Золотая медаль МАРХИ

Публикуем проекты победителя, Артема Скалкина, и четырех номинантов Золотой медали МАРХИ 2015 года. UPD: комментарии и рассуждения профессора МАРХИ Юрия Волчка.

mainImg
Конкурс на Золотую медаль МАРХИ, в котором участвуют студенты с лучшей успеваемостью, по традиции проводился в два этапа. На первом 11 студентов представили жюри короткий проект на тему «Разводной городской пешеходный мост». Вторым этапом стало рассмотрение дипломных работ конкурсантов. По итогам состязания был выбран один победитель и четыре номинанта, проекты которых представлены ниже.

UPD:
Здесь же публикуем заметку, написанную одним из членов комиссии Юрием Павловичем Волчком:

Ю.П. Волчок
«Жизнь и судьба» московской архитектурной школы (МАРХИ)
Итоги конкурса на присуждение Золотой медали одному из выпускников МАРХИ 2015 года и современное состояние московской архитектуры


«2015 год обрел все шансы войти в историю архитектуры, рифмуясь с 1932-м годом, когда подводились итоги первого этапа конкурса на Дворец Советов. Современный конкурс на Парламентский центр в Москве – созвучное ему событие, притом не только для профессии, но и для культуры в целом. Пока мы не знаем окончательных результатов конкурса, но фиксация очередного этапа «изменения творческой направленности» в отечественной архитектуре налицо.

Иными словами, кризис в экономике и кризисное состояние архитектурно-строительного дела в стране не могут не отразиться, а точнее, не реализоваться в той или иной мере в сценографии учебного процесса и дипломного проектирования в архитектурной школе, существенно влияя на авторский выбор своего пути в профессии для каждого выпускника МАРХИ.

Ситуация, опять-таки рифмующаяся, но уже с другим этапом московской истории архитектуры – в преддверии очередного поворота направленности творческих усилий в середине 1950-х годов. Студенты обучались тогда в пространстве миропонимания, опирающегося на классическую традицию профессионализма (в интерпретации ее, характерной для тех лет), а работать им предстояло в иных, содержательно буквально диаметрально изменившихся условиях. Сегодня ситуация, по смыслу парная к той, правда, с зеркальной с ней симметрией, что несомненно внесет свои содержательные коррективы при сооружении «строительных лесов», поддерживающих архитектурное творчество в «рабочем состоянии» в ближайшем будущем. Фиксируя такое состояние текущего момента в «жизни и судьбе» московской архитектуры, надо попытаться сформировать то содержательное поле, которое кристаллизовалось в воздухе, наполнявшем пространство Галереи ВХУТЕМАС, где проходила поэтапно выставка дипломных проектов и предшествующих им клаузур, выполненных претендентами на соискание Золотой медали МАРХИ 2015 года. Прекрасно понимаю, что у каждого, кто побывал на выставке, и у членов жюри Художественного совета медали в том числе, оно свое, личное, но при этом представляется существенным говорить об итогах конкурса 2015 года, подхватывая результаты и прошлых лет. На первый план выходит разговор о тех тенденциях, что сохраняются и формируются в архитектурной школе в последние несколько лет.

«Arche», «архитектура» и архитекторы.
Обсуждая результаты подведения итогов конкурса на присвоение Золотой медали одному из выпускников МАРХИ этого года, трудно не вспомнить статью (лекцию-доклад) Жака Дерриды «Университет глазами его питомцев» (первая публикация в 1983 году). Выстраивая разговор об универсалиях университетского образования, автор приходит к разговору об arche, архитектонике, архитектуре, подчеркивая при этом: архитектоника его лекции «существенно связана с университетской архитектурой и расположением» (Корнеллского Университета в Нью-Йорке, где и состоялся упоминаемый доклад). И если arche в этом разговоре ответственно за фундаментальность университетского образования (близко по смыслу и тому, что Рэм Колхас заложил в основание Венецианской биеннале 2014 года – «Fundamentals»), то понятие «архитектура», по мысли Дерриды, определяет закономерность самостоятельности выбора и готовности к самореализации университетского выпускника. В архитектурной школе ответственное отношение к этим понятиям – неотъемлемое профессиональное право и обязанность студента, и не только претендующего на отличие.

