Интерьеры на Брестской

19 марта в Доме на Брестской открылся XI международный фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома…». В прошлом году он обитал на Крымском валу, а сейчас опять развернулся на своем привычном месте, где, по словам организаторов, к фестивалю вернулся его привычный рабочий характер.

Автор текста:
Анна Герасименко

20 Марта 2009
mainImg

Безусловно, посетителю бросается в глаза некоторая, как сейчас принято говорить, «антикризисная» скромность нынешнего фестиваля по сравнению даже с прошлогодним, проведенным тогда, из-за ремонта здания, «в гостях у Третьяковки». Да и частые разговоры о кризисе, особенно – натужно-веселые утверждения о том, что архитектура, дескать, жива-здорова, нагнетают обстановку. Но в целом проекты-то показаны в основном докризисные, в этом заключается инерция любой архитектурной выставки, даже интерьерной – показывают то, что делалось несколько раньше, и следовательно, «срез» реальности отстает от сегодняшнего дня примерно на полгода. Так что пока можно наблюдать не увядание, и не борьбу за выживание, и уж точно не ростки нового, а скорее – остатки хорошей жизни.

Как обычно, главным залом фестиваля стал «Зал макета», где выставлены планшеты и интерьеры-инсталляции. В соседних коридорах, ведущих в еще один небольшой зал, хлипкой перегородкой разделенный на лекционную и выставочную зоны, расположилась основная часть проектов-конкурсантов в той или иной номинации. Все участвующие в конкурсе фестиваля работы, как дома, так и интерьеры, можно разделить на 2 группы: интерьеры и особняки «для заказчика», старательно отделанные, напоенные светом и воздухом – словом, такие, где жить приятно и легко. И концептуальные проекты, немного «сырые» по сравнению с предыдущими и скорее всего не имеющие будущего, но настолько увлекательные и отличные от первой группы, что у их планшетов постоянно толпятся архитекторы и дизайнеры, с умным видом изучающие краткие описания замыслов.

Среди таких концептуальных проектов – Дом Стихий, в основу планировки которого положены земля, вода, воздух, огонь и, что характерно, дух. Каждой из стихий  посвящена своя зона в доме, а соединяющим звеном, по замыслу авторов, стало дерево в пятиугольном колодце внутреннего двора. Проект «Дом-А», планировка которого буквально решена в виде буквы «А», выделяется среди других работ необычным скругленным фасадом. По мере понижения рельефа фасад заостряется, тем самым визуально и технически решая проблему перепада высот.

Еще один – уже реализованный – проект Дом над оврагом, похож на архитектурное воплощение кубизма и в разных ракурсах вызывает ассоциации либо с экспериментами авангарда 20-х годов (в частности, с домом Шрёдер), либо со зданием Министерства дорог в Тбилиси, либо с домами периода расцвета архитектурного минимализма.

Среди проектов жилых домов особое место занимает работа архитектурного бюро 625, где в основной объем под разным углом врезаны экраны в ослепительно-белых рамах. Получилось что-то этакое, похоже то ли на Заху Хадид, то ли на утрасовременную микроволновку.

Хотя нельзя сказать, чтобы кризис совсем не чувствовался. На его фоне почему-то стала особенно актуальной экологичная архитектура, которую все теперь считают способной сохранить на только природные, но и материальные ресурсы. Что странно – вроде бы современные способы сохранения окружающей среды это штука недешевая, а наоборот, очень даже дорогая, что в автомобилестроении, что в архитектуре. Дешевое сохранение окружающей среды возможно только если пожертвовать комфортом и слиться с природой по-серьезному. Но до этого кризис пока не дошел, и все как будто бы надеются, что не дойдет. Пока что преобладают схемы и теории, опора всякой надежды на лучшее. И вот уже полгода как экологичные, да и просто природно-подобные проекты числятся в разряде антикризисных.

Экологическая тема нашла воплощение в проекте дома на Клязьминском Водохранилище ПТАМ Виссарионова, который, как живой организм, состоит из органических форм, похожих на клетки, а вздымающиеся арки-навесы на фасадах создают ощущение, что дом дышит. Проект Дома-Сада, максимально открытого и стремящегося слиться с окружающей средой, предусматривает для этого большие остекленные площади фасадов, а также их частичное озеленение, чтобы создать естественный переход от интерьера в окружающее пространство.

Среди представленных на фестивале интерьеров есть и тематические, и ультрасовременные, встречаются также и более традиционные с каменными каминами и мебелью под старину. Совершенно иного качества – интерьер Лаборатории Виртуальной архитектуры, который как нельзя лучше подходит к определению «нелинейная парадигма», здесь нет ни одной прямой линии, пространство становится текучим, нелинейным, и уж конечно, непривычным.

Интерьерный фестиваль на Брестской может похвастаться длинной историей. Он помнит конец 1990-х, когда интерьер и загородный дом еще был едва ли не единственным пристанищем для многих творческих личностей. С тех пор мы пережили строительный бум, личности перешли от малых частных заказов к домам, а в последние годы все больше к проектам кварталов, микрорайонов и новых городов. Интерьеры стали всем как-то меньше интересны. Пока осенью все это пиршество внезапно не оборвалось. Многие архитекторы пребывают в растерянности; кто-то ждет улучшения, кто-то ждет наступления «дна». Пока что выставки сохраняют инерцию лета 2008.
Но не исключено, что вскоре интерьер опять станет прибежищем для многих – тогда и от фестиваля надо будет ждать чего-то новенького.

Фестиваль продлится до 23 марта; 23 марта будут награждены победители конкурса.

«Дом-А»
Дом Стихий
«Дом над оврагом»
Проект дома Бюро 625
«Эко-Дом» ПТАМ Виссарионова
Дом-Сад
Интерьер терминала «Внуково»


20 Марта 2009

Автор текста:

Анна Герасименко
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.