Возвращая городу центр

Проекты победителей и призеров конкурса на концепцию восстановления историко-культурного облика центральной части Курска.

mainImg
Конкурс был объявлен в начале года администрацией Курской области. Для разработки концепций была обозначена территория площадью 400 га. Призовой фонд, который стоял на кону, – 3 млн рублей. Проводился конкурс в два этапа и собрал 75 заявок, причем не только от российских архитекторов. По итогам первого тура была организована выставка работ, а после – общественные обсуждения. В финал вышло десять проектов: пять были выбраны жюри, еще пять – посетителями сайта конкурса. Они были доработаны и вновь представлены к рассмотрению.

Победителей назвали в конце лета. Ими стали курские архитекторы Михаил Заутренников и Кирилл Будыкин. Второе место поделили московская компания «Сервис Град» и НОЦ «Урбанистика» МАРХИ. На третьем – коллектив архитекторов из Петербурга под руководством Елены Богомаз. Все они представлены ниже.
 
Первое место
Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)

Архитекторы ставили перед собой задачу осмыслить обозначенную в конкурсном задании территорию, определить ее проблемы и потенциал и понять, куда стоит направить усилия, чтобы достичь позитивных изменений. Очевидно, что центр города страдает от отсутствия благоустройства, доступной среды, общественных пространств, детских и спортплощадок. Ситуация усугубляется хаотичными парковками.

С точки зрения благоустройства территории, в основу проекта легли следующие решения: сужение проезжей части, расширение и превращение в общественные пространства тротуаров, консолидация стихийных парковок, модернизация сети городского транспорта и создание выделенных полос для его движения, благоустройство и озеленение улиц, формирование системы пешеходных связей, насыщение зданий разнообразными функциями и т.д. Однако есть и другая сторона: возвращение исторического центра городу, а также сохранение и защита исторического, в том числе археологического, наследия. Здесь расположен главный городской символ – Курский детинец, максимально эффективное развитие которого легло в основу проекта.
  • zooming
    1 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    2 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    3 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    4 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    5 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    6 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    7 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    8 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    9 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    10 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    11 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    12 / 12
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)

Часть существующих на территории построек сохраняют свою функцию, а некоторые – наделяются новыми. В корпусе бывшей мужской гимназии, к примеру, предлагается разместить ЗАГС и креативный кластер с образовательными пространствами, офисами и коворкингом. В бывших корпусах завода КЭАЗ планируются гостиница, ресторан, МФЦ, коммерческие помещения. В бывшем здании суда – музей современного искусства. Будут и новые постройки – краеведческий музей, театр кукол и др.

Еще один важный символ Курска – набережная реки Тускарь откуда открывается захватывающий вид на центр города. Она запланирована в современном стиле экоурбанизма – с деревянным мощением, обилием общественных и детских площадок, современной уличной мебели, местами для рыбалки и спокойного отдыха.
  • zooming
    1 / 4
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    2 / 4
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    3 / 4
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)
  • zooming
    4 / 4
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска. Генеральный план и аналитические схемы
    Михаил Заутренников, Кирилл Будыкин (Курск)

Ниже – видео, подготовленное архитекторами для финальной презентации проекта.

 
 
***

 
Второе место
НОЦ «Урбанистика» МАРХИ
Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
НОЦ «Урбанистика» МАРХИ

Основные составляющие этого проекта – сохранение исторических зданий, создание новых объектов строго в габаритах существующих построек, благоустройство территории по принципу формирования оживленного городского пространства, привлекательного для жителей и гостей города.

Некоторые строения обретают новые функции: в здании окружного суда архитекторы разместили дворец бракосочетаний; один из корпусов Курского электроаппаратного завода предложено приспособить под гостиницу, а бывшее здание мужской гимназии – отдать краеведческому музею.

