Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.04.2016

Арма: благоустройство

Юлия Тарабарина
Архитектор:
Игорь Шварцман
Мастерская:
АМ Сергей Киселев и Партнеры

Что и как благоустроено на территории «Армы» и рядом.

Арма: пешеходный бульвар между 4 и 3 корпусами © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: пешеходный бульвар между 4 и 3 корпусами © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

За последние лет пять само по себе слово «благоустройство» успело прочно завязнуть в зубах, попутно убедив всех и каждого в своей важности. Представление о коммерческой ценности архитектуры проросло наконец изнутри – наружу, от красивого интерьера девяностых через красивой фасад 2000-х – к пониманию ценности обустроенного городского пространства. В данном случае проектов два: благоустройство территории бывшего завода архитекторы АМ СКиП разработали в 2012 и реализовали в 2014–2015, а прилегающим Нижним Сусальным архитекторы занимались в 2015 году, в целом закончив работы к Дню города в сентябре. Проектов два, а цель одна: привести в порядок пространство бывшего завода и его ближайшее окружение, так что всё провоцирует к тому, чтобы взглянуть на благоустройство «Армы» в целом.

У него – как минимум две особенности. Во-первых, средства сравнительно экономны и минималистичны, без претензии как на модернистскую роскошь материалов, так и на бидермайер с изогнутыми спинками скамеек, которые мы так любим на московских бульварах. Возможно дело в том, что кластер креативный и его обитатели по определению должны бы с иронией относиться к любым изыскам; а не исключено, что причиной стали убеждения главного архитектора обоих проектов благоустройства, Алексея Медведева, убеждённого минималиста, но благоустройство получилось в суровом «фабричном» стиле. И то правда: рядом с вырастающей из земли кирпичной трубой и вырастающим из стены газовым вентилем финтифлюшки неуместны: само место диктует подход. В то же время по сравнению к соседними арт-кластерами Винзаводом и Артплеем, где благоустройство вообще если есть, то едва ли заметно, здесь усилий вложено на порядок больше.
Арма: благоустройство территории. Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры
Арма: благоустройство территории. Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Элементы благоустройства сгущаются к центру и разрежаются по краям, отыскивая внутри территории уют пешеходного «ядра» и отдавая внешние контуры машинам. Главный герой – пешеходный бульвар между 3 и 4 корпусами, с теми самыми трубой и вентилем. Здесь использована кортеновая сталь – материал брутальный, но вовсе не дешевый, как раз из ряда артистических. Ею облицованы клумбы приподнятые до уровня колена, обрамляющие деревянные скамейки. Напротив – ряд фонарей-трубок молочного стекла, задающих тот же невысокий человеческий масштаб. Это бульвар для посиделок и разговоров, для того, чтобы на нём остановиться, перевести дух.
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Второй бульвар совпадает с главной осью и он, наоборот, подвижен и разделён продольно между машинами, въезжающими через КПП №1 с Нижнего Сусального переулка, и пешеходами. Водораздел проводит ряд фонарей, хороших современных фонарей, смотрящих на две стороны. Пешеходшая часть, следуя перепаду высот, а она на территории «Армы» больше двух метров, тоже делится на две: верхнюю и нижнюю, первая примыкает к автомобильной части и по ней можно пробежаться вглубь или даже насквозь, вторая ниже метра на полтора, сюда мы спускаемся по ступенькам и отсюда попадаем в корпуса 4-5, здесь движение замедляется и мини-бульвар превращается в мини-площадь.
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Два бульвара – ось пространства и внутренней жизни, но у неё намечаются также и ответвления: сквер с памятником ВОВ между 3 и 1 корпусами, по-видимому, после завершения всех работ продолжится пешеходно-автомобильной улочкой; пространство между газгольдерами и 5 корпусом уже превратилось в сквер с круглыми газонами, где московские девушки охотно устраивают фотосессии, одну за другой.
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина

Вторая особенность – открытость территории, та самая, к которой в Москве стремится каждая реконструкция промзоны на словах, но в конечном счёте закрывается либо полностью, либо эмоционально, выставляя наружу такие КПП, куда с праздной целью и не сунешься. Здесь не совсем так: насквозь свободно проходят люди, внутри тоже можно находиться довольно спокойно. Получился внутригородской район, хорошо ощущается, что эта территория именно что добавилась к городу, и имеет потенциал развиваться дальше. Немалое значение для эффекта открытости имеет, безусловно, создание четырёх входов: двух с Нижнего Сусального переулка, одного с Мрузовского и четвертого входа-въезда для тех, кто знает, из безымянного переулка на северо-восточном углу.

