Хай-тек шалаш для Снежной Королевы

Ресторан Tusen, построенный на горнолыжном курорте в Швеции по проекту Murman arkitekter, удачно мимикрирует под окружающую природу.

mainImg
Ресторан расположен на горнолыжном курорте в Швеции  на вершине перевала Рамундсбергет в долине Херьедален – на высоте 1000 метров над уровнем моря, что и продиктовало название заведения: tusen со шведского переводится как «тысяча». Новый ресторан стал частью горнолыжного курорта и в то же время это совершенно обособленное здание, других построек поблизости нет. Его окружают лишь горы и деревья, растущие чуть ниже на склонах.
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Суровая северная природа потребовала от архитекторов бюро Murman arkitekter простоты и лаконичности: их ресторан не просто подражает окружающему ландшафту, а, можно сказать, мимикрирует под него. Не случайно пояснительная записка к проекту наполнена «лирикой»: скалы, ручьи и деревья занимают в ней не меньшее место, чем архитектура и технологии. Рукотворное включение не должно было нарушить фантастическую красоту пейзажей и поэзию места, поэтому концепция здания с самого начала предусматривала использование естественных форм и материалов.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Конфигурация ресторана в виде усеченного конуса позаимствована у гор и холмов, а своей обшивкой из березовых необработанных бревен постройка напоминает о шалаше или вигваме – простейших сооружениях человека, живущего в тесном контакте с природой. Последняя диктовала архитекторам не только внешний вид объекта, но и строительные технологии. Так, из-за удаленности стройплощадки от дорог, зимой стройматериалы доставляли на специальных машинах для уборки лыжной трассы. В частности, поэтому архитекторы выбрали для здания быстровозводимый сборный каркас.
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman

В борьбе за сохранение нетронутых пейзажей архитекторы не забыли и о функциональности постройки. Ее круглая форма позволила обеспечить защиту от ветров и великолепный обзор на 360°, а благодаря необычной отделке фасада здание выглядит привлекательно круглый год: летом ведущую партию играет красивая березовая фактура, а зимой она оказывается под пушистым снежным покровом. Вход, расположенный с юга, предваряет парадный двор курдонер – сектор, вырезанный в круге – достаточно просторный, чтобы лыжники и сноубордисты могли оставлять здесь свое снаряжение.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Интерьер ресторана должен был сочетать и открытость и интимность. Его внутреннее пространство площадью 340 м2 оставили максимально свободным и цельным. Два этажа связаны друг с другом и воспринимаются скорее как разные уровни одного большого зала – второй, антресольный ярус надстроен в центральной части помещения, и оттуда хорошо просматривается весь объем ресторана. На первом этаже находится кухня, сервировочная зона, туалеты и основная столовая со столиками, расположенными по кругу вдоль окон, а также в центре зала. Во втором ярусе, куда ведет красивая изогнутая лестница, помещается более камерный обеденный зал, техническая комната, туалет и служебная лестница.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Интерьер, как и внешний вид здания, подчеркнуто лаконичен и сдержан. Он почти монохромен, построен на черно-коричневых и бело-серых тонах, кое-где оттененных теплыми оранжевыми всплесками в мебели и отделке и всполохами огня в каминах. По замыслу авторов проекта, яркими пятнами на нейтральном фоне станут сами лыжники, одетые в разноцветные костюмы. Стены ресторана отделаны березовой фанерой и берестой, что опять же должно работать на цельность облика «березового вигвама».

Из любой точки ресторана посетители могут любоваться великолепными горными вершинами – благодаря множеству мансардных окон Velux, панорамно опоясывающих всю конструкцию. Сплошной нижний ряд и чередующиеся в шахматном порядке окна двух верхних ярусов обеспечивают игру света, которую архитекторы сравнивают с эффектом солнечных лучей, пробивающихся сквозь ветви деревьев. Естественное освещение особенно важно в условиях северного климата, где человек постоянно ощущает нехватку солнца. Поэтому при необычных наклонных стенах мансардные окна Velux стали едва ли не главным как функциональным, так и образным элементом здания.
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman

Многолетняя практика использования окон Velux в общественных сооружениях доказывает, как много приобретает пространство при правильной организации освещения. Так и в ресторане Tusen мансардные окна  создают яркую и воздушную атмосферу, впуская  величественную природу горных пейзажей в уютную (и теплую зимой) обстановку внутри.

