Скажи мне, птица

Выставку «Вещественные доказательства» архитектора-художника Александра Бродского можно посмотреть в Гоголь-Центре до 23 января, а благоустроенное им же фойе театра, к которому приурочена выставка, – и после. Это часть проекта «Гоголь-арт», который курирует Евгения Гершкович. Представленные «улики» развивают тему, давно представленную в творчестве Бродского, но выставку и амфитеатры, как мы считаем, надо воспринимать целостно, как тонкую работу с пространством Гоголь-центра.

mainImg
Выставка «Вещественные доказательства» устроена искусствоведом Евгенией Гершкович в рамках проекта «Гоголь-арт», который она придумала вместе с режиссером Кириллом Серебренниковым год назад и уже осуществила несколько выставок в Гоголь-Центре. Придумала ради сближения цехов: чтоб художники чаще ходили в театр, а актеры на выставки.
Александр Бродский. Благоустройство фойе в Гоголь Центре. Проект «Гоголь-арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография © Ира Полярная
Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография © Ира Полярная

Архитектор-художник Александр Бродский был приглашен тогда же, год назад, сделать благоустройство фойе на первом этаже, справа от одного из залов. Его трудами в фойе появился небольшой фанерный амфитеатр у правой стены и маленький амфитеатр на антресоли. Чтобы перед спектаклем зрители могли усесться на трех ступеньках амфитеатра и стать ближе друг к другу. Или залезть на антресоль по узкой и крутой белой лестнице, оказаться в зазеркалье и вознестись над суетой. Там к зеркальной стене, продолжившей вдаль продолговатое пространство фойе, приставлены две облицованных светлой фанерой ступени, освещенные технолампой, свисающей из классической розетки. Сидение на ступеньках – почти банных полках – снимает иерархию верха и низа, предполагает демократичность поведения. Непафосная деревянная конструкция помогает зрителям почувствовать себя сообществом и готовит их к восприятию спектакля. 
Александр Бродский. Благоустройство фойе в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография © Ира Полярная

Проект был сделан, согласован в течение года и недавно реализован. 

К открытию фойе, состоявшемуся 10 декабря, была приурочена выставка «Вещественные доказательства». Название из юридического лексикона дано Александром Бродским и, как мне кажется, намекает на будущий суд. Справа от фойе, в небольшом пространстве со стеклянными дверями, выделенном для проекта «Гоголь-арт», представлены кальки Александра Бродского с рисунками. Тема – примерное продолжение выставки Бродского «Futurofobia» 1997 года, размышление о тех артефактах или «вещдоках», которые останутся от нашей эпохи и по которым о ней (её) будут судить. 

В общем-то Александр Бродский давно создает своеобразный археологический музей СССР и нашей цивилизации в целом, как если бы кто-то раскопал все эти вещи после атомной войны или другой катастрофы и попытался их разложить и систематизировать, гадая, для чего они служили, руководствуясь лишь сходством формы. Окурки с окурками, пистолеты разных эпох с дверными и оконными ручками – потому что похожи, приклады, штыки и т. д. В этом наборе есть вещи и более ранние, что-то вроде каменных топоров или скребков. Художник, как маг, прикасается к вещам, и они оживают, начинают что-то о себе рассказывать, превращаться друг в друга.
Александр Бродский. «Вещественные доказательства», выставка в Гоголь-центре, 12.2021
Фотография: Архи.ру

Центральная часть выставки в задней части подиума – носатая птица в красной шапочке (то ли турецкой феске, то ли ренессансном головном уборе). Носатые воины либо носатые птицы появляются во многих выставках Бродского, например «Ночь перед наступлением» на Винзаводе или «Красная дорожка» в галерее «Триумф». Это если не автопортрет, то некий патронус Бродского. Птица с профилем, почти конгруэнтным профилю автора, очень большим глазом и очень маленьким ухом (да, у художников среди чувств-теоретиков – а именно так Гегель определил зрение и слух – перевешивает первое). Рядом с птичкой висит калька с военным набором предметов: пистолеты, штыки, приклады, продолговатые ядра, окурки с ДНК, содержащейся в слюне (мне показалось, что в окурки вставлены маленькие портретики).
Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография © Ира Полярная
Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография: Архи.ру

На противоположной стене зала, куда смотрит главная Птица в красной шапочке, висит длинная композиция: горная гряда, ряд черных горных пиков с оранжевым солнечным контуром. Что за этой стеной, кроме солнечного заката или рассвета? Что там видит Александр Саввич? Контур гор в виде зигзага повторяется потом в других предметах, на других кальках, например в пилах.
  • zooming
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    Фотография © Ира Полярная
  • zooming
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    Фотография © Ира Полярная

