03.03.2011
статьи:
14.12.2010
Пиранези в Венеции
В конце ноября фонд Джорджо Чини, показавший в рамках параллельной программы Венецианской биеннале архитектуры выставку «Искусство Джованни Батиста Пиранези», объявил о продлении работы экспозиции до 9 января. Выставка оказалась очень популярна и собрала множество восторженных отзывов, в том числе и от ее русских посетителей нередко можно было слышать, что, буквально «…это лучшее, что было на биеннале». Мы же публикуем отзыв об этой выставке, написанный архитектором Ильей Уткиным, который отправился в Венецию специально для того, чтобы посмотреть на Пиранези.11.03.2010
Реабилитация патриотизма. «Русский павильон» в Венеции
Несколько дней назад была официально озвучена концепция павильона России в Венеции. Публикуем эссе Ильи Уткина, единственного, за все прошедшие годы, российского лауреата биеннале.16.01.2009
ПАЛЛАДИО 500 после праздников. Палладио и мобильный телефон
Это текст, написанный Ильей Уткиным вслед юбилею Андреа Палладио: о модернизме и палладианстве17.05.2006
Глобал-град // Архитектурный Вестник №2 (89) 2006
http://archvestnik.ru/new/files/2062%20Utkin-new%2078-79.pdf
С любопытством вглядываясь из иллюминатора самолёта сквозь дым облаков на заснеженные просторы, я тщетно искал признаки жизни незнакомой и вожделенной земли. Это был первый полёт в Америку в 1988 г. …Мы летели из Москвы в Нью-Йорк. Глаза уже устали от слепящей белизны, когда я стал различать тонкие линии, которые постепенно по мере продвижения на юг
превратились в квадратную сетку. И тут я увидел первый домик и только тогда с удивлением понял, что эти линии – это дороги мокрого асфальта. Потом домиков становилось всё больше и больше, а когда все квадраты были заполнены,
стал исчезать и снег. Пропала и сетка. Несколько часов спустя самолёт уже парил над Манхеттеном, и под нами вздымались вверх те же квадраты из стекла и бетона – это был Нью-Йорк. Таким было это первое сильное и живое американское градостроительное впечатление.
05.11.2004
«Архитектура без людей мертва» // Архитектурный Вестник, 01.11.2004
http://archvestnik.ru/new/files/2045%20utkin%2088-89.pdf
На фоне кипучей деятельности всего архитектурного сообщества, презентаций, вручений премий и чествования звёзд как гром среди ясного неба прозвучало «Открытое письмо» в защиту старой Москвы. «В хаотической расчистке городского центра под новое строительство погибли сотни живых московских памятников, на смену которым пришли «памятники-подделки» и новые постройки, разрушающие городской ансамбль». «Практикуемая сегодня в Москве строительная политика по
своей сути является преступной, антисоциальной и антигосударственной, лишающей будущие поколения граждан России исторической памяти» (строки из письма). Оказывается, именно это волнует настоящих москвичей и граждан России. Письмо подписали самые уважаемые люди - историки, искусствоведы, артисты, писатели, художники и простые жители, любящие свою столицу.
Кому же принадлежит город? Для кого работает архитектор в современном обществе? В чём суть архитектурной деятельности? Почему в «Открытом письме» практически нет подписей архитекторов? Зато проект Э. ван Эгераата «Русский авангард» был принят на ура!
Свои рассуждения я предоставляю по просьбе журнала «АВ»
01.12.2001
Час монстра // Проект Россия №11
26.11.2001
Меланхолия №123 // Проект Россия №17
Избранные авторы:
Пресса:
Блоги:
20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко
Сурский сквер в Волгограде
29.08.2023 / 29.08.2023,
Сноб.ру
Сноб.ру
Григорий Ревзин: К вопросу о специфике русского чувства формы
06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко