13.05.2011

Х-фактор творческой свободы

12 мая в Центральном доме архитектора состоялась презентация монографии Александра Асадова «ТОП-25» и открытие одноименной выставки. Оба события приурочены к 60-летию этого одного из самых известных архитекторов современной России.

информация:

Фото Андрея Асадова
Фото Андрея Асадова
Свой шестидесятый день рождения Александр Асадов отметил 1 мая, а после череды майских праздников, официально делающих этот месяц наполовину нерабочим, поздравить архитектора пришли его многочисленные друзья, коллеги, ученики. Фойе Центрального дома архитектора в этот день буквально ломилось от цветов и подарков: некоторые букеты и презенты были так велики, что донести их до машины юбиляру помогали сыновья – архитекторы Андрей и Никита Асадовы.

Монография, приуроченная к «круглой дате», была задумана несколько лет назад. Сначала вышел так называемый «Асадов-каталог» – элегантная узкая книжка, в которой собрано более 140 проектов и построек, созданных Александром Асадовым за последние 15 лет. А накануне самого юбилея из типографии прибыла «ТОП-25» – собранная под черно-алой обложкой коллекция лучших работ архитектора, которые, с одной стороны, получили наибольшую известность и признание, а с другой ознаменовали для автора важнейшие этапы в его творчестве.

Эти 25 проектов – от реконструкции библиотеки им. И.С.Тургенева и теннисного корта «Олимпик Стар Кунцево» (который по количеству наград, кажется, не имеет себе равных среди всего, что было построено на рубеже 1990-2000 гг.) до концепций создания искусственных и парящих островов – демонстрируют невероятное разнообразие жанров, стилей и типологий, в которых работает Александр Асадов. Пожалуй, он единственный из всех активно практикующих сегодня архитекторов России, чье творчество в принципе невозможно классифицировать. Это признают и авторы вступительной статьи к «ТОП-25» Елена Петухова и Александр Змеул: «Пытаться найти оригинальное определение, способное обобщить необобщаемое – пустая трата времени. Намного интереснее, а возможно, и важнее попытаться разобраться, как архитектор смог сформировать собственный неповторимый почерк, не ограничивая себя никакими догмами, то есть как он смог найти себя и обрести творческую свободу».

Разнообразие как данность, внутренняя свобода как главный творческий инструмент – вот основные принципы работы архитектора Асадова. Неслучайно высказывание Александра Рафаиловича об исключительной необходимости свободы и внутреннего раскрепощения взято в качестве эпиграфа и к книге «ТОП-25», и к одноименной выставке, которая будет проходить в ЦДА до 18 мая. Собственно, последнюю составили те же 25 проектов и реализаций, но для их экспонирования отец и сын Асадовы придумали эффектную пространственную модель.

Во-первых, с самого начала было решено отказаться от стандартных планшетов и макетов – выставке предстоит большое турне по городам России, поэтому ее следовало сделать максимально мобильной. Во-вторых, решительное «нет» сразу было сказано и стандартной развеске работ по стенам фойе ЦДА – так о 34-летии творческой деятельности может отчитаться кто угодно, но только не Асадов. В основу плана экспозиции была положена буква Х: по одной ее прямой были размещены реализации, по второй проекты, а в точке пересечения сиял гигантский монитор, по которому в режиме нон-стоп демонстрировался фильм «Александр Асадов. Внутренняя свобода», посвященный процессу поиска и создания архитектурных образов. Впрочем, выбор подобной композиции продиктован не только желанием максимально динамично освоить выставочное пространство: по мнению авторов монографии «ТОП-25», «точка ><» – это и есть тот образ, который наилучшим образом передает суть уникального творческого метода архитектора Асадова, никогда не ограничивавшего себя законами одного жанра или стиля, а черпающего вдохновение в многообразии окружающего мира. «В этой точке происходит то самое качественное, творческое преобразование всего потока внешней информации в архитектурные образы, структуры, формы».

Вместо жестких планшетов архитекторы выбрали вертикальные тканевые баннеры, подвешенные к металлическим тросам, благодаря чему пространство фойе оказалось разделено на две условных «воронки»: в одной у микрофонов шло поздравление юбиляра, и официальные речи здесь незаметно переплелись с номерами дружеского «капустника» и песнями, в другой кипело неформальное общение у фуршетных столов. А больше всего поданные таким образом проекты напоминали разноцветные флаги, украсившие зал ко дню рождения их автора и своими легкостью и подвижностью символизирующие его потрясающую открытость всему новому и неизбывное стремление к свободе.
Фото Андрея Асадова
Фото Андрея Асадова
Фото Андрея Асадова
Фото Андрея Асадова
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Зайченко
  • Андрей Романов
  • Владимир Ковалёв
  • Роман Леонидов
  • Илья Уткин
  • Константин Ходнев
  • Даниил Лоренц
  • Наталия Порошкина
  • Всеволод Медведев
  • Олег Карлсон
  • Илья Машков
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Кузнецов
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Мединский
  • Владимир Плоткин
  • Карен Сапричян
  • Никита Явейн
  • Наталья Сидорова
  • Валерий Лукомский
  • Арсений Леонович
  • Юрий Сафронов
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Реутт
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Гнездилов
  • Зураб Басария
  • Александр Асадов
  • Юлий Борисов
  • Евгений Герасимов
  • Полина Воеводина
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Скуратов
  • Антон Лукомский
  • Александр Порошкин
  • Кристина Павлова
  • Дмитрий Васильев
  • Катерина Грень
  • Вера Бутко
  • Андрей Асадов
  • Сергей Труханов
  • Михаил Канунников
  • Наталия Шилова
  • Александра Кузьмина
  • Николай Миловидов
  • Вероника Дубовик
  • Александр Попов
  • Екатерина Кузнецова
  • Станислав Белых
  • Евгений Подгорнов
  • Олег Шапиро
  • Тотан Кузембаев
  • Марк Сафронов
  • Никита Токарев
  • Иван Кожин
  • Василий Крапивин
  • Сергей Чобан
  • Сергей Орешкин
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Бровкин
  • Александр Скокан
  • Игорь Шварцман
  • Иван Рубежанский
  • Юлия Тряскина
  • Рустам Керимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов

Технологии:

22.07.2019

Фасадные панели KMEW в современной архитектуре: загородный поселок премиум-класса

Японские панели из фиброцемента выбрали для ключевых объектов закрытого поселка «Горки-1»: лаконичных коттеджей, необычного моста и детского клуба.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
21.07.2019

«Зеленые» крыши по-гречески

Новый культурный центр Фонда Ставоса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
17.07.2019

Mriya Resort: спроектировано Фостером

Mriya Resort – новый отель, спроектированный и построенный бюро Нормана Фостера в 2010-2014, успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
другие статьи