На левой стене представлены рисунки персидско-советских ковров. Один – с кристаллом [или натянутыми нитями, как на стене в кабинете расследователя – не советского с лампой, а такого, как Шерлок Холмс, там, где нити указывают на связи между разными сюжетами, вещами и людьми в одном деле] в центре, другой – с оленями.
  • zooming
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    Фотография © Ира Полярная
  • zooming
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    Фотография © Ира Полярная

Дети, рожденные в СССР, помнят эти гобеленовые коврики с оленями, висевшие над кроватями, эти иногда страшные, иногда пасторальные образы: старух-волшебниц, заблудившихся мальчика и девочки, оленей на водопое, с которыми можно было разговаривать перед сном. Кроме того, были ковры узорные с ворсом, а кому повезло – настоящие персидские. Метка советского интерьера – ковер на стене. Кажется, он был символом благополучия. Но Бродский скрестил персидско-бухарский ковер с гобеленом, поместив композицию с оленями в центре. Фломастер на кальке с помощью линий-нитей очень хорошо воспроизводит затейливое ковровое плетение и даже потертость и ветхость, заломы и обтрепанность ковра. Рубины и изумруды, гранаты и бутылочное зеленое стекло перемешиваются, и можно рассматривать эти хитросплетения бесконечно. Но персидского ковра много, а гобеленовая сцена с двумя оленями на закате – маленькая. Как будто плетение судьбы или времени поглощает старые гобелены, они отодвигаются в прошлое, зарастают нитями-линиями. Иногда в плетении вспыхивают какие-то новые образы – не из этого «ковра». Жизнь как ковер – вполне себе метафора, можно вытягивать из него, высвечивать в нем разные нити. Как, собственно, в жизни и бывает: одни потенциальные линии биографии мы актуализируем, а другие оставляем в глубине ковра.
  • zooming
    1 / 5
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    © Ира Полярная
  • zooming
    3 / 5
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    © Ира Полярная
  • zooming
    4 / 5
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    © Ира Полярная
  • zooming
    5 / 5
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    © Ира Полярная

На правой стене размещены сюиты рисунков на кальке с набором предметов. Курительные трубки, пистолеты, приклады, дверные ручки (очертания перечисленных предметов похожи, один переходит в другой, как бывает во сне), кофейные зерна, галька и граненые камни. На первый взгляд не ясно, что их объединяет, и почему сбит масштаб: кофейное зерно равно лимонке. У Успенского есть стих про карманы мальчиков, в которых «авторучка, батарейки, ремешок от телогрейки, выключатель, зажигалка, не работает, а жалко, карандаш, перо точилка, гирька и увеличилка, мел в коробочке и ластик, пузырек и головастик».
  • zooming
    1 / 4
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    Фотография © Ира Полярная
  • zooming
    2 / 4
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    Фотография © Ира Полярная
  • zooming
    3 / 4
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    Фотография © Ира Полярная
  • zooming
    4 / 4
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    Фотография © Ира Полярная

А тут вывернуты карманы или рюкзак взрослого мужчины за всю его биографию, включая и детство. И предметы разложены на столе, как вещественные доказательства жизни. Перед судом Господним что ли? Вот что удалось в них обнаружить: броневик, лимон, лимонка, бумажный Змей-Горыныч, бумажные кораблики и шапки из газеты (сегодня такие никто не умеет складывать), серп, рубанок, россыпь драгоценных камушков для бижутерии, катушки ткацкие, трубки от сныти для стреляния горохом, флешка, трубки курительные, пистолеты старинные и не очень, ручки дверные и оконные, диск от старого телефона, кофейные зерна, ракушки, камни, орехи. Жизнь, воплощенная в предметах, проходит у Бродского строгую и нежную художественную инвентаризацию.
  • zooming
    1 / 3
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    © Ира Полярная
  • zooming
    2 / 3
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    © Ира Полярная
  • zooming
    3 / 3
    Александр Бродский. Выставка «Вещественные доказательства» в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
    © Ира Полярная

Когда-то Александр Бродский в выставке «Futurofobia» показал, как примерно выглядит наш мир: жалко, но трогательно. Любовно собранные вещи, иногда почти мусор, уравнивались между собой, погружаясь в метафизический раствор серой глины. В «Вещественных доказательствах» представлена жизнь целой эпохи в предметах, которые что-то значили, но утратили свое значение, а теперь вот вынесены на страшный суд потомства.
Александр Бродский. Благоустройство фойе в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография: Архи.ру

***

Отметим и еще одну особенность выставки. Придя сюда, историк искусства и критик Сергей Хачатуров сразу сказал, что Бродский «заколдовал пространство», и это правда. На самом деле здесь не столько показан очередной набор «улик» (слово Александра Саввича, случайно подслушанное на выставке) – то есть он, конечно, тоже, – но в большей степени интерьер фойе Гоголь-центра «прошит» работами Бродского, как те самые ковры нитками. 

