English version

Школа нового поколения

Какой должна быть школа, в которой нет места для скуки? Ответ на этот вопрос дало бюро UNK project в своем проекте образовательного комплекса в Южно-Сахалинске, который получил название «Нескучная школа».

Мария Трошина

Автор текста:
Мария Трошина

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Проект:
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Россия, Южно-Сахалинск, Больничная улица, 2

11.2018 — 12.2018
Идея образовательного комплекса, или как теперь принято говорить кластера, не нова. Еще в советское время существовали комбинаты, объединявшие детские учреждения – ясли, сады и школу общей территорией. Иногда к ним привязывались и профессиональные образовательные учреждения среднего звена, например, педагогические училища. Сегодня почти каждая школа предлагает дополнительное образование в послешкольное время, предоставляя детям возможность гармоничного развития, а родителям – время, освободившееся от транспортировки ребенка к месту послешкольного обучения. Но занятия, как правило, проходят в тех же классах, что и общеобразовательные уроки, и очевидно, что эта ситуация, особенно в типовых школах с их ограниченными ресурсами, далека от идеальной.

Образовательный комплекс, который архитекторы UNK project предложили для конкурса в Южно-Сахалинске, включает в себя не только разные ступени образования, но и школу искусств. Такой подход чрезвычайно актуален, поскольку позволяет рассматривать современную школу как дом, где дети проводят большую часть своего времени в течение дня и года. Немаловажным аспектом стала и связь комплекса с городом – с его жителями и средой. Сделав целью проекта создание креативного и открытого культурного пространство для учащихся и города, архитекторы предложили свой взгляд на современный образовательный процесс через пространственные формы. Концепция выиграла конкурс, вот-вот должна начаться реализация.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Учиться играя
Работа над проектом началась с анализа типовой школы и ее архитектуры, базирующейся на классической модели классно-урочной системы – образцовой системы, когда знания передаются от учителя к ученику: типовые коробки с унифицированной и негибкой структурой кабинетно-коридорной системы, которые зачастую являются вещью в себе и легко распознаются в городской среде в силу своей типичности, не имея никакой визуальной связи с окружением. Старая образовательная система, основанная на копировании образца, которая работала достаточно долгое время, сегодня оказалась не очень применима. Еще в 1930-х Йохан Хейзинга провозгласил, что игра – неотъемлемая часть культуры. Его Homo Ludens – человек играющий – оказался идеальной моделью для человека нового времени, а игра – идеальным средством обучения в чрезвычайно быстро меняющемся мире.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Интересно, что разрабатывая свой проект архитекторы опирались не только на собственный, уже достаточно богатый опыт проектирования школ – сейчас полным ходом идет строительство «Умной школы» в Иркутске по совместному проекту датской Cebra и UNK project, – но и на опыт работы с IT кластерами.

«В IT кластерах мы создаем условия, где взрослые могут творить, развиваться и, как ни странно, играть, говорит Юлий Борисов. – Образовательный кластер создается именно для тех, кто в будущем будет востребован и конкурентоспособен. А для этого нужно развивать такие качества как креативность, коммуникабельность, способность к обучению и самообучению. Игра дает шанс к самоутверждению и самовыражению. И кроме того, увлекает, дает почувствовать себя живым, борющимся человеком».

В проекте для Южно-Сахалинская игра начинается уже с визуального образа – комплекс обращен к городу сблокированными корпусами общеобразовательной школы и школы искусств, которые к тому же объединены участком эксплуатируемой кровли. Эта компоновка позволила создать достаточно большое спортивное ядро на крайне стесненном участке, что, к слову, удалось не всем участникам конкурса. В удаленной от улицы части территории расположился детский сад.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Образ «школы-события» формируется за счет яркого колористического решения: каждый из корпусов получает собственную окраску: школьное здание – оранжевый, школа искусств – голубой, начальная школа – фиолетовый. Это же цветовое кодирование используется в интерьерах и навигации.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Спортивное ядро, состоящее из футбольного поля, легкоатлетических зон, беговой дорожки, трибун и зоны скалолазания, служит ключевым звеном связи школы и города. Обращенное в сторону реки и лесопарковой зоны, оно может использоваться не только для нужд школы, но и местными жителями.

