О Лежаве

Автор – Екатерина Кожушаная, ученица и ассистент И.Г. Лежавы.

Автор текста:
Екатерина Кожушаная

02 Октября 2018
mainImg
«Я – фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообче могу отседа
Улететь в любой момент».

(Леонид Филатов. «Про Федота-стрельца – удалого молодца»)

Так говорил в последнее время Илья Георгиевич.

ЛЕЖАВА

Что это за красивое слово, яркое сочетание звуков и графически острых, ритмических, но с плавным элементом, линий? Удобно для произношения, смачно, и не понятно сначала – что это такое?

Лежава – это такое явление на планете.

После первой встречи, даже заочной, навсегда ясно, что такое Лежава.
Это пространство с бóльшим количеством измерений, чем вы привыкли до этого.

Человек, не раз объездивший совершенно весь мир, говорил, что жить нужно только в России. (Он очень смешно, образно это показывал). Человек, глубоко знавший историю, всегда был устремлен в будущее. Человек, в несколько раз старше, чем студенты, заряжал их одним своим появлением, словом, линией.
Илья Лежава. Фотография: Анатолий Белов

У Лежавы за всем стоит идея и действие. Не поиск комфорта, а поиск живого начала. В каждом встречном. Новом человеке. Который сам себя, может быть, еще не раскрыл. При этом удивительна объективность и точность взгляда Лежавы. Только практика, никаких иллюзий.

Практика без иллюзий при богатом образном мышлении. Все эти глубины и парадоксы и есть новое измерение – ЛЕЖАВА

«Никогда больше не встречал вечно актуальных людей»
«Уникальный, бесконечно талантливый, открытый, свободный, бесстрашный, великий человек!»
«Вы не давали нам сдаться»
«Фантастический человек»

Процесс работы Лежавы выглядел удивительно легко и артистично, но объясняется большим трудом и опытом, при постоянно обновляемом потоке знаний. Он изучал умом все самое прогрессивное. Он работал руками, как плотник и реставратор. Он готов был влезть в любые живые движения с новаторской целью. Порой, успевая посидеть на нескольких стульях в разных аудиториях института и других очагов архитектуры сразу.

Драм кружок, кружок по фото,
Мне и петь ещё охота!
(Агния Барто «Болтунья»)

Так говорил Лежава о своей многозадачности.

Будучи сам студентом, Лежава был вовлечен в живое движение группы НЭР, и стал одним из ее моторов. Несмотря на огромный объем проделанной работы, несравнимый со стандартным дипломом, поняли ее далеко не все, и далеко не сразу. Успех не пришел мгновенно, а потребовал еще несколько лет труда.
Результат – мировое значение работ группы НЭР. Многочисленные выставки и книги стали вкладом в градостроительство планеты вообще, и возрождали славу отечественной архитектуры.

Лежава прославлял страну. Любил страну. Именно к ней он готов был применить все свои наработанные знания и идеи. Которые сначала, при более узком, чем у него, кругозоре, кажутся нереальными. На самом деле рациональны и отвечают мировому вызову. Пример: развитие восточных регионов, линейные города.
Сколько раз идеи, казавшиеся фантастическими в научных и студенческих проектах, спустя много лет, может быть не такой элегантной рукой, воплощались в реальности.

Даже в тяжелое для советской архитектурной практики время, когда была даже законодательно запрещена красота в архитектуре, Лежава не останавливался. Научная и поэтическая мысль, тонкая ручная работа воплотились в целое новое явление – Бумажная архитектура, которой Лежава стал отцом, по мнению соавторов. И снова мировое шествие с выставками, прославление своей страны. Главное для Лежавы – работа, действие, без сантиментов. И масштабный результат как следствие.

Почему Лежава великий педагог и учёный?
Он не внушал наборов правил, не клонировал себя, не навязывал проверенные шаблоны. Он формировал мышление.

Развивал уникальное то, что есть именно в этой, еще не открывшей себя, Личности.

Учил не мельтешить, как управдом, который пристраивает нужные комнатки, а стать композитором, управляющим пространством.

Лежава знал, что все уникальны.

«На проекте школы я понял, что такое архитектура». На проекте школы человек это понял. Потому что все учебные проекты для Лежавы – тренажеры, инструменты по развитию Личности. Которой откроется новое измерение в ней самой и другое качество жизни. И не только в архитектуре.
Илья Лежава. Эскиз

Такой эскиз мог изменить ваше мышление навсегда. Соединить разрозненные половины мозга, например. Рациональную и гуманитарную.

Три линии поверх вашего эскиза могли вывести на новую дорогу проектирования. С вашей, просёлочной, на автостраду, где езда совсем другого класса.
Инсталляция к 70-летию Ильи Лежавы. МАРХИ

Когда мы ставили эту инсталляцию к юбилею Лежавы, 70 лет, мимо проходил кто-то из незнакомых студентов и брезгнул: как можно делать себя в виде овцы?
Можно! Потому что это другое пространство в другом измерении. В котором есть пастырь, и он настоящий. И знаешь, действительно, что с тобой трудно, как с этими вот упрямыми, недоумными, недисциплинированными животными. Но у него получилось!

Лежава это действие. Вы же помните – темпераментным жестом, громким голосом, на вашу работу: «Ну, сделай! Чего тут!» И вдруг ясно не только то, что ты вообще можешь сделать все, что угодно, на этой планете, но и, как это сделать!
Откуда ясно? Слово у Лежавы – направленное живое действие.