Серьезное внимание уделяется созданию новых общественных пространств, а также развитию и реконструкции существующих.
  • zooming
    1 / 10
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    НОЦ «Урбанистика» МАРХИ
  • zooming
    2 / 10
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    НОЦ «Урбанистика» МАРХИ
  • zooming
    3 / 10
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    НОЦ «Урбанистика» МАРХИ
  • zooming
    4 / 10
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    НОЦ «Урбанистика» МАРХИ
  • zooming
    5 / 10
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    НОЦ «Урбанистика» МАРХИ
  • zooming
    6 / 10
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    НОЦ «Урбанистика» МАРХИ
  • zooming
    7 / 10
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    НОЦ «Урбанистика» МАРХИ
  • zooming
    8 / 10
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    НОЦ «Урбанистика» МАРХИ
  • zooming
    9 / 10
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    НОЦ «Урбанистика» МАРХИ
  • zooming
    10 / 10
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    НОЦ «Урбанистика» МАРХИ

 
***
 
Второе место
«Сервис Град»
Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
«Сервис Град»

Среди ключевых решений, предложенных архитекторами, – реконструкция ТЭЦ, создание вантового моста над рекой Тускарь, превращение улицы Луначарского в пешеходную зону, строительство МФЦ с многоуровневой подземной парковкой, возвращение первозданного вида бывшему зданию Братского корпуса.

В главной башне ТЭЦ организована видовая площадка с обзорными лифтами и рестораном, а из парка им.1 Мая в сторону реки предлагается пустить канатную дорогу. Саму же парковую зону, по мнению архитекторов, необходимо реконструировать, расположить в ней спортивные зоны и общественные пространства.
  • zooming
    1 / 5
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    «Сервис Град»
  • zooming
    2 / 5
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    «Сервис Град»
  • zooming
    3 / 5
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    «Сервис Град»
  • zooming
    4 / 5
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    «Сервис Град»
  • zooming
    5 / 5
    Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
    «Сервис Град»

 
***
 
Третье место
Елена Богомаз, Алена Амелькович, Вера Бурмистрова
Концепция восстановления историко-культурного облика центральной части Курска
Елена Богомаз, Алена Амелькович, Вера Бурмистрова

Основой для проекта послужил образ дореволюционного Курска. Авторы стремились выявить и раскрыть идентичность города, «сверялись» со старыми генпланами и историческими фотографиями. Узнав о том, что пространство перед цирком ранее представляло собой вокзальную площадь, архитекторы решили преобразовать его по мотивам старого вокзала. Благоустройство имитирует железнодорожные пути, которые ведут в многофункциональный всесезонный павильон.

Одно из направлений концепции – воссоздание, сохранение и строительство колоритных деревянных построек. Еще один акцент сделан на значительном расширении пешеходной зоны.
  • zooming
    1 / 8
    Елена Богомаз, Алена Амелькович, Вера Бурмистрова, Елена Блинова (Санкт-Петербург)
  • zooming
    2 / 8
    Елена Богомаз, Алена Амелькович, Вера Бурмистрова, Елена Блинова (Санкт-Петербург)
  • zooming
    3 / 8
    Елена Богомаз, Алена Амелькович, Вера Бурмистрова, Елена Блинова (Санкт-Петербург)
  • zooming
    4 / 8
    Елена Богомаз, Алена Амелькович, Вера Бурмистрова, Елена Блинова (Санкт-Петербург)
  • zooming
    5 / 8
    Елена Богомаз, Алена Амелькович, Вера Бурмистрова, Елена Блинова (Санкт-Петербург)
  • zooming
    6 / 8
    Елена Богомаз, Алена Амелькович, Вера Бурмистрова, Елена Блинова (Санкт-Петербург)
  • zooming
    7 / 8
    Елена Богомаз, Алена Амелькович, Вера Бурмистрова, Елена Блинова (Санкт-Петербург)
  • zooming
    8 / 8
    Елена Богомаз, Алена Амелькович, Вера Бурмистрова, Елена Блинова (Санкт-Петербург)

 
***

Узнать о конкурсе подробнее можно на его сайте. Там же можно ознакомиться с проектами участников и комментариями к ним.

11 Ноября 2019

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.