19.03.2019

Школа нового поколения

Какой должна быть школа, в которой нет места для скуки? Ответ на этот вопрос дало бюро UNK project в своем проекте образовательного комплекса в Южно-Сахалинске, который получил название «Нескучная школа».

информация:

Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Идея образовательного комплекса, или как теперь принято говорить кластера, не нова. Еще в советское время существовали комбинаты, объединявшие детские учреждения – ясли, сады и школу общей территорией. Иногда к ним привязывались и профессиональные образовательные учреждения среднего звена, например, педагогические училища. Сегодня почти каждая школа предлагает дополнительное образование в послешкольное время, предоставляя детям возможность гармоничного развития, а родителям – время, освободившееся от транспортировки ребенка к месту послешкольного обучения. Но занятия, как правило, проходят в тех же классах, что и общеобразовательные уроки, и очевидно, что эта ситуация, особенно в типовых школах с их ограниченными ресурсами, далека от идеальной.

Образовательный комплекс, который архитекторы UNK project предложили для конкурса в Южно-Сахалинске, включает в себя не только разные ступени образования, но и школу искусств. Такой подход чрезвычайно актуален, поскольку позволяет рассматривать современную школу как дом, где дети проводят большую часть своего времени в течение дня и года. Немаловажным аспектом стала и связь комплекса с городом – с его жителями и средой. Сделав целью проекта создание креативного и открытого культурного пространство для учащихся и города, архитекторы предложили свой взгляд на современный образовательный процесс через пространственные формы. Концепция выиграла конкурс, вот-вот должна начаться реализация.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Учиться играя
Работа над проектом началась с анализа типовой школы и ее архитектуры, базирующейся на классической модели классно-урочной системы – образцовой системы, когда знания передаются от учителя к ученику: типовые коробки с унифицированной и негибкой структурой кабинетно-коридорной системы, которые зачастую являются вещью в себе и легко распознаются в городской среде в силу своей типичности, не имея никакой визуальной связи с окружением. Старая образовательная система, основанная на копировании образца, которая работала достаточно долгое время, сегодня оказалась не очень применима. Еще в 1930-х Йохан Хейзинга провозгласил, что игра – неотъемлемая часть культуры. Его Homo Ludens – человек играющий – оказался идеальной моделью для человека нового времени, а игра – идеальным средством обучения в чрезвычайно быстро меняющемся мире.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Интересно, что разрабатывая свой проект архитекторы опирались не только на собственный, уже достаточно богатый опыт проектирования школ – сейчас полным ходом идет строительство «Умной школы» в Иркутске по совместному проекту датской Cebra и UNK project, – но и на опыт работы с IT кластерами.

«В IT кластерах мы создаем условия, где взрослые могут творить, развиваться и, как ни странно, играть, говорит Юлий Борисов. – Образовательный кластер создается именно для тех, кто в будущем будет востребован и конкурентоспособен. А для этого нужно развивать такие качества как креативность, коммуникабельность, способность к обучению и самообучению. Игра дает шанс к самоутверждению и самовыражению. И кроме того, увлекает, дает почувствовать себя живым, борющимся человеком».

В проекте для Южно-Сахалинская игра начинается уже с визуального образа – комплекс обращен к городу сблокированными корпусами общеобразовательной школы и школы искусств, которые к тому же объединены участком эксплуатируемой кровли. Эта компоновка позволила создать достаточно большое спортивное ядро на крайне стесненном участке, что, к слову, удалось не всем участникам конкурса. В удаленной от улицы части территории расположился детский сад.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Образ «школы-события» формируется за счет яркого колористического решения: каждый из корпусов получает собственную окраску: школьное здание – оранжевый, школа искусств – голубой, начальная школа – фиолетовый. Это же цветовое кодирование используется в интерьерах и навигации.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Спортивное ядро, состоящее из футбольного поля, легкоатлетических зон, беговой дорожки, трибун и зоны скалолазания, служит ключевым звеном связи школы и города. Обращенное в сторону реки и лесопарковой зоны, оно может использоваться не только для нужд школы, но и местными жителями.

Парк – место особого внимания, это не только место созерцания, но и активного отдыха – здесь запланированы скейт-парк, зоны для медитаций, йоги.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Школа как дом и город
Отказываясь от традиционного подхода к проектированию – того самого, который укладывается в формулу «функция / фасады / экономика строительства», – UNK project прежде всего обращает внимание на процессы, связанные с обучением. А ведь дети учатся не только на уроке, но и каждую минуту пребывания в школе. Сегодня обучение рассматривается как непрерывный процесс, одна из важных составляющих которого – коммуникация, которая происходит не только в классе во время урока, но и в столовой, и в рекреациях. Концепция не предполагает отказа от учебных классов, но расширяет спектр возможностей образования: предусмотрены и мини-классы для индивидуальной работы с преподавателем, и быстрая трансформации стандартных классов под разные сценарии, а также их объединение, и большие аудитории для нескольких групп. При этом комплексная образовательная среда формируется не только за счет разных масштабов аудиторий, но и за счет рекреационных зон. Изменяемость и гибкость здесь – основы креативного, проектного мышления, которое формируется самим пространством школы.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Анализируя день ребенка с момента прибытия в школу до ухода, архитекторы предлагают посмотреть на него со стороны. В какой-то степени в организации кластера реализуется метафора города с улицами, жилыми кварталами, площадями, зелеными зонами и парками. При проектировании входной группы, отделенной от улицы площадью, внимание акцентировано на начале дня, приходе в школу и времени до занятий, отведенного на переодевание. Она, своеобразная визитная карточка школы, должна быть удобна для малоподвижных групп граждан, и защищать на случай непогоды. Пространство вестибюля, которое в типовых школах нередко напоминает КПП особо охраняемой территории, здесь – двусветное, открытое, из него легко просматриваются различные функциональные зоны школы.

