Последний привет строительного бума

Фестиваль «Под крышей дома» завершился 23 марта награждением, как и всегда, огромного количества участников. Среди них, увы, мало неизвестных имен, действующие лица повторяются из года в год. Зато уровень работ, по признанию жюри, был исключительно профессиональным, и примерно одинаковым, так что Гран при никому не присудили. Как ни странно, главным критерием отбора стал кризис – из рядов победителей исчезли те проекты, которые под давлением заказчика были исполнены с особой роскошью.

mainImg

Что в этом фестивале всегда удивляло – так это обилие номинаций и такое количество наград и призов, от которого в голове возникает неимоверная путаница. И ощущение какое-то от конкурса, как и от многих других архитектурных наград, напоминает дежа-вю: состязаются сплошь знакомые лица, и все кажется дружеской тусовкой, где, естественно, не хочется кого-то обидеть, и не дай Бог кого-то позабыть. Смотришь на выставку, и сразу понятно, кто окажется в лауреатах – наверняка любимцы фестиваля, новых в первой тройке, как правило, не бывает. Работы «мэтров» что и говорить, лучше по качеству исполнения, они нетривиальны и уж конечно не занимаются копированием – а такие случаи на выставке были замечены.

В отличие от прошлогодней церемонии, прошедшей под крышей Дома художника многолюдно и празднично, нынешняя была будничной, фестиваль вернулся на родную территорию и стал обычным. И даже каким-то кризисно скромным – председатель жюри заверил присутствовавших, что оно старалось на этот раз избегать роскошных проектов.

Первое место за проект-идею загородного дома получил коттедж в посёлке „Evergreen“ (Антон Мосин, Вера Казаченкова, Станислав Кириченко). Дом, откровенно говоря, какой-то совсем не местный, ну ничего в нем нет русского, будто бы взяли и доставили откуда-то из английской провинции. Есть в нем некоторая северность, он приземистый, обложенный модным темным кирпичом, с озелененными крышами и с покрытым дерном пандусом на террасу второго этажа.

В номинации «реализованный жилой дом» первое место получили АБ «Пастушенко и Самогорова» за Dutch house – голландский домик в Самаре. Он очень привлекательный, это будто бы два типичных голландских дома с узнаваемыми ступенчатыми крышами и темно-кирпичными фасадами с белыми окошками, склеенные стеклянным атриумом. Внутри он, конечно, не столь консервативен. Так делают и сами голландцы – упаковывают холодноватые высокотехнологичные интерьеры в уютные «старые» стены. Отдельного внимания заслуживает помещение бассейна, где тонко найдено сочетание грубой кирпичной кладки, голубой воды и почти незаметного металлического каркаса витража, сквозь который проступает окрестный пейзаж.

Лучшим общественным интерьером жюри признало реконструкцию центра управления сетями ОАО «МОЭСК» («Архитектурное бюро Т. Башкаева» совместно с  «Arch group»). Самая эффектная часть проекта – диспетчерский зал с видеопроекционной стеной, чем-то похожий на центр управления космическими полетами. Это абсолютно свободное помещение, в центре которого – пульт управления перед огромным вогнутым экраном, где схемы на которых сливаются в подобие карты звездного неба.

Второе место за проект-идею загородного дома разделили между собой АБ «ПланАР» за проект «Шишкин лес» и Алексей Гинзбург за «Дом над оврагом». Последний, кстати, весьма примечателен и остроумен. Его композиция красиво обыгрывает сложный крутой перепад рельефа. Проект корбюзианский в своей чистой белизне, кубичности и нарочитой проявленности каждого куба. Но там, где дом консолью спускается по крутому склону, он оказывается весьма неожиданным – большой витраж под консолью чем-то даже похож на витраж в доме Мельникова в Кривоарбатском переулке.

