Электрические колонны

Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.

Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Клубный дом «Кутузовский XII»
Россия, Москва, Кутузовский проспект, 12

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Александр Цимайло, Николай Ляшенко; главные архитекторы проекта: Павел Тютюнник, Антон Путилов, Алексей Шкудов; архитекторы: Татьяна Душина, Станислав Каптур, Наиля Латыпова, Кристина Никитина, Иван Пашкевич, Всеволод Хаблиев, Александра Якушенко; генпланист: Ольга Насырова

2016 — 2020 / 2016 — 2020

Заказчик: Capital Group
Клубный дом «Кутузовский, 12» построен в начале проспекта, если ехать от центра – справа, вскоре после гостиницы «Украина». Красную линию здесь удерживают два дома, фланкирующие новостройку: они построены вскоре после смерти Сталина, в момент прокладки этой части проспекта – так что верны классическим пропорциям, но уже затронуты редуцированием фасадного декора. Элитный дом, спроектированный и реализованный архитектурным бюро Цимайло и Ляшенко, заполняет лакуну в строе улицы, но существенно отступает от красной линии в глубину участка, прямо до границы территории Бадаевского пивзавода, о котором так много говорилось в прошедшем году. Девелопер у Бадаевского и «Кутузовского, 12» один – Capital Group.
Местоположение. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Генеральный план. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Главный фасад. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Застройка Кутузовского вообще здесь устроена так: много кварталов, выходящих на красные линии, не то чтобы строгих и стройных, но равномерных, – и несколько лакун, где здания отступают к набережной Тараса Шевченко, оставляя перед собой скверы: одно из них английская школа №1232, другое башня «Багратион», а третьим стал клубный дом (архитекторы упоминают еще поликлинику Управделами, итого четыре здания, но ее градостроительное значение несколько меньше).
Концепция. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Изначально, с учетом всех ограничений, на участке по Кутузовскому проспекту, 12 вырисовывался объем чуть меньшей высоты, вровень с 10-этажными соседями, большей ширины и толщины, то есть несколько кургузый. Архитекторы «собрали» разрешенную плотность в 13-этажную пластину и отодвинули ее к самому дальнему краю.
Формообразование. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Как результат – вдоль фасада открылся вид на башню гостиницы «Украина».
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Таким образом при восприятии с проспекта, благодаря перспективному искажению, дом встраивается в общую линию, хотя сквер-курдонер с магазинчиком Ламборджини придает ему несколько дворцовый вид: как будто по бокам крылья, а внутри, за деревьями, – там и есть настоящий дворец.

На самом деле так и есть. Дом выглядит как дворец хотя бы в том смысле, что, в отличие от соседей, он покрыт не штукатуркой и не пестрой ненадежной керамической плиткой – сталинские дворцы при всем желании редко могли позволить себе большее, – а недешевым плотным известняком контекстуально-бежевого, но чуть более прохладного оттенка, что в свою очередь обеспечивает некоторую степень аристократической дистанцированности дорогого жилья от старой советской элитки. Заметим, что в какой-то момент планировался темно-фиолетовый камень.
Концепция. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

В боковых и верхних простенках камень позволил создать декоративную «раму». Ее структура похожа на плетение ткани и напоминает как о пластике рельефов Кутузовки, среди которых есть, например, богатые волны лепных снопов на доме 23, – так и об опытах европейского ар-деко, нередко менее фигуративных и более орнаментальных, чем простодушная скульптура сталинских 1940-х. Так или иначе, а равномерный рисунок треугольных выступов обогащает поверхность и останавливает взгляд.
ЖК «Кутузовский XII»
Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Но главный признак дворца – конечно же, колонны. Архитекторы с достойной уважения тщательностью посчитали примеры проявления ордера на этой стороне проспекта аж до Третьего кольца, подчеркивая тем самым, что колонны уместны как проявление контекста.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Но как ни считай, а в доме Цимайло и Ляшенко колонн больше всех. Никакая классика не облепляла дом колоннами так обильно. Кроме того они не совсем колонны, нет ни баз ни капителей, не говоря уже о фризе и тем более фронтоне – скорее это стеклянные трубки, дерзко прошивающие фасад сквозь выступы межэтажных плашек снизу доверху. Лично мне они напомнили трубки пневмопочты и обнаженные внутренности центра Помпиду, деконструкцию и хайтек – последнее логично при соседстве со стеклянным Сити, хорошо видным со стороны, противоположной гостинице «Украина». [UPD: читатели подсказали отличную аналогию, а может быть даже и прототип – колонну Алексея Козыря, инсталляцию на Арх Москве]
ЖК «Кутузовский XII»
Фотография © Александр Цимайло

В какой-то момент думаешь – да никакие это не колонны. Колонна, даже в не слишком правдивой традиции античного Рима и итальянского Ренессанса, в любом случае – элемент тектоники, она что-то несет и как правило понятно, что. Эти ничего не несут, а неконтролируемо размножаются вдоль фасадов, заставляя предположить в общем замысле интонации постмодернизма. В принципе их можно понять как вариант лопаток на многоэтажках ар-деко, только лопатки обособились от плокости и вернули себе исходную круглую в сечении форму.
Схема колонн. Клубный дом «Кутузовский, XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

