Образовательный комплекс, который архитекторы UNK project предложили для конкурса в Южно-Сахалинске, включает в себя не только разные ступени образования, но и школу искусств. Такой подход чрезвычайно актуален, поскольку позволяет рассматривать современную школу как дом, где дети проводят большую часть своего времени в течение дня и года. Немаловажным аспектом стала и связь комплекса с городом – с его жителями и средой. Сделав целью проекта создание креативного и открытого культурного пространство для учащихся и города, архитекторы предложили свой взгляд на современный образовательный процесс через пространственные формы. Концепция выиграла конкурс, вот-вот должна начаться реализация.
Учиться играя
Работа над проектом началась с анализа типовой школы и ее архитектуры, базирующейся на классической модели классно-урочной системы – образцовой системы, когда знания передаются от учителя к ученику: типовые коробки с унифицированной и негибкой структурой кабинетно-коридорной системы, которые зачастую являются вещью в себе и легко распознаются в городской среде в силу своей типичности, не имея никакой визуальной связи с окружением. Старая образовательная система, основанная на копировании образца, которая работала достаточно долгое время, сегодня оказалась не очень применима. Еще в 1930-х Йохан Хейзинга провозгласил, что игра – неотъемлемая часть культуры. Его Homo Ludens – человек играющий – оказался идеальной моделью для человека нового времени, а игра – идеальным средством обучения в чрезвычайно быстро меняющемся мире.Интересно, что разрабатывая свой проект архитекторы опирались не только на собственный, уже достаточно богатый опыт проектирования школ – сейчас полным ходом идет строительство «Умной школы» в Иркутске по совместному проекту датской Cebra и UNK project, – но и на опыт работы с IT кластерами.
«В IT кластерах мы создаем условия, где взрослые могут творить, развиваться и, как ни странно, играть, говорит Юлий Борисов. – Образовательный кластер создается именно для тех, кто в будущем будет востребован и конкурентоспособен. А для этого нужно развивать такие качества как креативность, коммуникабельность, способность к обучению и самообучению. Игра дает шанс к самоутверждению и самовыражению. И кроме того, увлекает, дает почувствовать себя живым, борющимся человеком».
В проекте для Южно-Сахалинская игра начинается уже с визуального образа – комплекс обращен к городу сблокированными корпусами общеобразовательной школы и школы искусств, которые к тому же объединены участком эксплуатируемой кровли. Эта компоновка позволила создать достаточно большое спортивное ядро на крайне стесненном участке, что, к слову, удалось не всем участникам конкурса. В удаленной от улицы части территории расположился детский сад.
Образ «школы-события» формируется за счет яркого колористического решения: каждый из корпусов получает собственную окраску: школьное здание – оранжевый, школа искусств – голубой, начальная школа – фиолетовый. Это же цветовое кодирование используется в интерьерах и навигации.
Спортивное ядро, состоящее из футбольного поля, легкоатлетических зон, беговой дорожки, трибун и зоны скалолазания, служит ключевым звеном связи школы и города. Обращенное в сторону реки и лесопарковой зоны, оно может использоваться не только для нужд школы, но и местными жителями.
Парк – место особого внимания, это не только место созерцания, но и активного отдыха – здесь запланированы скейт-парк, зоны для медитаций, йоги.
Школа как дом и город
Отказываясь от традиционного подхода к проектированию – того самого, который укладывается в формулу «функция / фасады / экономика строительства», – UNK project прежде всего обращает внимание на процессы, связанные с обучением. А ведь дети учатся не только на уроке, но и каждую минуту пребывания в школе. Сегодня обучение рассматривается как непрерывный процесс, одна из важных составляющих которого – коммуникация, которая происходит не только в классе во время урока, но и в столовой, и в рекреациях. Концепция не предполагает отказа от учебных классов, но расширяет спектр возможностей образования: предусмотрены и мини-классы для индивидуальной работы с преподавателем, и быстрая трансформации стандартных классов под разные сценарии, а также их объединение, и большие аудитории для нескольких групп. При этом комплексная образовательная среда формируется не только за счет разных масштабов аудиторий, но и за счет рекреационных зон. Изменяемость и гибкость здесь – основы креативного, проектного мышления, которое формируется самим пространством школы.Анализируя день ребенка с момента прибытия в школу до ухода, архитекторы предлагают посмотреть на него со стороны. В какой-то степени в организации кластера реализуется метафора города с улицами, жилыми кварталами, площадями, зелеными зонами и парками. При проектировании входной группы, отделенной от улицы площадью, внимание акцентировано на начале дня, приходе в школу и времени до занятий, отведенного на переодевание. Она, своеобразная визитная карточка школы, должна быть удобна для малоподвижных групп граждан, и защищать на случай непогоды. Пространство вестибюля, которое в типовых школах нередко напоминает КПП особо охраняемой территории, здесь – двусветное, открытое, из него легко просматриваются различные функциональные зоны школы.
