Пресса: Кибовский заставит любить Москву
На своей первой встрече с представителями общественных организаций новый глава департамента мэрии по культурному наследию Александр Кибовский подтвердил все прошлые договоренности и рассказал, как будут заполняться пробелы в законе о памятниках.
Локальная фантастика
16 ноября в Центральном доме архитектора состоялась торжественная церемония объявления лауреатов Третьей международной архитектурной премии имени Якова Чернихова «Вызов времени». И хотя первый приз в размере 50 тысяч евро достался норвежскому архитектурному бюро «Fantastic Norway», главным героем этого вечера стал молодой московский архитектор Никита Асадов.
Fantastic Norway
Созерцание против потребления
«Город как образ жизни» – под таким девизом прошёл в Нижнем Новгороде пятый Международный день архитектуры: междисциплинарный фестиваль, задуманный как площадка для обсуждений и высказываний. Его девиз, найденный и опробованный еще в прошлом году, похоже, теперь долго будет актуальным: ведь, по большому счёту, именно «образ жизни» позволяет городам иметь индивидуальность.
Пресса: Спасибо ГОЭЛРО
В центре Москвы в институте «Стрелка» завершилась тематическая неделя «Энергия» – архитекторы, бизнес-аналитики и студенты вспоминали фильм «Штурм Оби» и искали место России на энергетической карте будущего.
Пресса: Генпланы на будущее. Смена власти вызвала в столичной архитектурной среде процессы прозрения, сходные с покаянием
"Что же это мы такого понастроили за минувшие 18 лет и как сделать так, чтобы больше подобного не повторилось?" - таков был рефрен конференции, прошедшей в Доме архитектора в рамках фестиваля "Зодчество-2010".
Пресса: Кадаши против Хеопса
23 октября в Сколково прошло собрание, целью которого было привлечение мэра Сергея Собянина к сохранению памятников. О проблеме московского наследия задумался обозреватель "Власти" Григорий Ревзин.
Скромность ей к лицу
В среду в Доме на Брестской в 11-й раз открылась главная и до недавнего времени единственная выставка-конкурс ландшафтной архитектуры «Взгляд из Дома». В ней снова мало что изменилось, вот только работ стало вдове меньше. К счастью, остались лучшие, отчего и экспозиция получилась весьма удачной.
Пресса: В МУАРе и кроссовках от Лагерфельда. Московский музей архитектуры обнародовал концепцию развития
Еще один столичный музей - архитектурный - вслед за Политехническим заговорил о необходимости преобразований. На "круглом столе" фестиваля "Зодчество-2010" представители архитектурного цеха обсудили программу перемен, цель которых - "создать культурное пространство осмысления роли архитектуры в жизни человека, общества, страны".
Пресса: Камер-Коллежский рубикон. Уничтожать старую Москву экономически невыгодно
23 октября в недавно открытом здании Московской школы управления "Сколково" состоялся форум М:Э.Р. ("Москва: экономика реинкарнации"), организованный общественным движением "Архнадзор".
Пресса: Бескорыстное проектирование. Выставки архитектурных фантазий в Москве
Нет в мире более алчного искусства, нежели искусство архитектуры. Архитектура -- это всегда грандиозный бюджет, участие целых производственных корпораций. Это часто большая политика и большой бизнес....
Пресса: Офисный нонконформизм. Игорь Шелковский в Музее архитектуры имени Щусева
В руине Музея архитектуры показывают небольшую ретроспективу скульптора и издателя легендарного журнала "А-Я", по которому Запад знакомился с советским нонконформизмом семидесятых. Рассказывает Валентин Дьяконов.
Дедала нет, да здравствует Татлин
Жюри фестиваля «Зодчество»-2010 сегодня вручило два гран-при: за проект и за объект «градоустройства». «Хрустального Дедала» за постройку, награду, которая в течение более 10 лет считалась главной премией главного архитектурного фестиваля страны, жюри решило не присуждать. Это можно понять так, что де-факто главной наградой фестиваля стал не «Дедал», а «Татлин».
АМ Сергей Киселев и Партнеры
Пресса: Время рисовать камни. Сергей Ходнев о "Золотом веке архитектурной графики" в ГМИИ им. А. С. Пушкина
Ручная графика в архитектурном деле теперь падчерица. Практически любая презентация проекта старается понравиться зрителю не рукодельной искусностью, а эффектностью (да и наглядностью тоже) компьютерных картинок...
Дигитальное настоящее
К Международному дню архитектуры и жилой среды, который отмечался 4 октября, Институт теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ РААСН) приурочил научную конференцию, посвященную новейшим процессам и течениям в современной архитектуре. Предлагаем вашему вниманию краткие заметки по следам нескольких докладов, прозвучавших на конференции. По мнению российских исследователей, современные технологии шагнули так далеко вперед, что архитектору остается лишь «чистое творчество».
