Последний привет строительного бума

Фестиваль «Под крышей дома» завершился 23 марта награждением, как и всегда, огромного количества участников. Среди них, увы, мало неизвестных имен, действующие лица повторяются из года в год. Зато уровень работ, по признанию жюри, был исключительно профессиональным, и примерно одинаковым, так что Гран при никому не присудили. Как ни странно, главным критерием отбора стал кризис – из рядов победителей исчезли те проекты, которые под давлением заказчика были исполнены с особой роскошью.

mainImg

Что в этом фестивале всегда удивляло – так это обилие номинаций и такое количество наград и призов, от которого в голове возникает неимоверная путаница. И ощущение какое-то от конкурса, как и от многих других архитектурных наград, напоминает дежа-вю: состязаются сплошь знакомые лица, и все кажется дружеской тусовкой, где, естественно, не хочется кого-то обидеть, и не дай Бог кого-то позабыть. Смотришь на выставку, и сразу понятно, кто окажется в лауреатах – наверняка любимцы фестиваля, новых в первой тройке, как правило, не бывает. Работы «мэтров» что и говорить, лучше по качеству исполнения, они нетривиальны и уж конечно не занимаются копированием – а такие случаи на выставке были замечены.

В отличие от прошлогодней церемонии, прошедшей под крышей Дома художника многолюдно и празднично, нынешняя была будничной, фестиваль вернулся на родную территорию и стал обычным. И даже каким-то кризисно скромным – председатель жюри заверил присутствовавших, что оно старалось на этот раз избегать роскошных проектов.

Первое место за проект-идею загородного дома получил коттедж в посёлке „Evergreen“ (Антон Мосин, Вера Казаченкова, Станислав Кириченко). Дом, откровенно говоря, какой-то совсем не местный, ну ничего в нем нет русского, будто бы взяли и доставили откуда-то из английской провинции. Есть в нем некоторая северность, он приземистый, обложенный модным темным кирпичом, с озелененными крышами и с покрытым дерном пандусом на террасу второго этажа.

В номинации «реализованный жилой дом» первое место получили АБ «Пастушенко и Самогорова» за Dutch house – голландский домик в Самаре. Он очень привлекательный, это будто бы два типичных голландских дома с узнаваемыми ступенчатыми крышами и темно-кирпичными фасадами с белыми окошками, склеенные стеклянным атриумом. Внутри он, конечно, не столь консервативен. Так делают и сами голландцы – упаковывают холодноватые высокотехнологичные интерьеры в уютные «старые» стены. Отдельного внимания заслуживает помещение бассейна, где тонко найдено сочетание грубой кирпичной кладки, голубой воды и почти незаметного металлического каркаса витража, сквозь который проступает окрестный пейзаж.

Лучшим общественным интерьером жюри признало реконструкцию центра управления сетями ОАО «МОЭСК» («Архитектурное бюро Т. Башкаева» совместно с  «Arch group»). Самая эффектная часть проекта – диспетчерский зал с видеопроекционной стеной, чем-то похожий на центр управления космическими полетами. Это абсолютно свободное помещение, в центре которого – пульт управления перед огромным вогнутым экраном, где схемы на которых сливаются в подобие карты звездного неба.

Второе место за проект-идею загородного дома разделили между собой АБ «ПланАР» за проект «Шишкин лес» и Алексей Гинзбург за «Дом над оврагом». Последний, кстати, весьма примечателен и остроумен. Его композиция красиво обыгрывает сложный крутой перепад рельефа. Проект корбюзианский в своей чистой белизне, кубичности и нарочитой проявленности каждого куба. Но там, где дом консолью спускается по крутому склону, он оказывается весьма неожиданным – большой витраж под консолью чем-то даже похож на витраж в доме Мельникова в Кривоарбатском переулке.

