Ученье-свет

«Свет – человек – архитектура» – совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Выступление Хелле Юул завершило этот цикл встреч.

Марина Игнатушко

Беседовала:
Марина Игнатушко

mainImg
0

2015-й объявлен ЮНЕСКО Годом света. Независимо от того, как и чем это будет отмечено глобально, каждый волен сам подумать на предложенную тему. МАРШ и VELUX в совместном проекте обратили наше внимание на то, что свет – важнейший компонент архитектуры, взаимодействующий со всеми материальными и метафизическими её составляющими. Сигне Конгебро рассказала, что свет нужно рассчитывать. Ян Сёндегаард показал, как свет помогает сохранять в архитектуре живые чувства и ощущения. А вот Хелле Юул неожиданно призналась, что, как урбанист, она не будет говорить о свете. Для нее энергия света – в тех ценностях, что сохраняют, поддерживают и утверждают архитекторы своими проектами. Эту мысль поддерживает и высказывание Флеминга Фроста – коллеги и мужа Хелле Юул: «Разговор о свете гораздо шире практических интересов. Это история об открытости общества, прозрачности, ясности отношений».

Архитектор Хелле Юул – член Европейского Культурного парламента, урбанист, генеральный директор и совладелец компании JUUL | FROST Arkitekter. В самом начале своего рассказа она напомнила о том, к чему приводят фанатичные действия без понимания и знаний. В центре Берлина, на Бебельплац в 1995 году открыт мемориал сожженным книгам. Квадратный колодец под толстым стеклом – его поверхность выровнена с мостовой. Оттуда идет свечение, но, когда заглянешь – в глубине лишь пустые полки. Это символ утраты: здесь на площади 10 мая 1933 года нацисты жгли книги… «Любой котлован важно заполнить знаниями» – так вполне допустимо трактовать саму идею выступления Хелле Юул. К тому же, в дополнение к проектной, исследовательской, просветительской деятельности бюро JUUL | FROST Arkitekter выпускает книги. Не представительские с золотым тиснением, а формата тетради, в мягкой обложке – настольные экземпляры для работы, похожие на конспекты на актуальные темы. В 2014 году на 10-летие своего проекта «Лучшее экономичное жилье» архитекторы еще и пригласили журналиста написать историю о том, как организация пространства повлияла на жизнь людей в этом комплексе.

Высокие слова в Дании вполне прилажены к быту. Сразу в аэропорту Копенгагена встречает бравурное заявление: «Мы – самая счастливая нация в мире». Но и новое жилье, например, датчане проектируют, не забывая об этом. Например, для них важно, чтобы окна в квартире обязательно выходили на разные стороны. В центральных подъездах – по две квартиры на площадке – больше никак! – но ведь здесь главное не квадратные метры на продажу? Это исключительно их национальный норматив. В соседней Швеции – а в Мальмё есть отделение JUUL | FROST Arkitekter – к сквозному проветриванию квартир относятся менее скрупулезно. Однако в проекте здания студенческого общежития с офисами в шведском Эребру датское бюро предусмотрело двухстороннее освещение в небольших блоках на 1–2 человек.
 
Хелле Юул на лекции в школе МАРШ. Фотография предоставлена VELUX
Студенческое общежитие в Эребру. Изображение предоставлено VELUX
Студенческое общежитие в Эребру. Изображение предоставлено VELUX
Жилой комплекс в Кёге. Изображение предоставлено VELUX

Другой пример – тот самый комплекс «Лучшего экономичного жилья» в городе Кёге, построенный в 2004 году. Три жилых группы соединены, но каждая представляет собой самостоятельное образование, со своими улицами и дворами. Машины вынесены за пределы кварталов, а жилые блоки объединены воздушными переходами: получились дополнительные связи. Фасады отличаются сеткой и ритмом окон, на первых этажах оконные проемы выровнены с газонами и входными дверьми. По сценарию, предусмотренному проектировщиками, добрососедское взаимодействие основано на уважении индивидуумов, наделенных равными благами. И это заложено в пространственной символике на всех уровнях: от общей площади до дворов.
 
