Хай-тек шалаш для Снежной Королевы

Ресторан Tusen, построенный на горнолыжном курорте в Швеции по проекту Murman arkitekter, удачно мимикрирует под окружающую природу.

29 Марта 2013
mainImg
Компaния:
представительство компании VELUX (Велюкс) на Архи.ру
Контакты:
Центральный офис ВЕЛЮКС
в России: Москва,
ул. Нижняя Сыромятническая,
(ARTPLAY) 10 строение 2 (этаж 8),
Тел.: Москва (495) 640-87-20
Бесплатная линия в регионах:
8-800-200-7520

Архитектурно-строительный отдел:
archi@velux.ru
+7-916-334-50-86 Марина Прозаровская
+7-917-514-34-70 Анна Матлахова
Ресторан расположен на горнолыжном курорте в Швеции  на вершине перевала Рамундсбергет в долине Херьедален – на высоте 1000 метров над уровнем моря, что и продиктовало название заведения: tusen со шведского переводится как «тысяча». Новый ресторан стал частью горнолыжного курорта и в то же время это совершенно обособленное здание, других построек поблизости нет. Его окружают лишь горы и деревья, растущие чуть ниже на склонах.
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Суровая северная природа потребовала от архитекторов бюро Murman arkitekter простоты и лаконичности: их ресторан не просто подражает окружающему ландшафту, а, можно сказать, мимикрирует под него. Не случайно пояснительная записка к проекту наполнена «лирикой»: скалы, ручьи и деревья занимают в ней не меньшее место, чем архитектура и технологии. Рукотворное включение не должно было нарушить фантастическую красоту пейзажей и поэзию места, поэтому концепция здания с самого начала предусматривала использование естественных форм и материалов.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Конфигурация ресторана в виде усеченного конуса позаимствована у гор и холмов, а своей обшивкой из березовых необработанных бревен постройка напоминает о шалаше или вигваме – простейших сооружениях человека, живущего в тесном контакте с природой. Последняя диктовала архитекторам не только внешний вид объекта, но и строительные технологии. Так, из-за удаленности стройплощадки от дорог, зимой стройматериалы доставляли на специальных машинах для уборки лыжной трассы. В частности, поэтому архитекторы выбрали для здания быстровозводимый сборный каркас.
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman

В борьбе за сохранение нетронутых пейзажей архитекторы не забыли и о функциональности постройки. Ее круглая форма позволила обеспечить защиту от ветров и великолепный обзор на 360°, а благодаря необычной отделке фасада здание выглядит привлекательно круглый год: летом ведущую партию играет красивая березовая фактура, а зимой она оказывается под пушистым снежным покровом. Вход, расположенный с юга, предваряет парадный двор курдонер – сектор, вырезанный в круге – достаточно просторный, чтобы лыжники и сноубордисты могли оставлять здесь свое снаряжение.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Интерьер ресторана должен был сочетать и открытость и интимность. Его внутреннее пространство площадью 340 м2 оставили максимально свободным и цельным. Два этажа связаны друг с другом и воспринимаются скорее как разные уровни одного большого зала – второй, антресольный ярус надстроен в центральной части помещения, и оттуда хорошо просматривается весь объем ресторана. На первом этаже находится кухня, сервировочная зона, туалеты и основная столовая со столиками, расположенными по кругу вдоль окон, а также в центре зала. Во втором ярусе, куда ведет красивая изогнутая лестница, помещается более камерный обеденный зал, техническая комната, туалет и служебная лестница.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Интерьер, как и внешний вид здания, подчеркнуто лаконичен и сдержан. Он почти монохромен, построен на черно-коричневых и бело-серых тонах, кое-где оттененных теплыми оранжевыми всплесками в мебели и отделке и всполохами огня в каминах. По замыслу авторов проекта, яркими пятнами на нейтральном фоне станут сами лыжники, одетые в разноцветные костюмы. Стены ресторана отделаны березовой фанерой и берестой, что опять же должно работать на цельность облика «березового вигвама».