Второе место в номинации «общественный интерьер» получил гольф-клуб «ПИРогово». Откровенно говоря, не было никаких сомнений, что Тотан Кузембаев получит какую-нибудь награду. Как и все, что он возводит в последние годы на Клязьме, гольф-клуб – маленький шедевр, непритязательный снаружи и удивительным образом играющий с пространством внутри. Оно деформируется вслед за облицованной деревом стеной, которая вдруг становится мягкой и начинает прогибаться, как будто бы под толщей воды, готовой прорваться в помещение. Трансформации продолжаются ночью, когда объект вообще растворяется в воздухе, остается чернеть выразительным силуэтом лишь его крыша с вынесенными мансардами. О том, какую затейливую игру ощущений придумал Тотан Кузембаев, рассказывает небольшое эссе, сопровождающее планшет.  

Второе место в этой номинации с Кузембаевым разделили молодые архитекторы из бюро "za bor" за проект офиса в Москве. Они же взяли третье место за реализованный «Жилой дом с оранжевым небом». Их проекты стали, пожалуй, одним из самых ярких мест выставки. Во-первых, по оригинальности подачи: перед нами дом, заметенный снегами под техногенным оранжевым небом, которое играет на окнах этаким заревом вечернего мегаполиса. Во-вторых, скупая композиция, с остро выявленными объемами, предлагает новое прочтение модернистского дома. В нем появляется нехарактерное расположение окон и сочетание материалов – оштукатуренного белого объема «рубки» и деревянного тела длинной-предлинной палубы «корабля», бороздящего снежные просторы. Правда интерьеры проигрывают соседнему проекту тех же авторов, где встречаются интересные пространственные ловушки в виде коридора, в котором ломаный проем отражается в зеркале в конце, умножаясь и уходя в бесконечность. 

Коттедж, спроектированный бюро А-Лен и занявший третье место в номинации «проект-идея загородного дома», в эстетическом плане хорош, он напоминает невесомые стеклянные галереи Миса Ван дер Роэ. Но вот функционально эти галереи не слишком удобны в нашем суровом климате, да и абсолютно плоские крыши тоже.

Среди представленных на конкурс работ встречались довольно-таки странные, особенно по части подачи. У некоторых концептуализм так попросту зашкаливал, мешая разобраться, что к чему. Например, проект загородного дома бюро «ARCH.625», получивший 3 место за «проект-идею». Возможно, это и стильный прием, расположить картинки на фоне лица, однако все вместе больше похоже на постер, чем на планшет с проектом. Между тем как сам проект, чего уж там говорить, отнюдь не новость, уже несколько лет назад Дмитрий Гейченко выстроил похожий по формам собственный дом. Кстати говоря, супрематические «конструкторы» из врезанных друг в друга форм, заимствованных у русского авангарда часто встречаются и у Захи Хадид.

Почетную награду – диплом клуба «Высокий дизайн» получил Роман Леонидов, удививший жюри своими штудиями. Привычно видеть этого автора в русле модернизма, наверное, в силу его гениального однофамильца, и таковыми были две верхних работы в его 4-хчастной композиции. Это «усадьба» и «резиденция» – красивые, округлые, легко читаемые планы, здания, наполовину спрятанные под землей и воскрешающие дух рационализма 1920-х. «Усадьба» – это гигантский округлый пандус с  полуназемными помещениями и «рубкой» дома интересной формы, по-модернистски врезанного в пластину. «Загородная резиденция», более прихотливая по композиции, напоминает школу-интернат в Кожухово бюро «Атриум», правда, с добавлением обязательного дирижабля – Леонидов держит марку. А вот два других «упражнения» неожиданно оказались «рублевскими» особняками, очень средними по вкусовым качествам ввиду полного смешения всего, даже элементов модерна. Впрочем, возможно, там вверху – отвязное концептуальное проектирование, внизу – упражнения на конкретный заказ. Одно другому не мешает. 

