English version

Арма: благоустройство

Что и как благоустроено на территории «Армы» и рядом.

mainImg
Архитектор:
Игорь Шварцман
Алексей Медведев
Владимир Лабутин
show_relations = 1 orgsLink = Array misc_22 = 0 content_flow_id = 6 record_thematic_status = 0 t_news_block_1_publish =
За последние лет пять само по себе слово «благоустройство» успело прочно завязнуть в зубах, попутно убедив всех и каждого в своей важности. Представление о коммерческой ценности архитектуры проросло наконец изнутри – наружу, от красивого интерьера девяностых через красивой фасад 2000-х – к пониманию ценности обустроенного городского пространства. В данном случае проектов два: благоустройство территории бывшего завода архитекторы АМ СКиП разработали в 2012 и реализовали в 2014–2015, а прилегающим Нижним Сусальным архитекторы занимались в 2015 году, в целом закончив работы к Дню города в сентябре. Проектов два, а цель одна: привести в порядок пространство бывшего завода и его ближайшее окружение, так что всё провоцирует к тому, чтобы взглянуть на благоустройство «Армы» в целом.

У него – как минимум две особенности. Во-первых, средства сравнительно экономны и минималистичны, без претензии как на модернистскую роскошь материалов, так и на бидермайер с изогнутыми спинками скамеек, которые мы так любим на московских бульварах. Возможно дело в том, что кластер креативный и его обитатели по определению должны бы с иронией относиться к любым изыскам; а не исключено, что причиной стали убеждения главного архитектора обоих проектов благоустройства, Алексея Медведева, убеждённого минималиста, но благоустройство получилось в суровом «фабричном» стиле. И то правда: рядом с вырастающей из земли кирпичной трубой и вырастающим из стены газовым вентилем финтифлюшки неуместны: само место диктует подход. В то же время по сравнению к соседними арт-кластерами Винзаводом и Артплеем, где благоустройство вообще если есть, то едва ли заметно, здесь усилий вложено на порядок больше.
Арма: пешеходный бульвар между 4 и 3 корпусами © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: благоустройство территории. Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Элементы благоустройства сгущаются к центру и разрежаются по краям, отыскивая внутри территории уют пешеходного «ядра» и отдавая внешние контуры машинам. Главный герой – пешеходный бульвар между 3 и 4 корпусами, с теми самыми трубой и вентилем. Здесь использована кортеновая сталь – материал брутальный, но вовсе не дешевый, как раз из ряда артистических. Ею облицованы клумбы приподнятые до уровня колена, обрамляющие деревянные скамейки. Напротив – ряд фонарей-трубок молочного стекла, задающих тот же невысокий человеческий масштаб. Это бульвар для посиделок и разговоров, для того, чтобы на нём остановиться, перевести дух.
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Второй бульвар совпадает с главной осью и он, наоборот, подвижен и разделён продольно между машинами, въезжающими через КПП №1 с Нижнего Сусального переулка, и пешеходами. Водораздел проводит ряд фонарей, хороших современных фонарей, смотрящих на две стороны. Пешеходшая часть, следуя перепаду высот, а она на территории «Армы» больше двух метров, тоже делится на две: верхнюю и нижнюю, первая примыкает к автомобильной части и по ней можно пробежаться вглубь или даже насквозь, вторая ниже метра на полтора, сюда мы спускаемся по ступенькам и отсюда попадаем в корпуса 4-5, здесь движение замедляется и мини-бульвар превращается в мини-площадь.
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Два бульвара – ось пространства и внутренней жизни, но у неё намечаются также и ответвления: сквер с памятником ВОВ между 3 и 1 корпусами, по-видимому, после завершения всех работ продолжится пешеходно-автомобильной улочкой; пространство между газгольдерами и 5 корпусом уже превратилось в сквер с круглыми газонами, где московские девушки охотно устраивают фотосессии, одну за другой.
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Вторая особенность – открытость территории, та самая, к которой в Москве стремится каждая реконструкция промзоны на словах, но в конечном счёте закрывается либо полностью, либо эмоционально, выставляя наружу такие КПП, куда с праздной целью и не сунешься. Здесь не совсем так: насквозь свободно проходят люди, внутри тоже можно находиться довольно спокойно. Получился внутригородской район, хорошо ощущается, что эта территория именно что добавилась к городу, и имеет потенциал развиваться дальше. Немалое значение для эффекта открытости имеет, безусловно, создание четырёх входов: двух с Нижнего Сусального переулка, одного с Мрузовского и четвертого входа-въезда для тех, кто знает, из безымянного переулка на северо-восточном углу.