Второе место в номинации «общественный интерьер» получил гольф-клуб «ПИРогово». Откровенно говоря, не было никаких сомнений, что Тотан Кузембаев получит какую-нибудь награду. Как и все, что он возводит в последние годы на Клязьме, гольф-клуб – маленький шедевр, непритязательный снаружи и удивительным образом играющий с пространством внутри. Оно деформируется вслед за облицованной деревом стеной, которая вдруг становится мягкой и начинает прогибаться, как будто бы под толщей воды, готовой прорваться в помещение. Трансформации продолжаются ночью, когда объект вообще растворяется в воздухе, остается чернеть выразительным силуэтом лишь его крыша с вынесенными мансардами. О том, какую затейливую игру ощущений придумал Тотан Кузембаев, рассказывает небольшое эссе, сопровождающее планшет.  

Второе место в этой номинации с Кузембаевым разделили молодые архитекторы из бюро "za bor" за проект офиса в Москве. Они же взяли третье место за реализованный «Жилой дом с оранжевым небом». Их проекты стали, пожалуй, одним из самых ярких мест выставки. Во-первых, по оригинальности подачи: перед нами дом, заметенный снегами под техногенным оранжевым небом, которое играет на окнах этаким заревом вечернего мегаполиса. Во-вторых, скупая композиция, с остро выявленными объемами, предлагает новое прочтение модернистского дома. В нем появляется нехарактерное расположение окон и сочетание материалов – оштукатуренного белого объема «рубки» и деревянного тела длинной-предлинной палубы «корабля», бороздящего снежные просторы. Правда интерьеры проигрывают соседнему проекту тех же авторов, где встречаются интересные пространственные ловушки в виде коридора, в котором ломаный проем отражается в зеркале в конце, умножаясь и уходя в бесконечность. 

Коттедж, спроектированный бюро А-Лен и занявший третье место в номинации «проект-идея загородного дома», в эстетическом плане хорош, он напоминает невесомые стеклянные галереи Миса Ван дер Роэ. Но вот функционально эти галереи не слишком удобны в нашем суровом климате, да и абсолютно плоские крыши тоже.

Среди представленных на конкурс работ встречались довольно-таки странные, особенно по части подачи. У некоторых концептуализм так попросту зашкаливал, мешая разобраться, что к чему. Например, проект загородного дома бюро «ARCH.625», получивший 3 место за «проект-идею». Возможно, это и стильный прием, расположить картинки на фоне лица, однако все вместе больше похоже на постер, чем на планшет с проектом. Между тем как сам проект, чего уж там говорить, отнюдь не новость, уже несколько лет назад Дмитрий Гейченко выстроил похожий по формам собственный дом. Кстати говоря, супрематические «конструкторы» из врезанных друг в друга форм, заимствованных у русского авангарда часто встречаются и у Захи Хадид.

Почетную награду – диплом клуба «Высокий дизайн» получил Роман Леонидов, удививший жюри своими штудиями. Привычно видеть этого автора в русле модернизма, наверное, в силу его гениального однофамильца, и таковыми были две верхних работы в его 4-хчастной композиции. Это «усадьба» и «резиденция» – красивые, округлые, легко читаемые планы, здания, наполовину спрятанные под землей и воскрешающие дух рационализма 1920-х. «Усадьба» – это гигантский округлый пандус с  полуназемными помещениями и «рубкой» дома интересной формы, по-модернистски врезанного в пластину. «Загородная резиденция», более прихотливая по композиции, напоминает школу-интернат в Кожухово бюро «Атриум», правда, с добавлением обязательного дирижабля – Леонидов держит марку. А вот два других «упражнения» неожиданно оказались «рублевскими» особняками, очень средними по вкусовым качествам ввиду полного смешения всего, даже элементов модерна. Впрочем, возможно, там вверху – отвязное концептуальное проектирование, внизу – упражнения на конкретный заказ. Одно другому не мешает. 

