Х-фактор творческой свободы

12 мая в Центральном доме архитектора состоялась презентация монографии Александра Асадова «ТОП-25» и открытие одноименной выставки. Оба события приурочены к 60-летию этого одного из самых известных архитекторов современной России.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

13 Мая 2011
mainImg
Свой шестидесятый день рождения Александр Асадов отметил 1 мая, а после череды майских праздников, официально делающих этот месяц наполовину нерабочим, поздравить архитектора пришли его многочисленные друзья, коллеги, ученики. Фойе Центрального дома архитектора в этот день буквально ломилось от цветов и подарков: некоторые букеты и презенты были так велики, что донести их до машины юбиляру помогали сыновья – архитекторы Андрей и Никита Асадовы.

Монография, приуроченная к «круглой дате», была задумана несколько лет назад. Сначала вышел так называемый «Асадов-каталог» – элегантная узкая книжка, в которой собрано более 140 проектов и построек, созданных Александром Асадовым за последние 15 лет. А накануне самого юбилея из типографии прибыла «ТОП-25» – собранная под черно-алой обложкой коллекция лучших работ архитектора, которые, с одной стороны, получили наибольшую известность и признание, а с другой ознаменовали для автора важнейшие этапы в его творчестве.

Эти 25 проектов – от реконструкции библиотеки им. И.С.Тургенева и теннисного корта «Олимпик Стар Кунцево» (который по количеству наград, кажется, не имеет себе равных среди всего, что было построено на рубеже 1990-2000 гг.) до концепций создания искусственных и парящих островов – демонстрируют невероятное разнообразие жанров, стилей и типологий, в которых работает Александр Асадов. Пожалуй, он единственный из всех активно практикующих сегодня архитекторов России, чье творчество в принципе невозможно классифицировать. Это признают и авторы вступительной статьи к «ТОП-25» Елена Петухова и Александр Змеул: «Пытаться найти оригинальное определение, способное обобщить необобщаемое – пустая трата времени. Намного интереснее, а возможно, и важнее попытаться разобраться, как архитектор смог сформировать собственный неповторимый почерк, не ограничивая себя никакими догмами, то есть как он смог найти себя и обрести творческую свободу».

Разнообразие как данность, внутренняя свобода как главный творческий инструмент – вот основные принципы работы архитектора Асадова. Неслучайно высказывание Александра Рафаиловича об исключительной необходимости свободы и внутреннего раскрепощения взято в качестве эпиграфа и к книге «ТОП-25», и к одноименной выставке, которая будет проходить в ЦДА до 18 мая. Собственно, последнюю составили те же 25 проектов и реализаций, но для их экспонирования отец и сын Асадовы придумали эффектную пространственную модель.

Во-первых, с самого начала было решено отказаться от стандартных планшетов и макетов – выставке предстоит большое турне по городам России, поэтому ее следовало сделать максимально мобильной. Во-вторых, решительное «нет» сразу было сказано и стандартной развеске работ по стенам фойе ЦДА – так о 34-летии творческой деятельности может отчитаться кто угодно, но только не Асадов. В основу плана экспозиции была положена буква Х: по одной ее прямой были размещены реализации, по второй проекты, а в точке пересечения сиял гигантский монитор, по которому в режиме нон-стоп демонстрировался фильм «Александр Асадов. Внутренняя свобода», посвященный процессу поиска и создания архитектурных образов. Впрочем, выбор подобной композиции продиктован не только желанием максимально динамично освоить выставочное пространство: по мнению авторов монографии «ТОП-25», «точка ><» – это и есть тот образ, который наилучшим образом передает суть уникального творческого метода архитектора Асадова, никогда не ограничивавшего себя законами одного жанра или стиля, а черпающего вдохновение в многообразии окружающего мира. «В этой точке происходит то самое качественное, творческое преобразование всего потока внешней информации в архитектурные образы, структуры, формы».

Вместо жестких планшетов архитекторы выбрали вертикальные тканевые баннеры, подвешенные к металлическим тросам, благодаря чему пространство фойе оказалось разделено на две условных «воронки»: в одной у микрофонов шло поздравление юбиляра, и официальные речи здесь незаметно переплелись с номерами дружеского «капустника» и песнями, в другой кипело неформальное общение у фуршетных столов. А больше всего поданные таким образом проекты напоминали разноцветные флаги, украсившие зал ко дню рождения их автора и своими легкостью и подвижностью символизирующие его потрясающую открытость всему новому и неизбывное стремление к свободе.
Фото Андрея Асадова
Фото Андрея Асадова
Фото Андрея Асадова
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой


13 Мая 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.