Электрические колонны

Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.

Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Клубный дом «Кутузовский XII»
Россия, Москва, Кутузовский проспект, 12

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Александр Цимайло, Николай Ляшенко; главные архитекторы проекта: Павел Тютюнник, Антон Путилов, Алексей Шкудов; архитекторы: Татьяна Душина, Станислав Каптур, Наиля Латыпова, Кристина Никитина, Иван Пашкевич, Всеволод Хаблиев, Александра Якушенко; генпланист: Ольга Насырова

2016 — 2020 / 2016 — 2020

Заказчик: Capital Group
Клубный дом «Кутузовский, 12» построен в начале проспекта, если ехать от центра – справа, вскоре после гостиницы «Украина». Красную линию здесь удерживают два дома, фланкирующие новостройку: они построены вскоре после смерти Сталина, в момент прокладки этой части проспекта – так что верны классическим пропорциям, но уже затронуты редуцированием фасадного декора. Элитный дом, спроектированный и реализованный архитектурным бюро Цимайло и Ляшенко, заполняет лакуну в строе улицы, но существенно отступает от красной линии в глубину участка, прямо до границы территории Бадаевского пивзавода, о котором так много говорилось в прошедшем году. Девелопер у Бадаевского и «Кутузовского, 12» один – Capital Group.
Местоположение. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Генеральный план. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Главный фасад. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Застройка Кутузовского вообще здесь устроена так: много кварталов, выходящих на красные линии, не то чтобы строгих и стройных, но равномерных, – и несколько лакун, где здания отступают к набережной Тараса Шевченко, оставляя перед собой скверы: одно из них английская школа №1232, другое башня «Багратион», а третьим стал клубный дом (архитекторы упоминают еще поликлинику Управделами, итого четыре здания, но ее градостроительное значение несколько меньше).
Концепция. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Изначально, с учетом всех ограничений, на участке по Кутузовскому проспекту, 12 вырисовывался объем чуть меньшей высоты, вровень с 10-этажными соседями, большей ширины и толщины, то есть несколько кургузый. Архитекторы «собрали» разрешенную плотность в 13-этажную пластину и отодвинули ее к самому дальнему краю.
Формообразование. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Как результат – вдоль фасада открылся вид на башню гостиницы «Украина».
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Таким образом при восприятии с проспекта, благодаря перспективному искажению, дом встраивается в общую линию, хотя сквер-курдонер с магазинчиком Ламборджини придает ему несколько дворцовый вид: как будто по бокам крылья, а внутри, за деревьями, – там и есть настоящий дворец.

На самом деле так и есть. Дом выглядит как дворец хотя бы в том смысле, что, в отличие от соседей, он покрыт не штукатуркой и не пестрой ненадежной керамической плиткой – сталинские дворцы при всем желании редко могли позволить себе большее, – а недешевым плотным известняком контекстуально-бежевого, но чуть более прохладного оттенка, что в свою очередь обеспечивает некоторую степень аристократической дистанцированности дорогого жилья от старой советской элитки. Заметим, что в какой-то момент планировался темно-фиолетовый камень.
Концепция. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

В боковых и верхних простенках камень позволил создать декоративную «раму». Ее структура похожа на плетение ткани и напоминает как о пластике рельефов Кутузовки, среди которых есть, например, богатые волны лепных снопов на доме 23, – так и об опытах европейского ар-деко, нередко менее фигуративных и более орнаментальных, чем простодушная скульптура сталинских 1940-х. Так или иначе, а равномерный рисунок треугольных выступов обогащает поверхность и останавливает взгляд.
ЖК «Кутузовский XII»
Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Но главный признак дворца – конечно же, колонны. Архитекторы с достойной уважения тщательностью посчитали примеры проявления ордера на этой стороне проспекта аж до Третьего кольца, подчеркивая тем самым, что колонны уместны как проявление контекста.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Но как ни считай, а в доме Цимайло и Ляшенко колонн больше всех. Никакая классика не облепляла дом колоннами так обильно. Кроме того они не совсем колонны, нет ни баз ни капителей, не говоря уже о фризе и тем более фронтоне – скорее это стеклянные трубки, дерзко прошивающие фасад сквозь выступы межэтажных плашек снизу доверху. Лично мне они напомнили трубки пневмопочты и обнаженные внутренности центра Помпиду, деконструкцию и хайтек – последнее логично при соседстве со стеклянным Сити, хорошо видным со стороны, противоположной гостинице «Украина». [UPD: читатели подсказали отличную аналогию, а может быть даже и прототип – колонну Алексея Козыря, инсталляцию на Арх Москве]
ЖК «Кутузовский XII»
Фотография © Александр Цимайло

В какой-то момент думаешь – да никакие это не колонны. Колонна, даже в не слишком правдивой традиции античного Рима и итальянского Ренессанса, в любом случае – элемент тектоники, она что-то несет и как правило понятно, что. Эти ничего не несут, а неконтролируемо размножаются вдоль фасадов, заставляя предположить в общем замысле интонации постмодернизма. В принципе их можно понять как вариант лопаток на многоэтажках ар-деко, только лопатки обособились от плокости и вернули себе исходную круглую в сечении форму.
Схема колонн. Клубный дом «Кутузовский, XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

