Новое образование МАРШ

Совсем скоро начнет свою работу Московская архитектурная школа (МАРШ), совместное детище Евгения Асса и Никиты Токарева, созданное ими с тесном партнерстве с London Metropolitan University и Британской высшей школой дизайна. Мы попросили архитекторов рассказать о новом образовательном учреждении и о том, в чем состоит его принципиальное отличие от других российских архитектурных ВУЗов.

mainImg
Архи.ру: Когда откроется новая школа?

Евгений Асс: Работа администрации уже идет, так что в этом смысле школа открыта. Общественная презентация состоится 10 апреля, и это будет первым знаком появления нашей школы на свет. Затем в рамках «Арх-Москвы» состоится еще одна презентация, и с этого момента мы начнем принимать заявления, на основании которых будем отбирать студентов. Ну, и заключительным этапом открытия школы следует, наверно, считать первый день занятий, то есть первое октября.

Архи.ру: Что будет представлять собой МАРШ?

Е.А.:  Это магистратура, иными словами, двухлетнее обучение для тех, кто уже обладает степенью бакалавра.

Никита Токарев: Наша школа интегрирована в европейскую систему образования. Интересно что в других областях российского образовании эти процессы происходят уже давно. К примеру, степенью MBA никого не удивишь. А в архитектурной сфере ничего подобного ранее не было. Мы уверены, что пора эту ситуацию менять.

Е.А.: Факт выделения нашей школы в качестве post-graduate структуры сам по себе очень важен. Обычно студенты, получившие диплом бакалавра, по инерции продолжают учиться в тех заведениях, в которых они его получили. А ведь далеко не все из них обладают энергией и должной мотивацией для того, чтобы быть специалистами. Бывает и наоборот: учебное заведение уже не вполне соответствует их устремлениям и амбициям, однако, доучившись до конца шестого года, люди волей не волей получают диплом, как бы вымучив его. Так вот те, кто после четвертого курса считают для себя важным, интересным и ценным получить образование в другом ВУЗе, теперь могут придти учиться к нам. И в этом смысле мы считаем, что наша школа рассчитана на совершенно определенный тип студентов – более мотивированных, более самостоятельных и ответственных.

Если говорить о содержательной составляющей, то мы ориентируемся на те курсы, которые существуют в мире, в частности, в Европе. Мы ориентируемся на довольно широкий спектр авторских программ и планируем привлечь к преподаванию ведущих российских, а в перспективе и зарубежных преподавателей. В общем, мы довольно далеко уходим от той модели образования, которая традиционно применялась в России. В частности, наша образовательная конструкция будет опираться на модульную систему. Это важная инновация для всего российского архитектурного образования.

Н.Т.: Мы взяли за основу программу post-graduate по архитектуре London Metropolitan University (LMU), но сразу поняли, что копировать ее досконально невозможно и не нужно. Оставив формальные признаки –  набор предметов, продолжительность курса, – мы адаптировали программу к нашим реалиям. В этом и есть суть затеянного эксперимента: это не полная копия, а со-творчество, на которое университет охотно идет и с интересом наблюдает за тем, что получится.

Архи.ру: А почему было привлечено именно это учебное заведение?

Е.А.: Мы пробовали наладить контакт со многими институциями, и российскими, и зарубежными. Но, как говорится, во всех великих событиях есть элемент случайности. Нашу встречу с замечательным Робертом Маллом, деканом  архитектурного факультета LMU, можно считать счастливой случайностью. Он приехал в Москву со студентами, и мы, прознав об этом, назначили ему встречу. Идея о создании школы сразу захватила его, и он легко согласился способствовать ее реализации. Надо отметить, что за LMU я вообще наблюдаю довольно давно. Там преподают два блестящих всемирно известных архитектора – Флориан Бейгл, руководитель Architecture Research Unit, и Рауль Бунсхотен (Raoul Bunschoten), выдающийся архитектор-концептуалист и художник. И если раньше я наблюдал за их деятельностью со стороны, то теперь мы оказались в одной упряжке.

Н.Т.: Важно также сказать о втором партнерстве: наша школа находится в рамках образовательного кластера, который формируется в ArtPlay на базе Британской высшей школы дизайна. В кластер также будут входить школа кино и школа музыки. С нашей точки зрения, это важное обстоятельство – помещение архитектуры в контекст современной визуальной культуры и современных медиа. Мы предусматриваем для студентов возможность пользоваться в процессе учебы теми ресурсами, которые предоставляет кластер. Если человек хочет заниматься фотографией – он может пойти в фотостудию, хочет заниматься моделированием – для это тоже найдутся средства. Если, скажем, для проекта нужно снять видео-ролик, мы поможем студенту найти необходимое оборудование и преподавателя.

