Музей Мельникова

Проекты победителей и участников конкурса на концепцию музея «Дом Мельникова».

mainImg
В конце марта 2013 года Музей архитектуры совместно с журналом «Проект Россия» объявили конкурс на концепцию музея «Дома Мельникова». Вечером 16 июля в доме Мельникова были названы победители конкурса. Жюри выбрало три проекта: Citizenstudio (совместно с Ниной Федоровой), Студия АгитАрх и бюро Гинзбург Архитектс. Кроме того, музей присудил четыре специальные премии.

Всего в конкурсе участвовало 19 проектов, среди которых были как работы приглашенных именитых архитекторов, так и проекты менее известных, но неравнодушных специалистов, а также – студентов архитектурных вузов.

Формат соревнования – «конкурс-консультация», предполагает использование сразу нескольких проектов победителей во время работы над созданием музея. Основной задачей конкурсантов стало развитие музея Мельникова при бережном и очень деликатном отношении к знаменитому шедевру русского авангарда.

Представляем проекты победителей и участников конкурса с авторскими описаниями.
1 место. Бюро Citizenstudio
Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Музей Мельникова уже существует. Он функционирует с 1929-го года. И регулярно принимает посетителей. Сама идея этой постройки – это Дом-Музей. Музей архитектора, музей технологии строительства, музей индивидуализма в стране коллективизма. У музея сменяются смотрители, но не меняется его суть: это Музей-Дом. Шрифт на его фасаде гласит: Константин Мельников. Архитектор. И для других архитекторов здесь нет пространства для деятельности. Храм должен остаться храмом. Миссия архитектора не в попытке написания чужеродной истории места, но в поддержании жизни творения. Недопустимо даже минимальное вторжение в хрупкий мир памятника. Да, Дом требует спасения – от разрушения. И это дело для профессионалов – инженеров и реставраторов. Ситуация не терпит ни промедления, ни дилетантства! Это – медицина. В остальном музей готов.
Проект победителей конкурса. Citizenstudio. Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Citizenstudio. Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

И мы видим для себя как для архитекторов только одну возможность поучаствовать в его жизнедеятельности: в нем не хватает тапочек. Мягких фланелевых тапочек поверх обуви, как в каждом доме – музее на пространстве бывшего СССР. Легчайший след, элемент, обретающий характер домашнего уюта, но призванный служить публике. Тапочки – и все. Музей Мельниковых открыт для посетителей».
2 место. Студия Агит Арх
Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина
Проект победителей конкурса. Citizenstudio. Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Главным экспонатом экспериментального дома-мастерской площадью 300 кв. м является сам дом, его пространство, игра попадающего внутрь дома света и возникающих внутри теней. Здесь можно познакомиться с историей строительства дома, увидеть документацию его непростой жизни в фотографиях Родченко и Пальмина, услышать живой голос самого Мельникова. Участок вокруг дома сплошь покрыт луговым газоном с несколькими фруктовыми деревьями, в зимнее время для экскурсантов в снегу протаптываются дорожки. Дом принимает часовые экскурсии по 7-10 человек. В год удивительный дом посещает 18 тыс. посетителей. Запись и оплата экскурсий производится на сайте Музея Архитектуры им. Щусева. Там же можно скачать бесплатное приложение для смартфонов «Архитектор Константин Мельников» с полным перечнем проектов и построек великого русского зодчего и навигацией по Москве. Фотографирование в доме разрешено, поощряется размещение сделанных фотографий в интернете.
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Фонд работ Константина Мельникова поступает в общий фонд Музея Архитектуры для скорейшего включения в выставочный и исследовательский оборот. Государство обязано немедленно принять завещанный дом и архив без всяких обременительных условий и обеспечить достойную защиту и содержание. У дома должен появиться попечительский совет и первое приглашение в него имеет право получить Сергей Гордеев, выкупивший у наследников и передавший значительную часть дома и архива государству».
zooming
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
3 место. Гинзбург Архитектс
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Предлагаемая структура Музея включает в себя 3 составляющих: галерея, сад и дом. В галерее кроме помещений утилитарного назначения (входная группа, касса, администратор) находится выставочное пространство, в котором демонстрируются макеты зданий, Мельникова, фотографии и рисунки, и магазин с книгами и сувенирами авангарда. Сад вокруг здания предполагает возможность проведения семинаров и выставок на открытом воздухе, также вокруг предусмотрена тропинка для осмотра Дома снаружи. Сам Дом планируют отреставрировать с восстановлением изначальной планировочной структуры и сохранением экспонатов быта семьи Мельниковых. Внутри будут организованы выставки оригиналов работ Мельникова».
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Специальными премиями музея архитектуры отмечены:

За широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова
АБ Народный архитектор
Архитекторы: Алексей Курков, Антон Ладыгин, Дмитрий Селивохин, Тамара Стрелкова
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Мы разработали эскизный проект «галереи», опоясывающей двор дома за счет внешней прилегающей территории, оставляя свободным его внутреннее пространство, предоставляя возможность посетителям осмотреть памятник архитектуры со всех сторон. В галерее располагаются дополнительные площади для работников и посетителей музея: рецепция с вестибюлем, кафе, книжный магазин, зал с постоянной экспозицией, посвященной процессу создания дома, включающей эскизы, макеты, первоначальные варианты проекта. Узкие проходы между помещениями заполняются временными тематическими экспозициями. В летнее время пространство двора может служить продолжением зоны кафетерия, трансформироваться в лекторий. 
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

В квартире дома №12 предполагается обустройство помещений для администрации, гардероба, санузлов, постоянной экспозиции, посвященной постройкам Мельникова в Москве. Непосредственно в самом доме Мельникова предполагается организация нескольких дополнительных экспозиционных и общественных помещений: на первом этаже – в помещениях кухни, столовой, детских – экспозиции на тему «конструктивистского» быта; в спальне на втором этаже мини экспозиции картин Виктора Мельникова, в гостиной живописи архитектора, в мастерской – пространства для проведения лекций и семинаров, а также установки не загромождающей помещение мобильной медийной экспозиции на тему творчества Константина Мельникова (проекции)».
zooming
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
АБ Рождественка
Архитекторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, Света Зезюкина, Глеб Галкин
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Устройство музея в современном понимании этой технологии в Доме невозможно, т.к. специальные инженерные коммуникации сильно ему бы повредили. Поэтому все организованные музейные функции – административную, хранение и т.п. – мы выносим в отдельный объем. Учитывая скромный размер участка, мы предлагаем создать своего рода «дом-забор», распластав его вдоль задних границ, выстроив его симметрично относительно оси Дома. По нашему ощущению этот новый объект не должен «дополнять» дом Мастера. Напротив, скорее должен быть частью «негативной» для дома окружающей застройки – поэтому материал – затертый кирпич, как на окружающих торцах, хотелось бы торцы объекта выполнить в один цвет. Проектируемый нами объем решает не только функциональные задачи, но  становится своего рода информационным и временным «порталом».
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Войдя на участок, через калитку, мы попадаем в мир Мастера, в его жизнь, в его время. Но не сразу входим в его дом. Начиная движение вдоль ограды, спускаясь по пандусу, мы заходим в пространство с панорамным окном, нам открывается вид на Дом. Вдоль панорамного окна на пюпитре демонстрируются чертежи дома, сделанные Мастером.

