Будни зазеркалья

Проект строительства новых корпусов при ИМЕТ РАН, вероятно, останется на бумаге. Но он интересен тем, что очень ярко выражает новую тенденцию контекстуальной архитектуры – строительство больших зданий-зеркал, призванных «вбирать в себя» окрестности, отражая их и создавая тем самым «вторую», театрализованную реальность города

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

14 Апреля 2009
mainImg

Проект:

Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
Россия, Москва, Ленинский проспект, вл. 49

Авторский коллектив:
Сергей Киселёв, Виктор Бармин (ГАП), Анастасия Хомякова, Елена Дедюля, Галина Харитонова
инженер: Игорь Шварцман

2006

заказчик: ООО «Арсенал-Эстейт»

Если ехать по Ленинскому проспекту из центра в сторону области, то после полукруглой площади Гагарина он будет представлять собой следующую картину. Справа поздне-сталинские кирпичные дома, гигантскими каре ограждающие свои дворы. Слева – подхватывая тему, заданную в начале проспекта больницами Казакова и Бове, вышагивают помпезные дворцы институтов Академии наук. Они похожи на усадебные дома, в которых все увеличено в несколько раз, начиная с плана и заканчивая капителями (как правило коринфскими). Планировка тоже похожа – симметричная, с курдонером и флигелями. Такие крупные, пышные, массивные дворцы. Они обладают немалыми территориями.

Реконструкции одного такого дворца – института металлургии и материаловедения (ИМЕТ РАН) – посвящен проект компании «Сергей Киселев и Партнеры». Это инвестиционное строительство: институт предоставляет землю и получает взамен часть построенных новых площадей, в остальных размещаются офисы. Проект предполагает строительство четырех корпусов – соблюдая заданный существующими зданиями ритм, они располагаются вокруг существующего здания с колоннами.

Совершенно очевидно, что проект попал в очень определенный, целостный послевоенный контекст. Интересно, как он на него отреагировал: два больших «лицевых» корпуса, обращенных к Ленинскому проспекту, превратились в здания-зеркала.

Они состоят из двух частей: с тыльной стороны это каменные здания, силуэт которых образован крупными ступенями, а фасады – строгими ленточными окнами и горизонтальными балконами (таковы же и два малых «дворовых» корпуса). С парадной стороны, обращенной к проспекту, к этим очень строгим и сдержанным объемам примыкают высокие – на одну треть выше них – пластины, полностью покрытые зеркальным стеклом. Для большей равномерности плоскости стыки между стеклами максимально сглажены. Эти фасады смотрят на северо-запад и почти всегда в тени – предполагалось, что затененные исполинские зеркала будут отражать освещенную, противоположную сторону проспекта, а также – небо, растворяясь в нем закруглениями верхней части пластин.

«Зеркала» очень большие – в каждом из них по 20 этажей. Для того, чтобы немного оживить их поверхность, вначале предполагалось использовать стекла разной степени прозрачности, расположив их в хаотичном «пиксельном» ритме. Архсовет такое решение одобрил, а заказчик нет – опасаясь, что неравномерность освещения внутри вызовет претензии офисных арендаторов. Тогда для оживления плоскости были использованы ламели, встроенные в стыки между стеклами и очень высокие – их высота помогает спрятать междуэтажные горизонтали. Получается так, как будто пошел дождь и прочертил по стеклу редкие полосы.

Итак, зеркала – средство вписаться в контекст. Никаких реверансов, рюшечек, штукатурки и прочего. Камень – только в виде гигантской «подставки для зеркал». Тема эта не нова – с тех пор, как стало можно делать большие стекла, архитектура задумывается о том, что она отражает в буквальном смысле. Вообще говоря, всерьез начали работать с зеркалами еще барочные интерьеры (вспомним хотя Царскосельский дворец). А уж архитектура модернизма, она, можно сказать, наполовину состоит из стекла и без стекла себя не мыслит.

И все же – компания Сергея Киселева в последние годы разрабатывает «тему зеркал» особенно тщательно, перейдя от спокойных форм и серо-полосатых фасадов к гигантским стеклянным ширмам, призванным растворить здания в контексте с почти кинематографическим правдоподобием. Этот прием использован на дворовом фасаде «Эрмитаж-Плазы», где стеклянные полосы повернуты к небу. Его же  находим в проекте делового комплекса возле Павелецкой площади: там стеклянные «щиты» делают здания более непроницаемыми и более контекстуальными, чем камень.

Вероятно, такая  приверженность гигантским зеркалам связана с укрупнением масштаба – раньше «Сергей Киселев и Партнеры» строили отдельные, небольшие дома в центре города, использовать в них большие витражи было бы скорее вызовом, чем маскировкой. Теперь проекты – большие, от 100 до 400 тысяч кв. метров, и подход к ним другой. Они должны казаться невидимыми, как вода или пар, только так можно «спрятать» столь большие постройки. «Спрятать» – в данном случае выражение, разумеется, фигуральное. Дома прекрасно видно, даже стеклянные. Мне даже кажется, что эти игры с зеркалами скорее смысловые, театральные и требуют вживания и воображения зрителя для того, чтобы начать работать по-настоящему, «вбирать» в себя окрестности и выдавать картинку «зазеркалья». В зазеркалье вся суть – в отражении мы видим уже не тот мир, а какой-то другой, хотя и похожий.

В данном случае, правда, зеркалам не суждено воплотиться. У ИМЕТ РАН сменился директор, и новый руководитель захотел, чтобы корпуса были построены ближе к красной линии Ленинского проспекта. Так близко эти гигантские объемы придвинуть нельзя, даже зеркальные. А если сделать корпуса ниже ростом, то инвестор не получит желаемых площадей. Поэтому проект, вероятно, останется на бумаге. В Зазеркалье.

Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на территории ИМЕТ РАН. Разрез 1-1
© АМ Сергей Киселев и Партнеры


0

Проект:

Деловой центр на территории ИМЕТ РАН
Россия, Москва, Ленинский проспект, вл. 49

Авторский коллектив:
Сергей Киселёв, Виктор Бармин (ГАП), Анастасия Хомякова, Елена Дедюля, Галина Харитонова
инженер: Игорь Шварцман

2006

заказчик: ООО «Арсенал-Эстейт»

14 Апреля 2009

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.