Последний привет строительного бума

Фестиваль «Под крышей дома» завершился 23 марта награждением, как и всегда, огромного количества участников. Среди них, увы, мало неизвестных имен, действующие лица повторяются из года в год. Зато уровень работ, по признанию жюри, был исключительно профессиональным, и примерно одинаковым, так что Гран при никому не присудили. Как ни странно, главным критерием отбора стал кризис – из рядов победителей исчезли те проекты, которые под давлением заказчика были исполнены с особой роскошью.

mainImg

Что в этом фестивале всегда удивляло – так это обилие номинаций и такое количество наград и призов, от которого в голове возникает неимоверная путаница. И ощущение какое-то от конкурса, как и от многих других архитектурных наград, напоминает дежа-вю: состязаются сплошь знакомые лица, и все кажется дружеской тусовкой, где, естественно, не хочется кого-то обидеть, и не дай Бог кого-то позабыть. Смотришь на выставку, и сразу понятно, кто окажется в лауреатах – наверняка любимцы фестиваля, новых в первой тройке, как правило, не бывает. Работы «мэтров» что и говорить, лучше по качеству исполнения, они нетривиальны и уж конечно не занимаются копированием – а такие случаи на выставке были замечены.

В отличие от прошлогодней церемонии, прошедшей под крышей Дома художника многолюдно и празднично, нынешняя была будничной, фестиваль вернулся на родную территорию и стал обычным. И даже каким-то кризисно скромным – председатель жюри заверил присутствовавших, что оно старалось на этот раз избегать роскошных проектов.

Первое место за проект-идею загородного дома получил коттедж в посёлке „Evergreen“ (Антон Мосин, Вера Казаченкова, Станислав Кириченко). Дом, откровенно говоря, какой-то совсем не местный, ну ничего в нем нет русского, будто бы взяли и доставили откуда-то из английской провинции. Есть в нем некоторая северность, он приземистый, обложенный модным темным кирпичом, с озелененными крышами и с покрытым дерном пандусом на террасу второго этажа.

В номинации «реализованный жилой дом» первое место получили АБ «Пастушенко и Самогорова» за Dutch house – голландский домик в Самаре. Он очень привлекательный, это будто бы два типичных голландских дома с узнаваемыми ступенчатыми крышами и темно-кирпичными фасадами с белыми окошками, склеенные стеклянным атриумом. Внутри он, конечно, не столь консервативен. Так делают и сами голландцы – упаковывают холодноватые высокотехнологичные интерьеры в уютные «старые» стены. Отдельного внимания заслуживает помещение бассейна, где тонко найдено сочетание грубой кирпичной кладки, голубой воды и почти незаметного металлического каркаса витража, сквозь который проступает окрестный пейзаж.

Лучшим общественным интерьером жюри признало реконструкцию центра управления сетями ОАО «МОЭСК» («Архитектурное бюро Т. Башкаева» совместно с  «Arch group»). Самая эффектная часть проекта – диспетчерский зал с видеопроекционной стеной, чем-то похожий на центр управления космическими полетами. Это абсолютно свободное помещение, в центре которого – пульт управления перед огромным вогнутым экраном, где схемы на которых сливаются в подобие карты звездного неба.

Второе место за проект-идею загородного дома разделили между собой АБ «ПланАР» за проект «Шишкин лес» и Алексей Гинзбург за «Дом над оврагом». Последний, кстати, весьма примечателен и остроумен. Его композиция красиво обыгрывает сложный крутой перепад рельефа. Проект корбюзианский в своей чистой белизне, кубичности и нарочитой проявленности каждого куба. Но там, где дом консолью спускается по крутому склону, он оказывается весьма неожиданным – большой витраж под консолью чем-то даже похож на витраж в доме Мельникова в Кривоарбатском переулке.

Второе место в номинации «общественный интерьер» получил гольф-клуб «ПИРогово». Откровенно говоря, не было никаких сомнений, что Тотан Кузембаев получит какую-нибудь награду. Как и все, что он возводит в последние годы на Клязьме, гольф-клуб – маленький шедевр, непритязательный снаружи и удивительным образом играющий с пространством внутри. Оно деформируется вслед за облицованной деревом стеной, которая вдруг становится мягкой и начинает прогибаться, как будто бы под толщей воды, готовой прорваться в помещение. Трансформации продолжаются ночью, когда объект вообще растворяется в воздухе, остается чернеть выразительным силуэтом лишь его крыша с вынесенными мансардами. О том, какую затейливую игру ощущений придумал Тотан Кузембаев, рассказывает небольшое эссе, сопровождающее планшет.  

Второе место в этой номинации с Кузембаевым разделили молодые архитекторы из бюро "za bor" за проект офиса в Москве. Они же взяли третье место за реализованный «Жилой дом с оранжевым небом». Их проекты стали, пожалуй, одним из самых ярких мест выставки. Во-первых, по оригинальности подачи: перед нами дом, заметенный снегами под техногенным оранжевым небом, которое играет на окнах этаким заревом вечернего мегаполиса. Во-вторых, скупая композиция, с остро выявленными объемами, предлагает новое прочтение модернистского дома. В нем появляется нехарактерное расположение окон и сочетание материалов – оштукатуренного белого объема «рубки» и деревянного тела длинной-предлинной палубы «корабля», бороздящего снежные просторы. Правда интерьеры проигрывают соседнему проекту тех же авторов, где встречаются интересные пространственные ловушки в виде коридора, в котором ломаный проем отражается в зеркале в конце, умножаясь и уходя в бесконечность. 

Коттедж, спроектированный бюро А-Лен и занявший третье место в номинации «проект-идея загородного дома», в эстетическом плане хорош, он напоминает невесомые стеклянные галереи Миса Ван дер Роэ. Но вот функционально эти галереи не слишком удобны в нашем суровом климате, да и абсолютно плоские крыши тоже.

Среди представленных на конкурс работ встречались довольно-таки странные, особенно по части подачи. У некоторых концептуализм так попросту зашкаливал, мешая разобраться, что к чему. Например, проект загородного дома бюро «ARCH.625», получивший 3 место за «проект-идею». Возможно, это и стильный прием, расположить картинки на фоне лица, однако все вместе больше похоже на постер, чем на планшет с проектом. Между тем как сам проект, чего уж там говорить, отнюдь не новость, уже несколько лет назад Дмитрий Гейченко выстроил похожий по формам собственный дом. Кстати говоря, супрематические «конструкторы» из врезанных друг в друга форм, заимствованных у русского авангарда часто встречаются и у Захи Хадид.

Почетную награду – диплом клуба «Высокий дизайн» получил Роман Леонидов, удививший жюри своими штудиями. Привычно видеть этого автора в русле модернизма, наверное, в силу его гениального однофамильца, и таковыми были две верхних работы в его 4-хчастной композиции. Это «усадьба» и «резиденция» – красивые, округлые, легко читаемые планы, здания, наполовину спрятанные под землей и воскрешающие дух рационализма 1920-х. «Усадьба» – это гигантский округлый пандус с  полуназемными помещениями и «рубкой» дома интересной формы, по-модернистски врезанного в пластину. «Загородная резиденция», более прихотливая по композиции, напоминает школу-интернат в Кожухово бюро «Атриум», правда, с добавлением обязательного дирижабля – Леонидов держит марку. А вот два других «упражнения» неожиданно оказались «рублевскими» особняками, очень средними по вкусовым качествам ввиду полного смешения всего, даже элементов модерна. Впрочем, возможно, там вверху – отвязное концептуальное проектирование, внизу – упражнения на конкретный заказ. Одно другому не мешает. 