Здесь же находиться рецепция. Пройдя далее, к полукруглому стенду-книжке, мы знакомимся с творчеством Мельниковых. За стендом, в самом закрытом месте, находится зона лекций, семинаров и коворкинга. Изучая работы и двигаясь дальше, мы всегда видим Дом-Мастера, постепенно приближаясь к нему. Выйдя на улицу, у нас есть возможность пойти дальше в дом, или подняться на крышу-террасу».
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


За продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности
Арт-группа Камень
Архитекторы: Вадим Греков, Ирина Татаркина
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«На торцовой стене здания, примыкающего к участку дома Мельникова, размещена конструкция из металла и стекла, которая функционирует как галерея для музейных экспонатов и смотровая  площадка перед домом, который становится главным экспонатом. Зрители поднимаются на стеклянном лифте на верхний уровень конструкции-галереи, оттуда дом виден в плане. Затем они спускаются по лестнице вниз, обходя ярусы галереи, где расположены экспонаты -проекты, фотографии, эскизы, макеты.
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Дом архитектора открывается с разных точек и ракурсов. Форма музея (наклоненный фасад, сложная геометрия плана) обусловлена стремлением не «затеснить» пространство дома Мельникова. Силуэт музея на стене здания повторяет треугольный контур его верхней части (какой она была в 1920-е гг,). Воссоздана также оригинальная фактура и цвет кирпичной стены».
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


За деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника
Архитектурная мастерская АРТЭ+
Архитекторы: Владимир Юдинцев, Ирина Полянская
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Размещение музейного комплекса целесообразнее всего на участке возле дома Мельникова. Это обеспечит постоянный наружный обзор дома и посещение музея независимо от возможности посещения интерьеров дома. Северо-западная часть участка представляет собой зигзаг, абрис которого прочитывается как буква «М». Устройство в этом углу полуподземного музея может считаться минимальным вмешательством в окружение дома. Попадание в музей обеспечивается с двух сторон по периметральной обходной дорожке, дающей круговой обзор дома.
zooming
Премия за деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника. Архитектурная мастерская АРТЭ+. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Вход расположен на отм. -1.2 м, для чего дорожка опускается двумя короткими пандусами.С входной антресоли на отметку -3.85 м ведут 2 лестницы и подъемник для инвалидов. Под антресолью расположено хранилище музея. Наклонный амфитеатр может использоваться для экспонирования макетов и устройства зрительских мест. Все стены, кроме входного витража, предназначены для выставок и экранного показа. В целом музей должен иметь «домашний» характер. Общая площадь 188 м2».
Премия за деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника. Архитектурная мастерская АРТЭ+. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Другие участники конкурса:
ArchGroup
Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О.
Премия за деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника. Архитектурная мастерская АРТЭ+. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Мы считаем, что люди всего мира  должны иметь возможность близко изучать один из последних шедевров конструктивизма, одного из краеугольных камней современной архитектуры.  Для этого мы предлагаем перевезти его в крупный мировой музейный центр в Европе, отдав его в аренду на 499 лет под обязательство реставрировать его и открыть его как музей. Мы надеемся, что по истечению срока аренды ситуация на родине памятника изменится к лучшему и он сможет вернуться на свое место. А пока пусть его жизнь продолжится там, где он нужнее.
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