А вы помните, что для того, чтобы встретиться с Лежавой в МАРХИ, нужно было замереть на месте в коридоре и слушать. Раздастся его голос или смех, и станет ясно, куда идти.

Почему такая бóльная утрата? Лежава для всех Отец, заступник.
Очаг. Инициатор. Даже удаленно от него, достаточно было знать, что Лежава есть, приходи в любое время.

Он всегда оказывался больше, чем можно представить. Идешь к нему за мыслью и знаешь – будет приключение. Его мысль не просто иная, она объемная. Бомба в будущем, многослойная в пространстве, раскрывающая тебя, в то же время гениально упрощающая твои поиски. Это действие и полет. (Я вообче могу отседа улететь в любой момент!)

Лежава прожил 83 года. Из них 56 лет работал в институте. А как он сам переживал смерть друзей? При такой бессчетной сети контактов по стране и миру, сколько же смертей ему пришлось пережить? В том числе близких друзей и раннюю смерть единомышленника и друга, Алексея Гутнова, в расцвете лет.
Так как же Лежава относился к смерти? Просто. После смерти Гутнова Лежава научился писать. Раньше не умел, так он сказал, а тут – перенял эстафету у друга. Вот и снова ответ Лежавы – действие.

В чем еще секреты Лежавы – Личности?
Как, например, Лежава относился к быту, к изменениям возраста? Просто. Без капризов. Предельно просто.
Как относился к врагам? Просто. Знал, в чем сочувствовать.
Как относился к воровству научных идей? – Просто. Работай дальше и больше. У тебя расцветет, а там – не пойдет (цитата не точная). Это похоже на притчу о царе Соломоне и настоящей матери. Настоящей матери нужен сам ребенок, а ненастоящей матери – привилегии от него. Поэтому у ненастоящей матери ребенок просто не выживет.
Все настоящее требует труда. То есть совсем не до склок. Вот и все, что делал Лежава – настоящее.
Даже чаепитие было содержательным для окружающих, вы знаете.

Духовное открытие и жизненный ориентир Лежавы: «Всё в нас, а не в здании».
То есть не только не в здании, но и вообще не вовне. Ни в других людях, ни в обстоятельствах, ни в антураже, ни тем более в вещах. А в нас. В каждом, внутри. Антипотребление – ответ Лежавы. Жизнь в действии, здесь и сейчас.

В последнее время Илья Георгиевич писал большую книгу об архитектуре. Как всегда, неожиданный, новаторский взгляд. Не завершил. Хотел дать несколько статей для публикации в интернете – стал переписывать их и не успел. Работал беспрестанно. Не отвлекаясь ни на быт, ни на пустые разговоры.

Я думаю, что когда Илья Георгиевич улетал в ином качестве из этого мира – он узнал нечто принципиально новое о пространстве. Новые «пространственные впечатления» и настоящие инновации. И хотел бы поделиться.

Словарь Лежавы:
Макет – чучелка
Макетоскопия – чучелкоскопия
Первые эскизы – кочепырки
Проконсультировать группу – окучить грядки
Начинающий студент – пальцем в рот не попадает
Хаотично разбросанная застройка – палочки Коха

«Фольклорные элементы» от Лежавы:
Довольный студент разворачивает эскиз – Это вам, доктор! (из анекдота).
На свои первые рисунки во время консультации – Пока не очень талантливо.
Реакция на любое изменение внешнего вида коллег-женщин – Во всех ты, душечка, нарядах хороша.
Илья Георгиевич неожиданно видит свое лицо на фото, размером метр на семьдесят. Пугается, крестится торопливо: – Господи, свят, свят!
На предложение выпить чаю: – Это гуманно! / – Я ещё не заслужил!

Продолжите!

Призыв номер один: вывести в мир его книгу об архитектуре.
Призыв номер два: записать все, что вспомнится из жизни, собрать эскизы (в группу Л.Е.Ж.А.В.А, фейсбук) и издать. В том числе анекдоты, цитаты, и его, и не его. Но излюбленные, всегда к месту.
 
Пример из Зощенко:
Романтичная девушка, глядя в ветви деревьев:
– О чём поёт этот соловей?
Молодой человек:
– Жрать хочет, вот и поёт. (Михаил Зощенко «О чём пел соловей»)
 
Или ниже в комментариях.

Блог статей Ильи Лежавы
https://ilya-lezhava.livejournal.com/
 
ассистент И.Г. Лежавы, Екатерина Кожушаная

02 Октября 2018

Автор текста:

Екатерина Кожушаная
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Умерла Ольга Севан
Реставратор, исследователь и защитник деревянной архитектуры и исторической среды русского Севера, малых городов и сел.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик Иона Фридман озвучил в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Погиб Олег Панитков
Директор Ассоциации деревянного домостроения, специалист по экологичному строительству и деревянной архитектуре.
Игорь Явейн. Архитектор транспортных потоков
Олег и Никита Явейны создали сайт про отца – Игоря Явейна: он дает возможность изучить полный архив проектов мастера авангарда, основоположника опередившей свое время теории транспортно-пересадочных узлов, автора книги об архитектуре потоков, актуальной до сих пор.
Владимир Моисеевич Гинзбург
Статья открывает новую рубрику – воспоминаний об архитекторах, чьи работы стали частью истории советской и российской архитектуры XX века. Владимир Гинзбург, автор Киноцентра на Красной Пресне и инженерного корпуса Метрополитена на проспекте Мира.
Умелый зодчий
Автор Пирамиды Лувра и Исламского музея в Дохе, Притцкеровский лауреат Й.М. Пэй скончался в возрасте 102 лет.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.