И в то же время череда колонн и межэтажных фризов сродни аркадам ренессансных дворов, пространству по определению внутреннему. А мы видим, что дом стоит внутри, в глубине квартала и обрамляет собой двор-сквер. Но если и так, это жёсткий вариант такого двора, спроекцированный на «железный» XXI век.
ЖК «Кутузовский XII»
Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Колонны светятся. Они отбрасывают рисунок лучей света на стены и фризы, отчетливо деля все этажи и проявляя рельеф каменных выступов. Фасад светится на всю катушку, с неимоверной силой, я бы даже сказала, самоотдачей. Эффект гипериллюминации неожиданный и довольно феерический.
  • zooming
    1 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    6 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    7 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Александр Цимайло
  • zooming
    8 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    9 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    10 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    11 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    12 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Мы, конечно, привыкли к окнам домов в ночи и к подсветке, которая в недавние годы силами главного архитектора Москвы приобрела в городе классические приоритеты, подчеркивая горизонтали карнизов и вертикали на стенах даже там, где их нет. Этому дому подсветка не нужна, он все решает сам: не только создает регулярную сетку вертикалей и горизонталей, но и щедро «делится» светом с городом. В общем-то он сам как огромный фонарь. Что заставляет думать о «колоннах» скорее как о световых трубках.
План типового этажа. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

И между тем они все-таки колонны, поскольку, утратив такие первичные признаки как база и капитель, сохранили ряд вторичных – прежде всего каннелюры, которые решены здесь интересным образом. Внутри колонны – несущая металлическая трубка, вокруг нее звездообразно, с семью лучами, уложен гнутый металл – в терминологии авторов проекта отражатель, он формирует подсветку, из-за него свет не ровный, а лучистый. На него надеты обручи золотистого металла, которые держат цилиндры моллированного стекла, по три штуки на этаж. На стекло нанесены полоски, которые усиливают эффект каннелюр и лучистость света.

С каннелюрами понятно, но золотые обручи, входящие в резонанс с золотыми же решетками балконов, работают не только на обозначение дороговизны и премиального статуса дома и похожи не только на пальцы, унизанные кольцами.

Они также удерживают в нашем сознании классическую идею, напоминая бронзовые и железные обручи креплений на античных колоннах. Одним из видов архитектурной драгоценности в античности была колонна из ценного камня – их дарили храмам поштучно, ими, конечно же, украшали дома, и тот кто не мог оценить пропорции портика, безусловно не оставался глух к ценности материала, из которого сделан ствол. «Хрустальные» колонны, наполненные восторгом перед электрическим светом, не утраченным нашей цивилизацией за прошедшие 150 лет, – сродни драгоценной колонне, только в новом, так и скажем, свете.

Дом трехсекционный, входы – с тыльной стороны, от Бадаевского. Квартиры начинаются со 2 этажа, их площадь растет к верхним этажам; большинство квартир сквозные, но самые маленькие обращены целиком к южному фасаду, как полагается. Дом рекламируют как меняющий отношение к квартирографии, по словам риелторского сайта, он «располагает не квартирами, а пространствами». Здесь как минимум есть двухъярусные пентхаусы и возможность объединиять квартиры на этаже вплоть до «семейной резиденции», которая займет весь этаж. Цены порядка 700 000 рублей за м2. И, что в наше время удивительно, сообщается, большинство квартир уже продано.

Поставщики, технологии

AGC Glass Russia Главный элемент дома – «Хрустальные колонны» – круглые в сечении тяги моллированного стекла CrystalVision компании AGC; стеклопакеты – стекло AGC 8мм Planibel Crystalvision (рамка- 4 М1\ рамка- 6мм Top N+T)
представительство компании HILTI на Архи.ру Фасадные системы и уникальные объектные решения – компания HILTI. HILTI – глобальная корпорация с 80-летним опытом работы; обладатель наград профессиональных международных конкурсов в области промышленного дизайна Red Dot Design Award и iF Design Award. Специалисты HILTI обеспечивают комплексную поддержку строительных проектов, предоставляя клиентам не только инструменты и сервисное обслуживание, но и консультации и тренинги, а также испытания предложенных решений на строительных объектах.
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Клубный дом «Кутузовский XII»
Россия, Москва, Кутузовский проспект, 12

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Александр Цимайло, Николай Ляшенко; главные архитекторы проекта: Павел Тютюнник, Антон Путилов, Алексей Шкудов; архитекторы: Татьяна Душина, Станислав Каптур, Наиля Латыпова, Кристина Никитина, Иван Пашкевич, Всеволод Хаблиев, Александра Якушенко; генпланист: Ольга Насырова

2016 — 2020 / 2016 — 2020

Заказчик: Capital Group

27 Мая 2020

Похожие статьи
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.