Парк – место особого внимания, это не только место созерцания, но и активного отдыха – здесь запланированы скейт-парк, зоны для медитаций, йоги.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Школа как дом и город
Отказываясь от традиционного подхода к проектированию – того самого, который укладывается в формулу «функция / фасады / экономика строительства», – UNK project прежде всего обращает внимание на процессы, связанные с обучением. А ведь дети учатся не только на уроке, но и каждую минуту пребывания в школе. Сегодня обучение рассматривается как непрерывный процесс, одна из важных составляющих которого – коммуникация, которая происходит не только в классе во время урока, но и в столовой, и в рекреациях. Концепция не предполагает отказа от учебных классов, но расширяет спектр возможностей образования: предусмотрены и мини-классы для индивидуальной работы с преподавателем, и быстрая трансформации стандартных классов под разные сценарии, а также их объединение, и большие аудитории для нескольких групп. При этом комплексная образовательная среда формируется не только за счет разных масштабов аудиторий, но и за счет рекреационных зон. Изменяемость и гибкость здесь – основы креативного, проектного мышления, которое формируется самим пространством школы.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Анализируя день ребенка с момента прибытия в школу до ухода, архитекторы предлагают посмотреть на него со стороны. В какой-то степени в организации кластера реализуется метафора города с улицами, жилыми кварталами, площадями, зелеными зонами и парками. При проектировании входной группы, отделенной от улицы площадью, внимание акцентировано на начале дня, приходе в школу и времени до занятий, отведенного на переодевание. Она, своеобразная визитная карточка школы, должна быть удобна для малоподвижных групп граждан, и защищать на случай непогоды. Пространство вестибюля, которое в типовых школах нередко напоминает КПП особо охраняемой территории, здесь – двусветное, открытое, из него легко просматриваются различные функциональные зоны школы.

Деталь, говорящая о внимании к комфорту детей: гардеробы снабжены индивидуальными ящиками и различаются по цвету от класса к классу.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Перетекающие друг в друга рекреации разделяются на подгруппы – транзитные, для тихого отдыха и для игр: коридоры решены как благоустроенные улицы с местами для отдыха в нишах стен, что исключает монотонность. Кроме того, от лишних коридоров позволяет избавиться атриум с большой лестницей. Он формирует центральную площадь – место встреч и проведения мероприятий. Это пространство улучшает просматриваемость и проницаемость школы, – подчеркивают архитекторы, – но прежде всего оно должно способствовать общению и эффективному взаимодействию детей и учителей, как форум школы новой формации, в котором коммуникативные навыки рассматривают как определяющие для успеха в будущем.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Ситуация выбора
Архитекторы признаются, что в своем стремлении создать место, где ребенок хотел бы находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться и радоваться, они многое заимствовали из опыта Северной Европы, в частности Дании и Финляндии, где школу рассматривают как часть городской среды.

Школа искусств в связке со средней и начальной школой – один из шагов на этом пути, поскольку она создает условия для развития любви к образованию и самообразованию. В уровне третьего этажа она соединена с средней школой, что позволяет детям использовать обе функции не выходя на улицу в любое время года. При этом ее «пятый фасад» – наклонная кровля – тоже интегрирован в городскую ткань. Архитекторы предлагают различные варианты ее эксплуатации как горожанами, так и учащимися: зимой это горка для катания – Южно-Сахалинск отличается устойчивым снеговым покровом, а в летнее – здесь можно устроить кинотеатр, опытные огороды, или даже оборудовать учебную метеостанцию. С крыши открываются красивые виды на горы, поэтому одна из функций кровли, напрямую связанная со школой искусств – площадка для пленэров и выставок.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Детский сад, отстоящий от школьного комплекса, также имеет эксплуатируемую кровлю. Его облик ориентирован на другую аудиторию – малышей, потому он спроектирован сомасштабно его жителям в игровой стилистике: окна разных размеров и разноцветные панели фасадов погружают в мир детства. «В кластере есть место для занятий и спортом, и искусствами: дети сами могут выбирать, чем заниматься, это подразумевает как свободу, так и ответственность, – говорит Юлий Борисов. – Это очень важный аспект формирования личности, и со стороны властей города мы встретили большой энтузиазм и готовность экспериментировать в этом направлении. Фактически кластер становится центром проведения досуга всего района, поднимая уровень жизни всех ближайших кварталов, а те новые качества, которые он предлагает, рождают здоровую конкуренцию».
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Идеи нетривиальных школьных зданий, способных пространственно и композиционно осмыслить новые тенденции современного образования: внимание к коммуникации, гибкость процесса, разнообразие возможностей и свобода выбору, – сейчас приобрели исключительную актуальность. Казалось бы, как можно воплотить в здании столь нематериальные ценности, как психология и педагогика? А вот ведь оказывается можно, и результаты получаются креативными и разнообразными, постепенно формируя в нашем сознании и в российском пространстве образ новой, прогрессивной по современным понятиям, школы – места, где детям будет хорошо. Конечно же, правильное здание не обеспечит грамотных профессионалов-педагогов, способных организовать учебу как игру и превратить ее в увлечение. Но люди к зданию, или здание к людям, любые шаги в правильном направлении хороши, если они последовательны. А особенно ярким данный эксперимент кажется – если мы примем во внимание место, в котором расположена новая школа. Это же практически край света. 
Архитектор:
Юлий Борисов
Проект:
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Россия, Южно-Сахалинск, Больничная улица, 2

11.2018 — 12.2018

19 Марта 2019

Мария Трошина

Автор текста:

Мария Трошина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Победа пополам
Конкурс на концепцию развития центральной части Саратова завершился победой сразу двух участников. Показываем проекты победителей и рассказываем, чем конкретно займется каждый из них.
Пора вставать
Рассказываем об итогах конкурса «Ресурс периферии», который петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре организовал для улучшения среды спальных районов. Работы победивших команд будут взяты за основу при разработке и реализации программы.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.