Нижний Сусальный переулок, прежде затеснённый перепадом высот и ларьками, был расчищен, благоустроен и подарен городу. Все перепады были осмыслены и использованы для создания «ступенчатого» пространства, с приподнятыми газонами и широким маршем лестниц – дышаться в нём стало заметно легче, ощущение ущелья сменилось восторгом перед непредсказуемостью московского рельефа, то отвесного, то пологого.
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: главный въезд. Вариант 1. Визуализация, 2015 © Сергей Киселев и Партнеры

Арма: благоустройство территории

Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5
даты2012 — 2013 / 2013 — 2015
функция:Градостроительство / Проект благоустройства
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Алексей Медведев
Руководитель авторского коллектива
Владимир Лабутин
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Генеральный директор: Игорь Шварцман
Главный архитектор проекта: Алексей Медведев
Архитектор: Юрий Фролов
Территория для московского центра большая, 5,5 гектара. Заходя внутрь через КПП №1 с Нижнего Сусального переулка, понимаешь, что работы по её переустройству не вполне закончены, или точнее говоря, не имеют явственных границ. Для креативного кластера с лофтовым дизайном это вполне нормально и даже хорошо, поскольку создает ощущение естественного врастания в жизнь или вырастания из неё. Мы входим по оси здания старого завода, которая позднее стала пространственной осью территории; справа – обустроенная южная часть, слева – ждущая своей очереди северная. Но строения, выходящие к оси – это ещё участок «Армы», их планируется переоборудовать, пока же они выглядят естественно-лохмато и даже романтично. Где-то в глубине нагромождения высокой башни хочется заподозрить остатки левого крыла старого заводского здания, которое сохранялось дольше правого крыла. Но историки говорят, что оно полностью переделано в XX веке. Кроме того, на горизонте, помимо пустоты, маячат советские строения, тот же «Мосгаз» – словом, территория ощущается как отрытая, более того, из-за соседства стадионов Института физкультуры в усадьбе графа Разумовского изнутри «Армы» временами кажется, что за её границей – какой-нибудь край света или большое поле.

Здесь многое устроено просто, но со смыслом. Территория большая, и проездов для машин довольно много; для них – асфальтовые проезды, для пешеходов – едва приподнятые тротуары с вымосткой серыми кубиками и множеством газонов, каждый из которых, как правило, обрамляет одно или несколько деревьев. Деревьев не то чтобы очень много, но они разных пород: длинноигольчатые кедры чередуются с простыми на вид ёлками и берёзами – фирменным знаком современных ландшафтников. Местами среди ёлок и берёз возникают какие-то вполне садовые кусты.

В Москве бывают редкие участки, отделанные с особым тщанием – такие микро-парадизы, которые как будто вырезали ножницами и вклеили в наше пока ещё дикое городское пространство. Эти участки неплохи, но граница между прекрасным и ужасным немного шокирует. На «Арме» такого резкого перепада нет: она и в город выходит, распространяя влияние своего благоустройства в переулок, не то чтобы навязчиво, и внутри пространство как-то очень равномерно устроено в демократическом смысле мирного сосуществования людей и машин, ёлок и садовых растений. Поэтому внутри чувствуешь себя спокойно: не только потому, что охранники не интересуются каждые 20 минут, кто ты такой и что здесь делаешь, но и потому, что машины ездят медленно, но не изгнаны полностью; или оттого, что здесь не пусто, люди задерживаются, стоят, сидят, идут – даже в выходной день. Приятность обустроенного пространства растворяется в окружении и не кажется слишком уж насаждённой. Она проста, и люди к ней тянутся.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    2 / 7
    Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    3 / 7
    Арма: благоустройство территории. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: благоустройство территории. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    6 / 7
    Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    7 / 7
    Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Арма: благоустройство пешеходной зоны Нижнего Сусального переулка

Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, владение 5, корпуса 1 и 2
даты2012 — 2014 / 2014 — 2015
функция:Градостроительство / Проект благоустройства
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Алексей Медведев
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Генеральный директор: Игорь Шварцман, ГАП: Алексей Медведева, архитекторы: Татьяна Груздева, Ирина Каминская
Проект 2014 года реализован в летом 2015 и торжественно подарен инвесторами муниципалитету на праздник дня города в сентябре. Это один из последних, но важных частей замысла заказчиков и архитекторов, поскольку заметен со стороны города – множество людей ежедневно проходит этим маршрутом.