Деталь, говорящая о внимании к комфорту детей: гардеробы снабжены индивидуальными ящиками и различаются по цвету от класса к классу.
Перетекающие друг в друга рекреации разделяются на подгруппы – транзитные, для тихого отдыха и для игр: коридоры решены как благоустроенные улицы с местами для отдыха в нишах стен, что исключает монотонность. Кроме того, от лишних коридоров позволяет избавиться атриум с большой лестницей. Он формирует центральную площадь – место встреч и проведения мероприятий. Это пространство улучшает просматриваемость и проницаемость школы, – подчеркивают архитекторы, – но прежде всего оно должно способствовать общению и эффективному взаимодействию детей и учителей, как форум школы новой формации, в котором коммуникативные навыки рассматривают как определяющие для успеха в будущем.
Ситуация выбора
Архитекторы признаются, что в своем стремлении создать место, где ребенок хотел бы находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться и радоваться, они многое заимствовали из опыта Северной Европы, в частности Дании и Финляндии, где школу рассматривают как часть городской среды.Школа искусств в связке со средней и начальной школой – один из шагов на этом пути, поскольку она создает условия для развития любви к образованию и самообразованию. В уровне третьего этажа она соединена с средней школой, что позволяет детям использовать обе функции не выходя на улицу в любое время года. При этом ее «пятый фасад» – наклонная кровля – тоже интегрирован в городскую ткань. Архитекторы предлагают различные варианты ее эксплуатации как горожанами, так и учащимися: зимой это горка для катания – Южно-Сахалинск отличается устойчивым снеговым покровом, а в летнее – здесь можно устроить кинотеатр, опытные огороды, или даже оборудовать учебную метеостанцию. С крыши открываются красивые виды на горы, поэтому одна из функций кровли, напрямую связанная со школой искусств – площадка для пленэров и выставок.
Детский сад, отстоящий от школьного комплекса, также имеет эксплуатируемую кровлю. Его облик ориентирован на другую аудиторию – малышей, потому он спроектирован сомасштабно его жителям в игровой стилистике: окна разных размеров и разноцветные панели фасадов погружают в мир детства. «В кластере есть место для занятий и спортом, и искусствами: дети сами могут выбирать, чем заниматься, это подразумевает как свободу, так и ответственность, – говорит Юлий Борисов. – Это очень важный аспект формирования личности, и со стороны властей города мы встретили большой энтузиазм и готовность экспериментировать в этом направлении. Фактически кластер становится центром проведения досуга всего района, поднимая уровень жизни всех ближайших кварталов, а те новые качества, которые он предлагает, рождают здоровую конкуренцию».
Идеи нетривиальных школьных зданий, способных пространственно и композиционно осмыслить новые тенденции современного образования: внимание к коммуникации, гибкость процесса, разнообразие возможностей и свобода выбору, – сейчас приобрели исключительную актуальность. Казалось бы, как можно воплотить в здании столь нематериальные ценности, как психология и педагогика? А вот ведь оказывается можно, и результаты получаются креативными и разнообразными, постепенно формируя в нашем сознании и в российском пространстве образ новой, прогрессивной по современным понятиям, школы – места, где детям будет хорошо. Конечно же, правильное здание не обеспечит грамотных профессионалов-педагогов, способных организовать учебу как игру и превратить ее в увлечение. Но люди к зданию, или здание к людям, любые шаги в правильном направлении хороши, если они последовательны. А особенно ярким данный эксперимент кажется – если мы примем во внимание место, в котором расположена новая школа. Это же практически край света.