14.04.2009

Будни зазеркалья

Проект строительства новых корпусов при ИМЕТ РАН, вероятно, останется на бумаге. Но он интересен тем, что очень ярко выражает новую тенденцию контекстуальной архитектуры – строительство больших зданий-зеркал, призванных «вбирать в себя» окрестности, отражая их и создавая тем самым «вторую», театрализованную реальность города

информация:

открыть большое изображение

Если ехать по Ленинскому проспекту из центра в сторону области, то после полукруглой площади Гагарина он будет представлять собой следующую картину. Справа поздне-сталинские кирпичные дома, гигантскими каре ограждающие свои дворы. Слева – подхватывая тему, заданную в начале проспекта больницами Казакова и Бове, вышагивают помпезные дворцы институтов Академии наук. Они похожи на усадебные дома, в которых все увеличено в несколько раз, начиная с плана и заканчивая капителями (как правило коринфскими). Планировка тоже похожа – симметричная, с курдонером и флигелями. Такие крупные, пышные, массивные дворцы. Они обладают немалыми территориями.

Реконструкции одного такого дворца – института металлургии и материаловедения (ИМЕТ РАН) – посвящен проект компании «Сергей Киселев и Партнеры». Это инвестиционное строительство: институт предоставляет землю и получает взамен часть построенных новых площадей, в остальных размещаются офисы. Проект предполагает строительство четырех корпусов – соблюдая заданный существующими зданиями ритм, они располагаются вокруг существующего здания с колоннами.

Совершенно очевидно, что проект попал в очень определенный, целостный послевоенный контекст. Интересно, как он на него отреагировал: два больших «лицевых» корпуса, обращенных к Ленинскому проспекту, превратились в здания-зеркала.

Они состоят из двух частей: с тыльной стороны это каменные здания, силуэт которых образован крупными ступенями, а фасады – строгими ленточными окнами и горизонтальными балконами (таковы же и два малых «дворовых» корпуса). С парадной стороны, обращенной к проспекту, к этим очень строгим и сдержанным объемам примыкают высокие – на одну треть выше них – пластины, полностью покрытые зеркальным стеклом. Для большей равномерности плоскости стыки между стеклами максимально сглажены. Эти фасады смотрят на северо-запад и почти всегда в тени – предполагалось, что затененные исполинские зеркала будут отражать освещенную, противоположную сторону проспекта, а также – небо, растворяясь в нем закруглениями верхней части пластин.

«Зеркала» очень большие – в каждом из них по 20 этажей. Для того, чтобы немного оживить их поверхность, вначале предполагалось использовать стекла разной степени прозрачности, расположив их в хаотичном «пиксельном» ритме. Архсовет такое решение одобрил, а заказчик нет – опасаясь, что неравномерность освещения внутри вызовет претензии офисных арендаторов. Тогда для оживления плоскости были использованы ламели, встроенные в стыки между стеклами и очень высокие – их высота помогает спрятать междуэтажные горизонтали. Получается так, как будто пошел дождь и прочертил по стеклу редкие полосы.

Итак, зеркала – средство вписаться в контекст. Никаких реверансов, рюшечек, штукатурки и прочего. Камень – только в виде гигантской «подставки для зеркал». Тема эта не нова – с тех пор, как стало можно делать большие стекла, архитектура задумывается о том, что она отражает в буквальном смысле. Вообще говоря, всерьез начали работать с зеркалами еще барочные интерьеры (вспомним хотя Царскосельский дворец). А уж архитектура модернизма, она, можно сказать, наполовину состоит из стекла и без стекла себя не мыслит.

И все же – компания Сергея Киселева в последние годы разрабатывает «тему зеркал» особенно тщательно, перейдя от спокойных форм и серо-полосатых фасадов к гигантским стеклянным ширмам, призванным растворить здания в контексте с почти кинематографическим правдоподобием. Этот прием использован на дворовом фасаде «Эрмитаж-Плазы», где стеклянные полосы повернуты к небу. Его же  находим в проекте делового комплекса возле Павелецкой площади: там стеклянные «щиты» делают здания более непроницаемыми и более контекстуальными, чем камень.

Вероятно, такая  приверженность гигантским зеркалам связана с укрупнением масштаба – раньше «Сергей Киселев и Партнеры» строили отдельные, небольшие дома в центре города, использовать в них большие витражи было бы скорее вызовом, чем маскировкой. Теперь проекты – большие, от 100 до 400 тысяч кв. метров, и подход к ним другой. Они должны казаться невидимыми, как вода или пар, только так можно «спрятать» столь большие постройки. «Спрятать» – в данном случае выражение, разумеется, фигуральное. Дома прекрасно видно, даже стеклянные. Мне даже кажется, что эти игры с зеркалами скорее смысловые, театральные и требуют вживания и воображения зрителя для того, чтобы начать работать по-настоящему, «вбирать» в себя окрестности и выдавать картинку «зазеркалья». В зазеркалье вся суть – в отражении мы видим уже не тот мир, а какой-то другой, хотя и похожий.

В данном случае, правда, зеркалам не суждено воплотиться. У ИМЕТ РАН сменился директор, и новый руководитель захотел, чтобы корпуса были построены ближе к красной линии Ленинского проспекта. Так близко эти гигантские объемы придвинуть нельзя, даже зеркальные. А если сделать корпуса ниже ростом, то инвестор не получит желаемых площадей. Поэтому проект, вероятно, останется на бумаге. В Зазеркалье.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Разрез 1-1
Разрез 1-1открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Явейн
  • Олег Карлсон
  • Николай Миловидов
  • Алексей Курков
  • Полина Воеводина
  • Олег Шапиро
  • Игорь Шварцман
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Роман Леонидов
  • Илья Машков
  • Александр Скокан
  • Александр Бровкин
  • Вера Бутко
  • Олег Мединский
  • Юлий Борисов
  • Сергей Сенкевич
  • Зураб Басария
  • Даниил Лоренц
  • Владимир Плоткин
  • Александра Кузьмина
  • Антон Барклянский
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Токарев
  • Антон Надточий
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Кузнецов
  • Евгений Герасимов
  • Антон Бондаренко
  • Александр Попов
  • Павел Андреев
  • Наталья Сидорова
  • Всеволод Медведев
  • Карен Сапричян
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлия Тряскина
  • Антон Ладыгин
  • Наталия Шилова
  • Тотан Кузембаев
  • Станислав Белых
  • Андрей Гнездилов
  • Михаил Канунников
  • Анатолий Столярчук
  • Василий Крапивин
  • Константин Ходнев
  • Левон Айрапетов
  • Валерия Преображенская
  • Сергей  Орешкин
  • Дмитрий Селивохин
  • Владимир Биндеман
  • Никита Бирюков
  • Иван Кожин
  • Антон Лукомский
  • Андрей Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Романов
  • Александр Асадов
  • Сергей Чобан
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Грень

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи