Минимализм за Полярным кругом

Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.

mainImg
Нарьян-Мар расположен за Полярным кругом, в тундре в 70 километрах от места, где река Печора впадает в Печорское море, которое потом сливается с Баренцевым. Он столица Ненецкого автономного округа и его единственный город. В НАО 41 тысяча жителей, а в городе 23.5 тысяч. В городе запланирована реновация и мастер-план, конкурс – один из первых шагов в работе над ним.

Улица Смидовича в Нарьян-Маре – центральная и пешеходная, ведет она от соборной площади и здания администрации к речному вокзалу и морскому торговому порту (пропускная способность 500 тысяч тонн в год, грузооборот 145 тысяч тонн). На центральной улице театр, музей, почтамт – «деревянный модерн» с башенкой, но 1946–1952 года (!) постройки. В остальном улица очень пустая, почти не застроенная. Часть деревянных домов, в том числе двухэтажных, утрачена. 
  • zooming
    На дальнем плане Главпочтамт. Нарьян-Мар зимой. 1950-е – 1960-е гг.
    ГБУК «Музейное объединение Ненецкого автономного округа». Ф-1445
  • zooming
    Общий вид Нарьян-Мара. 1972 г.
    ГБУК «Музейное объединение Ненецкого автономного округа». Ф-1236

От участников конкурса требовались идеи по регенерации частично утраченной деревянной застройки 1930-х – 1940-х, «концепции капитальных сооружений, стилистически соответствующих исторической застройке территории», так же как и уникальный, исторически обоснованный подход к облику центра города. В том числе надо было вспомнить о Пустозерске, первом русском городе за Полярным кругом (основан Иваном III в 1499 году, в XX веке полностью исчез), – и предложить современную архитектуру с использованием деревоклееных и композитных конструкций и материалов. Сохранение мотивов старого деревянного города было названо одной из ключевых задач для всех участников, которые работали, основываясь на предварительном анализе потребностей жителей, существующих зданий и более ранних планов застройки. 

Конкурс собрал больше 150 заявок, около 100 прошли квалификационный отбор, по результатам которого было сделано около 50 конкурсных предложений. Некоторые из участников в процессе работы над проектами побывали в Нарьян-Маре. 

В итоге названо 4 победителя: 3 первых места по мнению жюри и еще одно, четвертое, выбрано народным голосованием на выставке, из всех 50 проектов.

На наш взгляд было бы логичнее жителям голосовать за проекты, уже отобранные жюри, как это было сделано в конкурсе на аэропорт Омска, и тем не менее – показываем все 4 победивших проекта. 

1 место / победитель

ЗОВ.architect / Санкт-Петербург
Елизаров Павел, Елизарова Яна, Колибаба Артем, Чернобровкина Валерия, Путролайнен Екатерина.
Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
© «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург

Команда получила приглашение принять участие в разработке мастер-плана центральной части города, взяв свой проект за основу.

По словам лидера команды Павла Елизарова, все спроектированные их бюро постройки следуют идее защиты от суровой окружающей среды. В то же время команда старалась сделать интерьеры максимально открытыми и связанными с внешним пространством через большие панорамные витрины или окна. В отделке использованы «теплые» материалы – дерево и светлый ригельный кирпич. Они оттенены стеклом и металлом. 
  • zooming
    1 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    7 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    8 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург

Проект кажется среди самым «фольклорным» среди выбранных жюри, строит крупную форму на орнаментах и характерном «колпаке». Что, впрочем, позволило авторам смело работать с формой и предложить, пожалуй, максимальное разнообразие подходов к объему и пластике. 

2 место

АБ «Восход» / Санкт-Петербург
Бурмистрова Вера, Соловьев Алексей, Амелькович Алена; при участии: Логачева Марка, Советникова Павла, Никифоровой Марины, Покатович Александры.
Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
©«Восход», Санкт-Петербург

Проект предусматривает формирование четкой городской структуры центра города, восстановление системы застройки кварталов, создание системы закрытых и открытых пространств и насыщение территории новыми функциями. 