Жилой комплекс в Кёге. Изображение предоставлено VELUX
Жилой комплекс в Кёге. Изображение предоставлено VELUX
MEC (Media Evolution City) в Мальмё. Изображение предоставлено VELUX

Складывается впечатление, что датские архитекторы не просто строят объекты недвижимости, а создают места, где людям полезно и радостно общаться друг с другом. Даже если это здание, которое у нас бы классифицировали как многофункциональный офисный центр. Нашим центрам часто не хватает воздуха, несмотря на габариты коробки, «презентабельную» отделку фасадов. Все накрошено под аренду, в большой зал запускают платный фитнес, в актовом, если такой получился, проводят отчетные собрания. В проекте MEC (Media Evolution City) в Мальмё под одной крышей объединены самые разные компании, студии, устроен коворкинг, в общем кафе, открытом на улицу, в сторону гавани, по пятницам все вместе пьют пиво. MEC запрограммирован как «город в городе» – с внутренними улицами и переулками, подземными уровнями, общественными пространствами для неформальных встреч, создания временных сообществ и групп по интересам. Главное – это не «крепость», а место для городских коммуникаций, открытое и общедоступное. При этом общение, сколь разнообразным оно бы ни было, заводится не только ради него самого.
MEC (Media Evolution City) в Мальмё. Изображение предоставлено VELUX



Объясняя смысл проекта, Хелле говорит о «концепции добавочной стоимости». Речь не о деньгах – о контактах и междисциплинарных обменах знаниями, позволяющих, меняя ракурсы обсуждений, предвидеть развитие. Об эффекте синергии. В гибком пространстве MEC бизнес-среда соприкасается с научно-исследовательской, студенческой – здесь еще расположены и аудитории, лаборатории университета Мальмё. Такую стратегию функционирования Хелле называет плагин-планом: модуль MEC подключился к жизни района гавани, добавив новые форматы взаимодействия. Кстати, офис JUUL | FROST в Мальмё расположен как раз в MEC.

«Архитектору важно учитывать постоянно меняющиеся условия жизни и работы,– объясняла Хелле. – Индустриальное общество было основано на функции, и это определяло код поведения людей. Сейчас же мы расходуем время иначе, чем 20 лет назад, стали более критичны и придирчивы. Работа архитектора тесным образом связана с вопросами социального программирования: нам нужно изучать поведение людей, формулировать предложения о том, каким может быть взаимодействие в будущем». Видение будущего архитекторы формируют во всех направлениях и масштабах: от жилых домов, до природных ландшафтов и городских территорий. Это чистая прагматика: методический анализ, понимание тенденций и трендов подсказывают уникальные решения. Уникальные – то есть те, что помогают продвижению социального, культурного и экономического потенциала общества (тут я в очередной раз поймала себя на сравнении с нашей ситуацией: архитекторы больше беспокоятся об интересах частного заказчика).
 
Изображение предоставлено VELUX

Наглядным примером укрепления городской коммуникации может служить концепция развития Кристиансанна. Концепция, соответствующая принципам создания удобных для жизни городов – планирование с учетом возможных изменений, общее видение, социальное программирование, безопасность, проактивные стратегии, краткосрочные/долгосрочные приоритеты. Проектировщикам нужно было придумать не только, как соединить разные части города, больше – диверсифицировать его жизнь! В Кристиансанне из 80 тысяч жителей 15 тысяч – студенты. Кампус расположен вне города, на его интеллектуальное и эмоциональное настроение влияет слабо. И еще есть третья изолированная территория – с больничным комплексом. Что с этим всем делать? Хелле Юул считает, что, прежде всего, нужно наладить сотрудничество. С муниципалитетами, стейкхолдерами, заказчиками. Эксперты из разных частей Кристиансанна были делегированы для предварительных обсуждений – рассказали о потребностях, договорились об ответственности… Дальше следовало прийти к общему пониманию задач, нарисовать это самое общее видение.
 
Изображение предоставлено VELUX

«Прежде считалось, что мы должны проектировать дома, – рассказывает Хелле. – Гораздо важнее научить власти, заказчика, горожан увидеть потенциал места». Так вот, «фишка» Кристиансанна – в его научном потенциале, поэтому концепция рассчитана на повышение роли университета в жизни города. Нужно пригласить студентов в город, а город – в кампус, и так, чтобы не отсечь от этого потока перемещений и взаимовыгодных обменов лечебную территорию. В стратегию реализации этих планов входит создание так называемых точек притяжения: объектов и мест, интересных не только жителям самих трех «гетто». Кампус дополняют офисами, больницу – хорошей клиникой, в городе организуют представительства университета, и все это может быть акцентировано экспериментальной архитектурой и ландшафтным дизайном.
 