Любопытный дизайн бутика ювелирных изделий предложил Алексей Левчук. В этом технологичном интерьере среди нейтрально светлых поверхностей на стенах появляются фрагменты древнерусских фресок, что, согласитесь, весьма неожиданно в таком месте. Сами украшения спрятаны в витрины, вмонтированные в блоки, похожие на «каменные квадры» от некогда существовавшего тут «храма», сохранившегося еще, пожалуй, в «поребрике», который Левчук вводит в декорацию. Не то чтобы это было ново, фрагменты фресок использовал Михаил Белов в своем бутике Фаберже (уже исчезнувшем), но и совсем затертым прием не назовешь.

Нынешний фестиваль, надо сказать, представил примерно одинаковый уровень работ. Все без исключения сделано достаточно профессионально, и однако, среди них не оказалось ни одной, за которую мог бы «зацепится» глаз. Так что Гран-при не получил на этот раз никто. То ли заказчик пошел скучный, то ли на пике предкризисного строительства больше думали о том, как бы успеть справится с заказами, сыпавшимися как из рога изобилия. В интерьерах этот штамп заметен сильнее (и вызван, конечно, модой), в загородных домах – в меньшей степени, возможно в силу условий конкретной местности. Но вот, наконец, конвейер приостановился, можно порисовать и что-нибудь концептуальное, не для заказчика. Думается, следующий фестиваль будет любопытным, там-то мы как раз увидим плоды этого затишья, возможно, проекты экономичного жилья или утопическое проектирование, способное сделать более разнообразной номинацию «проект-идея».

***

Публикуем полный список награжденных, любезно предоставленный организаторами:

Члены жюри Фестиваля:
1. Бреславцев Олег
2. Забуга Эдуард  
3. Коробьина Ирина 
4. Литвинов Виктор 
5. Логвинов Виктор  
6. Почечуева Наталья 
7. Фесенко Дмитрий 

1. Перенести №102 «Вольер для льва Адама» из номинации «Общественный интерьер» в номинацию «Декорирование интерьера»

2. Гран-При не присуждать

3. Присудить первое место:
В номинации «Жилой интерьер»
- Квартира «Зазеркалье"
Автор: Иван Шалмин

В номинации «Общественный интерьер»
- Реконструкция Центра управления сетями ОАО «МОЭСК», диспетчерский зал
Авторы: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Тимур Башкаев
«Архитектурное бюро Т. Башкаева» совместно с  «Arch group»

В номинации «Декорирование интерьера»:
- Вольер для льва Адама
Авторы: «Архитектурная фабрика 32 декабря»

В номинации «Деталь интерьера»:
 - Гольф-клуб ПИРогово. Барная стойка
Автор: Юрий Аввакумов 

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
- Авторская мебель
Автор: Дмитрий Гажевский

В номинации «Реализованный загородный жилой дом»
Присудить два первых места:
- «Dutch house» Индивидуальный жилой дом в Самаре
Авторы: Валентин Пастушенко, Виталий Самогоров, К.Пикалов
Архитектурное бюро Пастушенко и Самогорова

-  Коттедж в посёлке „Evergreen“
Авторы: Антон Мосин, Вера Казаченкова, Станислав Кириченко
Архитектурное бюро "Мосин и Партнёры"

В номинации «Проект-идея загородного дома»
Первое место не присуждать

4. Присудить второе место:
В номинации «Жилой интерьер»     
- Квартира в Юрмале
Автор:  Владимир Малашонок
«Artradar architects»

В номинации «Общественный интерьер»
Единогласно принято решение присудить два вторых места:
- Гольф-клуб «ПИРогово»
Авторы: Тотан Кузембаев, Анна Родионова, Данир Сафиуллин, Ольга Косова
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

- Офис в Москве 
Авторы: Арсений Борисенко, Пётр Зайцев
Архитектурная мастерская "za bor"

В номинации «Декорирование интерьера»
Второе место не присуждать

В номинации «Деталь интерьера»
По совокупности работ:
- Ювелирный бутик «Владимир Михайлов»