На участке, где был дом Мельникова, вместо памятника архитектуры мы предлагаем создать памятник архитектуре. Это негатив, пустота, слепок с дома. Это инвертированное понятие архитектуры. Весь участок вокруг этой пустоты заполнен бетоном на всю высоту стоявшего здесь здания. Вход осуществляется по узкому коридору в толще бетонного объема. Пространство на месте дома Мельникова представляет собой внутренний двор внутри этого объема. Это окаменелость, память ушедшего времени. Бетонный массивный объем надежно защитит это память на долгие годы – тут больше нечему сломаться, испортиться, состариться. Этот монумент исключает этот участок из городской ткани, на долгие годы сохраняя память этого места и оставляя возможность когда-нибудь вернуть сам памятник из вынужденной иммиграции».
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
SPEECH
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Первоочередная задача при создании музея – не столько поиск возможности размещения музейных площадей, сколько спасение самого дома Мельникова. На сегодняшний день, маленький по сравнению с растущими вокруг объектами объем памятника, находится под постоянным разрушительным воздействием со стороны изменяющейся окружающей ситуации. Первостепенно, его необходимо оградить от этого воздействия, заключив в подземный бастион и создав под ним собственную безопасную высокопрочную фундаментную основу. Таким образом, памятник получит внешний защитный термос и перестанет подвергаться воздействию изменения уровня грунтовых вод или осадки грунтов в связи с соседним строительством. Полученное подземное пространство возможно использовать в качестве музейных площадей, для чего в дальней части двора предлагается разместить входной павильон, максимально корректно соседствующий с памятником.
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Для предотвращения дальнейшей осадки и сопутствующих деформаций здания предлагается выполнить усиление фундаментных конструкций и «вывесить» здание на буро-инъекционных сваях. В случае значительного заглубления свай появляется возможность сооружения подземной части в границах участка под защитой ограждающей «стены в грунте», в том числе под существующим зданием. Технологическая последовательность выполнения строительных работ:  инъекционная цементация кладки фундаментов и верхних конструкций; выполнение буро-инъекционных свай с обеих сторон существующего ленточного фундамента, с заглублением конца свай ниже отметки дна будущего котлована; выполнение железобетонного ростверка-обоймы с передачей нагрузки от здания на ростверк через поперечные балки; выполнение ограждающей «стены в грунте» по периметру участка; разработка котлована с обеспечением устойчивости опирающегося на сваи существующего здания; строительство подземной части с поэтапным демонтажем временных конструкций».
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Winfried Brenne Architekten
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Для увековечивания имени Мельникова, его зданий и обширного творческого наследия, а также наследия его сына Виктора Константиновича, музей должен быть создан в пределах оригинального участка в Кривоарбатском переулке, для чего мы предлагаем проект развития владения с функциональным разделением на три части:

Дом Мельникова
Прямоугольный участок в Кривоарбатском переулке ориентирован узкой стороной к переулку. Слегка отступающие от улицы цилиндры Дома Мельникова расположены в середине участка. В задней части участка имеется небольшая поляна с 2-3-мя деревьями. Дом Мельникова как таковой, должен оставаться неизменным и автономным без придания ему дополнительных функций. Он должен быть отреставрирован в соответствии с общепризнанными научными принципами (Венецианская Хартия 1964 г., Мадридский Документ ИКОМОС о подходе к наследию 20-го века 2011 года и т.д.). Дом должен быть доступен индивидуально или небольшим группам до 5 человек в сопровождении экскурсовода. 
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Информационный Центр – Музей
Проект предполагает сооружение в задней части владения небольшого здания музея, в котором будет также располагаться и предусмотренный статусом Всемирного Наследия Информационный Центр (Visitors Center). Для того, чтобы не перегружать Дом Мельникова, максимальное количество посетителей не должно превышать 50 человек в день. Сначала экскурсанты будут направляться в Информационный Центр. Там, они смогут оставить верхнюю одежду и сумки в шкафчиках и осмотреть экспозицию посвященную творчеству Константина Мельникова, а также прослушать небольшую лекцию. При этом из выставочного зала будет открываться вид на задний фасад Дома Мельникова. В Центре также можно разместить небольшой сувенирный магазин и мини-кафе. 
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Использование площади в Кривоарбатском переулке, д. 12
В дополнительном пространстве в соседнем доме №12 по Кривоарбатскому переулку предлагается создать небольшой административный офис и хранилище для экспонатов и документов, которые не могут быть выставлены ни в Центре, ни в доме Мельникова. В частности там могут храниться оригинальные рисунки, которые пока представлены в копиях в самом Доме Мельникова. Кроме того, может быть предусмотрено создание небольшого научного центра для приглашенных исследователей с возможной гостевой комнатой. В Европе есть несколько примеров реализации аналогичной концепции (например Фонд Ле Корбюзье в Париже)».
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Александра Додонова, Арсений Бродач, Игорь Кокарев
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Дом, спроектированный и построенный Мельниковым, сам по себе является экспонатом, поэтому любое вторжение в его облик – недопустимо.  В исходное состояние стоит вернуть все интерьеры дома, избавив их от многолетних наслоений быта, воссоздать и отреставрировать предметы мебели и прочие объекты согласно задумке автора. Возможны незначительные интерпретации в отделочных материалах и освещении, технически эволюционировавших со времен постройки дома. 
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Предусмотренное концепцией мощение участка – бетонные плиты размером 1х1 м, образующие координатную сетку, позволяющую более остро чувствовать пространство. С мощения сетка переползает на вертикальную плоскость брандмауэра, являющего фоном для дома. Частично на стене, частично на прозрачной стеклянной конструкции изображена проекция детально вычерченного разреза, соотносящегося с домом по координатам. В некоторые плиты мощения интегрированы QR –коды, содержащие 3d-изображения, чертежи и прочую информацию о всех проектах Константина Мельникова. 
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

