Танец вертикалей

Концепция ЖК LVIII – опыт органичного включения башен в историческую часть города, организации стройного и нескучного ритма объемов. Фактически это образ города, шаг за шагом растущего вверх.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

15 Апреля 2019
mainImg

Мастерская:

Архиматика

Проект:

Жилой комплекс «LVIII»
Россия, Екатеринбург, ул. Ленина, 8

Авторский коллектив:
Александр Симонов, Александр Попов, Екатерина Бондаренко, Анна Монастырецкая, Алена Качан

2018
Участок для ЖК LVIII расположен в центральной части Екатеринбурга, на одном из главных проспектов города. Название можно было бы понять как латинское число 58, но на самом деле это своего рода шифровка для престижного адреса: L – Ленина, VIII – дом 8. На самом деле корпуса выстраиваются вдоль улиц Шейнкмана, Попова и внутриквартальной, параллельной улице Сакко и Ванцетти, а от шумного проспекта их отделяет любопытный архитектурный симбиоз. Это два бывших корпуса аффинажного завода, соединенных атриумом: более современное административное здание реконструировали под премиальный жилой комплекс, второй – памятник архитектуры, приспособили под картинную галерею.

Также в пределах квартала сохранились типовые дома 1960-х годов и флигель усадьбы мещан Елисеевых конца XIX века. Столь разновременная застройка с относительно небольшой этажностью характерна для всего района, не то чтобы далеко вырастают и главные высотные доминанты города.
Жилой комплекс «LVIII»
© Архиматика
Жилой комплекс «LVIII». Силуэт
© Архиматика

Территория, отведенная под ЖК – достаточно обширная и в плане почти прямоугольная: только одна из сторон «разветвляется» наружу отростками сложной конфигурации. Архитекторы выстраивают корпуса в две угловые секции, решая таким образом несколько задач: у города появляется новый масштаб квартала, у будущих жильцов – двор внушительного размера, оформляется угол улиц Шейнкмана и Попова, а изрезанная часть сливается с соседними территориями и превращается в полноценное общественное пространство перед картинной галереей: с площадью, променадом и детской площадкой.
Жилой комплекс «LVIII». Генплан
© Архиматика

Поскольку в данной части города нет ограничений по высоте, удалось предложить заказчику три варианта композиции: с корпусами одинаковой высоты, с двумя башнями, акцентирующими новую площадь, и с тремя башнями. Застройщик выбрал последний: самый силуэтный, с максимальным перепадом высот. Который, в числе прочего, позволяет диверсифицировать этажность и стиль жизни, делая тем самым комплекс привлекательным для разных покупателей: кто-то любит жить в пятиэтажках, кому-то по душе быть наравне с птицами.
Жилой комплекс «LVIII». Схема формообразования
© Архиматика

Далее, откликаясь на контекст, архитекторы разделили весь комплекс на две части: пятиэтажное «основание» и надстройки с общей высотой до 33 этажей, которые должны войти в систему городских доминант. Выбранная тектоника привела к решению трактовать основание как внушительную, мощную базу-постамент: отсюда облицовка камнем, широкие простенки и крупные членения. Башни же должны стать воздушными и легкими – что и стало главной изюминкой комплекса.
Жилой комплекс «LVIII»
© Архиматика

Стремясь придать башням изящество, архитекторы визуально разделили объемы каждой из них на две вертикальные части, создав ощущение двух «слепленных» между собой, но стройных объемов – за счет материалов, ритма, и даже высоты. В каждой такой паре одна башня вырастает от земли и выглядит родственной объемам основания, вторая же подчеркнуто установлена на пятиэтажной базе с разрывом, обозначенным углубленным поясом стеклянного этажа-перемычки.

Таким же образом, через «муфту», на пятиэтажном цоколе установлены лаконичные стеклянные объемы меньшей высоты – в сумме десятиэтажные. Получается сложносочиненный образ города, состоящего из разных типов задний, собранных методом объемного пазла в плотное целое. Эффект – несколько сингапурский, город растет вверх, акцентируя ярусность, играя высотами и направлениями, вертикальным в башнях и горизонтальным в стеклянных объемах-настройках. Его усиливает зелень «висячих садов» на террасах перед углубленными промежуточными ярусами. Всё ясно, стройно, хотя не «на раз-два», а «не раз-два-три», как минимум. Но и не более того: пестроты не наблюдается, скорее – некое строго систематизированное, строго посчитанное вальсирование форм. Есть такой танец квадратный вальс, достаточно простой, но на нем строится все дальнейшее обучение классическим танцам. Так вот, здесь он как будто разыгран для трех башен-доминант.
Жилой комплекс «LVIII»
© Архиматика

Стоит сказать, что в первоначальном варианте архитекторы предлагали облицевать весь комплекс красным кирпичом, перекинув таким образом контекстуальный «мостик» к соседнему корпусу аффинажного завода, да и в целом к промышленной истории города. Однако для заказчика кирпич оказался не тем материалом, который создает ощущение парадности, лоска или ассоциируется с жильем «бизнес-класса». Пришлось заменить его на светлый камень, керамогранит и стекло. Такое сочетание дало вполне оптимистичный результат, – по признанию Александра Попова, замена материала оказалась не вынужденной мерой, а вполне естественной.
Жилой комплекс «LVIII»
© Архиматика

Поскольку будущий жилой комплекс относится к категории «бизнес», Архиматика позаботилась о формировании соответствующей среды. Во всех прорабатываемых вариантах архитекторы закладывали и акцентировали площадь по улице Шейнкмана. Вместе с галереей она могла бы стать точкой притяжения горожан и гостей города, что обеспечило бы поток посетителей в точки ритейла, для которого отведены первые этажи. Детская площадка на свободном пространстве – тоже стратегический ход, поскольку мамы, приглядывающие за детьми – это точно хорошая публика, «устремленные на улицу глаза» по Джейн Джекобс. Внутренний двор свободен от машин, для них запланирован подземный паркинг.
Жилой комплекс «LVIII»
© Архиматика

Возможно, глядя на опыт Екатеринбурга с его уникальной небесной линией, другие российские города сумеют полюбить небоскребы. Концепция Архиматики показывает, что высотная доминанта может быть наилучшим выходом из проблемы однообразной массовой застройки. В случае LVIII башни не только берут на себя основные нагрузки по ТЭПам, инсоляции и обеспечению панорамными видами, но и решают градостроительные задачи: одна акцентирует пересечение улиц, другая – площадь, третья уравновешивает композицию, все вместе они создают выразительный силуэт. Что все равно не работало бы, не будь жильцам предложено достаточного городского комфорта. Здесь есть и он – в виде развитой инфраструктуры центральной части города и созданной архитекторами системы приватных и общественных пространств.

К слову: жюри фестиваля «Дом на Брестской приглашает...» недавно присудило проекту первую премию в номинации «Архитектура жилых зданий» (см. новость на канале бюро в Телеграме). 
Жилой комплекс «LVIII»
© Архиматика
Жилой комплекс «LVIII». Фасад по ул. Попова
© Архиматика
Жилой комплекс «LVIII». Разрез
© Архиматика
Жилой комплекс «LVIII». Пятна квартир
© Архиматика
Жилой комплекс «LVIII». 1 секция
© Архиматика
Жилой комплекс «LVIII». 2 секция
© Архиматика


Мастерская:

Архиматика

Проект:

Жилой комплекс «LVIII»
Россия, Екатеринбург, ул. Ленина, 8

Авторский коллектив:
Александр Симонов, Александр Попов, Екатерина Бондаренко, Анна Монастырецкая, Алена Качан

2018

15 Апреля 2019

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.