Нижний Сусальный переулок, о котором историки Москвы говорят, что его трасса совпадает с одной из дорог, известных с XVI века, отпочковывается от улицы Казакова и затем раздваивается: слева его тротуар превращается в пешеходную улицу, ведущую в туннель под насыпью горьковской железной дороги – к Курскому вокзалу и одноимённой станции метро; справа проезжая часть благополучно упирается в тупик насыпи. Пешеходная улица на два метра ниже проезжей – ещё один перепад уровней – высокая подпорная стенка и тропа становится преддверием к туннелю – идя по ней, мы постепенно снижаемся, чтобы затем нырнуть под землю. Заметим, что этот приём: распараллеливания улицы на автомобильную и пешеходную, который в Нижнем Сусальном возник исторически и был лишь оформлен архитекторами, они повторили внутри территории, на главной оси, – осмыслили и усилили тему перепада как особенность контекста.

До недавнего времени пешеходная часть Нижнего Сусального переулка выглядела оживленно, но привокзально: спешащий к метро человек оказывался в узком пространстве между выкрашенными грязно-розовой краской заводскими корпусами с обильным набором несложных магазинов разлива девяностых, и вереницей чуть более новых ларьков разного калибра. Город оставался где-то вверху, как остаток неба над головой, а выходов из ущелья было немного (см. фотографии на mapillary).

Работа по благоустройству «Армы», прежде всего, позволила архитекторам открыть проходы на её территорию для всех и освободить склеенные между собой воротами и пристройками два корпуса Фёдора Дмитриева вдоль пешеходной тропы Нижнего Сусального. Справа от выхода из тоннеля появилась пологая лестница внутрь территории. На мой взгляд это едва ли не главное достижение данного проекта: туннель перестал быть единственным путём из ущелья улицы, как будто погасла условная табличка «нет выхода». Стало светлее и намного воздушнее, а всё из-за этого альтернативного пути. Можно нырять в метро – а можно не нырять.

Ворота между корпусами, которые раньше частенько открывались-закрывались, пропуская заводской транспорт и пугая прохожих, превратились в открытый для пешеходов и вдвое более просторный КПП – главный вход на территорию, ведущий на её основную, осевую внутреннюю улицу – когда-то бывшую осью симметрии старого, разобранного главного заводского здания 1860-х. Над КПП планируется сдержанно-черный парадный портал, возможно с подсветкой, но заказчик пока выбирает варианты и проект не реализован. Так что восточная сторона стала более открытой.

Также и западная. Ларьки постепенно убрали – перестав продлевать сроки договоров, а не бульдозером. Остался один с «Французской выпечкой», договор не истёк. Я не сторонник сноса ларьков, от них много пользы, но в данном случае их исчезновение сказалось на городском пространстве довольно удачно: дорога стала шире, а подпорную стенку архитекторы укрепили, сделав её ступенчато двухъярусной, с газоном на уровне глаз прохожего. Эффект ущелья почти пропал, пространство раскрылось, тем более что ближе к туннелю наверху, там, где проезжая часть переулка уже заканчивается, посадили некоторое количество деревьев и травы, получив наверху мини-сквер, прекрасный ещё и потому, что дом рядом – деревянный, один из теперь уже редких сохранившихся в Москве фрагментов сто лет назад банальной жилой застройки. Раньше к нему нельзя было подойти, а теперь может быть и можно будет.

Крутую, узкую и тёмную лестницу вверх заменили на пологую двухмаршевую продольную, развернув её вдоль улицы и превратив в часть пространственной игры входа-выхода. Да и автомобильный трафик на территорию «Армы» в Нижнего Сусального переулка заметно ослаб то ли из-за смены функции, то ли из-за появившихся въездов с других сторон; теперь главный въезд – со стороны Яузы, а пешеходную тропу машины переезжают ощутимо реже.

Ставший тише и чище пешеходный переулок дополнен минимумом городской мебели, без лишнего: простые урны и довольно эффектные металлические фонари, такие же, как на территории «Армы». Всё сделано минимальными средствами, вовсе без эффектов. Вымостка приведена к сливу во избежание луж, но она из простых серых блоков, немного оживлённых чередованием полос, составленных из элементов покрупнее и помельче; подпорная стенка – из серого неполированного гранита. Скамеек нет (они есть внутри квартала). Кустики на газонах сейчас не разглядеть, но тоже ощущается, что они приличны, но без ландшафтных разносолов. Единственная заметная деталь – размещённая по решению заказчика крупная надпись «Арма» в углублении газона. Словом, спокойная архитектурная работа без лишнего пафоса. Предполагается, что с более плотным заселением нижних этажей продольных корпусов на пешеходной улочке появятся и летние столики кафе.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    2 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны. Визуализация, 2014 © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    3 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны. Визуализация, 2014 © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    5 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    6 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    7 / 7
    Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Архитектор:
Игорь Шварцман
Алексей Медведев
Владимир Лабутин

08 Апреля 2016

Похожие статьи
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.