Хрустальные колонны

Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.

Реклама
mainImg
Компaния:
AGC Glass Russia
Контакты:
AGC Russia
г. Москва, Романов переулок, д.4, стр.2, БЦ «Романов двор»
Т: +7 (495) 411 65 65
Изящный, точный, очень выразительный ход архитекторов бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры», придумавших способ организации диалога не только между плоскостью фасада и окружающей средой, но и между самим зданием и контекстом Кутузовского проспекта, позволил утвердить прозрачные подсвеченные колонны в роли ключевого элемента клубный дом «Кутузовский XII» – метафоры «городского светильника».
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Дом привлекает внимание профессионалов, любителей архитектуры и обычных прохожих – особенно по вечерам, когда множество стеклянных колонн ярко подсвечены и дом буквально фонтанирует светом как гигантский городской фонарь, утверждая «красоту и прочность жизни».
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Колонны – стеклянные трубки молированного стекла Planibel Crystalvision без капителей и баз, стянутые поблескивающими металлическими обручами, мерно расставлены перед тремя фасадами: обращенным к проспекту главным и двумя торцевыми. Они установлены в распор между консолями выноса междуярусных плит. Горизонтали плит объединяют этажи по два и по три, стеклянные трубки получаются высокими и стройными. Кажется, что они «прошивают» тонкие фризы насквозь. Пересечение округлых стволов и плит придает фасадам объем, пластику и даже глубину, а прозрачность и свечение стекла – интригу.

Основой для колонн служат установленные внутри металлические трубы диаметром 25 см. Их окружают отражатели звездчатой формы из согнутого металла, окрашенного заводским способом в светлый цвет. Золотистые обручи из нержавеющей стали, покрытые напылением нитрида титана, служат креплениями: они соединяют между собой прозрачные оболочки из закаленного моллированного триплекса.
Схема колонн. Клубный дом «Кутузовский, XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Высота каждого цилиндрического элемента составляет 2200 мм, диаметр – 1100 мм. В нижнем ярусе здания высота стеклянных колонн, состоящих из пяти цилиндрических элементов, составляет около 10, в верхнем – 8,8 метров, в основной части здания – 6,6 метров.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Стеклянная оболочка цилиндров – уже ставшие знаменитыми в Москве «хрустальные колонны» - изготовлена из стекла Planibel Crystalvision производства компании AGC. Именно уникальная прозрачность стекла, «усиленная» подсветкой колонн ночью, делает их «элементом ультра-си» для современного фасада.

Первоначально архитекторы вдохновились инсталляцией «Колонна» Алексея Козыря и Ильи Байбака, показанной однажды на Арх Москве – там колонна-светильник от пола до потолка была составлена из светящихся трубок. Для фасада «Кутузовского XII» тоже рассматривали трубки диаметром 10 см, но от идеи пришлось отказаться: отчасти из-за дороговизны такого решения, но прежде всего из соображений безопасности – трубки могли не выдержать ветровых нагрузок и треснуть. Закаленный триплекс намного более надежен. Эффекта, между тем, удалось добиться почти такого же: лампочки подсветки установлены сверху и снизу в пазухах отражателей, так что издали возникает эффект множества светящихся вертикалей, подчеркнутых белыми полосками шелкографии, нанесенными на стекло снаружи. Отражатели, кроме того, собирают свет в «пучки», – вечером лучики хорошо видны и на горизонтальных плоскостях, и на поверхности стен.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Днем же сверхпрозрачное абсолютно нейтральное стекло Planibel Crystalvision не скрывает размещенного внутри «звезды» отражателя, позволяет при желании разглядеть его – в этом суть эстетики хай-тека – хотя важнее, что колонны приобретают глубину и одновременно ребристость, вызывающую в памяти мраморные каннелюры, важный элемент языка классической архитектуры – который, в свою очередь, приводит нас от очевидного хай-тека к метафоре традиционной формы, воспетой теоретиком постмодернизма Чарльзом Дженксом. Такого рода «двуязыкость» позволяет фасаду дома на Кутузовском салютовать как стеклянным небоскребам Сити, которые маячат к западу от него, так и расположенной восточнее гостинице «Украина». Да и в целом ему удается встроиться в традиционный контекст сталинского проспекта, не утратив современности.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Но разберемся же в том, как устроен этот элемент, столь остроумно придуманный Александром Цимайло и Николаем Ляшенко.​

Воплощение замысла потребовало очень качественного материала и тщательной, во многом творческой работы производителей – своего рода инженерного креатива на прочной основе хорошего современного стекла с уникальными характеристиками. 

