Школа нового поколения

Какой должна быть школа, в которой нет места для скуки? Ответ на этот вопрос дало бюро UNK project в своем проекте образовательного комплекса в Южно-Сахалинске, который получил название «Нескучная школа».

Автор текста:
Мария Трошина

mainImg

Архитектор:

Юлий Борисов

Мастерская:

UNK project

Проект:

Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Россия, Южно-Сахалинск, Больничная улица, 2

2018
Идея образовательного комплекса, или как теперь принято говорить кластера, не нова. Еще в советское время существовали комбинаты, объединявшие детские учреждения – ясли, сады и школу общей территорией. Иногда к ним привязывались и профессиональные образовательные учреждения среднего звена, например, педагогические училища. Сегодня почти каждая школа предлагает дополнительное образование в послешкольное время, предоставляя детям возможность гармоничного развития, а родителям – время, освободившееся от транспортировки ребенка к месту послешкольного обучения. Но занятия, как правило, проходят в тех же классах, что и общеобразовательные уроки, и очевидно, что эта ситуация, особенно в типовых школах с их ограниченными ресурсами, далека от идеальной.

Образовательный комплекс, который архитекторы UNK project предложили для конкурса в Южно-Сахалинске, включает в себя не только разные ступени образования, но и школу искусств. Такой подход чрезвычайно актуален, поскольку позволяет рассматривать современную школу как дом, где дети проводят большую часть своего времени в течение дня и года. Немаловажным аспектом стала и связь комплекса с городом – с его жителями и средой. Сделав целью проекта создание креативного и открытого культурного пространство для учащихся и города, архитекторы предложили свой взгляд на современный образовательный процесс через пространственные формы. Концепция выиграла конкурс, вот-вот должна начаться реализация.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Учиться играя
Работа над проектом началась с анализа типовой школы и ее архитектуры, базирующейся на классической модели классно-урочной системы – образцовой системы, когда знания передаются от учителя к ученику: типовые коробки с унифицированной и негибкой структурой кабинетно-коридорной системы, которые зачастую являются вещью в себе и легко распознаются в городской среде в силу своей типичности, не имея никакой визуальной связи с окружением. Старая образовательная система, основанная на копировании образца, которая работала достаточно долгое время, сегодня оказалась не очень применима. Еще в 1930-х Йохан Хейзинга провозгласил, что игра – неотъемлемая часть культуры. Его Homo Ludens – человек играющий – оказался идеальной моделью для человека нового времени, а игра – идеальным средством обучения в чрезвычайно быстро меняющемся мире.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Интересно, что разрабатывая свой проект архитекторы опирались не только на собственный, уже достаточно богатый опыт проектирования школ – сейчас полным ходом идет строительство «Умной школы» в Иркутске по совместному проекту датской Cebra и UNK project, – но и на опыт работы с IT кластерами.

«В IT кластерах мы создаем условия, где взрослые могут творить, развиваться и, как ни странно, играть, говорит Юлий Борисов. – Образовательный кластер создается именно для тех, кто в будущем будет востребован и конкурентоспособен. А для этого нужно развивать такие качества как креативность, коммуникабельность, способность к обучению и самообучению. Игра дает шанс к самоутверждению и самовыражению. И кроме того, увлекает, дает почувствовать себя живым, борющимся человеком».

В проекте для Южно-Сахалинская игра начинается уже с визуального образа – комплекс обращен к городу сблокированными корпусами общеобразовательной школы и школы искусств, которые к тому же объединены участком эксплуатируемой кровли. Эта компоновка позволила создать достаточно большое спортивное ядро на крайне стесненном участке, что, к слову, удалось не всем участникам конкурса. В удаленной от улицы части территории расположился детский сад.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образ «школы-события» формируется за счет яркого колористического решения: каждый из корпусов получает собственную окраску: школьное здание – оранжевый, школа искусств – голубой, начальная школа – фиолетовый. Это же цветовое кодирование используется в интерьерах и навигации.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Спортивное ядро, состоящее из футбольного поля, легкоатлетических зон, беговой дорожки, трибун и зоны скалолазания, служит ключевым звеном связи школы и города. Обращенное в сторону реки и лесопарковой зоны, оно может использоваться не только для нужд школы, но и местными жителями.