Любопытный дизайн бутика ювелирных изделий предложил Алексей Левчук. В этом технологичном интерьере среди нейтрально светлых поверхностей на стенах появляются фрагменты древнерусских фресок, что, согласитесь, весьма неожиданно в таком месте. Сами украшения спрятаны в витрины, вмонтированные в блоки, похожие на «каменные квадры» от некогда существовавшего тут «храма», сохранившегося еще, пожалуй, в «поребрике», который Левчук вводит в декорацию. Не то чтобы это было ново, фрагменты фресок использовал Михаил Белов в своем бутике Фаберже (уже исчезнувшем), но и совсем затертым прием не назовешь.

Нынешний фестиваль, надо сказать, представил примерно одинаковый уровень работ. Все без исключения сделано достаточно профессионально, и однако, среди них не оказалось ни одной, за которую мог бы «зацепится» глаз. Так что Гран-при не получил на этот раз никто. То ли заказчик пошел скучный, то ли на пике предкризисного строительства больше думали о том, как бы успеть справится с заказами, сыпавшимися как из рога изобилия. В интерьерах этот штамп заметен сильнее (и вызван, конечно, модой), в загородных домах – в меньшей степени, возможно в силу условий конкретной местности. Но вот, наконец, конвейер приостановился, можно порисовать и что-нибудь концептуальное, не для заказчика. Думается, следующий фестиваль будет любопытным, там-то мы как раз увидим плоды этого затишья, возможно, проекты экономичного жилья или утопическое проектирование, способное сделать более разнообразной номинацию «проект-идея».

***

Публикуем полный список награжденных, любезно предоставленный организаторами:

Члены жюри Фестиваля:
1. Бреславцев Олег
2. Забуга Эдуард  
3. Коробьина Ирина 
4. Литвинов Виктор 
5. Логвинов Виктор  
6. Почечуева Наталья 
7. Фесенко Дмитрий 

1. Перенести №102 «Вольер для льва Адама» из номинации «Общественный интерьер» в номинацию «Декорирование интерьера»

2. Гран-При не присуждать

3. Присудить первое место:
В номинации «Жилой интерьер»
- Квартира «Зазеркалье"
Автор: Иван Шалмин

В номинации «Общественный интерьер»
- Реконструкция Центра управления сетями ОАО «МОЭСК», диспетчерский зал
Авторы: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Тимур Башкаев
«Архитектурное бюро Т. Башкаева» совместно с  «Arch group»

В номинации «Декорирование интерьера»:
- Вольер для льва Адама
Авторы: «Архитектурная фабрика 32 декабря»

В номинации «Деталь интерьера»:
 - Гольф-клуб ПИРогово. Барная стойка
Автор: Юрий Аввакумов 

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
- Авторская мебель
Автор: Дмитрий Гажевский

В номинации «Реализованный загородный жилой дом»
Присудить два первых места:
- «Dutch house» Индивидуальный жилой дом в Самаре
Авторы: Валентин Пастушенко, Виталий Самогоров, К.Пикалов
Архитектурное бюро Пастушенко и Самогорова

-  Коттедж в посёлке „Evergreen“
Авторы: Антон Мосин, Вера Казаченкова, Станислав Кириченко
Архитектурное бюро "Мосин и Партнёры"

В номинации «Проект-идея загородного дома»
Первое место не присуждать

4. Присудить второе место:
В номинации «Жилой интерьер»     
- Квартира в Юрмале
Автор:  Владимир Малашонок
«Artradar architects»

В номинации «Общественный интерьер»
Единогласно принято решение присудить два вторых места:
- Гольф-клуб «ПИРогово»
Авторы: Тотан Кузембаев, Анна Родионова, Данир Сафиуллин, Ольга Косова
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

- Офис в Москве 
Авторы: Арсений Борисенко, Пётр Зайцев
Архитектурная мастерская "za bor"

В номинации «Декорирование интерьера»
Второе место не присуждать

В номинации «Деталь интерьера»
По совокупности работ:
- Ювелирный бутик «Владимир Михайлов»

