03.06.2010

Усталость от Ренцо Пьяно

Итальянский архитектор разрабатывает в США четыре проекта музеев разной степени готовности.

информация:

Выставочный павильон Ресник Музея искусства округа Лос-Анджелес в процессе строительства
Выставочный павильон Ресник Музея искусства округа Лос-Анджелес в процессе строительства
Ближе всего к завершению, намеченному на октябрь 2010 — Выставочный павильон Ресник лос-анджелесского музея LACMA. Пьяно отвечает за реконструкцию всего разрозненного музейного комплекса, и там в 2008 уже открылись две его постройки — Музей современного искусства Брода и «Вестибюль BP». Теперь же речь идет об одноэтажном, квадратном в плане павильоне временных выставок площадью 4 180 м2. Его фасады будут сочетать травертин и стекло; крышу снабдят типичной для построек Пьяно системой фильтрации солнечного света. Свободный план позволит устраивать там как единую экспозицию, так и несколько разных выставок одновременно. Скромный облик постройки снаружи оживят выкрашенные в ярко-красный цвет огромные воздуховоды. Павильон Ресник составит ключевую часть 2-й фазы реконструкции музея, но следует отметить, что над новой стратегией этой реконструкции сейчас работает Петер Цумтор: в LACMA поменялся директор, и, очевидно, он не планирует дальнейшего сотрудничества с Пьяно.
Выставочный павильон Ресник Музея искусства округа Лос-Анджелес
Выставочный павильон Ресник Музея искусства округа Лос-Анджелес


Однако, два других музейных проекта этого архитектора, причем еще более престижных, чем лос-анджелесский, получили недавно новый стимул для развития. Руководство Музея искусств Кимбелла в Техасе, чье основное здание — шедевр позднего модернизма — построил Луис Кан, объявило о намерении начать строительство нового корпуса по проекту Ренцо Пьяно в конце лета 2010, а открыть его — в 2013. Речь идет о сооружении площадью почти 8000 м2, находящемся в 30 м от существующей постройки: их будет разделять прямоугольный пруд. Новое крыло будет состоять из двух облицованных листовой сталью блоков галерей, соединенных стеклянным вестибюлем. За ним появится полуподземная пристройка с зрительным залом, библиотекой и дополнительными выставочными помещениями.
Музей американского искусства Уитни – новое здание © RPBW
Музей американского искусства Уитни – новое здание © RPBW


Третий проект — новое здание нью-йоркского музея Уитни рядом с парком-эстакадой Хай-Лайн. Попечительский совет учреждения принял окончательное решение о скорейшем начале строительства: открыться новый корпус должен в 2015 году. Непосредственно перед этим шли жаркие дебаты о том, стоит ли строить новый корпус вообще, или следует возвести его рядом с существующим зданием Марселя Брёйера на Мэдисон-Авеню, на месте принадлежащих музею жилых зданий. Но благотворители сошлись во мнении, что бывший промышленный район, где проходит Хай-Лайн, имеет больший потенциал, чем «статусная» Мэдисон-Авеню. Также было решено, так как содержать оба здания учреждению будет сложно, разделить его старый корпус с Музеем Метрополитен: тот как раз запланировал реконструкцию галерей современного искусства, и новые площади ему не помешают. А тем временем по проекту Пьяно будет возведено семиэтажное здание-«зиккурат», облицованное стальными панелями; там, на площади 18 000 м2, разместятся галереи, реставрационные мастерские, образовательный центр и многое другое.
Музей американского искусства Уитни – новое здание © RPBW
Музей американского искусства Уитни – новое здание © RPBW


Также Пьяно занимается реконструкцией музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, чтобы начать которую потребовалось решение суда: в своем завещании 1924 года коллекционер поставила обязательное условие сохранения в неприкосновенности не только своего собрания и построенного ею для него здания, но даже решения экспозиции; суд признал, что для нормального развития музея необходимо строительство нового крыла с выставочными галереями, зрительным залом (музей известен своими концертами), образовательными аудиториями, теплицами и пр. Строительство началось в конце 2009.
Музей искусств Кимбелла – новый корпус. Окончательный проект © Renzo Piano Building Workshop
Музей искусств Кимбелла – новый корпус. Окончательный проект © Renzo Piano Building Workshop


Учитывая, что общее число музейных проектов Пьяно в США превысило десять, и многие из них он уже реализовал, в местной прессе появилось выражение Piano fatigue — «усталость от Пьяно» — как бывает «музейная усталость» или визуальное и шумовое утомление. Все его проекты — очень высокого архитектурного качества, но тонкость (и чуткость) его подхода иногда работают в ущерб индивидуальности построек. Например, так произошло с его законченными (и, кажется, будущими тоже) работами в Лос-Анджелесе, и в некоторой степени — в Чикаго. Но популярность Пьяно у культурных институтов объясняется не только консервативностью их вкусов и нежеланием экспериментировать: в случае с тремя первыми из выше описанных проектов — в Калифорнии, Техасе и Нью-Йорке — он был приглашен к сотрудничеству после провала нескольких предыдущих планов реконструкции. Меценаты из попечительского совета, городские власти, госструктуры и общественные организации по охране наследия и просто живущие по соседству с новостройкой граждане придерживаются каждый своего мнения, и оригинальный, непривычный проект реализовать гораздо сложнее, чем классический и сдержанный.
Музей искусств Кимбелла – новый корпус. Окончательный проект © Renzo Piano Building Workshop
Музей искусств Кимбелла – новый корпус. Окончательный проект © Renzo Piano Building Workshop


Пьяно нравится всем, поэтому он и работает там, где до него потерпел неудачу, к примеру, Рем Колхас (Уитни и LACMA). Но надо понимать, что острота «политической» ситуации вокруг проекта, несомненно, влияет и на самого архитектора, что сказывается на его творчестве не лучшим образом. С третьей же стороны, даже худший проект Ренцо Пьяно гораздо лучше самых удачных работ значительной части архитекторов — поэтому нельзя не заподозрить «уставших» от него в пресыщенности и избалованности.
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер – реконструкция © RPBW
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер – реконструкция © RPBW
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер – реконструкция © RPBW
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер – реконструкция © RPBW

comments powered by HyperComments

ссылки:

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Офисное здание Isola
Уильям МакДонах, 2008 – 2013
Офисное здание Isola

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

24.06.2019

Парк Viva – лаборатория здорового дома

Каким должен быть здоровый дом, в ходе масштабного эксперимента выяснили в научно-исследовательском центре Viva.
Baumit
20.06.2019

ПЕНОПЛЭКС® – за спорт!

Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® из экструзионного пенополистирола – один из ключевых стройматериалов самых важных спортивных объектов последних лет, а на «Газпром Арене» даже есть уникальное выкатное поле с тремя слоями этого материала.
ПЕНОПЛЭКС
07.06.2019

Итоги конкурса АРХИGRADAS-2019

Конкурс АРХИGRADAS-2019 подошел к концу. Компания GRADAS завершила оценку работ конкурсантов, прошедших во второй этап, и с радостью представляет работы победителей.
GRADAS
30.05.2019

Декорации для Театрального дома

За реконструированными историческими корпусами комплекса апартаментов «Театральный дом» разыгрывается целый спектакль в стиле «модерн», в подготовке декораций к которому участвовала компания «ОРТОСТ-ФАСАД».
ОртОст-Фасад
29.05.2019

Клинкер как знак элегантной жизни

Жилой комплекс Intermezzo в амстердамском районе Зёйдас получил фасад из светлого клинкера Hagemeister созданной специально для этого проекта сортировки.
Inbo Architekten, Amsterdam, АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи