English version

Интервью с Рафаэлем Виньоли. Интервью и текст Владимира Белоголовского

Проекты Рафаэля Виньоли участвуют в экспозиции российского павильона XI биеннале архитектуры в Венеции

mainImg
Архитектор:
Рафаэль Виньоли

Офис Rafael Vinoly Architects в Нью-Йорке
50 Вандам стрит, СоХо, Манхэттен
8 мая 2008 года

В 1989 году конкурсный проект Рафаэля Виньоли на дизайн Токийского международного форума победил 395 проектов претендентов из 50 стран! Этот грандиозный городской комплекс был построен в 1996 году. Красивая драматичная структура длиной более 230 метров, окруженная занавесями стеклянных фасадов, опирается лишь на две изящные опоры, расставленные столь далеко друг от друга, что кажется, будто зависшая на многоэтажной высоте конструкция парит в воздухе, подобно плывущему по небу дирижаблю.

Архитектор родился в Монтевидео, Уругвай, в 1944 году, а с пяти лет рос в Буэнос-Айрес с родителями – матерью, учителем математики, и отцом, театральным режиссером и продюсером. В 20-летнем возрасте, будучи студентом, Рафаэль стал одним из партнеров основателей компании Estudio de Arquitectura в Буэнос-Айресе, которая вскоре превратилась в одно из наиболее продуктивных и успешных бюро Южной Америки. В 1979 году, покинув Аргентину, где к тому времени утвердилась военная диктатура, Виньоли иммигрировал в США с женой –дизайнером интерьеров и тремя сыновьями. Первые годы архитектор преподавал в Гарварде и вел строительные проекты в роли девелопера. В 1982 году Виньоли возобновил архитектурную практику. Сейчас бюро Rafael Vinoly Architects является ведущей международной практикой в Нью-Йорке, Лондоне и Лос-Анджелесе. Всего в компании занято 250 архитекторов.

Среди наиболее известных проектов архитектора Киммел-центр исполнительных искусств в Филадельфии, Театр джаза при Линкольн-центре в Нью-Йорке, Научный центр в Бард колледже в штате Нью-Йорк и исследовательский институт Ван Андел в штате Мичиган. В настоящее время Рафаэль Виньоли проектирует несколько жилых высоток для нового района Парк-Сити в Москве.

Я бывал в трехэтажной студии архитектора в СоХо не однажды. Студия заряжает креативной энергией, восхищает часто меняющимися экспозициями больших макетов и обрамленных фотографий недавних проектов бюро. Огромный общий зал второго этажа является крупнейшим и наиболее впечатляющим проектировочным пространством в Нью-Йорке. А подвальная модельная мастерская, полностью просматривающаяся с тротуара сквозь длинный ряд красивых арочных окон, вовлекает в увлекательный процесс архитектурного проектирования многих прохожих. Наша беседа состоялась в просторном рабочем кабинете за большим круглым столом рядом с двумя черными роялями “Stainway”.

– Судя по тому, сколько раз мы переносили нашу встречу, вы возможно, являетесь самым занятым архитектором в мире. Над какими проектами вы сейчас работаете?

– Мы действительно очень заняты. Среди наиболее интересных проектов: офисная башня в сердце Лондона. Театр и Центр визуальных искусств в Лестере, Англия, многофункциональный комплекс в Объединенных Арабских Эмиратах, новый терминал в международном аэропорту Караско в Монтевидео и реконструкция Музея искусств в Кливленде.

– Вы много путешествуете. Назовите наиболее, на ваш взгляд, увлекательные места, где урбанистические преобразования претерпевают значительные изменения?

– Совершенно очевидно, что таким местом является Персидский залив. Это удивительный феномен. Концентрация могущества и богатства в этом районе сегодня сродни богатейшим империям в истории человечества. Это напоминает то, что к примеру, произошло в Санкт-Петербурге в 18-м веке, когда Петр Великий решил построить новую столицу России на болотах. Поэтому важно учитывать – какой уровень ответственности, курс развития и какие вообще идеи владеют обществом и элитой при реализации грандиозных градостроительных видений. Я особенно обращаю внимание на страны Персидского залива, потому что они все имеют общий знаменатель, – пустыню, что по сути и есть табула раса.

– Вы имеете в виду феномен инстанционных городов?

– Мне кажется, что понятия инстанционного и консолидированного города является плодом весьма запутанной идеей. Естественное развитие города представляет собой очень медленный культурный феномен и его нельзя форсировать. А сегодня культурный цикл имеет 60 секунд или вроде того. Раньше на строительство города уходило 150 лет, затем – 50, теперь – 30 и эта тенденция продолжает сжиматься. Что делает инстанционные города возможными, так это единый источник финансирования и консолидированная структура власти. С другой стороны, в демократических условиях любое новое строительство происходит в час по чайной ложке. Оно характерно более медленным и естественным развитием, поэтому и идея инстанционного города на Западе – не столь реалистична. Мне кажется, что такая идея будет иметь смысл лишь тогда, когда новые города смогут умирать также быстро, как и возникать. Представьте – города возникают, функционируют в течение десяти лет и, когда необходимость в них исчезает, они разбираются, упаковываются и передислоцируются в какие-нибудь другие места. Пока же современные технологии такого предложить не могут.

– Поговорим о вашем жилом проекте в Москве и, как вы получили этот заказ?

– Наш участок является частью очень большого генплана Парк-Сити, который разрабатывает компания KPF. Они и рекомендовали нас местному девелоперу. Нам достался очень интересный участок вдоль берега Москва-реки с идеей построить пять жилых башен. Мы проектируем три из них, а ливанский архитектор Набил Голам (Nabil Gholam) работает над оставшимися двумя.

– На сколько оригинальны будут ваши башни? Вы не собираетесь соединить высотки жилыми мостами, на подобии тех, которые вы построили в семидесятые в Буэнос-Айресе?

– К сожалению, у нас не было возможности особо экспериментировать, потому что формы зданий определили за нас архитекторы из KPF. Их идея состоит в том, чтобы пять зданий были разной высоты, постепенно наращивая этажность в сторону отеля “Украина”, одной из семи сталинских высоток. Все новые башни – круглые в плане. Такая организация предполагает больше всевозможных видов из окон, чем имеют традиционные ортогональные здания. Тем не менее, я осознаю, что эти башни далеки от идеальных пропорций – один к девяти. Они немного полноваты и не очень захватывающие.

– Расскажите о ваших взаимоотношениях с заказчиком.

– Мы не контактируем с заказчиком напрямую. Этим занимаются архитекторы из KPF. Вся документация идет через них. Около полугода назад я представил наш проект перед большой группой инвесторов в сумасшедшем московском ночном клубе. Прожектора слепили мне в глаза так ярко, что я не очень-то и видел кому я собственно показывал свой проект. Обычно я получаю большое удовольствие от бюрократической стороны проектирования, – встречаясь с городскими властями, представляя проект перед публикой и так далее. В России у меня этого не получилось. Я согласился на такие условия работы лишь для того, чтобы иметь шанс поработать в России и поближе соприкоснуться с культурой, которую я знаю не понаслышке. Живя в Аргентине, я был окружен русской культурой и, тинэйджером, не раз сопровождал отца в его поездках в Россию. Я дружил с фотографом, который был русским иммигрантом. Он был очень близким другом моих родителей. Я даже немного изучал русский язык и все еще помню кое-что. Для меня архитектура и культура – это одно и тоже.

– У вас были возможности посмотреть какие-то постройки в Москве?

– Я знаком с городом больше по публикациям и книгам. Я знаю, что Норман (Фостер) проектирует. Это колоссальные объекты, но уверен, не лучшие его произведения. За последний год я был в Москве пять или шесть раз для ознакомления с участком и командой проекта. В основном я видел исторические памятники в центре города и лишь ночью, после совещаний. Но мне кажется, что я очень хорошо чувствую этот город и могу себе представить его очень четко.

– Ощущаете ли вы, что в Москве подымается новый фантастический город?

– Мне кажется, что трудно стереть следы архитектуры, которая в таком количестве была построена в советское время. Хотя я должен вам сказать, что мне показывали одно здание, про которое люди говорили, что это катастрофа, а мне оно очень понравилось. Речь об очень однообразной жилой мегаструктуре, не менее 700 или 800 метров в длину. Она выглядит, как часть географии страны, а не архитектура. Это страшная вещь! К сожалению, мне не удалось посетить не одного конструктивистского объекта. Я хорошо знаком с ними по книгам, а несколько лет назад был на потрясающей выставке в Париже. Эта архитектура оказала ключевое влияние на многих ведущих сегодня архитекторов на Западе. Задумайтесь – большинство образов, на которых строится передовая архитектура сегодняшнего дня, базируется на том, что было сделано столько лет назад. Это был очень фундаментальный период – не только с точки зрения новых архитектурных форм, но и в смысле изобретения новых социальных форм жизни. Это было фантастическое время!

Касаясь этой темы, Виньоли нарисовал контур пятиконечной звезды, обвел ее серпом и решительно заявил, подразумевая русских конструктивистов: “Эти люди изобрели все. Это был фантастический момент. Если бы у них было больше времени, их архитектура изменила бы мир.”

– Считаете ли вы полезным приглашать в Россию иностранных архитекторов?

– Честно говоря, я вовсе не уверен, что это столь важно. Мне кажется, что вопрос не в том, что архитекторы иностранные или нет, а являются ли они хорошими мастерами. Хороший архитектор может работать где угодно, потому что он не придет на новое место с уже готовым проектом, который умел успех или был забракован в другом месте. В наше время популярна брэндовая архитектура и большое количество поверхностных стилизаций. Не нужно стремиться импортировать это в Россию. Там хватает своих стилизаторов.

– Какой из собственных проектов вы считаете ключевым?

– Мне кажется, Аргентинский центр цветного телевидения в Буэнос-Айресе. Мне было немного за тридцать и я полностью лично вел этот проект, как считал нужным. Мы приступили к строительству комплекса еще до того, как определились с дизайном. Для меня это была уникальная возможность получить прекрасную школу и профессиональное удовлетворение.

– Как можно начать строительство без одобренных рабочих чертежей?

– Очень просто, вы чертите линии прямо на строительном участке, а потом на их месте возводятся стены. Мы вели это строительство так, как я думаю должны вестись все стройки – на импровизации концептуальных и рабочих чертежей. Мы целые дни проводили на стройке и напрямую говорили подрядчику – сделай это от сих до сих, а то от сель до сель. В том проекте было столько импровизаций! Это и делает архитектуру свежей и динамичной. Токийский Международный Форум оказался совершенно противоположным случаем. Проект реализовывался в очень просчитанных, точных и контролируемых условиях.

– Я слышал, что идея Токийского Международного Форума возникла из логотипа компании Pan Am. Это правда?

– Да. Я решил прекратить конкурсный проект, потому что не мог придумать интересной идеи и, чтобы развеяться улетел в Париж, по счастливой случайности, на самолете компании Pan Am. На борту стали сервировать обед и вдруг я заметил логотип компании на салфетке – такие эллипсы, встроенные в круг. До этого мне никак не удавалось соединить изогнутые пути железной дороги с очень жесткой геометрией сетки ортогональных улиц, соприкасающихся с участком проекта. А когда я увидел этот логотип, все разрешилось само собой и очень естественно. Это действительно произошло именно так. Я приземлился в Париже и тут же улетел обратно в Нью-Йорк заканчивать свой проект.

– Вы знаете, в наши дни архитекторы рассказывают, что к ним больше не приходят подобные цельные видения. Они считают, что проекты не возникают сами по себе, их не нашептывают музы, и тем более не навевают случайные ассоциации. Они складываются из слаженной работы команды. Над такими проектами трудятся большие коллективы, потому что профессия сегодня усложнилась на столько, что архитектору никак не справиться с решением столь комплексных задач в одиночку.

– Да, я слышал об этом.

– Вы слышали об этом? И как же, что-то подобное происходит у вас?

– Здесь так не происходит... И не потому что я против идеи сотрудничества в принципе, а потому что я против проектов, которые порождаются мини контрибуциями. Архитектура, несмотря на то, что вам рассказывают архитекторы, это прежде всего композиционное дело. Это как джаз. Если вы когда-нибудь играли джаз, вы знаете, что он потрясающе свободен. Но он построен на большей жесткости, чем людям кажется. Я имею в виду, что джаз имеет структуру. Он отличается свободными моментами, но вы обязательно должны иметь связующую композицию. В архитектуре тоже самое. Вы должны понимать организационную и функциональную сложность зданий. Если вы думаете, что архитектура на 90 процентов состоит из картинок, вы ошибаетесь. Только, если вы четко представляете себе всю сложность пространственной организации и разбираетесь во всех необходимых системах, без которых невозможно функционирование зданий и, если вы способны в процессе дизайна быстро пересматривать различные компоненты и взаимоотношение пространств, тогда вы в состоянии контролировать общую композицию. Я знаю, как работают архитекторы и, даже если они участвуют в коллективном творчестве, все равно наступает момент, когда кто-то один должен взять на себя ответственность и скомпоновать все как следует.