Университетская площадь в Эребру. Изображение предоставлено VELUX

В стремлении объединить жизнь вузов и городов нет никакого ностальгического заигрывания со студенческой атмосферой. Это мировой тренд: повышение роли знаний в жизни городов, непосредственное соединение науки и производства. Переход от академической деревни к хабу. Университеты – драйверы развития городов: так должно быть. Общедоступные, открытые знания – их энергия. Эти смыслы должны заполнить городские пространства, должны считываться в новой архитектуре. Они угадываются в проекте Университетской площади в Эребру. По словам Хелле, нужно было преодолеть изолированность «интровертного поселочка» в 3 километрах от города. По условиям конкурса, который и выиграло бюро, придумали программы и проекты трех новых зданий в этом районе. Название площади – «Айсберг»- передает идею покрытия и принцип водосбора, а само пространство – отличный навигатор: есть привлекательный образ и понимание того, как следует передвигаться, куда пойти. Тем более пол в бизнес-школе запроектирован в одном уровне с площадью – как ее продолжение.
Университетская площадь в Эребру. Изображение предоставлено VELUX

В 2007–2009 годах компания JUUL | FROST Arkitekter выпустила книги о современных кампусах. Там есть замечательные слова о том, что научно доказано: просто сидеть слушать лекции – не эффективно. Для успешного обучения нужны иные условия, среда помогает (или тормозит) развитие, способствует (или препятствует) усвоению знаний. В современной версии пространство должно быть не только прозрачным, но и многофункциональным, гибридным. Заполненным в течение всего дня.
Кампус Statoil в Форусе. Изображение предоставлено VELUX

Усилия по поиску дополнительной энергии – производная от глобальной конкуренции городов. Даже такие монстры, как известная норвежская нефтедобывающая компания, не могут ее проигнорировать. Statoil заказала JUUL | FROST концепцию трансформации Форуса – пригорода Ставангера, где размещается ее штаб-квартира. Привлекательность территории для потенциального инвестора повышается за счет уплотнения компоновки плана, создания зеленых маршрутов, водного канала, обеспечения 10-минутной пешеходной доступности всех притягательных зон и объектов в городке. Чтобы высококлассные инженеры со всего света захотели сюда приехать для обмена опытом и знаниями, и создается привлекательная среда.
Кампус Statoil в Форусе. Изображение предоставлено VELUX
Кампус Statoil в Форусе. Изображение предоставлено VELUX



Хелле Юул уверена, что выигрывают только те, кто может предложить нечто, не похожее на остальное. Она вспомнила про Барселону – город, который преображается каждые 4 года, неустанно привлекает к себе гостей и всеобщее внимание. Здесь строят нестандартные здания, прокладывают аллеи, создают новые общественные пространства – в ответ на реальные, хорошо понятые и осмысленные потребности людей. «Барса» сделала ставку на «культурное планирование» – и это новая сфера знаний. В книге про общественные пространства, которую подарила мне Хелле, есть примеры стратегий и других городов. Если отвлечься от научных обоснований, воображение захватывает Мальмё: там есть парк для катания на коньках (или роликах?), и туда приезжают в каникулы дети со всей Европы. «Власти обязаны делать подобные проекты – с учетом особенностей города. Только нужны консультанты,» – уточняет Хелле.

Она рассказала еще про один город – в центре Дании. Как известно, в этой стране почти каждый населенный пункт находится недалеко от моря. Близость к воде – неоспоримая ценность. В этом смысле Силькеборг оказался обделен. Тогда город решил вырыть большое озеро – там теперь проходят джазовые фестивали, прославившие провинциальный центр на всю Европу.

Ценность наблюдений и советов Хелле Юул повышает тот факт, что она знакома не только с опытом Европы: профессор Юул также преподает в Австралии и Америке. Она не ставит в пример конкурентные рывки Шанхая, потому что это – совсем другая история, а в Дании – «социально-сбалансированное общество».
Кампус Statoil в Форусе. Изображение предоставлено VELUX



Я пока еще не упомянула, что в презентации Хелле был слайд с портретами людей, чьи книги она считает катализаторами изменений. Джейн Джекобс, Георг Зиммель, Сеннет и Лефёвр, Делез и Гваттари, Кевин Линч… Датские архитекторы считают, что стоит их перечитывать, чтобы протестировать новые концепции и идеи. А где же здесь архитектура? Пропорции, линии, материалы, свет, наконец-то?

В работе Умберто Эко «Открытое произведение» (а в подаренной книге про публичные пространства упоминается и она) высказана мысль о том, что процесс переосмысления никогда не заканчивается: идея будет обсуждаться и после финальной точки автора. И только многослойная информация приводит к постижению эстетического.