Стекло Crystalvision: абсолютная прозрачность и чистота цветопередачи
В доме «Кутузовский XII» триплекс толщиной 6 мм из просветленного стекла Crystalvision использован в стеклянных оболочках колонн на фасаде и в ограждениях французских окон «в пол».

Стеклопакеты окон составлены из стекла Planibel Crystalvision толщиной 8 мм и мультифункционального стекла Top N+T толщиной 6 мм. Такое решение позволило дополнить нейтральность и чистоту цветопередачи Planibel Crystalvision теплоизоляционными и солнцезащитными функциями стекла Top N+T. Использование триплекса в составе стеклопакетов создает дополнительную шумоизоляцию для максимального комфорта жителей комплекса.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Таким образом, в здании соблюдены два важных тренда современности: стекло нейтральное, прозрачное, а в оконных проемах еще и энергоэффективное – зимой оно сохраняет тепло, летом прохладу.

Crystalvision – уникальное стекло, разработанное специалистами AGC. По признанию многих профессионалов отрасли, появление подобного инновационного материала знаменует, ни много ни мало, новую веху в развитии архитектуры и дизайна интерьеров.
zooming
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Planibel Crystalvision максимально нейтрально: не имеет желтых, зеленых или голубых оттенков, которые, как правило, встречаются даже в просветленных стеклах и хорошо различимы человеческим глазом. У стекла Crystalvision параметр CRI – Color Rendering Index, характеризующий уровень соответствия естественного цвета тела видимому цвету этого тела при освещении его данным источником света – равен 100. Иными словами, цвет предмета при взгляде на него через такое стекло не искажается вообще. В то же время коэффициент светопропускания LT, или Light Transmission, стекла Crystalvision составляет 91, и это очень высокий показатель даже по сравнению с другими просветленными стеклами.
cic =

Александр Клочков, руководитель группы архитектурных проектов AGC:

«Для нас важно видеть продукт AGC на осуществленных проектах – это позволяет оценить и продемонстрировать его возможности на реальном примере. А клубный дом «Кутузовский, XII» особенно интересен – прежде всего потому, что именно стекло Crystalvision стало одним из ключевых элементов его образности, тем материалом, который помог воплотить смелый замысел авторов проекта.

Реализация потребовала немалых усилий и творческого подхода от производителей: для осуществления проекта было разработано несколько индивидуальных решений, предназначенных непосредственно для дома на Кутузовском. Но все сложности были преодолены и теперь мы имеем совершенно новый, не побоюсь этого слова, уникальный вариант использования современного стекла на фасаде. Актуальная архитектура постоянно требует создания новых, инновационных материалов, и Crystalvision – именно такой материал. Можно сказать, что идеи архитекторов двигают прогресс производителей, и наоборот, наша продукция подстегивает креативность архитекторов».

Моллирование
Концептуальным материалом проекта «Кутузовский XII» стало именно моллированное просветленное стекло AGC. Слово «моллированное» произошло от латинского «mollio» – «плавить, размягчать».
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Стеклянная оболочка колонн – триплексы - изготовлены из стекла Planibel Crystalvision компанией АО «Завод ЛИТ», расположенной в Переславле-Залесском. Триплекс – многослойное закаленное стекло, состоящее из двух согнутых стеклянных листов радиусом 550 мм. Для данного проекта был специально изготовлен модуль моллирования, встроенный в уже существующую линию закалки стекла, который позволил изготовить моллированные элементы колонн с малым радиусом и большой высотой.

Процесс производства моллированных многослойных элементов колонн состоял из пяти условных этапов:
  • Резка стеклянных заготовок и полировка кромки
  • Нанесение рисунка керамической краской
  • Моллирование стекла с закалкой
  • Ламинирование
  • Установка технологических элементов и упаковка
На первом этапе листы исходного стекла толщиной 2 мм резались на заготовки необходимых размеров и полировалась кромка.

Далее на заготовки керамической краской наносился рисунок в виде параллельных полос.
zooming
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

После того, как рисунок был нанесен, заготовке придавалась нужная форма – форма полуцилиндра, и закреплялась краска, которая становилась неотъемлемой частью стекла: стеклянная заготовка разогревалась до температуры размягчения (680 С) и быстро перемещалась в модуль моллирования, где стеклу, зафиксированному между двумя рядами подвижных валиков, придавали форму полуцилиндра. После того как заготовка принимала окончательную форму, ее резко охлаждали равномерным плотным потоком воздуха. Так происходил процесс моллирования и термической закалки, повышающей показатели прочности стекла.

