Дом отшельника

Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.

mainImg

В этом году «Древолюция», как и весь мир, перешла в новый формат: вместо арт-объектов молодые архитекторы сочиняли вполне прагматичный, хоть и не лишенный лирики, индивидуальный проект. Заказчик, он же будущий отшельник, – генеральный директор платформы Forumhouse Алексей Кутейников, который около года назад купил землю в отдаленной Московской области. Основной дом, который уже построен, хозяин решил дополнить сооружением для уединения и медитаций. Место для него подобралось с ходу: в дальней точке участка, у двух оврагов с речкой и ручьем, окруженных лесом, из которого иногда выходят лоси. Творческий поиск Алексея поддержал бренд кровельных материалов «Ондулин», который искал возможность поработать с архитекторами над оригинальными проектами кровли. А «Древолюцию» во главе с ее бессменным вдохновителем Николаем Белоусовым пригласили этот поиск организовать и возглавить, поскольку дом отшельника представлялся именно деревянным.

Техзадание включало следующие обязательные условия: использовать кровлю «Ондулин» и деревянные конструкции, сохранить ландшафт, не превышать площадь в 20 м2, внутри разместить пространство для физических упражнений и минимальные удобства – чтобы можно было и руки помыть, и чашку чая согреть, ведь коммуникации сюда тянуть не планируется.

Получив 42 заявки от 80 индивидуальных и командных участников организаторы конкурса решили структурировать процесс оценки работ, разбив его на три этапа. На первом голосовали сами архитекторы и все работы, получившие хотя бы один голос, перешли во второй этап. В результате не прошла только одна работа, которая предлагала готовый для проживания дом.

Далее подключилось традиционное жюри «Древолюции»: Кирилл Александров, Сергей Антонов, Алексей Бавыкин, Анатолий Голубовский, Елена Гонсалес, Тотан Кузембаев, Николай Лызлов, Сергей Скуратов, Татьяна Царева. Было отмечено 19 работ, семь из которых стали финалистами. Жюри учредило специальную премию, чтобы поддержать молодежь финансово, и большинством голосов присудило ее Анвару Гарипову за проект «Дом для наблюдения за сосульками».

Далее, с уверенностью, подкрепленной мнением 69 архитекторов, жюри рекомендовало заказчику финальные варианты. Алексей на основе всех данных и он-лайн переговоров с авторами, принял окончательное решение, которое совпало с мнением жюри. Дом по проекту Анвара Гарипова начнут строить летом. «Древолюция» же планирует продолжить историю и своими силами реализовать еще несколько домов.
***

Анвар Гарипов. Победитель
«Дом для наблюдения за сосульками» собран из грубых необрезных досок и представляет собой почти кубический объем, поставленный на каменные валуны. Дом – не просто укрытие, а скорее призма или волшебная коробка, которая преломляет, дополняет и акцентирует внимание на окружающих природных явлениях – лучах солнца, рисунке леса, сосульках, звездах, облаках.

Небольшой объем вмещает череду пространственных переживаний. Входная часть – «притвор», темноватый и длинный, заставляет менять направление движения, уменьшает скорость шага и готовит ко входу в дом. Далее зал медитаций, пустой и свободный, откуда можно следить за ростом сосулек и смотреть на лес, который вплетается в ритм проемов. За занавеской спрятан альков, лежа в котором можно увидеть звезды.
  • zooming
    1 / 4
    Дом для наблюдения за сосульками. Общий вид.
    Анвар Гарипов
  • zooming
    2 / 4
    Дом для наблюдения за сосульками. Зал
    Анвар Гарипов
  • zooming
    3 / 4
    Дом для наблюдения за сосульками. Коридор
    Анвар Гарипов
  • zooming
    4 / 4
    Дом для наблюдения за сосульками. Кровать
    Анвар Гарипов


Далее финалисты в порядке убывания количества голосов.

Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
В основе дома – пирамидой потребностей. Первый уровень – вход и освобождение от лишнего, здесь хранятся вещи и прячутся баки водоснабжения. Второй уровень – подготовка к возвышению, место предназначено для сна, еды, тепла и укрытия. Здесь помещается софа, а рядом с камином расположен отсек для хранения дров и уличной обуви. На крышке камина есть конфорка для приготовления пищи. Дымоход отапливает третий уровень, художественную студию, пространство для творчества, созерцания и общения. При желании здесь можно устроить и вечеринку на шесть человек. Последний, верхний уровень предназначен для самопознания и возвышения: занятий йогой, медитаций и наблюдения за звездами. Ограждение верхнего уровня имеет проем, в который удобно смотреть сидя.
  • zooming
    1 / 5
    Башня. Путь отшельника.
    Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
  • zooming
    2 / 5
    Башня. Путь отшельника.
    Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
  • zooming
    3 / 5
    Взрыв-схема. Башня. Путь отшельника.
    Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
  • zooming
    4 / 5
    Взрыв-схема. Башня. Путь отшельника.
    Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов
  • zooming
    5 / 5
    Башня. Путь отшельника.
    Созоныч / Антон Пуренков и Евгений Карманов

Денис Гаврилин
Внутри небольшого и на первый взгляд простого двускатного дома есть секрет: квадратная комната со своей четырехскатной крышей. Архитектура строится на диалоге этих двух оболочек: внешней и внутренней. Та, что снаружи – зеленая и вертикальная. Цвет и ритм досок, переходящий в ритм черепицы, маскирует дом, форма здания спокойна и скромна. Оболочка ядра собрана из фанеры и окрашена в красный цвет. Она возвышенно остроконечна и, будучи квадратной, сконцентрирована на себе. По своему устройству она напоминает вывернутый наизнанку шкаф: в полу скрываются ящики, а некоторые стены оказываются оконными ставнями. Отшельник может закрыть все ящики и ставни и сконцентрироваться на себе. Или наоборот, использовать ящики как мебель, открыть окна, любоваться природой и заниматься повседневными делами. Сокровенность внутреннего пространства, его кажущаяся независимость от пространства внешнего, делают отшельничество таинством.
  • zooming
    1 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    2 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    3 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    4 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    5 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    6 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    7 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    8 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин
  • zooming
    9 / 9
    Дом для отшельника
    Денис Гаврилин

Настасья Иванова и Артур Хопкинс
Шкаф – место из детства, которое хранило много тайн: там можно было спрятаться и через щелку наблюдать за домашней суетой, там родители прятали подарки, верилось, что там можно найти еще одну дверь, которую никто кроме тебя не увидит. Авторы хотели привнести ощущение игры, при котором отшельник сбрасывает груз взрослости и становится мальчишкой или девчонкой, которым просто любопытно, что там будет дальше. Получилось место со входом через шкаф, где можно побыть одному, а оставив все ненужное и взрослое, пролезть через в потолочный люк в свой собственный почти секретный мир, где можно делать все, что захочется.

Дом располагается над шкафом, в антресоли можно спать, смотреть на звезды и кормить птиц через специальное круглое окно как на старинном корабле. Внизу удобно заниматься гимнастикой напротив окна, двигать стол на колесиках, чтобы сидеть в центре комнаты, пить чай и никого не впускать. Сидя на стул можно смотреть в окно, читать книгу или писать ее. И быть собой. Восьмое правило игры в прятки: прятаться следует наверху, потому что наверх никто не смотрит.
  • zooming
    1 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    2 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    3 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    4 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    5 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    6 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс
  • zooming
    7 / 7
    Дом для отшельника
    Настасья Иванова и Артур Хопкинс

Александр Кошка и Анна Бычкова
Этот дом вращается и дает хозяину право самому выбирать вид из окна, поворачивать дом в тень, фокусироваться на сползающем за горизонт солнце или следить за тем самым лосем, оставаясь незамеченным. Габариты дома намеренно малы, здесь удобно лишь одному отшельнику. Внутри есть маленькая печь и шкаф с двумя отсеками: больший предназначен для хранения спального матраса, раскладного стола и стула, а меньший – для книг и других предметов. Остальное пространство предназначено для медитаций и отдыха перед панорамным окном.
  • zooming
    Дом для отшельника
    Александр Кошка и Анна Бычкова
  • zooming
    Дом для отшельника
    Александр Кошка и Анна Бычкова