Деталь, говорящая о внимании к комфорту детей: гардеробы снабжены индивидуальными ящиками и различаются по цвету от класса к классу.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Перетекающие друг в друга рекреации разделяются на подгруппы – транзитные, для тихого отдыха и для игр: коридоры решены как благоустроенные улицы с местами для отдыха в нишах стен, что исключает монотонность. Кроме того, от лишних коридоров позволяет избавиться атриум с большой лестницей. Он формирует центральную площадь – место встреч и проведения мероприятий. Это пространство улучшает просматриваемость и проницаемость школы, – подчеркивают архитекторы, – но прежде всего оно должно способствовать общению и эффективному взаимодействию детей и учителей, как форум школы новой формации, в котором коммуникативные навыки рассматривают как определяющие для успеха в будущем.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Ситуация выбора
Архитекторы признаются, что в своем стремлении создать место, где ребенок хотел бы находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться и радоваться, они многое заимствовали из опыта Северной Европы, в частности Дании и Финляндии, где школу рассматривают как часть городской среды.

Школа искусств в связке со средней и начальной школой – один из шагов на этом пути, поскольку она создает условия для развития любви к образованию и самообразованию. В уровне третьего этажа она соединена с средней школой, что позволяет детям использовать обе функции не выходя на улицу в любое время года. При этом ее «пятый фасад» – наклонная кровля – тоже интегрирован в городскую ткань. Архитекторы предлагают различные варианты ее эксплуатации как горожанами, так и учащимися: зимой это горка для катания – Южно-Сахалинск отличается устойчивым снеговым покровом, а в летнее – здесь можно устроить кинотеатр, опытные огороды, или даже оборудовать учебную метеостанцию. С крыши открываются красивые виды на горы, поэтому одна из функций кровли, напрямую связанная со школой искусств – площадка для пленэров и выставок.
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Детский сад, отстоящий от школьного комплекса, также имеет эксплуатируемую кровлю. Его облик ориентирован на другую аудиторию – малышей, потому он спроектирован сомасштабно его жителям в игровой стилистике: окна разных размеров и разноцветные панели фасадов погружают в мир детства. «В кластере есть место для занятий и спортом, и искусствами: дети сами могут выбирать, чем заниматься, это подразумевает как свободу, так и ответственность, – говорит Юлий Борисов. – Это очень важный аспект формирования личности, и со стороны властей города мы встретили большой энтузиазм и готовность экспериментировать в этом направлении. Фактически кластер становится центром проведения досуга всего района, поднимая уровень жизни всех ближайших кварталов, а те новые качества, которые он предлагает, рождают здоровую конкуренцию».
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
© UNK project

Идеи нетривиальных школьных зданий, способных пространственно и композиционно осмыслить новые тенденции современного образования: внимание к коммуникации, гибкость процесса, разнообразие возможностей и свобода выбору, – сейчас приобрели исключительную актуальность. Казалось бы, как можно воплотить в здании столь нематериальные ценности, как психология и педагогика? А вот ведь оказывается можно, и результаты получаются креативными и разнообразными, постепенно формируя в нашем сознании и в российском пространстве образ новой, прогрессивной по современным понятиям, школы – места, где детям будет хорошо. Конечно же, правильное здание не обеспечит грамотных профессионалов-педагогов, способных организовать учебу как игру и превратить ее в увлечение. Но люди к зданию, или здание к людям, любые шаги в правильном направлении хороши, если они последовательны. А особенно ярким данный эксперимент кажется – если мы примем во внимание место, в котором расположена новая школа. Это же практически край света. 

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Всеволод Медведев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Никита Токарев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Константин Ходнев
  • Сергей Чобан
  • Евгений Герасимов
  • Александр Попов
  • Александр Бровкин
  • Юлий Борисов
  • Дмитрий Васильев
  • Иван Рубежанский
  • Валерия Преображенская
  • Олег Шапиро
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Кузнецов
  • Юлия Тряскина
  • Павел Андреев
  • Сергей Орешкин
  • Тотан Кузембаев
  • Наталья Сидорова
  • Дмитрий Реутт
  • Николай Миловидов
  • Андрей Асадов
  • Александр Скокан
  • Михаил Канунников
  • Карен Сапричян
  • Левон Айрапетов
  • Зураб Басария
  • Олег Мединский
  • Василий Крапивин
  • Станислав Белых
  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Кристина Павлова
  • Наталия Зайченко
  • Евгений Подгорнов
  • Иван Кожин
  • Олег Карлсон
  • Катерина Грень
  • Игорь Шварцман
  • Вероника Дубовик
  • Наталия Шилова
  • Валерий Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Роман Леонидов
  • Илья Машков
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Явейн
  • Дмитрий Ликин
  • Наталия Порошкина
  • Даниил Лоренц
  • Полина Воеводина
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Уткин
  • Сергей Скуратов
  • Александр Порошкин
  • Владимир Плоткин
  • Арсений Леонович
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Лукомский
  • Вера Бутко
  • Антон Надточий
  • Андрей Романов
  • Екатерина Кузнецова

Постройки и проекты (новые записи):

  • Музейно-выставочный комплекс Обуховского завода
  • Творческий индустриальный кластер «Октава»
  • ЖК RiverSky
  • Особняк Данилова
  • Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
  • Жилой комплекс «Счастье на Серпуховке»
  • Торговый центр Brosko Mall
  • Павильон в Днепропетровской области
  • Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»

Технологии:

19.08.2019

Tejas Borja. Революция в керамической черепице

Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Компания «Красные крыши»
14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
другие статьи