- Интерьер торгового комплекса
  Автор: Алексей Левчук

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
- Светильник-трансформер «Амёбиус»
Автор: Виктор Фрейденберг

В номинации «Реализованный загородный жилой дом»
- «Дом над оврагом»
Авторы: Алексей Гинзбург, Дмитрий Рызванов, Лора Лундина, Архитектрная мастерская «Гинзбург Архитектс»

В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Частный жилой дом, Московская область, Шишкин лес
Автор: Наталия Воинова
Архитектурное бюро «ПланАР»

5. Присудить третье место:
В номинации «Жилой интерьер»
Присудить два третьих места:

- Апартаменты «Аэлита» в Малаге, Испания
Авторы:  Глеб Беляев
Екатерина Забавникова, Оксана Натальина

- Квартира  г-на «SHMAR»
Авторы:  Ольга Соннова, Дмитрий Стоянов

В номинации «Общественный интерьер
Присудить два третьих места:

- Офис международного сетевого рекламного агентства «SAATCHI& SAATCHI »
 Авторы: Дмитрий Овчаров, Борис Воскобойников
Студия « NEFARESEARCH»
 
- Галерея  ЦЕХ V
 Авторы: Алексей Козырь, Илья Бабак, Мария Шустрова
Архитектурная мастерская Алексея Козыря

В номинации «Декорирование интерьера»
Третье место не присуждать

В номинации «Деталь интерьера»
Третье место не присуждать

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
Присудить два третьих места:

- Серия светильников: "Пиноккотека светотеки"
 Авторы: Творческая мастерская Алексея Шевчука "АРТБУЗ"

- «Антибыт» Комплексное оборудование для жилой среды 
Авторский коллектив: «Мастерская – ТАФ»

В номинации «Реализованный загородный жилой дом »
- Жилой дом с оранжевым небом
 Авторы: Арсений Борисенко, Пётр Зайцев
Архитектурная мастерская "za bor"

В номинации «Проект-идея загородного дома»
Присудить два третьих места:

- «X-7»
 Автор: Сергей Наседкин, Архитектурная мастерская «ARCH.625»

- Индивидуальный жилой дом в поселке Репино, Ленинградская область
 Авторы: Сергей Орешкин, Алексей Никандров, Евгения Орешкина
Проектно-производственная фирма «А-ЛЕН»

6.  Присвоить звание «Лауреата» с вручением Диплома:
В номинации «Жилой интерьер»
Пентхаус с видом на Вену. Реконструкция с надстройкой этажа
Авторы: Андрей Сысоев, Людмила Горюнкова
Архитектурное бюро "SMArt-project"

-  Жилые апартаменты для корпоративных приемов на Воробьевых Горах 
Авторы: Татьяна Смирнова, Александр Волков
Архитектурное бюро «Квадро»
 

В номинации «Общественный  интерьер»
- Ресторан “Яр”, г. Самара
Авторы: Дмитрий и Мария Храмовы
Архитектурное Бюро Храмова

- FM café club на проспекте Вернадского 
Авторы: Авторы проекта: Вадим Стариков, Григорий Маров
Архитектурное бюро "Маров&Стариков"

- Бизнес центр «Time Center»
Авторы: Труханов Сергей, Воеводина Полина, Корюкина Галина,
«Милхаус концепт дизайн»

- Ресторан «Ozon»
 Авторы: Архитекторы: Александр Зусик, Светлана Панкратова,  Михаил Горячев,  ООО «Архитектон»

- Музей техники 
Авторы: Владимир Бондаренко, Елена Кудинова, Дмитрий Фоменко

- Банк на Остоженке  
Автор: Анна Курбатова
Архитектурная мастерская «ANNA KURBATOVA ARCHITECTS»

- Сеть ресторанов «Дымов №1»  
Авторы: Вадим Богданов, Алексей Кузьмин, Андрей Самонаев
Архитектурное бюро «Сретенка»

