Усталость от Ренцо Пьяно

Итальянский архитектор разрабатывает в США четыре проекта музеев – разной степени готовности.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Ближе всего к завершению, намеченному на октябрь 2010 – Выставочный павильон Ресник лос-анджелесского музея LACMA. Пьяно отвечает за реконструкцию всего разрозненного музейного комплекса, и там в 2008 уже открылись две его постройки – Музей современного искусства Брода и «Вестибюль BP». Теперь же речь идет об одноэтажном, квадратном в плане павильоне временных выставок площадью 4 180 м2. Его фасады будут сочетать травертин и стекло; крышу снабдят типичной для построек Пьяно системой фильтрации солнечного света. Свободный план позволит устраивать там как единую экспозицию, так и несколько разных выставок одновременно. Скромный облик постройки снаружи оживят выкрашенные в ярко-красный цвет огромные воздуховоды. Павильон Ресник составит ключевую часть 2-й фазы реконструкции музея, но следует отметить, что над новой стратегией этой реконструкции сейчас работает Петер Цумтор: в LACMA поменялся директор, и, очевидно, он не планирует дальнейшего сотрудничества с Пьяно.
zooming
Выставочный павильон Ресник Музея искусства округа Лос-Анджелес в процессе строительства
zooming
Выставочный павильон Ресник Музея искусства округа Лос-Анджелес

Однако, два других музейных проекта этого архитектора, причем еще более престижных, чем лос-анджелесский, получили недавно новый стимул для развития. Руководство Музея искусств Кимбелла в Техасе, чье основное здание – шедевр позднего модернизма – построил Луис Кан, объявило о намерении начать строительство нового корпуса по проекту Ренцо Пьяно в конце лета 2010-го, а открыть его – в 2013-м. Речь идет о сооружении площадью почти 8000 м2, находящемся в 30 м от существующей постройки: их будет разделять прямоугольный пруд. Новое крыло будет состоять из двух облицованных листовой сталью блоков галерей, соединенных стеклянным вестибюлем. За ним появится полуподземная пристройка с зрительным залом, библиотекой и дополнительными выставочными помещениями.
zooming
Музей искусств Кимбелла – новый корпус. Окончательный проект © Renzo Piano Building Workshop
zooming
Музей искусств Кимбелла – новый корпус. Окончательный проект © Renzo Piano Building Workshop

Третий проект – новое здание нью-йоркского музея Уитни рядом с парком-эстакадой Хай-Лайн. Попечительский совет учреждения принял окончательное решение о скорейшем начале строительства: открыться новый корпус должен в 2015 году. Непосредственно перед этим шли жаркие дебаты о том, стоит ли строить новый корпус вообще, или следует возвести его рядом с существующим зданием Марселя Брёйера на Мэдисон-авеню, на месте принадлежащих музею жилых зданий. Но благотворители сошлись во мнении, что бывший промышленный район, где проходит Хай-Лайн, имеет больший потенциал, чем «статусная» Мэдисон-авеню. Было еще решено, так как содержать оба здания учреждению будет сложно, разделить его старый корпус с музеем Метрополитен: тот как раз запланировал реконструкцию галерей современного искусства, и новые площади ему не помешают. А тем временем по проекту Пьяно будет возведено семиэтажное здание-«зиккурат», облицованное стальными панелями; там, на площади 18 000 м2, разместятся выставочные залы, реставрационные мастерские, образовательный центр и многое другое.
zooming
Музей американского искусства Уитни – новое здание © RPBW
zooming
Музей американского искусства Уитни – новое здание © RPBW

Также Пьяно занимается реконструкцией музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, чтобы начать которую потребовалось решение суда: в своем завещании 1924 года коллекционер поставила обязательное условие – сохранить в неприкосновенности не только свое собрание и построенное ею для него здание, но даже схему экспозиции во всех деталях. Суд признал, что для нормального развития музея необходимо строительство нового крыла с выставочными галереями, зрительным залом (музей известен своими концертами), образовательными аудиториями, теплицами и пр. Строительство началось в конце 2009-го.
zooming
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер – реконструкция © RPBW
zooming
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер – реконструкция © RPBW

Учитывая, что общее число музейных проектов Пьяно в США превысило десять, и многие из них он уже реализовал, в местной прессе появилось выражение Piano fatigue – «усталость от Пьяно» – как бывает «музейная усталость» или визуальное и шумовое утомление. Все его проекты – очень высокого архитектурного качества, но тонкость (и чуткость) его подхода иногда работают в ущерб индивидуальности построек. Например, так произошло с его законченными (и, кажется, будущими тоже) работами в Лос-Анджелесе, и в некоторой степени – в Чикаго. Но популярность Пьяно у культурных институтов объясняется не только консервативностью их вкусов и нежеланием экспериментировать. В случае с тремя первыми из выше описанных проектов – в Калифорнии, Техасе и Нью-Йорке – он был приглашен к сотрудничеству после провала нескольких предыдущих планов реконструкции. Меценаты из попечительского совета, городские власти, госструктуры и общественные организации по охране наследия и просто живущие по соседству с новостройкой граждане придерживаются каждый своего мнения, и оригинальный, непривычный проект реализовать гораздо сложнее, чем классический и сдержанный.

Пьяно нравится всем, поэтому он и работает там, где до него потерпел неудачу, к примеру, Рем Колхас (Уитни и LACMA). Но надо понимать, что острота «политической» ситуации вокруг проекта, несомненно, влияет и на самого архитектора, что сказывается на его творчестве не лучшим образом. С третьей стороны, даже худший проект Ренцо Пьяно гораздо лучше самых удачных работ значительной части архитекторов – поэтому нельзя не заподозрить «уставших» от него в пресыщенности и избалованности.

03 Июня 2010

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.