– Возможно, я не прав, но в Нью-Йорке и Лондоне вы славитесь репутацией человека-оркестра. Другими словами, вы все делаете самостоятельно. Это правда?

– Конечно, это не правда. Как это может быть правдой? В этом заявлении нет ни капли правды!

– Я имею в виду, что вы разрабатываете концепцию и прорабатываете весь проект, вплоть до последней детали в одиночку, не вовлекая в этот процесс ваших сотрудников.

– Вы понимаете, архитектурная практика является сложной, многоплановой и коллективной сферой деятельности. Ведь это смешно предположить, что один человек все может делать сам. Я и не претендую на это. Однако позвольте подчеркнуть следующее – я не верю в практику со множеством дизайнеров. Я решил для себя не практиковать таким образом, потому что по-моему такая позиция неэтична. Если вы продаете продукцию дизайнеров, которых уже давно нет в живых, значит вы строите свою репутацию и карьеру на таланте других людей, а не своем собственном. Поэтому, если бы я был заказчиком, то хотел бы видеть продукцию конкретного человека, а не всей компании. В этом я вижу проблему корпоративных офисов.

– Если говорить конкретно о дизайне, на сколько то, что делает ваш офис сделано вами лично?

– Что касается дизайна, то я контролирую все, что выходит из этих стен. Все до последней мелочи.

– Расскажите о ваших методах работы.

– Несколько дней назад я листал книгу фотографий, иллюстрирующих Эро Сааринена в работе над своими макетами. Эти фантастические фотографии сделаны макетчиком из студии архитектора. Они передают потрясающую степень погруженности мастера в решение дизайнерских задач с помощью разборных рабочих макетов, сделанных в большом масштабе. Подобный способ работы я перенял у Цезаря Пелли, а Пелли и Сааринен переняли его у Льюиса Кана. Это фантастически продуктивный метод работы. Это то, что делает дизайнера архитектором. Поэтому я не верю в посиделки с гениальными консультантами, которые расскажут мне, что и как я должен делать, чтобы вписаться в продиктованные ими параметры. Вначале я много рисую, а потом прорабатываю свои идеи с помощью макетов.

– Вам не безразлична судьба своего бюро, когда вас не станет?

– Мне не все равно. Но по правде сказать, это не моя забота.

– Вы подготавливаете себе смену?

– Конечно. У нас работают потрясающие архитекторы.

– И вы бы доверили им начать проект с нуля без вашего участия?

– Никогда. Я не готов к этому.

– А сколько проектов у вас сейчас на стадии проектирования?

– 44 проекта в девяти странах по всему миру, которые мы ведем в трех офисах.

– Поговорим о музыке. До увлечения архитектурой вы начинали карьеру концертного пианиста. Музыка все еще играет большую роль в вашей жизни?

– Конечно. Вы можете видеть это даже в этом офисе.

– Сколько у вас роялей?

– Девять или десять. Некоторые я одолжил друзьям. Один находится у моего сына. Другой – на сохранении у моего шурина.

– Вы даже построили свой собственный концертный павильон для близких друзей на Лонг-Айленде, напротив вашего дома.

– Для меня этот павильон является своеобразным убежищем. Он приносит мне чувство покоя и комфорта. Там нет никаких визуальных эффектов – просто очень уютно.

– Вы упомянули Льюиса Кана. Он ваш кумир, не так ли?

– Если вы хотите увидеть великую архитектуру, вам необходимо побывать в Художественном музее Кимбел в Форт Ворте. Мы все видели его на картинках. Мы знаем его по макетам и всему остальному, но, когда вы оказываетесь там непосредственно ваши ощущения лишь частично зависят от того, что вы видите. Главное, что вы чувствуете, и это то, что отличает великую архитектуру, –утонченность деталей.

– Вы изучали музыку и архитектуру. По-вашему, между этими искусствами существует какая-то связь?