Из любой точки ресторана посетители могут любоваться великолепными горными вершинами – благодаря множеству мансардных окон Velux, панорамно опоясывающих всю конструкцию. Сплошной нижний ряд и чередующиеся в шахматном порядке окна двух верхних ярусов обеспечивают игру света, которую архитекторы сравнивают с эффектом солнечных лучей, пробивающихся сквозь ветви деревьев. Естественное освещение особенно важно в условиях северного климата, где человек постоянно ощущает нехватку солнца. Поэтому при необычных наклонных стенах мансардные окна Velux стали едва ли не главным как функциональным, так и образным элементом здания.
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman

Многолетняя практика использования окон Velux в общественных сооружениях доказывает, как много приобретает пространство при правильной организации освещения. Так и в ресторане Tusen мансардные окна  создают яркую и воздушную атмосферу, впуская  величественную природу горных пейзажей в уютную (и теплую зимой) обстановку внутри.

У  «супертеплых»  окон  Velux , специально разработанных для северных широт,  увеличенные коэффициент теплопередачи и  светопропускаемость в зимний период,  а у модели  Integra   – функция  дистанционного управления ,  которая  позволяет программировать и регулировать открывание   верхних  окон и солнцезащитных штор на них  в автоматическом режиме.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman

Основной цели проекта – слияния постройки с природой – было бы невозможно достичь без решения экологических вопросов. Здание построено по принципу «активного дома» (active house). Чтобы минимизировать человеческое воздействие на окружающую среду, архитекторы тщательно выбирали строительные и инженерные технологии. Ресторан находится вдали от населенных пунктов, поэтому в нем устроили автономные системы водоснабжения и канализации. Работы по бурению скважины и созданию очистных сооружений выполнила та же компания, которая вбивала сваи для фундамента, – этот метод позволил сэкономить время и деньги. А отопление ресторана осуществляется с помощью геотермального теплового насоса. Таким образом, это необычное сооружение гармонично вписалось в местную экосистему, что гораздо больше, нежели простое подражание природе.
Анастасия Шестакова
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter

Поставщики, технологии

29 Марта 2013

comments powered by HyperComments
Ученье-свет
«Свет – человек – архитектура» – совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Выступление Хелле Юул завершило этот цикл встреч.
Детали, нарисованные светом
«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Архитектор Ян Сёндергаард стал вторым лектором в этом цикле.
Нежное прикосновение
«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Встреча с Сигни Конгебро стала первой в этом цикле лекций.
Свет-Человек-Архитектура. Лекции датских архитекторов...
В преддверии 2015 года, объявленного ЮНЕСКО Международным Годом Света, компания VELUX и Архитектурная школа МАРШ организуют цикл лекций датских архитекторов под лозунгом LIGHT-HUMAN-ARCHITECTURE, или Свет-Человек-Архитектура.
Мысли о свете: работы победителей Международного...
Каждые два года на конкурсе, инициированном компанией VELUX, отбираются наиболее интересные проекты на тему освещения и использования источников энергии: от крупных исследований, актуальных для городской среды, до небольших абстрактных концепций.
Офис-витрина, пронизанный солнцем
Авторам офисно-складского комплекса VELUX в Словении удалось разместить офис продаж внутри гигантской, вытянутой вдоль шоссе консоли и украсить его мансардными окнами, тонко подчеркнув все их достоинства.
Солнечная реконструкция
Испанское бюро A2arquitectos, используя естественное освещение и обычные зенитные окна, превратило бассейн отеля на Майорке в его главную достопримечательность.
Окно в будущее
Сегодня руках в архитектора есть все необходимые инструменты для экологически дружественного строительства, создания сбалансированной среды и эффективного использования природных ресурсов. Один из многочисленных удачных примеров – жилой дом «Мельница Хансет» (Hunsett Mill) в Норфолке (Великобритания).
Дом солнца для цветов жизни
По европейской концепции Active House в Дании построили единственный в Европе «CO2-нейтральный» детский сад, опережая по энергоэффективности датские строительные нормы 2015г.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.