Любопытный дизайн бутика ювелирных изделий предложил Алексей Левчук. В этом технологичном интерьере среди нейтрально светлых поверхностей на стенах появляются фрагменты древнерусских фресок, что, согласитесь, весьма неожиданно в таком месте. Сами украшения спрятаны в витрины, вмонтированные в блоки, похожие на «каменные квадры» от некогда существовавшего тут «храма», сохранившегося еще, пожалуй, в «поребрике», который Левчук вводит в декорацию. Не то чтобы это было ново, фрагменты фресок использовал Михаил Белов в своем бутике Фаберже (уже исчезнувшем), но и совсем затертым прием не назовешь.

Нынешний фестиваль, надо сказать, представил примерно одинаковый уровень работ. Все без исключения сделано достаточно профессионально, и однако, среди них не оказалось ни одной, за которую мог бы «зацепится» глаз. Так что Гран-при не получил на этот раз никто. То ли заказчик пошел скучный, то ли на пике предкризисного строительства больше думали о том, как бы успеть справится с заказами, сыпавшимися как из рога изобилия. В интерьерах этот штамп заметен сильнее (и вызван, конечно, модой), в загородных домах – в меньшей степени, возможно в силу условий конкретной местности. Но вот, наконец, конвейер приостановился, можно порисовать и что-нибудь концептуальное, не для заказчика. Думается, следующий фестиваль будет любопытным, там-то мы как раз увидим плоды этого затишья, возможно, проекты экономичного жилья или утопическое проектирование, способное сделать более разнообразной номинацию «проект-идея».

***

Публикуем полный список награжденных, любезно предоставленный организаторами:

Члены жюри Фестиваля:
1. Бреславцев Олег
2. Забуга Эдуард  
3. Коробьина Ирина 
4. Литвинов Виктор 
5. Логвинов Виктор  
6. Почечуева Наталья 
7. Фесенко Дмитрий 

1. Перенести №102 «Вольер для льва Адама» из номинации «Общественный интерьер» в номинацию «Декорирование интерьера»

2. Гран-При не присуждать

3. Присудить первое место:
В номинации «Жилой интерьер»
- Квартира «Зазеркалье"
Автор: Иван Шалмин

В номинации «Общественный интерьер»
- Реконструкция Центра управления сетями ОАО «МОЭСК», диспетчерский зал
Авторы: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Тимур Башкаев
«Архитектурное бюро Т. Башкаева» совместно с  «Arch group»

В номинации «Декорирование интерьера»:
- Вольер для льва Адама
Авторы: «Архитектурная фабрика 32 декабря»

В номинации «Деталь интерьера»:
 - Гольф-клуб ПИРогово. Барная стойка
Автор: Юрий Аввакумов 

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
- Авторская мебель
Автор: Дмитрий Гажевский

В номинации «Реализованный загородный жилой дом»
Присудить два первых места:
- «Dutch house» Индивидуальный жилой дом в Самаре
Авторы: Валентин Пастушенко, Виталий Самогоров, К.Пикалов
Архитектурное бюро Пастушенко и Самогорова

-  Коттедж в посёлке „Evergreen“
Авторы: Антон Мосин, Вера Казаченкова, Станислав Кириченко
Архитектурное бюро "Мосин и Партнёры"

В номинации «Проект-идея загородного дома»
Первое место не присуждать

4. Присудить второе место:
В номинации «Жилой интерьер»     
- Квартира в Юрмале
Автор:  Владимир Малашонок
«Artradar architects»

В номинации «Общественный интерьер»
Единогласно принято решение присудить два вторых места:
- Гольф-клуб «ПИРогово»
Авторы: Тотан Кузембаев, Анна Родионова, Данир Сафиуллин, Ольга Косова
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

- Офис в Москве 
Авторы: Арсений Борисенко, Пётр Зайцев
Архитектурная мастерская "za bor"

В номинации «Декорирование интерьера»
Второе место не присуждать

В номинации «Деталь интерьера»
По совокупности работ:
- Ювелирный бутик «Владимир Михайлов»