«Огородное» творчество
В «Аптекарском огороде» открылась выставка номинантов новой Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству. Профессионалы этого жанра архитектуры, не избалованные подобными событиями, живо откликнулись на призыв Союза архитекторов и Ассоциации ландшафтных архитекторов России, – на смотр прислали более 70 работ.
Пресса: Каким будет Петербург через 50 лет
Осень – лучшее время для антиутопий. Вот, например, архитектура будущего Петербурга. Хотелось бы понять, подводя итоги и исходя из сегодняшней практики, каким станет архитектурный облик Петербурга через 30 – 50 лет. Только что закончившаяся выставка «Архитектон» дал новую пищу для размышлений.
Дизайн в сарае
Одним из главных событий проходящего в эти дни городского фестиваля Sretenka Design Week стало подведение итогов конкурса на лучший проект музея дизайна в Москве. Первое место жюри присудило архитекторам из Барнаула за остроумную интерпретацию деревенской архитектуры и национального характера. Этот проект и другие работы, вошедшие в шорт лист конкурса, можно увидеть на выставке в галерее ВХУТЕМАС до 25 сентября.
Брызги дизайна
В Москве вчера, 4 сентября стартовал фестиваль Sretenka design week. В течение недели в районе Сретенки будут проходить выставки, лекции, мастер-классы, дома будут украшены графитти, а на улицах появятся объекты современного искусства.
Пресса: Господин оформитель. 250-летие Андрея Воронихина отметили в Строгановском дворце
В Строгановском дворце — филиале Государственного Русского музея — открыта выставка к 250-летию Андрея Воронихина. Юбилей архитектора Казанского собора под крышей дома его покровителя отметила АННА Толстова.
Пресса: Политика и техника создания Политехнического
Фонд развития Политехнического музея в Москве объявил международный конкурс на создание концепции музея. Хотя событие кажется рядовым, на самом деле оно революционно. Это первый конкурс не на архитектурную концепцию, а на идею музея.
Пресса: Вышний Волочек ответит за Россию. Сергей Чобан на биеннале в Венеции
29 августа в Венеции откроется XII архитектурная биеннале. В российском павильоне будет показана выставка Сергея Чобана "Фабрика "Россия"". Рассказывает Григорий Ревзин.
Пресса: Церемонии псеглавцев. "Архстояние-2010" в Никола-Ленивце
Куратор нынешнего фестиваля ландшафтного искусства в деревне Никола-Ленивец Калужской губернии Олег Кулик выбрал себе покровителем святого Христофора -- жившего в III веке святого мученика. Мученик, в миру бывший воином и носивший имя Репрев, имел вид киноцефала -- человека с песьей головой.
Пресса: Стоянию грозит застой. "АрхСтояние-2010" в деревне Никола-Ленивец
В деревне Никола-Ленивец проходит ежегодный (с 2006 года) фестиваль "АрхСтояние". Куратором экспозиции на трех гектарах земли в Калужской области при поддержке Solo Office Interiors и Bars выступил известный художник Олег Кулик с проектом "Девять ключей лабиринта. Лесная литургия".
Мистерия в полях
В минувшие выходные национальный парк «Угра» пережил восьмое нашествие архитекторов и художников. В деревне Николо-Ленивец прошел фестиваль «Архстояние»-2010, который его новый куратор Олег Кулик превратил в «Лесную литургию».
Пресса: Ключи от лабиринта. Архстояние-2010 прошло в Николо-Ленивце
В деревне Николо-Ленивец Калужской области уже пятый год летом и зимой проходят "Архстояния" на реке Угре. Куратором нынешнего фестиваля ландшафтных объектов был приглашен художник Олег Кулик, который и придумал объединить тему лабиринта и литургии (в смысле - общего дела).
Пресса: Стояние на Куликовом поле. Анна Толстова о фестивале ландшафтных объектов в Никола-Ленивце
Они сошлись, человек-колхоз и человек-собака. Стороннему наблюдателю трудно представить себе двух более далеких друг от друга художников, чем Николай Полисский и Олег Кулик.
Наследие: бремя или ресурс?
6 июля в Торгово-промышленной палате РФ прошел круглый стол «Культурное наследие и восстановление городской среды», приуроченный к проходящей в Шанхае Всемирной выставке «ЭКСПО-2010». Участники дискуссии обсудили, как сделать российские города более комфортными, используя ресурсы исторического наследия, и как содержать это самое наследие, чтобы оно было не бременем, а приносило прибыль.
Пресса: По направлению к экстремам. Архитектурный авангард стал темой новых выставочных и издательских проектов
Жизнестроительные идеи русского авангарда остаются главной темой архитектурной рефлексии сегодня. В этом убеждает, увы, не практика строительства в российских городах (в ней само понятие «рефлексия» в большинстве случаев отсутствует).
Пресса: Конкурс на зал-трансформер для советской школы: два шанса из пяти
На закончившейся 8 июня Второй московской архитектурной биеннале одним из самых заметных проектов стал конкурс «Наша новая школа» − архитекторы предлагали залы-трансформеры, которые могли бы пристраиваться к школам, использоваться как актовые и спортивные залы, а также сдаваться в аренду, например, для районных праздников или выставок достижений местных бизнесов.