Поставщики, технологии

19 Января 2015

Марина Игнатушко

Беседовала:

Марина Игнатушко
comments powered by HyperComments
Свет-Человек-Архитектура. Лекции датских архитекторов...
В преддверии 2015 года, объявленного ЮНЕСКО Международным Годом Света, компания VELUX и Архитектурная школа МАРШ организуют цикл лекций датских архитекторов под лозунгом LIGHT-HUMAN-ARCHITECTURE, или Свет-Человек-Архитектура.
Детали, нарисованные светом
«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Архитектор Ян Сёндергаард стал вторым лектором в этом цикле.
Нежное прикосновение
«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Встреча с Сигни Конгебро стала первой в этом цикле лекций.
Свет-Человек-Архитектура. Лекции датских архитекторов...
В преддверии 2015 года, объявленного ЮНЕСКО Международным Годом Света, компания VELUX и Архитектурная школа МАРШ организуют цикл лекций датских архитекторов под лозунгом LIGHT-HUMAN-ARCHITECTURE, или Свет-Человек-Архитектура.
Мысли о свете: работы победителей Международного...
Каждые два года на конкурсе, инициированном компанией VELUX, отбираются наиболее интересные проекты на тему освещения и использования источников энергии: от крупных исследований, актуальных для городской среды, до небольших абстрактных концепций.
Офис-витрина, пронизанный солнцем
Авторам офисно-складского комплекса VELUX в Словении удалось разместить офис продаж внутри гигантской, вытянутой вдоль шоссе консоли и украсить его мансардными окнами, тонко подчеркнув все их достоинства.
Солнечная реконструкция
Испанское бюро A2arquitectos, используя естественное освещение и обычные зенитные окна, превратило бассейн отеля на Майорке в его главную достопримечательность.
Окно в будущее
Сегодня руках в архитектора есть все необходимые инструменты для экологически дружественного строительства, создания сбалансированной среды и эффективного использования природных ресурсов. Один из многочисленных удачных примеров – жилой дом «Мельница Хансет» (Hunsett Mill) в Норфолке (Великобритания).
Дом солнца для цветов жизни
По европейской концепции Active House в Дании построили единственный в Европе «CO2-нейтральный» детский сад, опережая по энергоэффективности датские строительные нормы 2015г.
Технологии и материалы
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Сейчас на главной
Новая высота
Бюро Visota представляет четвертый дом культуры, который ждет реновация в рамках проекта «Идентичность в типовом», на этот раз – в Якутске.
Тундра на крыше
Комплекс Living Landscape по проекту бюро Jakob+MacFarlane задуман как самое большое деревянное сооружение Исландии и «инструмент» для регенерации ее экосистем.
Черно-белая Казань
Знакомим читателей с проектом Андрея Ефимова и приглашаем начинающих архитектурных фотографов рассказать о себе на страницах Архи.ру
Классика для современников
Архитекторы бюро Megabudka выполнили проект комплекса гостиницы и апартаментов класса deluxe в центре новой федеральной территории «Сириус». Сдержанно-классичное решение фасадов заставило нас задуматься о цикличности столетий.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Минус дает плюс
«Углеродно негативный» культурный центр в Шеллефтео на севере Швеции построен из местного дерева, включая 20-этажный гостиничный корпус. Авторы проекта – бюро White.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Культ цикличности
На плато Гиза в рамках биеннале современного искусства в Египте 2021 реализована инсталляция Александра Пономарева Уроборос.
Удар крученым
Тотан Кузембаев спроектировал дом из CLT-панелей в Пирогово. Он называется СЛАЙС. Предполагается, что проект стандартизированный и будет тиражироваться.
Урбанизированное междуречье
Проект-победитель конкурса Малых городов для Сызрани от творческой мастерской ТМ продолжает развитие кремлевской набережной, раскрывает живописные панорамы и способствует очищению рек.
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Линия сердца
Проект-победитель конкурса Малых городов помогает связать скверы и парки Можги, сделать транзитные территории более безопасными и насытить центр города новыми сценариями и объектами – например, многофункциональным центром «Гаражи»
Белее белого
Публикуем последние четыре работы, вошедшие в короткий список конкурса на жилую застройку поселка Соловецкий: DNK.ag, .ket, «План Б» и АБ «Белое».
Ток и торф
Проект-победитель конкурса Малых городов от бюро SOTA: спокойный парк вокруг Стахановского озера в подмосковном Электрогорске
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.