Нижний Сусальный переулок, прежде затеснённый перепадом высот и ларьками, был расчищен, благоустроен и подарен городу. Все перепады были осмыслены и использованы для создания «ступенчатого» пространства, с приподнятыми газонами и широким маршем лестниц – дышаться в нём стало заметно легче, ощущение ущелья сменилось восторгом перед непредсказуемостью московского рельефа, то отвесного, то пологого.
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: главный въезд. Вариант 1. Визуализация, 2015 © Сергей Киселев и Партнеры
Арма: главный въезд. Вариант 1. Визуализация, 2015 © Сергей Киселев и Партнеры

Арма: благоустройство территории

Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5
функция:Градостроительство / Проект благоустройства
мастерская:АМ Сергей Киселев и Партнеры
архитектор:Алексей Медведев, Владимир Лабутин
Территория для московского центра большая, 5,5 гектара. Заходя внутрь через КПП №1 с Нижнего Сусального переулка, понимаешь, что работы по её переустройству не вполне закончены, или точнее говоря, не имеют явственных границ. Для креативного кластера с лофтовым дизайном это вполне нормально и даже хорошо, поскольку создает ощущение естественного врастания в жизнь или вырастания из неё. Мы входим по оси здания старого завода, которая позднее стала пространственной осью территории; справа – обустроенная южная часть, слева – ждущая своей очереди северная. Но строения, выходящие к оси – это ещё участок «Армы», их планируется переоборудовать, пока же они выглядят естественно-лохмато и даже романтично. Где-то в глубине нагромождения высокой башни хочется заподозрить остатки левого крыла старого заводского здания, которое сохранялось дольше правого крыла. Но историки говорят, что оно полностью переделано в XX веке. Кроме того, на горизонте, помимо пустоты, маячат советские строения, тот же «Мосгаз» – словом, территория ощущается как отрытая, более того, из-за соседства стадионов Института физкультуры в усадьбе графа Разумовского изнутри «Армы» временами кажется, что за её границей – какой-нибудь край света или большое поле.

Здесь многое устроено просто, но со смыслом. Территория большая, и проездов для машин довольно много; для них – асфальтовые проезды, для пешеходов – едва приподнятые тротуары с вымосткой серыми кубиками и множеством газонов, каждый из которых, как правило, обрамляет одно или несколько деревьев. Деревьев не то чтобы очень много, но они разных пород: длинноигольчатые кедры чередуются с простыми на вид ёлками и берёзами – фирменным знаком современных ландшафтников. Местами среди ёлок и берёз возникают какие-то вполне садовые кусты.

В Москве бывают редкие участки, отделанные с особым тщанием – такие микро-парадизы, которые как будто вырезали ножницами и вклеили в наше пока ещё дикое городское пространство. Эти участки неплохи, но граница между прекрасным и ужасным немного шокирует. На «Арме» такого резкого перепада нет: она и в город выходит, распространяя влияние своего благоустройства в переулок, не то чтобы навязчиво, и внутри пространство как-то очень равномерно устроено в демократическом смысле мирного сосуществования людей и машин, ёлок и садовых растений. Поэтому внутри чувствуешь себя спокойно: не только потому, что охранники не интересуются каждые 20 минут, кто ты такой и что здесь делаешь, но и потому, что машины ездят медленно, но не изгнаны полностью; или оттого, что здесь не пусто, люди задерживаются, стоят, сидят, идут – даже в выходной день. Приятность обустроенного пространства растворяется в окружении и не кажется слишком уж насаждённой. Она проста, и люди к ней тянутся.
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство территории. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры
Арма: благоустройство территории. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры
Арма: благоустройство территории. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры
Арма: благоустройство территории. Визуализация, 2012 © Сергей Киселёв и Партнёры

Арма: благоустройство пешеходной зоны Нижнего Сусального переулка

Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, владение 5, корпуса 1 и 2
функция:Градостроительство / Проект благоустройства
мастерская:АМ Сергей Киселев и Партнеры
архитектор:Алексей Медведев
Проект 2014 года реализован в летом 2015 и торжественно подарен инвесторами муниципалитету на праздник дня города в сентябре. Это один из последних, но важных частей замысла заказчиков и архитекторов, поскольку заметен со стороны города – множество людей ежедневно проходит этим маршрутом.

Нижний Сусальный переулок, о котором историки Москвы говорят, что его трасса совпадает с одной из дорог, известных с XVI века, отпочковывается от улицы Казакова и затем раздваивается: слева его тротуар превращается в пешеходную улицу, ведущую в туннель под насыпью горьковской железной дороги – к Курскому вокзалу и одноимённой станции метро; справа проезжая часть благополучно упирается в тупик насыпи. Пешеходная улица на два метра ниже проезжей – ещё один перепад уровней – высокая подпорная стенка и тропа становится преддверием к туннелю – идя по ней, мы постепенно снижаемся, чтобы затем нырнуть под землю. Заметим, что этот приём: распараллеливания улицы на автомобильную и пешеходную, который в Нижнем Сусальном возник исторически и был лишь оформлен архитекторами, они повторили внутри территории, на главной оси, – осмыслили и усилили тему перепада как особенность контекста.