Архи.ру: Как давно родилась идея о создании школы и сколько времени потребовалось на ее реализацию?

Н.Т.: Идея у Евгения Асса родилась давно. А с момента начала плотной работы прошло всего 4 месяца. Встреча с Робертом Маллом состоялась в ноябре 2011-го года. С Александром Аврамовым, руководителем Британской школы дизайна, мы повстречались немного раньше, в октябре.

Е.А.: Вообще идея возникла еще 25 лет назад, когда в рамках МАрхИ появилась Мастерская экспериментального учебного проектирования (МЭУП). Это было попыткой создания, пускай и внутри структуры МАрхИ, институции, ориентированной на современные и актуальные методики. Дальше, когда идея мастерской потребовала выхода за пределы МАрхИ, я стал думать о создании нового учебного заведения и разговоры об этом вел с конца 1990-х годов. А реализовать это удалось лишь совсем недавно.

Архи.ру: Вы упомянули МЭУП. Можно ли считать МАРШ преемницей мастерской?

Е.А.: Меня всегда интересовали эксперименты и поиски внутри архитектурного и учебного процессов. На момент своего создания мастерская была очень революционной и новаторской, но она, конечно, далека от тех моделей, которые мы разрабатываем сегодня. Тогда речь шла о том, как изменить программу МАрхИ, приспособив ее к новым реалиям, как изменить структуру образования, уделив особое внимание визуальной культуре и художественной практике. Со временем мастерская развивалась, у нас появилось много новых идей, фактически мы вышли на новые уровни понимания архитектурного образования и так подошли к созданию новой архитектурной школы.

Мастерская была локальным экспериментом внутри большой и довольно инерционной машины института. То, что мы делаем сегодня, это не совсем преемственный продукт, это новый продукт, но он не мог бы состояться без того огромного опыта (20 с лишним лет!), который дала мастерская.

Н.Т.: Теперь мастерская станет одной из проектных студий внутри МАРШа. Так как мы будем работать в школе не только в качестве руководителей, но и в качестве преподавателей, то, конечно, что-то из курса мастерской найдет отражение и в программе нашей студии.

Архи.ру: Каким образом будет осуществляться отбор студентов?

Е.А.: Наличие степени бакалавра – это формальный признак, чтобы быть рассмотренными в качестве претендента. Далее необходимо предоставить портфолио. И уже по результатам отбора портфолио мы будем приглашать людей на собеседование. Никаких ограничений по национальности и гражданству нет. Учиться могут все на общих условиях.

В Европе применяется практика, когда степень бакалавра студент получает в одной области, а на магистра подает в другой. Мы, к сожалению, пока не можем на это пойти. У нас нет уверенности, что за два года можно сделать архитектора из другого специалиста. Но архитектура и сама сегодня разделяется на несколько специальностей: объемное проектирование, градостроительство, дизайн среды, реконструкция и реставрация – и бакалавров всех этих специальностей мы готовы принимать. По окончании нашей магистратуры студенты получат диплом архитектор широкого профиля – post-graduate diploma in architecture.

Н.Т.: Чем шире направление, тем проще найти работу выпускникам. Если мы зададим более узкие рамки, то возможностей трудоустройства будет меньше. Для нас важно познакомить студентов с как можно более широким кругом задач.

Е.А.: Мы предполагаем, что наш курс будет включать все сферы архитектурной деятельности. В частности, будет курс урбанистики, ландшафтной архитектуры, менеджмента и т.д. Иными словами, все необходимые знания для работы в различных сферах архитектуры мы предоставим.

Архи.ру: Можно ли говорить о том, что по сравнению с МАрхИ студенты МАРШа будут обладать более широкими знаниями?

Е.А.: Основное отличие – это углубленный аналитический подход. Наши студенты должны будут серьезно и основательно исследовать окружающую их действительность. Подобное погружение в реальность мы считаем основополагающим для того подхода, который мы исповедуем, и который, мы надеемся, будет укоренен в нашей школе.

Н.Т.: Примерно половина времени, отведенного на курс проектирования, будет посвящена аналитической работе, вторая половина – проектной. Такая пропорция задана английской программой, и мы считаем этот подход правильным. Кроме того, мы предусматриваем большой курс теории и истории, включающий также идеологические и философские предпосылки архитектуры и призванный дать студентам четкое понимание, что архитектура должна быть мотивированной. Особое внимание будет уделено и вопросу интеграции в проектную деятельность усилий разных специалистов. К слову, в российском архитектурном образовании на данный момент нет аналога курсу integrated design study, призванному учитывать вклад в проект каждого из вовлеченных специалистов, будь то конструктор, социолог, транспортник, климатолог и т.д. Студенты в своих дневниках должны фиксировать, что эти люди привнесли в проект, и тем самым обосновывать свои архитектурные решения.