Пресса: Великий антигуманист. 100-летие Леонида Павлова в Музее архитектуры
В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка, посвященная столетию архитектора Леонида Павлова. Это единственный архитектор времени Хрущева и Брежнева, которого еще при жизни считали гением. В черты советской гениальности всматривался ГРИГОРИЙ РЕВЗИН.
Мастер вычисления
8 июня в Музее архитектуры открылась выставка Леонида Павлова. Экспозиция, в которую вошли работы из собрания Музея архитектуры и семьи зодчего, впервые представляет широкой аудитории все грани творчества этого одного из самых известных и значимых архитекторов советской эпохи.
Архитектура завтрашнего дня: стекло или камень?
8 июня в Политехническом музее состоялась дискуссия с участием знаменитого немецкого инженера Вернера Зобека и немецко-российского архитектора Сергея Чобана, посвященная жилью будущего. В том, что оно будет развиваться в соответствии с парадигмой «устойчивости», у обоих докладчиков нет никаких сомнений. А вот эстетику архитектуры будущего Вернер Зобек и Сергей Чобан представляют совершенно по-разному.
Школа и ее трансформер
8 июня в день закрытия 2-ой Московской Биеннале Архитектуры были подведены итоги конкурса «Наша новая школа» на проект многофункциональной пристройки к типовому зданию средней школы. Первое место жюри во главе со знаменитым Питером Айзенманом присудило сразу двум архитектурным бюро – Студии MEL и бюро «Проект Меганом».
Пресса: Время модернизации городов
Тему прошедшей на днях в Москве архитектурной биеннале «Перестройка. Модернизация городов» можно назвать для России вечной. Фронт работ по трансформации городов, благоустройству дворов и реконструкции зданий в стране просто необъятный.
Модернизация – это по-русски?
Помимо экспозиций и кураторских проектов, Вторая Московская биеннале архитектуры предложила развернутую программу дискуссий и выступлений. Лекции и презентации не только стали хорошим дополнением к посланию, адресованному куратором Бартом Голдхоорном современным российским архитекторам, но и во многом прояснили его содержание.
Vox populi: «Дом года»
В субботу в рамках церемонии закрытия XV Международной выставки архитектуры и дизайна «Арх Москва» были названы лауреаты Четвертой архитектурно-строительной премии «Дом года». В этом году награда, поменявшая свое название на англоязычное Best Building, впервые была присуждена объекту, построенному по проекту иностранного архитектора.
Критика капитала изнутри
Выступая на Второй московской архитектурной биеннале, Питер Айзенман не стал перечислять свои достижения, а вместо этого раскритиковал господствующее ныне архитектурное направление, назвав его «поздним стилем», и представил слушателям свою текущую теоретическую позицию, не лишенную изрядной доли левизны.
Премия – деревянному
28 мая в ЦДХ в рамках Арх Москвы состоялось вручение новой премии в области деревянной архитектуры «АРХИWOOD», организованной куратором Николаем Малининым и PR-Агентством «Правила Общения» при спонсорской поддержке компании «Росса Ракенне СПб», эксклюзивного дистрибьютора домов HONKA в России. Премию вручили по пяти номинациям – «функция», «конструктив», «дерево в отделке», «арт-объект» и «проект», причем по каждой их них два раза: по выбору жюри и по результатам народного голосования, которое проводилось одновременно в интернете на сайте премии и на выставке.
Пресса: Цепные мосты в Псковской области
Репортаж о двух висячих цепных мостов через реку Великая в городе Остров. Это единственный подобный памятник строительной архитектуры, сохранившиеся на территории России
Арх Москва большая-пребольшая
Еще один репортаж об экспозиции второго этажа, где коммерческая экспозиция объединена с подробным рассказом о проектах переустройства Перми и российскими проектами, посвященными переустройству городов, как утопическими, так и не слишком.
Пресса: Перестройка и властность. Открылась вторая Московская архитектурная биеннале
В ЦДХ на Крымском Валу открылась основная экспозиция второй Московской биеннале архитектуры. Темой выставки объявлена "Перестройка. Модернизация города". Идеи модернизации изучал ГРИГОРИЙ РЕВЗИН.
Уплотнение города неизбежно
27 мая в пространстве Института «Стрелка», открывшегося для посетителей три дня назад, состоялся «Завтрак архитектора», проведенный в рамках Второй московской биеннале архитектуры при поддержке компании Grohe.
  • 28 мая 2010
Сбитый масштаб
Экспозиция «Модернизация модернизма» Второй Московской архитектурной биеннале посвящена реконструкции жилых, общественных и промышленных построек 2-й половины 20 века. Она входит в число основных проектов биеннале и, как все они, включает в себя целую серию небольших выставок в разных частях ЦДХ, отразивших разные аспекты ее основной темы.