В глубине двора располагается летнее кафе, рядом – сцена и посадочные места под навесом. Здесь могут проходить лекции и кинопоказы на тему архитектуры. Вне мероприятий двор становится  просто местом скопления и общения творческой молодежи.
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Квартиру в доме 10 по Кривоарбатскому переулку  легко переоборудовать в выставочное пространство с временной экспзицией, не навязывая никаких радикальных перепланировок. Также в ней можно разместить кафе и лекционное пространство в зимний период. Кафе может так же функционировать как коворкинг для желающих поработать рядом с шедевром архитектуры.»
Егор Егорычев, Элина Мухарлямова, Николай Васильев
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Организация работы музея «Дом Мельниковых» должна базироваться на следующих принципах:
1.    Полное сохранение здания дома (Кривоарбатский переулок 10), включая мемориальные предметы быта и личные вещи жильцов, в первую очередь К. С. Мельникова и В. К. Мельникова;
2.    Ограничение одновременного доступа в дом в 7-8 человек в группе для гарантии сохранности физической целостности дома;
3.    Экспонирование графических, фото, живописных и других материалов в отдельном помещении;
4.    Хранение коллекции всего архива семьи, включая архитектурную проектную графику, в комплексе Музея;
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Ввиду невозможности нового масштабного капитального строительства на участке (и требованиям к сохранности материалов), экспонирование Фондов музея должно осуществляться методом постоянной ежемесячной смены экспозиции в относительно небольшом Павильоне.
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Павильон размещается на северной границе участка, по возможности без вырубки деревьев исторического сада. Здание Павильона без подвала и глубокого фундамента на лёгком стальном и/или деревянном каркасе. В верхнем ярусе павильона оборудуется также открытая терраса-смотровая площадка-летнее кафе. Часть конструкций Павильона могут быть использованы для демонстрации конструктивных решений и узлов выполненных Константином Мельниковым построек – выставочных павильонов Махорка, СССР на Парижской выставке 1925 года и в Салониках, а также в собственном доме-мастерской.»
Алексей Козырь
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«На время проведения научной реставрации и разрешения имущественных споров, мы предлагаем возвести вокруг здания многофункциональный павильон «Киот». 
Проект Алексей Козыря. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Быстровозводимый павильон представляет собой временное, некапитальное сооружение на сваях (безфундаментное), основные ограждающие конструкции которого – дерево и стекло. Кровля- рулонный алюминиевый лист. Внутренняя отделка – фанера (потолок) доска лиственница (пол) панели с холстом (стены).
Экспозиционное пространство построено про круговому принципу. При входе и выходе в павильон расположены технические помещения, кафе, киоск и санузлы».
Проект Алексей Козыря. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Архитектурная Политика
Архитекторы: Анна Медлева, В. Фомин, Д. Нуруллин
Проект Алексей Козыря. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Дом становится частью выставочной экспозиции, которая развивается на прилегаемой к дому территории. Мы предлагаем разместить музей Мельниковых в глубине владения 39, стр 1,2 и владения 41, где сейчас ведутся строительные работы. Часть осваиваемой территории, предполагается отдать под озеленение, организовав в непосредственной близости к музею небольшой зеленый оазис.
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