У  «супертеплых»  окон  Velux , специально разработанных для северных широт,  увеличенные коэффициент теплопередачи и  светопропускаемость в зимний период,  а у модели  Integra   – функция  дистанционного управления ,  которая  позволяет программировать и регулировать открывание   верхних  окон и солнцезащитных штор на них  в автоматическом режиме.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman

Основной цели проекта – слияния постройки с природой – было бы невозможно достичь без решения экологических вопросов. Здание построено по принципу «активного дома» (active house). Чтобы минимизировать человеческое воздействие на окружающую среду, архитекторы тщательно выбирали строительные и инженерные технологии. Ресторан находится вдали от населенных пунктов, поэтому в нем устроили автономные системы водоснабжения и канализации. Работы по бурению скважины и созданию очистных сооружений выполнила та же компания, которая вбивала сваи для фундамента, – этот метод позволил сэкономить время и деньги. А отопление ресторана осуществляется с помощью геотермального теплового насоса. Таким образом, это необычное сооружение гармонично вписалось в местную экосистему, что гораздо больше, нежели простое подражание природе.
Анастасия Шестакова
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

29 Марта 2013

Ученье-свет
«Свет – человек – архитектура» – совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Выступление Хелле Юул завершило этот цикл встреч.
Нежное прикосновение
«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Встреча с Сигни Конгебро стала первой в этом цикле лекций.
Солнечная реконструкция
Испанское бюро A2arquitectos, используя естественное освещение и обычные зенитные окна, превратило бассейн отеля на Майорке в его главную достопримечательность.
Окно в будущее
Сегодня руках в архитектора есть все необходимые инструменты для экологически дружественного строительства, создания сбалансированной среды и эффективного использования природных ресурсов. Один из многочисленных удачных примеров – жилой дом «Мельница Хансет» (Hunsett Mill) в Норфолке (Великобритания).
Дом солнца для цветов жизни
По европейской концепции Active House в Дании построили единственный в Европе «CO2-нейтральный» детский сад, опережая по энергоэффективности датские строительные нормы 2015г.
Технологии и материалы
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Сейчас на главной
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Олива в кубе
Офис продаж жилого комплекса Moments транслирует покупателям заложенные проектом ценности. Близость природы, красота смены сезонов, изящество архитектурных решений интерпретированы через прозрачный куб, внутри которого растет оливковое дерево. В дальнейшем здание сменит функцию и станет частью входной группы общеобразовательной школы.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Журавли и фонарики
В казанском ресторане Ichi-Go-Ichi-E команда Ideologist создавала азиатский интерьер без привязки к определенной стране или эпохе. Набор визуальных кодов включает отсылки к Японии 1980-х, ночному Гонконгу и футуристичному Сингапуру.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Радиоволна
Бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» подготовило концепцию приспособления к современному использованию Дома Радио – официальной резиденции Теодора Курентзиса в Петербурге. Проект подчеркнет исторические слои пространств и привнесет новое звучание, связанное с более совершенным техническим оснащением залов.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Пресса: Столичный кейс в Омске: как и где строить не только...
Подкаст "Зерно архитектуры" побывал в гостях у "Архитектурной группы ДНК" в Москве. Сейчас их проект воплощается в жилой комплекс бизнес-класса "Пушкина 77" на пересечении улиц Масленникова и Жукова в Омске. Соучредитель и глава компании Константин Ходнев рассказал ведущей подкаста Алине Бегун, как птицы стали "частью" омского аэропорта, куда следует относить знаковые стены с граффити, за что команду архитекторов обвиняли в диверсии и что хорошего они надеются привнести в застройку и благоустройство Омска?
Яхты-лайнеры
Максим Рымарь построил для футбольной команды Сергея Галицкого, с которым работает уже давно, спортивно-оздоровительный комплекс в окрестностях Краснодара. Типология отеля-лайнера, растущего лентами террас на берегу озера – яркое и емкое пластическое высказывание. В плане как три эллиптических лепестка, нанизанных на продольную ось.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Закулисная история
В Грозном по проекту Alexey Podkidyshev studio преобразился Театр юного зрителя. Авторы не только разделили исторические объемы и более поздние пристройки, но и превратили невзрачный объект в востребованное общественное пространство.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Памяти Марии Зубовой
Мария Зубова преподавала историю искусства и архитектуры нескольким поколениям студентов МАРХИ. Художник, иконописец, искусствовед, автор учебников, книги о графике Матисса, инициатор переиздания книг Василия Зубова по истории и теории архитектуры, реставрации и христианской философии.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Маршрут на выбор
После реновации парк культуры и отдыха Белорецка предлагает посетителям больше сценариев для досуга: на его территории появились экотропа, лестница со смотровой площадкой, музей в водонапорной башне и другие объекты.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Не-стирание. Памяти Николая Лызлова
Николай Лызлов умер три дня назад, 7 июня. Вспоминаем его архитектуру, старые и новые проекты, построенное и не построенное, принципы и метод, отношение к среде и контексту. Светлая память. Прощание завтра в ЦДА.
Пресса: Город, сделанный из древнерусского
Суздаль: совместное предприятие интеллигенции и власти. Рассказ о Суздале принято начинать, продолжать и заканчивать описанием его средневекового наследия. Слов нет, оно величественно. Три памятника в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО говорят сами за себя. Однако исключительность города все же не в них.
Игра в «Тезисы»
Спецпроект АРХ Москвы «Тезисы» в 2024 году – результат и демонстрация профессиональной игры, которая создает условия для рефлексии. По мнению кураторов, времени на нее в современном мире ни у кого не хватает, при этом рефлексия – необходимое условие для роста архитектора. Объясняем правила и пытаемся распутать ход мыслей участников.