- Интерьер торгового комплекса
  Автор: Алексей Левчук

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
- Светильник-трансформер «Амёбиус»
Автор: Виктор Фрейденберг

В номинации «Реализованный загородный жилой дом»
- «Дом над оврагом»
Авторы: Алексей Гинзбург, Дмитрий Рызванов, Лора Лундина, Архитектрная мастерская «Гинзбург Архитектс»

В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Частный жилой дом, Московская область, Шишкин лес
Автор: Наталия Воинова
Архитектурное бюро «ПланАР»

5. Присудить третье место:
В номинации «Жилой интерьер»
Присудить два третьих места:

- Апартаменты «Аэлита» в Малаге, Испания
Авторы:  Глеб Беляев
Екатерина Забавникова, Оксана Натальина

- Квартира  г-на «SHMAR»
Авторы:  Ольга Соннова, Дмитрий Стоянов

В номинации «Общественный интерьер
Присудить два третьих места:

- Офис международного сетевого рекламного агентства «SAATCHI& SAATCHI »
 Авторы: Дмитрий Овчаров, Борис Воскобойников
Студия « NEFARESEARCH»
 
- Галерея  ЦЕХ V
 Авторы: Алексей Козырь, Илья Бабак, Мария Шустрова
Архитектурная мастерская Алексея Козыря

В номинации «Декорирование интерьера»
Третье место не присуждать

В номинации «Деталь интерьера»
Третье место не присуждать

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
Присудить два третьих места:

- Серия светильников: "Пиноккотека светотеки"
 Авторы: Творческая мастерская Алексея Шевчука "АРТБУЗ"

- «Антибыт» Комплексное оборудование для жилой среды 
Авторский коллектив: «Мастерская – ТАФ»

В номинации «Реализованный загородный жилой дом »
- Жилой дом с оранжевым небом
 Авторы: Арсений Борисенко, Пётр Зайцев
Архитектурная мастерская "za bor"

В номинации «Проект-идея загородного дома»
Присудить два третьих места:

- «X-7»
 Автор: Сергей Наседкин, Архитектурная мастерская «ARCH.625»

- Индивидуальный жилой дом в поселке Репино, Ленинградская область
 Авторы: Сергей Орешкин, Алексей Никандров, Евгения Орешкина
Проектно-производственная фирма «А-ЛЕН»

6.  Присвоить звание «Лауреата» с вручением Диплома:
В номинации «Жилой интерьер»
Пентхаус с видом на Вену. Реконструкция с надстройкой этажа
Авторы: Андрей Сысоев, Людмила Горюнкова
Архитектурное бюро "SMArt-project"

-  Жилые апартаменты для корпоративных приемов на Воробьевых Горах 
Авторы: Татьяна Смирнова, Александр Волков
Архитектурное бюро «Квадро»
 

В номинации «Общественный  интерьер»
- Ресторан “Яр”, г. Самара
Авторы: Дмитрий и Мария Храмовы
Архитектурное Бюро Храмова

- FM café club на проспекте Вернадского 
Авторы: Авторы проекта: Вадим Стариков, Григорий Маров
Архитектурное бюро "Маров&Стариков"

- Бизнес центр «Time Center»
Авторы: Труханов Сергей, Воеводина Полина, Корюкина Галина,
«Милхаус концепт дизайн»

- Ресторан «Ozon»
 Авторы: Архитекторы: Александр Зусик, Светлана Панкратова,  Михаил Горячев,  ООО «Архитектон»

- Музей техники 
Авторы: Владимир Бондаренко, Елена Кудинова, Дмитрий Фоменко

- Банк на Остоженке  
Автор: Анна Курбатова
Архитектурная мастерская «ANNA KURBATOVA ARCHITECTS»

- Сеть ресторанов «Дымов №1»  
Авторы: Вадим Богданов, Алексей Кузьмин, Андрей Самонаев
Архитектурное бюро «Сретенка»