В первом этаже вновь возводимого здания, планируется разместить административную и ознакомительную часть экспозиции. Здесь же планируется разместить книжный и сувенирный магазины, лекторий для проведения массовых мероприятий, лекций, презентаций, временных экспозиций, конкурсов. Отсюда, с первого этажа, можно попасть либо сразу на территорию Дома-музея, минуя экспозицию, посвященную творчеству Мельниковых, либо попасть, по галерее, в экспозиционное пространство.
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Второй этаж ( двухсветное пространство)  открывается для посетителей в виде открытой мобильной экспозиции архитектора Константина Мельникова, где представлены его проекты. Периметр этой экспозиции  ( стены галлереи) используются для экспонирования его произведений живописи и графики. В уровне второго этажа предлагается разместить кафе, у стеклянной стены здания, открывающей вид из здания музея на дом-музей. Оттуда же, из кафе, можно сразу спуститься во двор дома Мельникова».
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Обледенение архитекторов
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Константин Мельников придавал особое значение роли сна в жизни человека, и для того, чтобы полнее проникнуться смыслом его архитектуры, в доме необходимо переночевать, а лучше пожить и поработать. Мы предлагаем организовать в Доме Арт-резиденцию для художников и архитекторов с возможностью суточного или недельного проживания.
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Обступившие участок подземные паркинги перекрывают течение грунтовых вод. Бороться c этим нельзя, но жить c этим надо. Окружить фундамент Дома непромокаемыми стенами в грунте, весь участок откопать на необходимую глубину и дать залиться водой. Оставить пару возвышений-островов c садовыми деревьями. От калитки кинуть мостик к крыльцу. У крыльца привязать лодку. Дом превращается в зАмок-донжон. Красиво, как колокольня в Калязине. Под водой видны стены более древних строений. Пруд – результат войны c агрессивным окружением, становится оборонительным рвом от тех же обстоятельств».
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Мы предлагаем построить бетонную стену высотой соответствующей меньшему из прилегающих к участку зданий (около 10 метров). Ее задача защищать дом Мельникова от нападок непорядочных застройщиков, закрепляя непоколебимо границы участка. В стену встроен пандус по которому можно подняться и осмотреть дом Мельникова и окружающую застройку. Вход на пандус осуществляется через первый этаж(музей). Стена незамкнута со стороны Кривоарбатского переулка. Тем самым создается общественное пространство, которое служит местом отдыха для людей. На площадь не возможен доступ автомобилей благодаря скамейке, поставленной по кромке тротуара. Также благодаря этому не возможна парковка. Как площади перед готическими соборами доступны для всех, так и площадь на которой стоит дом Мельникова должна быть открытой для посещения круглосуточно. Скамейка имеет температуру по которой определяется состояние дома Мельникова. Нормальное состояние соответствует температуре 36,6 с. Чем хуже состояние дома, тем ближе температура лавки к температуре окружающей среды. Таким образом в любое время года можно узнать состояние дома присев на лавку.
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Также необходимо укрепить фундамент толстой монолитной железобетонной плитой. Как показало исследование грунты нестабильные, насыщенные обильно водой, поэтому мы предусматриваем устройство музея творчества Мельникова под домом в уровне существующего фундамента. Соответственно весь грунт выкапывается, и поверхность заменяется плитой на которой растет трава. В плите прорезь, где по пандусу можно попасть в пространство музея. Вход непосредственно в сам дом осуществляется по билетам группами не более 7 человек».
Проект архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Максим Хазанов
Проект архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Постоянная строительная активность в зоне Кривоарбатского переулка ,на ул. Арбат, в т.ч. На участках, смежных с владением, в котором расположен дом Мельникова, привели к серьезной дестабилизации конструкций памятника, и продолжает оказывать на него негативное воздействие.
Проект архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Мероприятия по защите конструкций памятника от дальнейших серьезных трансформаций необходимо скоординировать и увязать с продолжающимся строительством на участке, примыкающим к зоне ул. Арбат, а также с проблемой осуществления защитных мероприятий по сохранению зданий, расположенных на смежных с историческим владением дома Мельникова, участках (Кривоарбатский переулок).
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Учитывая предстоящий значительный объем капиталовложений, необходимых для проведения необходимых консервационных, реставрационных, реконструктивных, строительных работ, связанных с защитой существующих конструкций памятника и конструкций окружающей застройки, представляется целесообразным функциональное использование подземного пространства под историческим владением для размещения подземных помещений музея имени архитектора К.Мельникова. Подвальные помещения дома-музея предполагается соединить с подземными помещениями музея Мельникова. В случае передачи музею им. К.Мельникова квартиры, расположенной в соседнем доме и пространство этой квартиры, и подземное пространство под ней, также должны быть присоединены к музею».
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Четвертое Измерение
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Для предотвращения внешнего воздействия на Дом и проникновения грунтовых вод по периметру проводятся необходимые технические мероприятия. Над землей с трех сторон по границам участка ставим высокую стену практически в высоту Дома. Стена возводится из естественного камня – полированного гранита темного, желательно графитового тона. Вдоль стены по периметру создается стеклянная обходная галерея, «позволяющая» двигаться по ней друг за другом. Ощущение времени 1920-30-х годов создается с помощью проекции на огораживающую Дом стену видов городской арбатской застройки того периода. С торцевой стороны Дома, двигаясь по галерее, посетитель сможет познакомиться (в отражениях на стене) с «картинами» строительства Дома. В нише, появляющейся в правом дальнем углу участка (благодаря его геометрии) планируется поставить макет Дома в разрезе. Здесь же на экранах мониторов демонстрируются чертежи Дома и фотографии. По второй продольной стене галереи предлагается разместить (опять – в отражениях) проектные чертежи К.С. Мельникова для Арбатской площади.
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Создание обходной галереи и благоустройство участка может опережать реставрацию Дома или совмещаться с ней по времени. Вход в галерею и выход из нее размещаются в плоскости стеклянной преграды, возведенной на уровне красной линии застройки, на месте нынешнего забора. Движение посетителей по галерее организовано в одном направлении (по часовой стрелке). Участок улицы (переулка) перед Домом-Музеем поднят над уровнем проезжей части до высоты тротуаров, выделен белым цветом и ограничен с обеих сторон «лежачим полицейским». Таким образом, перед Домом «лежит подрамник», на котором реализуется творчество архитектора. На противоположной стороне переулка организовано пространство для общения и бесед. Поставлены две длинные скамьи и рядом, на общем с ними подиуме, но отдельно стоит стул – стул для Константина Степановича».
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
 