Один из авторов проекта Алексей Соловьев прокомментировал его идею так: «Сад холмов» – городской парк с теплыми павильонами, «Гостиный двор» – остекленная улица вдоль сада с магазинами и кафе, молодежный центр со скейт-парком, музейный комплекс с атриумом – все это общественные пространства разного масштаба. Мы изучили градостроительные принципы исторической застройки улицы и сформировали новый принцип: «зимний сад – в каждый дом». Новые здания объединяются попарно стеклянным многофункциональным атриумом с зимним садом. В офисах вокруг этого пространства располагаются коворкинги и площадки для НКО, а жилье – это многофункциональная большая «гостиная», где можно проводить дни рождения, смотреть кино в компании друзей, заниматься с репетитором».
  • zooming
    1 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    7 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург

Самый «каркансый» вариант, хотя надо сказать, что все проекты отличаются обилием стекла и строителям надо будет крепко задуматься об энергоэффективности. Впрочем если это сделают – может получиться довольно красиво. Сложно сказать, хорошая ли идея огромный амфитеатр в городе, где судоходный период – всего 4–5 месяцев. 

В проекте «Восхода» улица выглядит более цельной и в большей степени апеллирует к старым двухэтажным домам, гармоничнее продолжает их строй, хотя объемные решения в результате оказываются более предсказуемыми. Идея зимнего сада, с другой стороны, для Заполярья очень уместна, хотя и дорога. 

3 место

KASARCHITECTS / Ростов-на-Дону
Касландзия Беслан, Шаменкова Светлана, Касландзия Тимур, Касландзия Инал, Барабаш Мария, Бердиик Роман, Нигматуллина Диана.
Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
© KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону

Концепция проекта – «Северное подворье». Она реализована через создание шести функциональных территорий – «дворов»: «Этнический двор», «Театральный двор», «Снежный двор», «Олений двор», «Двор мастеров», «Гастродвор». Команда постаралась вписать архитектурные формы в окружающее пространство с учетом природных элементов.

Авторы проекта описывают идею так: «Концепция состоит в том, чтобы создать пространство, где архитектурные формы и природные элементы взаимодействуют, поддерживая атмосферу тишины и созерцания. Это место, где горожане и гости города могут погрузиться в глубины своего внутреннего мира, обрести покой и гармонию, наслаждаясь красотой окружающей природы и архитектурных форм».
  • zooming
    1 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    2 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    3 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    4 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    5 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    6 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    7 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    8 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    9 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    10 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    11 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    12 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    13 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    14 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    15 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону

Интересно, почему ему не дали 1 место? Проект удачно избегает чрезмерной яркости, предлагая три или образа, построенных на северных нюансах: серых деревянных досках каркасного дома, серо-изумрудных объемах, напоминающих мох, и белых конструкциях, напоминающих снег. Большое крытое общественное пространство – тоже с зимним садом, опять же подкупает.   

Голосование жителей

Горожане могли проголосовать за понравившийся проект по QR-коду, полученному в Ненецком краеведческом музее, где были выставлены проекты, попавшие в лонг-лист. Такая форма голосования, по мнению организаторов, защищала от накруток.

Победителем народного голосования стал проект молодого московского архитектора Никиты Буракова. Он будет отмечен специальным призом Экспертного совета конкурса и тоже будет рассмотрен в мастер-плане вместе с победителем, выбранным жюри. 
Победитель народного голосования архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
© Никита Бураков

Жюри конкурса:

  • Юрий Бездудный. Губернатор Ненецкого автономного округа
  • Александр Дудоров. Заместитель губернатора Ненецкого автономного округа
  • Алексей Комов. Главный архитектор Калуги, первый вице-президент Союза московских архитекторов
  • Тотан Кузембаев. Архитектор, руководитель «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева»
  • Николай Белоусов. Архитектор, руководитель «Архитектурной мастерской Н.В. Белоусова»
  • Михаил Мамошин. Вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, заслуженный архитектор РФ
  • Алексей Крашенинников. Доктор архитектуры, профессор ВАК, профессор кафедры градостроительства, руководитель научно-образовательного центра урбанистика МАРХИ
  • Денис Поздняков. Начальник управления архитектуры администрации города Вологды, главный архитектор города Вологды, член Ассоциации деревянного домостроения
  • Станислав Горшунов. Архитектор, основатель архитектурного бюро ГОРА, член архитектурного совета Нижегородской области
  • Евгений Спирин. Архитектор, председатель правления Союза саратовских архитекторов, зампред градозащитного совета при Саратовской областной Думе
  • Елена Меньшакова. Директор музейного объединения Ненецкого автономного округа

Эксперты:

  • Анатолий  Фролов. Руководитель Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа
  • Джемал Сурманидзе. Руководитель управления проекта в управлении нормативно-методической работы федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»
  • Семен Гоглев. Директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения, генеральный директор «Норвекс НЛК»
  • Андрей Карагодин. Доктор исторических наук, преподаватель исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

25 Марта 2024

Похожие статьи
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.