусто, люди задерживаются, стоят, сидят, идут – даже в выходной день. Приятность обустроенного пространства растворяется в окружении и не кажется слишком уж насаждённой. Она проста, и люди к ней тянутся.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    2 / 7
    Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    3 / 7
    Арма: благоустройство территории. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: благоустройство территории. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    6 / 7
    Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    7 / 7
    Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Арма: благоустройство пешеходной зоны Нижнего Сусального переулка

Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, владение 5, корпуса 1 и 2
даты2012 — 2014 / 2014 — 2015
функция:Градостроительство / Проект благоустройства
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Алексей Медведев
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Генеральный директор: Игорь Шварцман, ГАП: Алексей Медведева, архитекторы: Татьяна Груздева, Ирина Каминская
Проект 2014 года реализован в летом 2015 и торжественно подарен инвесторами муниципалитету на праздник дня города в сентябре. Это один из последних, но важных частей замысла заказчиков и архитекторов, поскольку заметен со стороны города – множество людей ежедневно проходит этим маршрутом.

Нижний Сусальный переулок, о котором историки Москвы говорят, что его трасса совпадает с одной из дорог, известных с XVI века, отпочковывается от улицы Казакова и затем раздваивается: слева его тротуар превращается в пешеходную улицу, ведущую в туннель под насыпью горьковской железной дороги – к Курскому вокзалу и одноимённой станции метро; справа проезжая часть благополучно упирается в тупик насыпи. Пешеходная улица на два метра ниже проезжей – ещё один перепад уровней – высокая подпорная стенка и тропа становится преддверием к туннелю – идя по ней, мы постепенно снижаемся, чтобы затем нырнуть под землю. Заметим, что этот приём: распараллеливания улицы на автомобильную и пешеходную, который в Нижнем Сусальном возник исторически и был лишь оформлен архитекторами, они повторили внутри территории, на главной оси, – осмыслили и усилили тему перепада как особенность контекста.

До недавнего времени пешеходная часть Нижнего Сусального переулка выглядела оживленно, но привокзально: спешащий к метро человек оказывался в узком пространстве между выкрашенными грязно-розовой краской заводскими корпусами с обильным набором несложных магазинов разлива девяностых, и вереницей чуть более новых ларьков разного калибра. Город оставался где-то вверху, как остаток неба над головой, а выходов из ущелья было немного (см. фотографии на mapillary).

Работа по благоустройству «Армы», прежде всего, позволила архитекторам открыть проходы на её территорию для всех и освободить склеенные между собой воротами и пристройками два корпуса Фёдора Дмитриева вдоль пешеходной тропы Нижнего Сусального. Справа от выхода из тоннеля появилась пологая лестница внутрь территории. На мой взгляд это едва ли не главное достижение данного проекта: туннель перестал быть единственным путём из ущелья улицы, как будто погасла условная табличка «нет выхода». Стало светлее и намного воздушнее, а всё из-за этого альтернативного пути. Можно нырять в метро – а можно не нырять.

Ворота между корпусами, которые раньше частенько открывались-закрывались, пропуская заводской транспорт и пугая прохожих, превратились в открытый для пешеходов и вдвое более просторный КПП – главный вход на территорию, ведущий на её основную, осевую внутреннюю улицу – когда-то бывшую осью симметрии старого, разобранного главного заводского здания 1860-х. Над КПП планируется сдержанно-черный парадный портал, возможно с подсветкой, но заказчик пока выбирает варианты и проект не реализован. Так что восточная сторона стала более открытой.

Также и западная. Ларьки постепенно убрали – перестав продлевать сроки договоров, а не бульдозером. Остался один с «Французской выпечкой», договор не истёк. Я не сторонник сноса ларьков, от них много пользы, но в данном случае их исчезновение сказалось на городском пространстве довольно удачно: дорога стала шире, а подпорную стенку архитекторы укрепили, сделав её ступенчато двухъярусной, с газоном на уровне глаз прохожего. Эффект ущелья почти пропал, пространство раскрылось, тем более что ближе к туннелю наверху, там, где проезжая часть переулка уже заканчивается, посадили некоторое количество деревьев и травы, получив наверху мини-сквер, прекрасный ещё и потому, что дом рядом – деревянный, один из теперь уже редких сохранившихся в Москве фрагментов сто лет назад банальной жилой застройки. Раньше к нему нельзя было подойти, а теперь может быть и можно будет.

Крутую, узкую и тёмную лестницу вверх заменили на пологую двухмаршевую продольную, развернув её вдоль улицы и превратив в часть пространственной игры входа-выхода. Да и автомобильный трафик на территорию «Армы» в Нижнего Сусального переулка заметно ослаб то ли из-за смены функции, то ли из-за появившихся въездов с других сторон; теперь главный въезд – со стороны Яузы, а пешеходную тропу машины переезжают ощутимо реже.

Ставший тише и чище пешеходный переулок дополнен минимумом городской мебели, без лишнего: простые урны и довольно эффектные металлические фонари, такие же, как на территории «Армы». Всё сделано минимальными средствами, вовсе без эффектов. Вымостка приведена к сливу во избежание луж, но она из простых серых блоков, немного оживлённых чередованием полос, составленных из элементов покрупнее и помельче; подпорная стенка – из серого неполированного гранита. Скамеек нет (они есть внутри квартала). Кустики на газонах сейчас не разглядеть, но тоже ощущается, что они приличны, но без ландшафтных разносолов. Единственная заметная деталь – размещённая по решению заказчика крупная надпись «Арма» в углублении газона. Словом, спокойная архитектурная работа без лишнего пафоса. Предполагается, что с более плотным заселением нижних этажей продольных корпусов на пешеходной улочке появятся и летние столики кафе.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    2 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны. Визуализация, 2014 © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    3 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны. Визуализация, 2014 © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    5 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    6 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    7 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Архитектор:
Игорь Шварцман
Алексей Медведев
Владимир Лабутин

08 Апреля 2016

Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.