– Никакой связи. Ноль. Это совершенно разные вещи. Единственное, что их связывает – это миссия в достижении композиции и построении хронологической последовательности событий от одного момента к следующему. С этой точки зрения архитектура и музыка идентичны.

– Ваш офис спонсирует специальную исследовательскую программу для молодых специалистов. Расскажите о ней?

– Мы инициировали эту учебную программу три года назад. Задача была в том, чтобы поощрять молодых архитекторов в поиске новых путей и методов проектирования. Первые два года у нас работали по одному исследователю, а в этом году их будет четверо. В архитектурных школах поощряются теоретические диспуты, но слишком мало внимания уделяется конкретным шагам по проектированию реальных зданий. Наша программа уже привела к интересным результатам. Так, два года назад Джозеф Хагермэн (Joseph Hagerman) выиграл стипендию и исследовал в стенах нашего бюро специфику зеленых крыш. Теперь мы планируем использовать его идею в одном из наших проектов в Бронксе. Также я преподаю специальный курс в нашем офисе. Мы формируем группу из 20 – 25 человек. Набор проводится для всех желающих. Я преподаю специфику ведения профессиональной практики на примере конкретных проектов. Классы проходят раз в две недели в течение четырех месяцев каждую осень. Такая практика поможет улучшить качество подготовки молодых специалистов. Преподаватели должны больше уделять внимание повышению профессионального мастерства, а не выращиванию таланта, что весьма трудно определить – есть ли этот талант, нет его и если есть, то сколько. Лучше всего научиться ведению архитектурной практики, работая в офисе и наблюдая за тем, как работает ваш ментор или любой другой опытный архитектор. В архитектуре есть много чему научиться. И это образование вовсе не ограничивается вашей способностью хорошо рисовать. Как в любой другой профессии, в архитектуре важно понять наличие всевозможных инструментов и методов по их применению. С этой точки зрения, освоение профессией архитектора напоминает обучение музыке. В том смысле, что вы не можете просто говорить об архитектуре. Вы должны уметь что-то продемонстрировать.

– Какой совет вы хотели бы хотели бы дать молодым архитекторам?

– Работать. Работать много и напряженно. Попытайтесь быть рядом с настоящим профессионалом, который знает процесс архитектурного проектирования. Главное в архитектуре – это выработать способность построения пространственной композиции и вы не можете это поручить никому другому. Вопрос в том, как правильно использовать и соотносить те или иные методы проектировочного процесса. Этим вещам можно научить и им следует учиться. Не стоит думать, что одним это дано, а другим нет.

– На какие качества или сенсации вы бы хотели обратить внимание людей в вашей архитектуре? Какие закодированные послания вы адресуете людям?

– Первое, что определяет хорошее здание – это стремление подвергать сомнению принятые за норму типологии зданий, и не в смысле изобретения гротескной формы, а в стремлении трансформировать пространство. Я верю в эволюцию. Если вы спланировали дом одним образом, наверняка есть какой-то другой вариант – еще более удачный. И второе, в архитектуре всегда должен присутствовать такой единый эстетический феномен, как гармонические пропорции. Их нужно научиться чувствовать. Это приходит с опытом, причем строительным, а не карандашным. Это такая способность, что если вы ею овладеете, то почувствуете себя совершенно свободным и уверенным. И еще – этого вполне достаточно, чтобы создавать потрясающую архитектуру. Это измерение не имеет временных или стилевых рамок, и не важно, находитесь ли вы у подножья Великих пирамид, либо в Музее Кимбэл – ключ к эмоциональному пониманию выдающейся архитектуры – в пропорциях.

zooming
zooming
Калифорнийский Институт НаноСистем
zooming
Калифорнийский Институт НаноСистем
zooming
Полицейский участок N 121
zooming
Музей современного арабского искусства
zooming
Музей современного арабского искусства
zooming
Музей современного арабского искусства
zooming
Корпус «Атлас»
zooming
Корпус «Атлас»
zooming
Корпус «Атлас»
zooming
Колледж Bard, Научно-исследовательский центр им. Gabrielle H. Reem и Herbert J. Kayden
zooming
Колледж Bard, Научно-исследовательский центр им. Gabrielle H. Reem и Herbert J. Kayden
Архитектор:
Рафаэль Виньоли

01 Сентября 2008

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.