- Интерьер торгового комплекса
  Автор: Алексей Левчук

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
- Светильник-трансформер «Амёбиус»
Автор: Виктор Фрейденберг

В номинации «Реализованный загородный жилой дом»
- «Дом над оврагом»
Авторы: Алексей Гинзбург, Дмитрий Рызванов, Лора Лундина, Архитектрная мастерская «Гинзбург Архитектс»

В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Частный жилой дом, Московская область, Шишкин лес
Автор: Наталия Воинова
Архитектурное бюро «ПланАР»

5. Присудить третье место:
В номинации «Жилой интерьер»
Присудить два третьих места:

- Апартаменты «Аэлита» в Малаге, Испания
Авторы:  Глеб Беляев
Екатерина Забавникова, Оксана Натальина

- Квартира  г-на «SHMAR»
Авторы:  Ольга Соннова, Дмитрий Стоянов

В номинации «Общественный интерьер
Присудить два третьих места:

- Офис международного сетевого рекламного агентства «SAATCHI& SAATCHI »
 Авторы: Дмитрий Овчаров, Борис Воскобойников
Студия « NEFARESEARCH»
 
- Галерея  ЦЕХ V
 Авторы: Алексей Козырь, Илья Бабак, Мария Шустрова
Архитектурная мастерская Алексея Козыря

В номинации «Декорирование интерьера»
Третье место не присуждать

В номинации «Деталь интерьера»
Третье место не присуждать

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
Присудить два третьих места:

- Серия светильников: "Пиноккотека светотеки"
 Авторы: Творческая мастерская Алексея Шевчука "АРТБУЗ"

- «Антибыт» Комплексное оборудование для жилой среды 
Авторский коллектив: «Мастерская – ТАФ»

В номинации «Реализованный загородный жилой дом »
- Жилой дом с оранжевым небом
 Авторы: Арсений Борисенко, Пётр Зайцев
Архитектурная мастерская "za bor"

В номинации «Проект-идея загородного дома»
Присудить два третьих места:

- «X-7»
 Автор: Сергей Наседкин, Архитектурная мастерская «ARCH.625»

- Индивидуальный жилой дом в поселке Репино, Ленинградская область
 Авторы: Сергей Орешкин, Алексей Никандров, Евгения Орешкина
Проектно-производственная фирма «А-ЛЕН»

6.  Присвоить звание «Лауреата» с вручением Диплома:
В номинации «Жилой интерьер»
Пентхаус с видом на Вену. Реконструкция с надстройкой этажа
Авторы: Андрей Сысоев, Людмила Горюнкова
Архитектурное бюро "SMArt-project"

-  Жилые апартаменты для корпоративных приемов на Воробьевых Горах 
Авторы: Татьяна Смирнова, Александр Волков
Архитектурное бюро «Квадро»
 

В номинации «Общественный  интерьер»
- Ресторан “Яр”, г. Самара
Авторы: Дмитрий и Мария Храмовы
Архитектурное Бюро Храмова

- FM café club на проспекте Вернадского 
Авторы: Авторы проекта: Вадим Стариков, Григорий Маров
Архитектурное бюро "Маров&Стариков"

- Бизнес центр «Time Center»
Авторы: Труханов Сергей, Воеводина Полина, Корюкина Галина,
«Милхаус концепт дизайн»

- Ресторан «Ozon»
 Авторы: Архитекторы: Александр Зусик, Светлана Панкратова,  Михаил Горячев,  ООО «Архитектон»

- Музей техники 
Авторы: Владимир Бондаренко, Елена Кудинова, Дмитрий Фоменко

- Банк на Остоженке  
Автор: Анна Курбатова
Архитектурная мастерская «ANNA KURBATOVA ARCHITECTS»

- Сеть ресторанов «Дымов №1»  
Авторы: Вадим Богданов, Алексей Кузьмин, Андрей Самонаев
Архитектурное бюро «Сретенка»