Выставка не состоит только из калек и даже из амфитеатров – всё, показанное здесь, надо воспринимать целиком, вместе с другими артефактами театрального фойе, так же как с его случайностями, шероховатостями, обрубленной вокруг окон штукатуркой, бетонным полом коридора, «бруталистским» потолком выставочного зала со следами досок опалубки, также как и с уродливыми, но неизбежными поручнями для МГН у пандусов или стандартными деревянными дверьми, со всеми неизбежностями. Все они образуют этакий жизненный конгломерат, в который встраиваются вещи Бродского.

Сюда попадают и остатки прошлых выставок – к примеру, надпись на стекле, сделанная Дмитрием Бочковым: «Вчера хотел умереть, а сегодня уже вроде норм», – прямо над малым амфитеатром Бродского. Так и хочется взять ее на вооружение, мы видели, как кто-то записал эти слова себе в блокнот; и правильно. 
Александр Бродский. Благоустройство фойе в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография: Архи.ру

Бродский осваивает пространство двух залов, но очень по-своему: трансформирует его не радикально, а исподволь, небольшими, как сейчас говорят, «вторжениями», которые, будучи анти-тотальны, однако изменяют все вокруг, вступая с окружением в диалог. 

Каждый элемент работает по-своему. Сильнее всего – зеркало в торце коридора, притом что его, если тебя не подведут за руку, можно и не заметить – походя можно подумать, что коридор продолжается за балконом. Но заметив, начинаешь как-то осваивать это «странное место» [«...все остальные места очень уж нестранные, должно же быть хоть одно очень странное место» ©] – передвигаешься по нему, задерживаешься, ощущаешь «берниниевский» характер коридора с покатым полом, сужающегося, если идти вверх к выходу, и расширяющегося, если идти внутрь. 
Зеркало за амфитеатром в торце коридора. Ощущение расширяющегося пространства есть, даже если стоять рядом. И еще оно похоже на танцевальный зал. Александр Бродский. Благоустройство фойе в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография: Архи.ру
Когда мы входим в коридор, покатый пол не ощущается, за кажется, что коридор длиннее, чем он есть на самом деле, что он продолжается за балконом. Александр Бродский. Благоустройство фойе в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография: Архи.ру
Когда мы идем обратно, подъем требует усилия, коридор сужается, мы как будто попали в воронку, из которой теперь надо выбраться. Александр Бродский. Благоустройство фойе в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография: Архи.ру
Александр Бродский. Благоустройство фойе в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография: Архи.ру

В выставочном зале еще интереснее. Евгения Гершкович рассказывает, что Бродский привез свои кальки за 3 часа до открытия, их быстро развесили. Это видно: развески, строго говоря, никакой, ни рамок, ничего. Да и кому нужна обычная развеска, она встречается повсеместно. Здесь рисунки наклеены скотчем на белые стены – которых, в свою очередь, не касалась рука декоратора, они несут отпечатки отверстий, плашек и прочих остатков предыдущих экспозиций. Некоторые скомпонованы в группы, как будто их дорисовывали, подкладывая новые листы. Их освещают простые лампы на треногах, – все вместе похоже на квартирник. 
Александр Бродский. Благоустройство фойе в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография: Архи.ру

Достаточно очевидно, что атмосфера квартирника здесь тщательно поддержана, это совершенный анти-гламур. И да – нет никаких подписей к рисункам, ни автора, ни названия. 
Александр Бродский. Благоустройство фойе в Гоголь Центре. Проект «Гоголь Арт». Куратор Евгения Гершкович
Фотография: Архи.ру

Позиция достаточно понятная, для Бродского естественная как часть художественного высказывания. Что одновременно позволяет сделать выставку недорого, но душевно, не обращая внимания на условности. Кроме того, такая подача позволяет, опять же, очень органично вписать рисунки в интерьер: они ближе к нему, к обшарпанному паркету, к рельефному от опалубки потолку, к древесно-стружечным стенам, чем если бы были обрамлены. Они часть интерьера, как-то случайно примостившаяся в нем – не забывая, тем не менее, вписывать себя в окружающее пространство. Ведь из чего состоит зал? Из белых стен, черных светильников и красных дверей – графика принимает в себя все эти темы: красная феска, красные ковры, красный контур «гор». Все остальное черное на белом. Поэтому кажется, что смотреть эту графику надо как часть зала и часть пространства Гоголь-центра, также как и «интервенции» амфитеатров в соседнем коридоре, деликатные настолько, что их не хочется даже называть таким агрессивным словом. Они работают в унисон, складываются в этакий пред-спектакль. И именно этом качестве хороши. 

15 Декабря 2021

Похожие статьи
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.