Евгения Щепенок и Александр Колганов
zooming
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Мы хотели бы сделать дом центральным объектом музейного показа небольшого комплекса. В первую очередь, необходима реставрация самого дома (нужно уделить особое внимание фундаментам и кровле). Все заменяемые конструкции должны быть выполнены из оригинальных материалов по оригинальным чертежам.
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Мы предполагаем возведение дополнительного легкого павильона  на участке, который мог бы заключать в себе экспозиционные пространства и лекционный зал. Вспоминая проект клуба имени Зуева, мы попытались использовать аналогичную схему: один цилиндр и павильон прямоугольной формы с круглой колоннадой, открывающей обзор на дом. Конструкция павильона из дерева не подразумевает устройства фундамента и подведения каких-либо коммуникаций кроме электричества. При этом все обслуживающие помещения, которые требуют подведения коммуникаций находятся на первых этажах соседнего здания по адресу Кривоарбатский переулок д. 12. Кроме того, нам хотелось бы, чтобы конструкция павильона демонстрировала конструктивные особенности демонстрируемого объекта: неподшитые ячеистые перекрытия и части перекрытий на первом и втором уровнях; часть кирпичной кладки в книжном магазине на первом уровне. В павильоне посетитель знакомится с творчеством архитектора: для этого на первом уровне предусмотрены выставочные пространства и книжная лавка,гардероб; второй уровень содержит в себе небольшой зрительный зал на 44 места с возможностью организации лекций или показов документального кино. И только потом зритель попадает внутрь дома Мельникова».
zooming
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
составила Настя Маврина
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