- Муниципальная школа и детский сад «Соболенок», село Уват Уватского р-на Тюменской обл.
Авторы: Светлана Артемова, Евгения Середкина,
Interior Centre Domino Group (Екатеринбург)

В номинации «Декорирование интерьера»
-  Квартира на Ленинском 
Автор: Елена Харичева

В номинации «Деталь интерьера»
-  Зеркальная коралловая ветка 
Автор: Алла Шумейко

В номинации «Предмет в интерьере» и «Авторская предметная инсталляция
-  Гостевая вешалка 
Автор: Борис Морозов

-  Кресло «Идеология» 
Автор: Андрей Морин

-  «Весна» 
Автор: Виктор Решетников
 
- Стеллаж «Пишите письма»
Автор: Елена Теплицкая

В номинации «Реализованный жилой дом»
-  Загородный дом №2 
Авторы: Всеволод Медведев, Зураб Басария, Михаил Канунников, Олег Мединский
Архитектурное бюро «ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

- Дом г-на Ю. В. Карасёва
Авторы: Александр Зусик, Екатерина Серёгина, Ирина Самарина
 ООО «Архитектон»

В номинации «Проект-идея загородного дома»

-  "Дом стихий. В поисках гармоничного пространства»
Автор: Ирина Чуфистова 

- House M
Авторы: Сергей  Гикало, Александр Купцов
«АРХИТЕКТОРЫ ГИКАЛО КУПЦОВ»

Фото Натальи Коряковской
I место. «Общественный интерьер». Реконструкция центра управления сетями. «Архитектурное бюро Т. Башкаева» и «Arch group».
I место. «Реализованный жилой дом». АБ «Пастушенко и Самогорова».
I место. «Проект-идея загородного дома». Коттедж в посёлке „Evergreen“. АБ "Мосин и Партнёры".
II место «Общественный интерьер». Тотан Кузембаев. Гольф-клуб «ПИРогово».
II место. «Общественный интерьер». АМ “za bor”. Офис в Москве.
II место. «Проект-идея загородного дома». АБ «ПланАР». Дом «Шишкин лес».
II место. «Проект-идея загородного дома». АМ «Гинзбург Архитектс». Дом над оврагом
III место. «Проект-идея загородного дома». «ARCH.625»
III место. «Реализованный жилой дом». АМ “za bor”. Дом с оранжевым небом.
АМ “za bor”. Проект загородного дома.
III место. «Проект-идея загородного дома». АМ «А-ЛЕН». Дом в послеке Репино.
Роман Леонидов. Архитектурные штудии. Диплом клуба «Высокий дизайн»
Роман Леонидов. Архитектурные штудии. Диплом клуба «Высокий дизайн»
Роман Леонидов. Архитектурные штудии. Диплом клуба «Высокий дизайн»
Алексей Левчук. Бутик ювелирных украшений

24 Марта 2009

Похожие статьи
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Пресса: В интерьер-дизайне индекс устойчивости пока без изменений....
Во второй половине марта в Доме на Брестской прошел XI Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома...», организованный Инженерно-технологическим центром Москомархитектуры и Архитектурно-строительным центром «Дом на Брестской». Перед вами - заметки члена жюри конкурса, главного редактора «АВ» Дмитрия Фесенко.
Последний привет строительного бума
Фестиваль «Под крышей дома» завершился 23 марта награждением, как и всегда, огромного количества участников. Среди них, увы, мало неизвестных имен, действующие лица повторяются из года в год. Зато уровень работ, по признанию жюри, был исключительно профессиональным, и примерно одинаковым, так что Гран при никому не присудили. Как ни странно, главным критерием отбора стал кризис – из рядов победителей исчезли те проекты, которые под давлением заказчика были исполнены с особой роскошью.
Интерьеры на Брестской
19 марта в Доме на Брестской открылся XI международный фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома…». В прошлом году он обитал на Крымском валу, а сейчас опять развернулся на своем привычном месте, где, по словам организаторов, к фестивалю вернулся его привычный рабочий характер.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.