Река через века

250 лет истории набережных Москвы-реки.

mainImg
Сейчас, когда идет конкурс на концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки и ее берега ждет новый этап реконструкции, уместно вспомнить, как изменялась береговая линия Москвы на протяжении последних двух с половиной столетий. Что представляют собой набережные главной столичной реки и почему они стали такими, какими мы их знаем сейчас? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашем кратком историческом очерке.
Деревянные набережные Москвы-реки в XVIII столетии. Изображение с сайта www.nevsepic.com.ua

Первая каменная набережная напротив кремлевской стены была предусмотрена прожективным планом 1775 года, созданным примерно на 15 лет позже аналогичного плана для Парижа. В плане уделялось большое внимание рекам в черте города: он, в том числе, намечал трассировку грандиозного гидротехнического сооружения – водоотводного канала. Капитальные набережные, согласно плану, планировалось возвести перед Кремлем и Китай-городом, включая Воспитательный дом. На европейский манер эти набережные предписывалось обсадить двумя рядами деревьев.

В 1795 было начато строительство первой каменной набережной перед Кремлем (взамен старой, обшитой бревнами). Работы, проведенные Экспедицией кремлевского строения, заключались в облицовке диким камнем устроенных ранее деревянных «обрубов». До 1800 был сооружен лишь фрагмент набережной протяженностью около 1 километра. Тело стенки набережной было сложено из известняка, на известковой же основе с гидравлическими добавками. В облицовке был использован песчаник, а фундаментом для набережной служил деревянный свайный ростверк.
Одно из первых изображений набережной перед Воспитательным домом в исполнении художника мастерской Федора Алексеева. На пейзаже можно видеть место старейшей пристани на Москве-реке. Акварель из собрания ГЭ. 1800-е гг. С сайта http://www.artscroll.ru

В эти же годы (1796–1801) по проекту Матвея Казакова на высоком берегу реки напротив Хамовников было построено здание Голицынской больницы. Берег реки в этом месте был укреплен так называемой «Голицынской стенкой», включавшей подпорную стенку из известняковых плит разной величины с парапетом и две фланкирующие ее беседки. В XX веке партерный парк больницы вошел в состав Парка Горького. Во время комплексной реконструкции набережных в 1930-е гг. подпорная стенка была сохранена, поэтому сегодня это самый старый фрагмент московских набережных.

Вернемся в центральную часть Москвы – на Москворецкую набережную. Следующей благоустроенной набережной стал участок возле Воспитательного дома. В 1801 было «повелено» облицевать берег камнем так же, как это было сделано возле Кремля, однако деревья было позволено не сажать. Строительные работы растянулись до 1806 года, но даже после их окончания горожане долгое время не могли пользоваться набережной, отданной в полное распоряжение обитателей Воспитательного дома – сирот, подкидышей и детей, родившихся вне брака или у неимущих родителей.
Кремлевская набержная на картине Федора Алексеева «Вид Московского Кремля и Каменного моста». 1815. Из собрания ГИМ. С сайта http://www.artscroll.ru
Схема расположения сходов на старых набережных. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

В течение следующих десяти лет была выстроена набережная напротив Китай-города протяженностью 405 м. Попутно была произведена подсыпка и регулирование низкого берега.

В рамках масштабных работ по восстановлению Москвы после пожара 1812 года, в 1832–1836 в дополнение к существующим Кремлевской и Москворецкой набережным были выстроены каменные Софийская и Раушская. Любопытно, что для Софийской набережной был утвержден необычный двухуровневый проект: с подпорной стенкой у воды и верхним ярусом, устроенным на арках над рекой.

Последние крупные работы по благоустройству набережных в дореволюционной Москве проводились в 1880, когда перед храмом Христа Спасителя по проекту инженера Н. М. Левачева было выстроено еще 516 метров набережной с лестничным спуском и купелью. В итоге на рубеже XIX­–XX веков Москва имела всего 4 км благоустроенных набережных при общей длине береговой линии 40 км (в тогдашних границах города).

Устройство старых сходов московских набережных

Как и нынешние набережные в центре города, старые московские набережные представляли собой стены, отделяющие берег от воды. Они имели форму бутовой стенки на свайном основании и были облицованы татаровским камнем (песчаник, добывавшийся близ села Татарово, недалеко от села Крылатского) и ограждены тумбами с решетками. Высота стандартной тумбы составляла 1,36 м. Подпорная стенка имела уклон в 80 градусов и украшалась карнизом в виде вала диаметром в 25 см. Размер стандартной плиты равнялся примерно 100 см х 50–60 см, что значительно меньше современных облицовочных плит.

Важной характеристикой старых набережных было то, что сходы и съезды были углублены в тело набережной и не выдавались за линию регулирования, дабы не сужать речного русла. Ширина схода равнялась примерно 3 м, съезда – 7 м. Таким образом, они были заглублены в набережную на 10 м. Более импозантные сооружения такого типа были расположены на левом, кремлевском берегу, а утилитарные сооружения – грузовые съезды – устраивались на правом берегу, преимущественно ниже Кремля по течению.
При реконструкции набережных в 1930-е годы старые набережные были сохранены и включены в тело новых. Наружный профиль с почти вертикальной лицевой гранью был заменен на новый откосный. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

После реконструкции 1930-х годов количество точек доступа к воде было сокращено. Например, на участке между Большим Каменным и Москворецким мостами изначально было 6 спусков к воде, а после реконструкции остался всего один, расположенный по оси Тайницкой башни Кремля, на противоположной стороне реки. На участке между Москворецким и Большим Устьинским мостом было 7 спусков к воде, после реконструкции остался также всего один сход – у Воспитательного дома.
zooming
Евгений Лансере. Волга у стен Кремля. 1937. Из собрания Донецкого областного художественного музея. С сайта http://moscowwalks.ru


Реконструкция набережных в 1930-е годы
Набережная-трибуна в ЦПКиО им. Горького была сооружена для наблюдения за водными соревнованиями на реке. Архитектор А.В. Власов. 1934. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

Сегодняшние набережные и спуски к воде – это результат комплексной реконструкции водной инфраструктуры, проходившей с середины 1930-х годов в рамках реализации Генерального плана Москвы 1935 года. В этот период произошло кардинальное переосмысление роли реки в городе. Помимо утилитарной, транспортной функции, она стала пониматься как важнейший градообразующий элемент. Это качество дополнительно усиливалась двумя параллельными реке трассами: «Река заключена между двумя главными магистралями города: осью старого города (диаметром: Ленинградское шоссе – центр – ЗИС), осью нового города на Юго-западе (Рублевское шоссе – Каширское шоссе)» (Цит. из книги «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940). Одновременно на транспортный каркас, важнейшим компонентом которого была Москва-река, накладывался зеленый каркас, одним из крупнейших «клиньев» которого становилась парковая зона, протянувшаяся от Воробьевых гор через ЦПКиО и Болотную площадь к Кремлю.

Транспортная функции также получила свое дальнейшее развитие за счет активного строительства новых каналов и гидротехнических сооружений, связывающих Москву с Волгой. В общей сложности в составе ансамбля канала Москва–Волга, растянувшегося на 128 километров, было построено более 240 сооружений, обладающих историко-культурным потенциалом, соизмеримым с ВДНХ.

В 1930-е русло Москвы-реки было реконструировано, чтобы приспособить его для прохода комбинированного волжского транспорта, нефтеналивных судов, грузовых караванов. В соответствии с трассой судового хода была скорректирована и частично спрямлена береговая линия. В литературе того времени указывается, что достичь идеального выравнивании линии регулирования удалось далеко не везде. Так, например, линия регулирования Крымской набережной (у нынешнего парка «Музеон») не была в достаточной степени спрямлена и сохранила небольшой излом, что объясняется крупной водопроводной трубой, проходящей вблизи от берега: ее решено было не перекладывать.

Транспортная роль реки наложила свой отпечаток и на конструкцию новых мостов. На раннем этапе проектирования за базовый тип моста предполагалось взять мост балочной конструкции, но такие мосты потребовали бы возведения дополнительных опор в русле реки, что ограничило бы свободу передвижения речных судов, поэтому в итоге предпочтение было отдано однопролетной конструкции арочного типа. В результате сегодня все мосты через Москву-реку имеют схожую конструкцию, исключение составляют лишь построенные ранее Бородинский и Новоспасский.

Основные типы московских набережных

Для реконструкции 1930-х годов характерно строгое деление набережных на общегородские, парковые и портовые. Такое разграничение до сих пор определяет характер береговой линии Москвы-реки на значительном ее протяжении.

Общегородская набережная подразумевала прежде всего устройство проездной дороги и новую красную линию с отступом в 40 м от линии регулирования набережной. В ходе строительных работ в первую очередь производилась реконструкция самих набережных, во вторую – примыкающей застройки, причем эта вторая очередь, включающая в себя возведение домов по новым красным линиям, была осуществлена лишь частично. Пожалуй, единственный пример, где она была доведена до идеала – это Фрунзенская набережная.