И в то же время череда колонн и межэтажных фризов сродни аркадам ренессансных дворов, пространству по определению внутреннему. А мы видим, что дом стоит внутри, в глубине квартала и обрамляет собой двор-сквер. Но если и так, это жёсткий вариант такого двора, спроекцированный на «железный» XXI век.
ЖК «Кутузовский XII»
Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Колонны светятся. Они отбрасывают рисунок лучей света на стены и фризы, отчетливо деля все этажи и проявляя рельеф каменных выступов. Фасад светится на всю катушку, с неимоверной силой, я бы даже сказала, самоотдачей. Эффект гипериллюминации неожиданный и довольно феерический.
  • zooming
    1 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    6 / 12
    ЖК «Кутузовский XII». Проект 2016 г.
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    7 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Александр Цимайло
  • zooming
    8 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    9 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    10 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    11 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    12 / 12
    ЖК «Кутузовский XII»
    Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Мы, конечно, привыкли к окнам домов в ночи и к подсветке, которая в недавние годы силами главного архитектора Москвы приобрела в городе классические приоритеты, подчеркивая горизонтали карнизов и вертикали на стенах даже там, где их нет. Этому дому подсветка не нужна, он все решает сам: не только создает регулярную сетку вертикалей и горизонталей, но и щедро «делится» светом с городом. В общем-то он сам как огромный фонарь. Что заставляет думать о «колоннах» скорее как о световых трубках.
План типового этажа. ЖК «Кутузовский XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

И между тем они все-таки колонны, поскольку, утратив такие первичные признаки как база и капитель, сохранили ряд вторичных – прежде всего каннелюры, которые решены здесь интересным образом. Внутри колонны – несущая металлическая трубка, вокруг нее звездообразно, с семью лучами, уложен гнутый металл – в терминологии авторов проекта отражатель, он формирует подсветку, из-за него свет не ровный, а лучистый. На него надеты обручи золотистого металла, которые держат цилиндры моллированного стекла, по три штуки на этаж. На стекло нанесены полоски, которые усиливают эффект каннелюр и лучистость света.

С каннелюрами понятно, но золотые обручи, входящие в резонанс с золотыми же решетками балконов, работают не только на обозначение дороговизны и премиального статуса дома и похожи не только на пальцы, унизанные кольцами.

Они также удерживают в нашем сознании классическую идею, напоминая бронзовые и железные обручи креплений на античных колоннах. Одним из видов архитектурной драгоценности в античности была колонна из ценного камня – их дарили храмам поштучно, ими, конечно же, украшали дома, и тот кто не мог оценить пропорции портика, безусловно не оставался глух к ценности материала, из которого сделан ствол. «Хрустальные» колонны, наполненные восторгом перед электрическим светом, не утраченным нашей цивилизацией за прошедшие 150 лет, – сродни драгоценной колонне, только в новом, так и скажем, свете.

Дом трехсекционный, входы – с тыльной стороны, от Бадаевского. Квартиры начинаются со 2 этажа, их площадь растет к верхним этажам; большинство квартир сквозные, но самые маленькие обращены целиком к южному фасаду, как полагается. Дом рекламируют как меняющий отношение к квартирографии, по словам риелторского сайта, он «располагает не квартирами, а пространствами». Здесь как минимум есть двухъярусные пентхаусы и возможность объединиять квартиры на этаже вплоть до «семейной резиденции», которая займет весь этаж. Цены порядка 700 000 рублей за м2. И, что в наше время удивительно, сообщается, большинство квартир уже продано.

Поставщики, технологии

AGC Glass Russia Главный элемент дома – «Хрустальные колонны» – круглые в сечении тяги моллированного стекла CrystalVision компании AGC; стеклопакеты – стекло AGC 8мм Planibel Crystalvision (рамка- 4 М1\ рамка- 6мм Top N+T)
HILTI Фасадные системы и уникальные объектные решения – компания HILTI. HILTI – глобальная корпорация с 80-летним опытом работы; обладатель наград профессиональных международных конкурсов в области промышленного дизайна Red Dot Design Award и iF Design Award. Специалисты HILTI обеспечивают комплексную поддержку строительных проектов, предоставляя клиентам не только инструменты и сервисное обслуживание, но и консультации и тренинги, а также испытания предложенных решений на строительных объектах.
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Клубный дом «Кутузовский XII»
Россия, Москва, Кутузовский проспект, 12

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Александр Цимайло, Николай Ляшенко; главные архитекторы проекта: Павел Тютюнник, Антон Путилов, Алексей Шкудов; архитекторы: Татьяна Душина, Станислав Каптур, Наиля Латыпова, Кристина Никитина, Иван Пашкевич, Всеволод Хаблиев, Александра Якушенко; генпланист: Ольга Насырова

2016 — 2020 / 2016 — 2020

Заказчик: Capital Group

27 Мая 2020

Похожие статьи
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.