19 Июля 2013

Похожие статьи
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
Пресса: «Линия жизни» Константина Мельникова
Дизайн-проект постоянной экспозиции Музея Константина и Виктора Мельниковых разработали архитекторы из бюро CitizenStudio, которые до этого выиграли конкурс на концепцию музея Дома Мельникова в Кривоарбатском переулке. Авторы проектов Михаил Бейлин и Даниил Никишин рассказали Порталу Архсовета, в чем секрет их успеха.
Пресса: Дома гениев: семь примеров для музея Мельникова
В этом обзоре мы выбрали небольшие дома знаменитых людей в сложившейся городской среде; по возможности, с маленьким садом при доме, как и в случае дома Мельникова. Интересно понять, как распоряжаются ими нынешние владельцы, как они превращают пространство, «где ступала нога», в одушевленный музей.
Пресса: Дом Мельникова спасут «Тапки»
Конкурс на концепцию музея «Дом Мельникова», выиграл проект с условным названием «Тапки» архитектурного бюро «Citizenstudio & Нина Федорова».
Пресса: Проект "Тапки" победил в конкурсе на концепцию музея...
Проект с условным названием "Тапки" архитектурного бюро "Citizenstudio & Нина Федорова" победил в благотворительном конкурсе на концепцию музея в столичном Доме Мельникова, сообщила журналистам на церемонии награждения директор музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина.
Пресса: Вторая жизнь памятника советского авангарда
Дом Мельникова – знаменитый на весь мир памятник советского авангарда – находится в плачевном состоянии. Его судьбой обеспокоено все архитектурное сообщество, разговоры о создании музея в уникальном здании идут не один год. В Москве подвели итоги благотворительного конкурса на концепцию музея «Дом Мельникова». Свои проекты представили как профессиональные архитекторы, так и студенты. Рассказывают «Новости культуры».
Пресса: Каким будет музей «Дом Мельникова»: Огромный бетонный...
До 15 июля в Музее архитектуры им. Щусева можно посмотреть, как, по мнению московских архитекторов, должен выглядеть музей Констатина Мельникова. Среди предложений — выселение родственников вместе с мебелью, экспозиция под землей, бетонный слепок на месте дома и многое другое.
Пресса: Как превратить Дом Мельникова в музей
Музей архитектуры имени Щусева представил выставку проектов музея «Дом Мельникова». Архитекторы предложили концепции превращения жилого дома-мастерской в музей, доступный посетителям.
Пресса: Дом Мельникова станет музеем или развалиной
На общественной дискуссии «Дом Мельникова. Сценарии судьбы», в рамках XX международного фестиваля «Зодчество-2012», эксперты рассчитывали сдвинуть с мертвой точки дело о превращении шедевра архитектуры русского авангарда в федеральный музей. На словах все гладко, однако памятник пока в опасности.
Пресса: Музей Щусева объявил конкурс на концепцию музея в...
Государственный музей архитектуры имени Щусева объявил благотворительный конкурс-консультацию на создание концепции государственного музея в столичном Доме Мельникова, об этом во вторник в рамках фестиваля "Зодчество" рассказала директор музея им. Щусева Ирина Коробьина.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.