- Муниципальная школа и детский сад «Соболенок», село Уват Уватского р-на Тюменской обл.
Авторы: Светлана Артемова, Евгения Середкина,
Interior Centre Domino Group (Екатеринбург)

В номинации «Декорирование интерьера»
-  Квартира на Ленинском 
Автор: Елена Харичева

В номинации «Деталь интерьера»
-  Зеркальная коралловая ветка 
Автор: Алла Шумейко

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
-  Гостевая вешалка 
Автор: Борис Морозов

-  Кресло «Идеология» 
Автор: Андрей Морин

-  «Весна» 
Автор: Виктор Решетников
 
- Стеллаж «Пишите письма»
Автор: Елена Теплицкая

В номинации «Реализованный жилой дом»
-  Загородный дом №2 
Авторы: Всеволод Медведев, Зураб Басария, Михаил Канунников, Олег Мединский
Архитектурное бюро «ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

- Дом г-на Ю. В. Карасёва
Авторы: Александр Зусик, Екатерина Серёгина, Ирина Самарина
 ООО «Архитектон»

В номинации «Проект-идея загородного дома»

-  "Дом стихий. В поисках гармоничного пространства»
Автор: Ирина Чуфистова 

- House M
Авторы: Сергей  Гикало, Александр Купцов
«АРХИТЕКТОРЫ ГИКАЛО КУПЦОВ»

Фото Натальи Коряковской
I место. «Общественный интерьер». Реконструкция центра управления сетями. «Архитектурное бюро Т. Башкаева» и «Arch group».
I место. «Реализованный жилой дом». АБ «Пастушенко и Самогорова».
I место. «Проект-идея загородного дома». Коттедж в посёлке „Evergreen“. АБ "Мосин и Партнёры".
II место «Общественный интерьер». Тотан Кузембаев. Гольф-клуб «ПИРогово».
II место. «Общественный интерьер». АМ “za bor”. Офис в Москве.
II место. «Проект-идея загородного дома». АБ «ПланАР». Дом «Шишкин лес».
II место. «Проект-идея загородного дома». АМ «Гинзбург Архитектс». Дом над оврагом
III место. «Проект-идея загородного дома». «ARCH.625»
III место. «Реализованный жилой дом». АМ “za bor”. Дом с оранжевым небом.
АМ “za bor”. Проект загородного дома.
III место. «Проект-идея загородного дома». АМ «А-ЛЕН». Дом в послеке Репино.
Роман Леонидов. Архитектурные штудии. Диплом клуба «Высокий дизайн»
Роман Леонидов. Архитектурные штудии. Диплом клуба «Высокий дизайн»
Роман Леонидов. Архитектурные штудии. Диплом клуба «Высокий дизайн»
Алексей Левчук. Бутик ювелирных украшений

24 Марта 2009

Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пресса: В интерьер-дизайне индекс устойчивости пока без изменений....
Во второй половине марта в Доме на Брестской прошел XI Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома...», организованный Инженерно-технологическим центром Москомархитектуры и Архитектурно-строительным центром «Дом на Брестской». Перед вами - заметки члена жюри конкурса, главного редактора «АВ» Дмитрия Фесенко.
Последний привет строительного бума
Фестиваль «Под крышей дома» завершился 23 марта награждением, как и всегда, огромного количества участников. Среди них, увы, мало неизвестных имен, действующие лица повторяются из года в год. Зато уровень работ, по признанию жюри, был исключительно профессиональным, и примерно одинаковым, так что Гран при никому не присудили. Как ни странно, главным критерием отбора стал кризис – из рядов победителей исчезли те проекты, которые под давлением заказчика были исполнены с особой роскошью.
Интерьеры на Брестской
19 марта в Доме на Брестской открылся XI международный фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома…». В прошлом году он обитал на Крымском валу, а сейчас опять развернулся на своем привычном месте, где, по словам организаторов, к фестивалю вернулся его привычный рабочий характер.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.