архитектор, профессор МАРХИ:
«Первая группа дипломников занималась проектными экспериментами по превращению транспортных перекрёстков со станциями метро в полноценные общественные пространства обеспечивающие комфортное обслуживание. Задача стояла – придать однотипным, безликим пространствам если не уникальный, то индивидуальный архитектурный характер. Этой темой была занята большая часть дипломников, которые работали в двух группах «классики» и «модернисты». «Классики» использовали известные классические градостроительные решения прошлого, адаптируя их к современным проблемным градостроительным ситуациям, с включением архитектурной стилистики прошлого, соединённой с модернистскими решениями. «Модернисты» занимались проектированием общественных пространств в зонах транспортных перекрёстков, пытаясь превратить безликую, унылую случайную застройку в яркие градостроительные ансамбли с запоминающимся сюжетом, уютные, приспособленные для отдыха, развлечения, обслуживания и работы окрестных жителей.
По-прежнему интересовала студентов крымская тема. Дипломант Екатерина Востокова нашла новый метод реконструкции припортовой территории Феодосии, которая станет участком для возрождения исторических кварталов Кафы, приспособленных для туристов и досуга жителей города. Вынесенный в море летний амфитеатр станет символом города и удобным местом проведения концертов и спектаклей на фоне морского пейзажа и новой панорамы города.
Основные усилия руководителей и студентов Юлии Мориной, Анастасии Талаевой, Марии Корнеевой были сосредоточены на комплексном проекте, завершающим многолетнее экспериментальное проектирование, начавшееся в 2007 году с проекта Музыкального театра в Калининграде, получившего первую премию в профессиональном конкурсе. В финальном проекте этого года разработан вариант воссоздания утраченной застройки столицы восточной Пруссии Кенигсберга в прежних пространственных габаритах, но с включением современных функций и современных строений. Этот проект ещё раз обращает внимание общественности на возможность создания крупного культурно- туристического и общественного центра в границах Российской Федерации, обладающего уникальным пространственными характеристиками, что вызовет активное развитие туристического бизнеса, торговли, эффективного использования культурного потенциала».
Регенерация исторического центра Калининграда
Юлия Морина, Анастасия Талаева, Мария КорнееваВосстановление исторического центра Калининграда – очень актуальная тема, которая неоднократно затрагивалась как в учебных проектах, так и в предложениях различных российских и зарубежных бюро. Данный проект выступает заключительным этапом многолетней работы в МАРХИ. В качестве первого этапа в 2007 году под руководством Андрея Некрасова была разработана концепция оперного театра Королевская корона, который должен располагаться на берегу Замкового пруда. В 2008 МАРХИ участвовал в международном семинаре по реконструкции центра города. Следующим шагом был проект «8 кварталов Альтштадта», выполненный группой студентов в 2017 году.
С опорой на опыт предыдущих лет был создан проект регенерации исторического центра Калининграда, который предусматривает восстановление исторической застройки части Альтштадта, Королевской горы, района Либенихт и Замкового пруда по довоенным красным линиям и историческим фотографиям с сохранением прежних габаритов, высотных характеристик и архитектуры исторических домов с современными включениями и современной функцией. Такой подход позволяет возродить облик старого Кенигсберга и грамотно вписать его в современный город с его реалиями.
Предлагается неожиданное решение воссоздания разрушенного Королевского замка в виде прозрачного, но обитаемого здания-миража (использование итальянского метода «прозрачные церкви»), модернизация Дома Советов с надстройкой семи этажей и превращением его в современный научно- исследовательский и политический центр области и города, система реорганизации транспорта, строительство нескольких театральных сооружений, из которых одно – сборно-разборный летний амфитеатр – будет монтироваться во дворе Королевского замка.
***
Регенерация припортовых кварталов в исторической части Феодосии
Екатерина ВостоковаПроект охватывает историческую часть Феодосии,занимаемую с начала ХХ века промышленными портовыми постройками. Целью было раскрытие потенциала объектов, относящихся к богатой истории города. Автор предлагает вернуть Феодосии утраченное положение путем вывода промышленных и военных объектов, модернизации портовой деятельности, наращивания плотности городской ткани и размещением в гавани эффектного театра. Все это могло бы вывести туристическую и бизнес-сферы города на новый уровень.
Благодаря анализу старых генпланов Феодосии, автору удалось выявить сетку исторических улиц древней Кафы и предложить сценарий развития городского центра с включением современных курортных функций.
***
Организация общественных пространств периферийных территорий Москвы
Piazza Navona Нагорного района («классики»)
Надежда Егерева
Основная градостроительная концепция «классиков» – новое пешеходное бульварное кольцо с площадями у станций метро, выполненными по мотивам известных итальянских и греческих общественных пространств. Данный проект предполагает реконструкцию площади у станции метро Каховская с размещением итальянского культурного центра.
Прообразом этой концепции послужила Пьяцца Навона в Риме. Натурное обследование и анализ исторических материалов подтвердили гипотезу о возможности «переноса» итальянской площади на выбранный участок в Москве. Хотя проект является по сути «бумажным», этот прием позволяет продемонстрировать плюсы внедрения хорошо структурированного ядра для организации рыхлых участков городской застройки.
«Площадь Звезды» у метро Профсоюзная («модернисты»)
Анастасия Тряпичникова
Градостроительная идея «модернистов» заключалась в создании новых общественных пространств на площадях в зоне станций метро, соединенных многочисленными ветвями «дерева» улиц. Некоторые из них – автомобильные, для снижения трафика общегородских магистралей района; а основная часть – пешеходные улицы и бульвары, позволяющие жителям беспрепятственно попадать в любую точку района, не выходя на большие магистрали.
Этот проект посвящен площади у метро Профсоюзная. Автор предлагает создать здесь новое комфортное пешеходное пространство под рабочим названием «Площадь Звезды». Новая площадь формируется постановкой многоэтажных корпусов, которые в плане образуют четырехконечную звезду. Лучи «звезды» направлены внутрь существующих кварталов и образуют автономные площади, изолированные от транспортной активности. Эти новые площади связаны между собой подземным кольцеобразным переходом, который в свою очередь подключён к подземным вестибюлям станции метро.