Парк – место особого внимания, это не только место созерцания, но и активного отдыха – здесь запланированы скейт-парк, зоны для медитаций, йоги.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Школа как дом и город
Отказываясь от традиционного подхода к проектированию – того самого, который укладывается в формулу «функция / фасады / экономика строительства», – UNK project прежде всего обращает внимание на процессы, связанные с обучением. А ведь дети учатся не только на уроке, но и каждую минуту пребывания в школе. Сегодня обучение рассматривается как непрерывный процесс, одна из важных составляющих которого – коммуникация, которая происходит не только в классе во время урока, но и в столовой, и в рекреациях. Концепция не предполагает отказа от учебных классов, но расширяет спектр возможностей образования: предусмотрены и мини-классы для индивидуальной работы с преподавателем, и быстрая трансформации стандартных классов под разные сценарии, а также их объединение, и большие аудитории для нескольких групп. При этом комплексная образовательная среда формируется не только за счет разных масштабов аудиторий, но и за счет рекреационных зон. Изменяемость и гибкость здесь – основы креативного, проектного мышления, которое формируется самим пространством школы.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Анализируя день ребенка с момента прибытия в школу до ухода, архитекторы предлагают посмотреть на него со стороны. В какой-то степени в организации кластера реализуется метафора города с улицами, жилыми кварталами, площадями, зелеными зонами и парками. При проектировании входной группы, отделенной от улицы площадью, внимание акцентировано на начале дня, приходе в школу и времени до занятий, отведенного на переодевание. Она, своеобразная визитная карточка школы, должна быть удобна для малоподвижных групп граждан, и защищать на случай непогоды. Пространство вестибюля, которое в типовых школах нередко напоминает КПП особо охраняемой территории, здесь – двусветное, открытое, из него легко просматриваются различные функциональные зоны школы.

Деталь, говорящая о внимании к комфорту детей: гардеробы снабжены индивидуальными ящиками и различаются по цвету от класса к классу.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Перетекающие друг в друга рекреации разделяются на подгруппы – транзитные, для тихого отдыха и для игр: коридоры решены как благоустроенные улицы с местами для отдыха в нишах стен, что исключает монотонность. Кроме того, от лишних коридоров позволяет избавиться атриум с большой лестницей. Он формирует центральную площадь – место встреч и проведения мероприятий. Это пространство улучшает просматриваемость и проницаемость школы, – подчеркивают архитекторы, – но прежде всего оно должно способствовать общению и эффективному взаимодействию детей и учителей, как форум школы новой формации, в котором коммуникативные навыки рассматривают как определяющие для успеха в будущем.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Ситуация выбора
Архитекторы признаются, что в своем стремлении создать место, где ребенок хотел бы находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться и радоваться, они многое заимствовали из опыта Северной Европы, в частности Дании и Финляндии, где школу рассматривают как часть городской среды.

Школа искусств в связке со средней и начальной школой – один из шагов на этом пути, поскольку она создает условия для развития любви к образованию и самообразованию. В уровне третьего этажа она соединена с средней школой, что позволяет детям использовать обе функции не выходя на улицу в любое время года. При этом ее «пятый фасад» – наклонная кровля – тоже интегрирован в городскую ткань. Архитекторы предлагают различные варианты ее эксплуатации как горожанами, так и учащимися: зимой это горка для катания – Южно-Сахалинск отличается устойчивым снеговым покровом, а в летнее – здесь можно устроить кинотеатр, опытные огороды, или даже оборудовать учебную метеостанцию. С крыши открываются красивые виды на горы, поэтому одна из функций кровли, напрямую связанная со школой искусств – площадка для пленэров и выставок.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Детский сад, отстоящий от школьного комплекса, также имеет эксплуатируемую кровлю. Его облик ориентирован на другую аудиторию – малышей, потому он спроектирован сомасштабно его жителям в игровой стилистике: окна разных размеров и разноцветные панели фасадов погружают в мир детства. «В кластере есть место для занятий и спортом, и искусствами: дети сами могут выбирать, чем заниматься, это подразумевает как свободу, так и ответственность, – говорит Юлий Борисов. – Это очень важный аспект формирования личности, и со стороны властей города мы встретили большой энтузиазм и готовность экспериментировать в этом направлении. Фактически кластер становится центром проведения досуга всего района, поднимая уровень жизни всех ближайших кварталов, а те новые качества, которые он предлагает, рождают здоровую конкуренцию».
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Идеи нетривиальных школьных зданий, способных пространственно и композиционно осмыслить новые тенденции современного образования: внимание к коммуникации, гибкость процесса, разнообразие возможностей и свобода выбору, – сейчас приобрели исключительную актуальность. Казалось бы, как можно воплотить в здании столь нематериальные ценности, как психология и педагогика? А вот ведь оказывается можно, и результаты получаются креативными и разнообразными, постепенно формируя в нашем сознании и в российском пространстве образ новой, прогрессивной по современным понятиям, школы – места, где детям будет хорошо. Конечно же, правильное здание не обеспечит грамотных профессионалов-педагогов, способных организовать учебу как игру и превратить ее в увлечение. Но люди к зданию, или здание к людям, любые шаги в правильном направлении хороши, если они последовательны. А особенно ярким данный эксперимент кажется – если мы примем во внимание место, в котором расположена новая школа. Это же практически край света. 

Архитектор:

Юлий Борисов

Мастерская:

UNK project

Проект:

Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Россия, Южно-Сахалинск, Больничная улица, 2

2018

19 Марта 2019

Автор текста:

Мария Трошина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.