- Муниципальная школа и детский сад «Соболенок», село Уват Уватского р-на Тюменской обл.
Авторы: Светлана Артемова, Евгения Середкина,
Interior Centre Domino Group (Екатеринбург)

В номинации «Декорирование интерьера»
-  Квартира на Ленинском 
Автор: Елена Харичева

В номинации «Деталь интерьера»
-  Зеркальная коралловая ветка 
Автор: Алла Шумейко

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
-  Гостевая вешалка 
Автор: Борис Морозов

-  Кресло «Идеология» 
Автор: Андрей Морин

-  «Весна» 
Автор: Виктор Решетников
 
- Стеллаж «Пишите письма»
Автор: Елена Теплицкая

В номинации «Реализованный жилой дом»
-  Загородный дом №2 
Авторы: Всеволод Медведев, Зураб Басария, Михаил Канунников, Олег Мединский
Архитектурное бюро «ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

- Дом г-на Ю. В. Карасёва
Авторы: Александр Зусик, Екатерина Серёгина, Ирина Самарина
 ООО «Архитектон»

В номинации «Проект-идея загородного дома»

-  "Дом стихий. В поисках гармоничного пространства»
Автор: Ирина Чуфистова 

- House M
Авторы: Сергей  Гикало, Александр Купцов
«АРХИТЕКТОРЫ ГИКАЛО КУПЦОВ»

Фото Натальи Коряковской
I место. «Общественный интерьер». Реконструкция центра управления сетями. «Архитектурное бюро Т. Башкаева» и «Arch group».
I место. «Реализованный жилой дом». АБ «Пастушенко и Самогорова».
I место. «Проект-идея загородного дома». Коттедж в посёлке „Evergreen“. АБ "Мосин и Партнёры".
II место «Общественный интерьер». Тотан Кузембаев. Гольф-клуб «ПИРогово».
II место. «Общественный интерьер». АМ “za bor”. Офис в Москве.
II место. «Проект-идея загородного дома». АБ «ПланАР». Дом «Шишкин лес».
II место. «Проект-идея загородного дома». АМ «Гинзбург Архитектс». Дом над оврагом
III место. «Проект-идея загородного дома». «ARCH.625»
III место. «Реализованный жилой дом». АМ “za bor”. Дом с оранжевым небом.
АМ “za bor”. Проект загородного дома.
III место. «Проект-идея загородного дома». АМ «А-ЛЕН». Дом в послеке Репино.
Роман Леонидов. Архитектурные штудии. Диплом клуба «Высокий дизайн»
Роман Леонидов. Архитектурные штудии. Диплом клуба «Высокий дизайн»
Роман Леонидов. Архитектурные штудии. Диплом клуба «Высокий дизайн»
Алексей Левчук. Бутик ювелирных украшений

24 Марта 2009

Похожие статьи
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Пресса: В интерьер-дизайне индекс устойчивости пока без изменений....
Во второй половине марта в Доме на Брестской прошел XI Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома...», организованный Инженерно-технологическим центром Москомархитектуры и Архитектурно-строительным центром «Дом на Брестской». Перед вами - заметки члена жюри конкурса, главного редактора «АВ» Дмитрия Фесенко.
Последний привет строительного бума
Фестиваль «Под крышей дома» завершился 23 марта награждением, как и всегда, огромного количества участников. Среди них, увы, мало неизвестных имен, действующие лица повторяются из года в год. Зато уровень работ, по признанию жюри, был исключительно профессиональным, и примерно одинаковым, так что Гран при никому не присудили. Как ни странно, главным критерием отбора стал кризис – из рядов победителей исчезли те проекты, которые под давлением заказчика были исполнены с особой роскошью.
Интерьеры на Брестской
19 марта в Доме на Брестской открылся XI международный фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома…». В прошлом году он обитал на Крымском валу, а сейчас опять развернулся на своем привычном месте, где, по словам организаторов, к фестивалю вернулся его привычный рабочий характер.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.