Особенность парковой набережной – отсутствие четкого отделения берега от воды при помощи стенки и отведение транзитного транспортного потока от реки. Набережная такого типа реализована в Москве только в Парке Горького. Она имеет два уровня: верхний – для ограниченного транзита (внутрипарковый проезд) и нижний, расположенный практически на уровне воды, что дает ощущение непосредственного контакта с водным зеркалом, что использовалось в середине XX века при организации спортивных мероприятий и торжеств. Подобные спуски планировалось возвести на нескольких участках Москвы-реки, в частности, у Новодевичьего монастыря, но этот план не был реализован.
zooming
Строительство набережной в ЦПКиО им. Горького. 1934. В некоторых местах набережная была отодвинута в сторону воды на 5 метров, чтобы сохранить существующие деревья. Фотография: А. Гринберг. С сайта samlib.ru

Портовые набережные предназначались для технических нужд, что автоматически исключало возможность транзита и общегородской характер использования. К таким набережным относятся территории Западного и Южных речных портов. Следует отметить, что по плану реконструкции Москвы 1935 года предполагалось также строительство новых грузовых пристаней на спрямляющих каналах (Дорогомиловском, Андреевском, Лужнецком). По всей видимости, в дальнейшем предполагался перенос технической функции с берегов основного русла Москва-реки на берега каналов, но этого не произошло. Сегодня территории промышленных набережных представляют серьезную проблему и, вместе с тем, значительный потенциал для развития.

Оформление подпорных стенок
zooming
Схема архитектурных профилей стенок московских набережных. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

В соответствии с программой реконструкции 1930-х годов, набережные получили гранитное оформление на протяжении около 30 километров русла Москва-реки (от Краснопресненской набережной до Кожухова). При облицовке набережных были использованы профили разных типов. За базовый был принят наклонный тип стенки с переменной крутизной граней. Предпочтение этому типу было отдано ввиду того, что такая стенка меньше заслоняет здания на берегу при восприятии с зеркала воды, а также поскольку наклонная стенка хорошо подчеркивает плавность изгибов реки, что в случае с извилистым руслом Москвы-реки было весьма актуально. Применение профилей с различной степенью уклона было связано с различным конструктивным устройством набережных. Строго вертикальный тип стенки был использован лишь в одном месте: на набережной нереализованного Дворца Советов.
Сход у южной проходной ЗИЛа. Проект. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

В облицовке набережных был использован гранит нескольких цветов из украинских и уральских месторождений. Так, набережная у Кремля была облицована породами серого оттенка, а стенка Раушской набережной выполнена из гранита серого цвета с парапетом розового оттенка. Такое сочетание цветов было признано критиками не очень удачным. Некоторые отрезки набережных (у Краснопресненской ТЭЦ, на территории ЗИЛа) облицованы красным гранитом.

Парапеты набережных были выполнены в двух вариантах: сплошные гранитные в центральной части города, в виде чугунных решеток с гранитными пилонами – за пределами центра. При этом сразу после окончания работ критиками замечалось, что сплошные стенки набережных хотя и делают ее более монументальной (что было основной задачей при решении облика набережных), закрывают вид на речное зеркало на узких фрагментах реки, например, у Воспитательного дома.

Архитектура сходов

Поскольку река в 1930-е годы воспринималась как транспортная магистраль, в первую очередь набережные должны были быть приспособлены для причаливания судов, и лишь затем – для доступа людей, причем только на отдельных участках. Возможность обустройства пониженных прогулочных уровней вдоль реки не предусматривалась совсем (за исключением набережной Парка Горького), чтобы не сужать и без того достаточно узкое (около 90 м в ширину) русло в центре столицы.
Сход у южной проходной ЗИЛа. Современное состояние. Фотография: Борис Кондаков
Насосная станция берегового дренажа. Архитектор Г.П. Гольц. Проектная графика. Источник: Антонов О.Н. Георгий Павлович Гольц. 1893-1946. Каталог выставки. М., 2006.

Если архитектура сходов в XIX в. была подчеркнуто утилитарна, то в 1930-е гг. ей придавалась гораздо большее значение: прежде всего она должна была быть выразительной. Приходится признать, мы редко обращаем внимание на архитектурное оформление спусков к воде (главным образом, ввиду их труднодоступности из-за автомагистралей). А ведь решение каждого схода должно было быть уникальным, пожалуй, сложно назвать два одинаковых схода на Москве-реке.