До недавнего времени пешеходная часть Нижнего Сусального переулка выглядела оживленно, но привокзально: спешащий к метро человек оказывался в узком пространстве между выкрашенными грязно-розовой краской заводскими корпусами с обильным набором несложных магазинов разлива девяностых, и вереницей чуть более новых ларьков разного калибра. Город оставался где-то вверху, как остаток неба над головой, а выходов из ущелья было немного (см. фотографии на mapillary).

Работа по благоустройству «Армы», прежде всего, позволила архитекторам открыть проходы на её территорию для всех и освободить склеенные между собой воротами и пристройками два корпуса Фёдора Дмитриева вдоль пешеходной тропы Нижнего Сусального. Справа от выхода из тоннеля появилась пологая лестница внутрь территории. На мой взгляд это едва ли не главное достижение данного проекта: туннель перестал быть единственным путём из ущелья улицы, как будто погасла условная табличка «нет выхода». Стало светлее и намного воздушнее, а всё из-за этого альтернативного пути. Можно нырять в метро – а можно не нырять.

Ворота между корпусами, которые раньше частенько открывались-закрывались, пропуская заводской транспорт и пугая прохожих, превратились в открытый для пешеходов и вдвое более просторный КПП – главный вход на территорию, ведущий на её основную, осевую внутреннюю улицу – когда-то бывшую осью симметрии старого, разобранного главного заводского здания 1860-х. Над КПП планируется сдержанно-черный парадный портал, возможно с подсветкой, но заказчик пока выбирает варианты и проект не реализован. Так что восточная сторона стала более открытой.

Также и западная. Ларьки постепенно убрали – перестав продлевать сроки договоров, а не бульдозером. Остался один с «Французской выпечкой», договор не истёк. Я не сторонник сноса ларьков, от них много пользы, но в данном случае их исчезновение сказалось на городском пространстве довольно удачно: дорога стала шире, а подпорную стенку архитекторы укрепили, сделав её ступенчато двухъярусной, с газоном на уровне глаз прохожего. Эффект ущелья почти пропал, пространство раскрылось, тем более что ближе к туннелю наверху, там, где проезжая часть переулка уже заканчивается, посадили некоторое количество деревьев и травы, получив наверху мини-сквер, прекрасный ещё и потому, что дом рядом – деревянный, один из теперь уже редких сохранившихся в Москве фрагментов сто лет назад банальной жилой застройки. Раньше к нему нельзя было подойти, а теперь может быть и можно будет.

Крутую, узкую и тёмную лестницу вверх заменили на пологую двухмаршевую продольную, развернув её вдоль улицы и превратив в часть пространственной игры входа-выхода. Да и автомобильный трафик на территорию «Армы» в Нижнего Сусального переулка заметно ослаб то ли из-за смены функции, то ли из-за появившихся въездов с других сторон; теперь главный въезд – со стороны Яузы, а пешеходную тропу машины переезжают ощутимо реже.

Ставший тише и чище пешеходный переулок дополнен минимумом городской мебели, без лишнего: простые урны и довольно эффектные металлические фонари, такие же, как на территории «Армы». Всё сделано минимальными средствами, вовсе без эффектов. Вымостка приведена к сливу во избежание луж, но она из простых серых блоков, немного оживлённых чередованием полос, составленных из элементов покрупнее и помельче; подпорная стенка – из серого неполированного гранита. Скамеек нет (они есть внутри квартала). Кустики на газонах сейчас не разглядеть, но тоже ощущается, что они приличны, но без ландшафтных разносолов. Единственная заметная деталь – размещённая по решению заказчика крупная надпись «Арма» в углублении газона. Словом, спокойная архитектурная работа без лишнего пафоса. Предполагается, что с более плотным заселением нижних этажей продольных корпусов на пешеходной улочке появятся и летние столики кафе.
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство пешеходной зоны. Визуализация, 2014 © Сергей Киселёв и Партнёры
Арма: благоустройство пешеходной зоны. Визуализация, 2014 © Сергей Киселёв и Партнёры
Арма: благоустройство пешеходной зоны. Визуализация, 2014 © Сергей Киселёв и Партнёры
Арма: благоустройство пешеходной зоны. Визуализация, 2014 © Сергей Киселёв и Партнёры
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина
Арма: благоустройство пешеходной зоны © Сергей Киселёв и Партнёры. Фотография © Юлия Тарабарина