Архи.ру: Насколько сильной будет загруженность студентов?

Е.А.: Загруженность будет довольно большая, но тут надо сразу заметить, что принципиальная особенность нашей школы – очень высокая степень самостоятельности студентов, это апелляция к сознательности и желанию студентов учиться. Я всегда придерживался точки зрения, что архитектуре нельзя научить, но научиться можно. И эту мысль мы продвигаем в нашей школе.

Н.Т.: Семестры в нашей школе будут длится по 15 недель. Таким образом, учебный период будет с октября по май. Средняя загрузка будет составлять 6 академических часов в день. Всего таких «контактных» дней, когда студент получает знания непосредственно от преподавателя, будет 4. Один день остается свободным, но предполагается, что это будет не дополнительный выходной день, а время для самостоятельной работы.

Е.А.: Причем, эта работа должна быть отражена в отчетной документации, то есть в дневниках, которые студенты будут нам сдавать в конце каждого семестра. Увеличению самостоятельности будет также способствовать тот факт, что мы не станем формировать устойчивые учебные группы на весь курс, как это принято в российских ВУЗах. Вместо этого вокруг определенного преподавателя формируются учебные студии сроком на один семестр или год, если речь идет о дипломном проекте. Студенты имеют возможность выбирать преподавателя, но не имеют права оставаться у него же с началом нового семестра.

Н.Т.: Таким образом студенты смогут познакомиться с разными методиками и подходами к архитектуре, с новыми личностями. В перспективе мы хотим, чтобы и другие курсы давали возможность выбора, но это уже организационная задача, сразу ее решить не удается. Однако в дальнейшем курсов по выбору студентов должно стать больше.

Архи.ру: Какие возможности будете давать диплом МАРШ?
 
Е.А.: Это будет диплом, признанный во всем мире. Соответственно, он позволит студентам начать профессиональную карьеру в любой точке земного шара. Но возможности архитектора зависят не только от диплом, но и от его личных способностей и возможностей. И что касается персональных возможностей, то мы надеемся, что наши выпускники будут прилежными студентами и к моменту окончания школу будут обладать всеми необходимыми навыками для начала карьеры.

Н.Т.: Многие иностранные фирмы, которые работают в России, очень заинтересованы в сотрудниках, которые имели бы диплом западного образца о соответствующем уровне образования и при этом владели бы русским языком и были погружены в российский контекст. KCAP, OMA и прочие компании если и не сражаются за таких сотрудников, то по крайней мере охотно их к себе принимают.

Я думаю, что и в России европейский диплом будет востребован. После вступления в ВТО конкуренция между нашими и зарубежными архитекторами будет только обостряться. А значит, нашим коллегам здесь надо будет искать сотрудников, которые могли бы работать на соответствующем уровне и эту конкуренцию выдерживать.

Архи.ру: К чему надо быть готовым в финансовом плане тем, кто собирается поступать в вашу школу?

Е.А.: Обучение у нас платное. Мы рассчитываем на частные спонсорские влияния, но они скорее всего будут целевыми – на библиотеку, оборудование и т.д., – и гранты для студентов с хорошей успеваемостью. А в целом, все расходы будут покрываться за счет денег, поступающих к нам от студентов. Стоимость пока что еще обсуждается, но в любом случае она едва ли ли будет намного превышать стоимость контрактного обучения в МАрхИ.
 
Евгений Асс и Никита Токарев

06 Апреля 2012

Школа МАРШ: уточнения
Сегодня, 10 апреля, в Artplay на Яузе состоится презентация новой архитектурной школы МАРШ, ректором которой будет Евгений Асс, а директором – Никита Токарев. Появление нового учебного заведения, кажется, стало главной позитивной новостью апреля, но некоторые утверждения прессы относительно школы, по утверждению руководства МАРШ, не точны. В частности, она не является филиалом лондонского Metropolitan University. Для того, чтобы прояснить ситуацию, мы задали Никите Токареву несколько уточняющих вопросов.
Пресса: Проект школы проектирования
Известный московский архитектор Евгений Асс открывает новую архитектурную школу. После школы дизайна "Стрелка", созданной в 2010 году Ильей Ценципером на деньги Александра Мамута и Сергея Адоньева и превратившейся в одну из главных сцен московской художественной жизни, эта инициатива может превратиться в серьезное культурное событие.
Пресса: Евгений Асс: «Последние 10 лет я пытался создать новую...
В июне начнется набор в Московскую архитектурную школу, которая будет работать в тесном партнерстве с Британской высшей школой дизайна и Лондонским университетом. Учить будут архитектуре, урбанистике и территориальному планированию, ландшафтной архитектуре. «Теории и практики» поговорили о новой школе с ее ректором — архитектором, художником и профессором МАРХИ Евгением Ассом.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.