Перечислим архитекторов, участвовавших в создании спусков к воде (к сожалению, не везде удалось установить инициалы): Соколов (Дербеневская, Крутицкая, Москворецкая, Павелецкая набережные), И. А. Француз (Киевская, Бережковская, Смоленская, Ростовская, Котельническая, Гончарная набережные), Кириллов (Софийская набережная), А. В. Власов совместно с Москвиным и Шмидтом (Пушкинская набережная), А. М. Файфель (набережные Яузы), Г. П. Гольц (Высокояузская набережная Яузы), А. Д. Сурис (Краснохолмская стрелка). Конечно этот список далеко не полный и подлежит уточнению.
zooming
Насосная станция берегового дренажа. Архитектор Г.П. Гольц. Фотография, фиксирующая современное состояние. Изображение с сайта wikimapia.org
Берсеневская стрелка. Архитектор И.А. Француз. 1935. По первоначальному замыслу здесь должна была быть установлена скульптура В.И. Мухиной «Спасение челюскинцев», а в 1940 разрабатывался проект установки на Стрелке скульптуры «Рабочий и колхозница».
zooming
Схема центральной части Москвы с местами размещения более 30 сходов к воде. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940.

Сходы к реке, служащие причальными площадками – остановками для речного транспорта, были выполнены с разным шагом, но расстояние между ними практически никогда не превышает 1000 м, что соответствует требованиям водно-транспортного сообщения. Исключение в центре города составляет лишь участок реки между Москворецким и Софийским сходами, достигающий длины 1100 м.
zooming
Проект жилого дома работников правительственных учреждений РСФСР на Ростовской набережной в Москве. Архитекторы А.В. Щусев, А. К. Ростковский. 1936. С сайта retromap.ru

Размещение сходов отнюдь не случайно. Перед архитекторами стояла задача их строгой привязки к осям зданий: по представлениям 1930-х годов, набережная мыслилась как стилобат монументальной застройки берега, и все элементы берегового устройства (подпорная стенка со сходами, мосты, здания на обоих берегах) должны были быть строго увязаны между собой и составлять единый ансамбль.

Следует отметить, что привязка зданий к набережным была осуществлена также далеко не везде. Так, жилой дом архитекторов напротив площади Киевского вокзала (архитекторы А. В. Щусев и А. К. Ростковский) так и остался отделен широкой плоскостью партера от водной глади и не получил доступа к воде.
zooming
Дом архитекторов. Современное состояние. Фотография: Борис Кондаков

Реализация этого плана растянулась на несколько десятилетий. Практически все запроектированные сходы были воплощены в жизнь, однако границы города продолжали расширяться, и единого осмысления береговой линии так и не произошло. Мощный импульс, который был дан осмыслению темы воды в городе в 1930-е годы, влиял на ситуацию два десятилетия и впоследствии постепенно угасал. Будет справедливым отметить, что некоторые идеи развития водной инфраструктуры декламировались и в генеральном плане 1971 года, но они так и остались идеями, и принципиально нового развития этого вопроса не произошло.

Сегодня нам предстоит заново открыть реку городу, который и создавался изначально как город на воде. Какими качествами должны обладать заново осмысленные московские набережные? В первую очередь, хочется надеяться, что набережные города на всем своем протяжении сформируют полноценный каркас со сбалансированной водной, пешеходной, велосипедной и автомобильной инфраструктурой. На большей части своей длины (а не только в парковых зонах, как это происходит сегодня) набережные должны предлагать городу доступную среду с «контактной» водой. Набережные должны стать комфортным пространством и дать городу новое качество жизни.
 

18 Ноября 2014

Пресса: Власти Москвы планируют проложить 246 километров велодорожек
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, велодорожки планируется сделать частью единой взаимосвязанной системы пешеходно-рекреационных пространств, предусмотренной рамочной концепцией преобразования прилегающих к Москве-реке территорий.
Пресса: Экология реки: стратегия и практики
Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.
Пресса: «Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие...
Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта-победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».
Пресса: Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной...
Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.
Пресса: Архитекторы решают – какой станет Москва-река через...
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.
Пресса: Быстрое течение
В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Архитектуру Москвы-реки вводят в жилое русло
Столичные власти подвели итоги международного конкурса на разработку облика московских набережных. Победители из бюро «Проект Меганом» задались целью превратить реку в «позвоночник» города, спроектировав в каждом районе «порты будущего» с магазинами, жильем и спорткомплексами. Эксперты полагают, что концепция позволит построить вдоль реки 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.
Пресса: Москва-река и 37 портов
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти.
Пресса: Новое течение Москвы-реки
Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.