Далее моллированные заготовки соединяли между собой архитектурной полимерной пленкой в вакуумной камере, из которой, после завершения процесса, «выезжали» готовые стеклянные полуцилиндры – триплексы.
Готовые панели – полуцилиндры из молированного стекла Planibel CrystalVision. Даже в триплексе видно – что стекло сверхпрозрачное.
Фотография предоставлена компанией АО «Завод ЛИТ».

На завершающей стадии производства на эти полуцилиндры устанавливали крепежные элементы, необходимые для монтажа: ролики скольжения, защитные уголки и опорные втулки. Далее каждому элементу колонны присвоили индивидуальный порядковый номер для его отслеживания на стройплощадке, после чего элементы упаковывали и отправляли на объект.
cic =

Максим Чудновский, директор по развитию
АО Завод «Лит»:

«Стеклянные колонны «Кутузовского, XII» стали для нас одим из наиболее сложных и амбициозных проектов, так как требования по повторяемости производимых элементов были в данном случае беспрецедентно жесткими. Самым сложным был старт проекта: мы проводили день за днем, настраивая производственные линии для достижения требуемой точности геометрии и повторяемости формы каждого нового изделия. Были слезы, было отчаяние, были бессонные ночи, были многие тонны стекла в «мусор», но нам все удалось – 1491 идеальный элемент.

Мне кажется, что всей большой команде проекта удалось сделать главное –- соединить в работе красивый и благородный архитектурный образ с высококлассным техническим и технологическим наполнением».

Смена лампочек подсветки и очистка
Существенное достоинство конструкции стеклянных колонн состоит в том, что цилиндры их оболочки не закреплены жестко, а подвижны. Специально разработанные ролики позволяют сдвинуть панель, протереть ее изнутри или заменить светильник.

За проектирование и изготовление несущих металлоконструкций и «начинки» колонн, также как и за их установку на фасаде, отвечали специалисты компании «Строительные технологии».
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография предоставлена компанией ООО «Строительные технологии»:

Система открывания-закрывания оболочек – абсолютное ноу-хау, решение разработано компанией «Строительные технологии» совместно со специалистами АО «Завод «ЛИТ» специально для фасадов дома на Кутузовском.

cic =

Сергей Балабанов, Генеральный директор ООО «Строительные технологии»:

«Задача оказалась непростой. Стекло крепится в пазах и двигается по направляющим –откатным элементам, разработанным специально для этого проекта. Можно с уверенностью сказать, что все элементы, используемые в колоннах, – нестандартные. Зазоры между стеклами минимальные – внутрь практически не проникает пыль, и в то же время стекло не запотевает. Монтаж проводили при помощи выносных лебедок, конструкцию которых дорабатывали и усовершенствовали специально для решения поставленной задачи.

Дело в том, что масса одной колонны в сборке достигала 2-2,5 тонн, а нам надо было с соблюдением всех правил безопасности завести такой объем сквозь строительные леса на фасаде и установить между бетонными перекрытиями. Стеклянные панели и элементы декоративных колец монтировали вручную».

Отражатели
Для изготовления отражателей, установленных внутри колонн, специалисты компании «Строительные технологии» сконструировали специальный гибочный станок, который позволил согнуть гофрированные радиусные детали так, как это было задумано проектировщиками. Проводка подсветки скрыта внутри отражателя. В качестве крепежа в колоннах используются заклепки и фальцевые соединения.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Все эти усилия и специально разработанные решения делают премиальный дом в своем роде исключительным. Как видим, здесь на уникальный, во всех отношениях элитный образ работает не только пресловутый location – расположение в начале Кутузовского проспекта и магазин Lamborghini по соседству, и даже не только качественный натуральный известняк на фасадах – все это достаточно обычные признаки премиальных домов. «Кутузовский XII» подкупает еще и высокотехнологичностью: использованием самых современных материалов, таких как сверхпрозрачное и нейтральное стекло Crystalvision, мультифункциональное стекло Top N+T от AGC. Не менее важно и то, что многие решения разработаны непосредственно для проекта – в данном случае идеи архитекторов в прямом смысле стимулируют, пусть и точечно, развитие строительных технологий. Хотелось бы, чтобы примеры такого рода сотрудничества как «двигателя прогресса» случались на наших просторах чаще.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Поставщики, технологии

AGC Glass Russia

05 Августа 2020

AGC Glass Russia: другие статьи и новости
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Состоялось открытие нового выставочного пространства...
Для интерьера были выбраны абсолютно нейтральное стекло Crystalvision, коллекции лакированных стекол с глянцевой (Lacobel) и матовой (Matelac) поверхностью, матированное стекло Matelux, зеркальное стекло Stopsol Phoenix, а остекление фасадов выполнено с применением Energy Light on Crystalvision.
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.