Выставочный павильон Ресник Музея искусства округа Лос-Анджелес в процессе строительства
Выставочный павильон Ресник Музея искусства округа Лос-Анджелес
Однако, два других музейных проекта этого архитектора, причем еще более престижных, чем лос-анджелесский, получили недавно новый стимул для развития. Руководство Музея искусств Кимбелла в Техасе, чье основное здание – шедевр позднего модернизма – построил Луис Кан, объявило о намерении начать строительство нового корпуса по проекту Ренцо Пьяно в конце лета 2010-го, а открыть его – в 2013-м. Речь идет о сооружении площадью почти 8000 м2, находящемся в 30 м от существующей постройки: их будет разделять прямоугольный пруд. Новое крыло будет состоять из двух облицованных листовой сталью блоков галерей, соединенных стеклянным вестибюлем. За ним появится полуподземная пристройка с зрительным залом, библиотекой и дополнительными выставочными помещениями.
Музей искусств Кимбелла – новый корпус. Окончательный проект © Renzo Piano Building Workshop
Музей искусств Кимбелла – новый корпус. Окончательный проект © Renzo Piano Building Workshop
Третий проект – новое здание нью-йоркского музея Уитни рядом с парком-эстакадой Хай-Лайн. Попечительский совет учреждения принял окончательное решение о скорейшем начале строительства: открыться новый корпус должен в 2015 году. Непосредственно перед этим шли жаркие дебаты о том, стоит ли строить новый корпус вообще, или следует возвести его рядом с существующим зданием Марселя Брёйера на Мэдисон-авеню, на месте принадлежащих музею жилых зданий. Но благотворители сошлись во мнении, что бывший промышленный район, где проходит Хай-Лайн, имеет больший потенциал, чем «статусная» Мэдисон-авеню. Было еще решено, так как содержать оба здания учреждению будет сложно, разделить его старый корпус с музеем Метрополитен: тот как раз запланировал реконструкцию галерей современного искусства, и новые площади ему не помешают. А тем временем по проекту Пьяно будет возведено семиэтажное здание-«зиккурат», облицованное стальными панелями; там, на площади 18 000 м2, разместятся выставочные залы, реставрационные мастерские, образовательный центр и многое другое.
Музей американского искусства Уитни – новое здание © RPBW
Музей американского искусства Уитни – новое здание © RPBW
Также Пьяно занимается реконструкцией музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, чтобы начать которую потребовалось решение суда: в своем завещании 1924 года коллекционер поставила обязательное условие – сохранить в неприкосновенности не только свое собрание и построенное ею для него здание, но даже схему экспозиции во всех деталях. Суд признал, что для нормального развития музея необходимо строительство нового крыла с выставочными галереями, зрительным залом (музей известен своими концертами), образовательными аудиториями, теплицами и пр. Строительство началось в конце 2009-го.
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер – реконструкция © RPBW
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер – реконструкция © RPBW
Учитывая, что общее число музейных проектов Пьяно в США превысило десять, и многие из них он уже реализовал, в местной прессе появилось выражение Piano fatigue – «усталость от Пьяно» – как бывает «музейная усталость» или визуальное и шумовое утомление. Все его проекты – очень высокого архитектурного качества, но тонкость (и чуткость) его подхода иногда работают в ущерб индивидуальности построек. Например, так произошло с его законченными (и, кажется, будущими тоже) работами в Лос-Анджелесе, и в некоторой степени – в Чикаго. Но популярность Пьяно у культурных институтов объясняется не только консервативностью их вкусов и нежеланием экспериментировать. В случае с тремя первыми из выше описанных проектов – в Калифорнии, Техасе и Нью-Йорке – он был приглашен к сотрудничеству после провала нескольких предыдущих планов реконструкции. Меценаты из попечительского совета, городские власти, госструктуры и общественные организации по охране наследия и просто живущие по соседству с новостройкой граждане придерживаются каждый своего мнения, и оригинальный, непривычный проект реализовать гораздо сложнее, чем классический и сдержанный.
Пьяно нравится всем, поэтому он и работает там, где до него потерпел неудачу, к примеру, Рем Колхас (Уитни и LACMA). Но надо понимать, что острота «политической» ситуации вокруг проекта, несомненно, влияет и на самого архитектора, что сказывается на его творчестве не лучшим образом. С третьей стороны, даже худший проект Ренцо Пьяно гораздо лучше самых удачных работ значительной части архитекторов – поэтому нельзя не заподозрить «уставших» от него в пресыщенности и избалованности.