Егор Егорычев и Ирина Новикова
Дом поднят над землей, чтобы минимально воздействовать на окружающую среду и подарить отшельнику ощущение невесомости. Для усиления эффекта огромный витраж ориентирован на крутой овраг. Рейки ограждения винтовой лестницы, мимикрируя под ветви и стволы деревьев, постепенно вытягиваясь и вырастая, скрывают террасу и переходят на фасад. Еще не преодолев порог дома отшельник погружается в атмосферу уединения и защищенности.

Внутри четыре функциональные зоны: прихожая с местами хранения, кабинет с библиотекой, основное пространство для занятия йогой и антресоль для сна. Необычное впечатление создает криволинейная поверхность кровли – все стропила прямые, но с разным углом наклона. Это решение позволило не только создать яркий интерьер, но и продемонстрировать податливость кровельного материала к скручиванию с изгибом. Подобно кораблю дом плывет над землей, крыша изогнута как парус, а опора лестницы стала флагштоком. Поднятый флаг – способ объявить миру о том, что отшельник нашел пристанище.
  • zooming
    1 / 7
    Ракурс 1. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    2 / 7
    Ракурс 2. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    3 / 7
    Аксонометрия. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    4 / 7
    Взрыв-схема. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    5 / 7
    Планы. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    6 / 7
    Разрезы. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова
  • zooming
    7 / 7
    Фасады. Дом отшельника
    Егор Егорычев и Ирина Новикова

 
NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
В проекте было важно подчеркнуть уединенность и связь с природой. Двусветный объем жилой части с односкатной кровлей компактный и функциональный. Он сконструирован так, чтобы превратить скромную по площади комнату в платформу панорамного просмотра. На первом этаже расположена основная комната с небольшим рабочим местом, санузел и прихожая, на антресоли – спальня. Большое окно пропускает в дом достаточно света, параллельно позволяя жильцу наслаждаться видами окружающего леса. Раздвижные двери в летнее время соединяют пространство комнаты с летней террасой.
  • zooming
    1 / 6
    Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
  • zooming
    2 / 6
    Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
  • zooming
    3 / 6
    Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
  • zooming
    4 / 6
    Интерьер. Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
  • zooming
    5 / 6
    Разрез. Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин
  • zooming
    6 / 6
    Фасады. Дом отшельника
    NTML architects / Мария Ляшко и Никита Тимонин


Жюри отметило еще 12 объектов, их можно рассмотреть ниже.
  • zooming
    1 / 12
    «Выход на балкон»
    Даниил Наринский
  • zooming
    2 / 12
    «Павильон для одного человека»
    Кирилл Бережнов
  • zooming
    3 / 12
    Дом отшельника
    PAP design / Крупин Иван, Сергей Григорьев
  • zooming
    4 / 12
    Дом отшельника
    Александр Николаев
  • zooming
    5 / 12
    Флигель трепетных размышлений
    АБ Рокот / Готлиб Илья, Алексейцева Елена, Кармазина Дарья, Кучеров Николай
  • zooming
    6 / 12
    Леший
    АМ «РЕКА» / Гагин Николай, Горшкова Софья, Халидуллина Алина
  • zooming
    7 / 12
    3333
    Крымская Наташа и Чикаев Даниил
  • zooming
    8 / 12
    Дом отшельника
    Ициксон Екатерина
  • zooming
    9 / 12
    Мимикрия
    Наталья Пападука
  • zooming
    10 / 12
    Дом-дверь
    Алексей Колесов
  • zooming
    11 / 12
    Дом отшельника
    Караганов Александр и Глебов Олег
  • zooming
    12 / 12
    Твой угол
    Творческое объединение KLIN / Филип Ангелина, Ситникова Екатерина

14 Мая 2020

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.