Уместно здесь еще раз высказать слова благодарности Вячеславу Ивановичу Локтеву, сформулировавшему 20 лет назад фундаментальные правила проведения конкурса на соискание Медали, разложив его на два этапа. Первый – в границах arche как образовательного основания обретаемого профессионализма. Второй (благодаря первому) – позволяет обсуждать итоги дипломного проектирования уже не только в границах учебного процесса, а как подлинно архитектурное произведение. Институт библиотековедения на Воробьевых горах по проекту И.И. Леонидова – всемирно известное произведение архитектуры, и за границами университетской среды мало кому памятно, что это всего лишь дипломный проект великого уже тогда Мастера.»



Золотая медаль МАРХИ 2015
Артём Скалкин. Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”»
Руководители: профессор Шутиков А.В., доцент Перекладов А.А., доцент Киселев В.В.

zooming
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Перспективный вид из центра города

Проект Артема Скалкина изначально готовился для участия в конкурсе на концепцию развития территории Южной гавани Хельсинки. Позднее он был расширен и доработан. Автор предложил создать на конкурсной территории культурное пространство под названием [ARTesium]. Это своеобразная обитель искусства, где можно заниматься творчеством и изучать культуру стран Балтики. Для этого проектом предусмотрены пять дворов, воплощающих пять человеческих чувств: двор зрения, двор слуха, дворы осязания, обоняния и вкуса. Во дворе зрения посетителям будут представлены скульптура, живопись и графика. Двор слуха станет местом для музыкальных и поэтических выступлений. Пространство осязания позволит погрузиться в современное направление тач-арта. Финская флора предстанет перед гостями во дворе обоняния, а во дворе вкуса разместится ресторация. Здания, в окружении которых располагаются концептуальные дворы, содержат выставочные пространства, арт-резиденции, мастерские, учебные классы.

Юрий Волчок: 
«В этом году Золотая медаль МАРХИ вручена Артему Скалкину за проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki», располагающийся на вновь осваиваемой, а, точнее – расцветающей территории южной гавани Хельсинки. (Приношу извинения у руководителей дипломов, что ни здесь, ни ниже не упоминаю их, но полностью авторские коллективы указываются в описании работ).

Проект А. Скалкина выполнен в развитие программы международного конкурса на эту тему. Нельзя утверждать, что такой прием стал общим местом для дипломного проектирования, но стоит вспомнить, что одну из двух Золотых медалей в 2013 году получила Полина Буш за проект «Реконструкция исторического квартала и фрагмента набережной реки Пегнитц в городе Нюрнберг», также выполненный по программе международного конкурса. Здесь просматриваются сразу две тенденции: во-первых, участие в реализации конкурсной программы, а, во-вторых, объект проектирования находится в европейском контексте. Сегодня это обращающее на себя внимание обстоятельство, поскольку как ничто лучше подтверждает конкурентноспособность московских молодых архитекторов, подготовленность некоторых, возможно, действительно лучших из них для участия в проектном творчестве соизмеримо с общеевропейским пониманием современного содержания архитектурного профессионализма. Отсюда на авансцену проектной концепции Скалкина выходит авторская трактовка пяти чувств, определяющих, как следствие, функциональное, формотворческое и образное истолкование конкурсной программы. И вслед за этим автор предлагает сценарий последовательного развития обживаемой им территории неразрывно с возможностью восприятия ее горожанами и гостями вновь создаваемого общественного, творческого центра Хельсинки, стремясь к неразрывности образа=идеи нового прочтения Южной гавани уже в процессе ее обновления. Закономерным итогом такого подхода к формированию авторского замысла становится предложение по созданию культурно-образовательного маршрута по странам Балтии. Я бы только добавил к нему и Осло, поскольку то, как застраиваются и обживаются гавань бывшего торгового порта и набережная в центре норвежской столицы, должно стать объектом изучения в современной архитектурной школе, а работа А. Скалкина вполне может стать камертоном для его осмысления.»
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Взрыв схема
zooming
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фасад с разверткой набережной
zooming
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фрагмент разреза
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фрагмент разреза

Ключевыми объектами комплекса стали павильон «Финляндия» и Чаша-форум, облик которых отсылает к традициям финского национального дизайна. Проект не разрушает и не нарушает атмосферы старой гавани благодаря включению мотивов сухих доков и корабельных верфей.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Поперечные разрезы
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». План павильона Финлядия
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Поэтажные планы

Структура культурного пространства демонстрирует максимальную гибкость. Она способна изменяться со временем и подстраиваться под нужды горожан.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Сценарии эволюции сооружения
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Юго-восточный вид
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Северо-западный вид
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Генеральный план с выявлением пешеходного каркаса

Отдельное место в проекте занимает формирование городского пешеходного каркаса, который позволит жителям и гостям финской столицы осмотреть основные достопримечательности без гидов и карт. Такая система позволит городу максимально раскрыться.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Концепция городского пешеходного каркаса
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Карта-схема глобальной концепции
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Планшет
Артём Скалкин. Работа 1 тура


Диплом I степени 
Дария Алахверды. Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук»
Руководители: профессор Ауров В.В., доцент Орлов В.Н., преподаватель Добрев А.И.

Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на центральную аллею

Дария Алахверды предлагает создать на участке набережной между Мнёвниками и деловым центром «Москва-сити» образовательный комплекс – Академию информационных технологий и компьютерных наук. Проектом предусмотрена организация на выбранной территории академического городка, в который, помимо учебных корпусов, войдут общежития для студентов и преподавателей, спорткомплекс, медицинский центр и другие объекты. Каждый из пяти факультетов академии располагается в отдельном блоке. В комплексе также присутствуют административная зона и два общественных корпуса. Прямо по центру территории проходит аллея, которая ведет к набережной.

Юрий Волчок: 
«Диплом I степени получила Дарья Алахверды за проектную концепцию «Академия информационных технологий и компьютерных наук». По авторскому замыслу Городок Академии развивает логику градоустроительного освоения территории в границах городской ткани, а не за ее пределами, как Сколково, например. Для учебно-просветительской академии расположение в непосредственной близости от московского Сити и совместное, по сути, с ним обживание участка набережной демонстрирует возможность действительно концептуального подхода к реализации вполне практической проектной задачи на основе емко трактуемых возможностей диалога культуры и цивилизации в современной Москве.»

Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на центральную аллею
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на парковую зону
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Интерьер общественного блока
zooming
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Панорамный вид на кампус с реки
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аудиторный блок
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аудиторный модуль
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План аудиторного блока

Решение фасадов соответствует выбранной теме: в основе лежит принцип перфокарты, которая хранит информацию посредством нанесенных на нее отверстий. В соответствии с этой аналогией в сетке фасадов располагаются декоративные солнцезащитные элементы.
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аксонометрия
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Разрезы
zooming
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Фасад
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Функциональная схема
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 1 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 2 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 3 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Генеральный план
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Генеральный план кампуса и прилегающей территории. Функциональная схема. Слои. Схема
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Расположение участка в городе Москве. Анализ территории
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Эскизная концепция благоустройства района и набережной
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Планшет
Дария Алахверды. Работа 1 тура


Диплом II степени
Таисия Афиногенова. Кафедра «Градостроительство»
Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки»
Руководители: профессор Шубенков М.В., доцент Шубенкова М.Ю., ассистент Володин В.Н., ассистент Леонова А.И.

Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Внутренний двор жилого квартала

Дипломная работа Таисии Афиногеновой посвящена реорганизации района Раменки и созданию на его территории экспо-парка. Застройку района предлагается проредить. Здесь должны сохраниться памятники архитектуры, кварталы новостроек и здания разных эпох, ценные с точки зрения истории. Основной идеей проекта является включение в загруженное городское пространство рекреационных зон. Экспо-парк «Раменки» как раз совместит в себе культурную и рекреационную функции. Несмотря на необходимость строительства выставочных павильонов, развлекательных и спортивных центров, а также других объектов, концепция предполагает максимальное озеленение территории.

Большое внимание автор уделяет стилистике экспо-центра, образ которого был навеян идеями Джованни Баттиста Пиранези.

Юрий Волчок: 
«Диплом II степени Таисии Афиногеновой фиксирует современное желание и попытки в реальной московской архитектуре совместить вполне модернистское начало современного градоустройства, для которого поиски плотности застройки и ее упорядочения оказываются в фокусе профессионального внимания, с застройкой, которая переосмысливается в логике исторически ориентированной тенденции. В дипломном проекте Афиногеновой реорганизация района Раменки, в непосредственной близости от Олимпийской деревни, осуществляется вокруг проектируемого здесь, знакового для города объекта ЭКСПО-центра, создаваемого автором, вдохновившимся идеями Дж.Б. Пиранези. Пожалуй, такой подход наиболее точно характеризует сегодняшний день московской архитектуры, но насколько этот прием совмещения подходов плодотворен для нее, должно стать, на мой взгляд, предметом широкого обсуждения.»

Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Открытый амфитеатр
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Ансамбли выставочных павильонов
zooming
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Фрагмент панорамы экспоцентра
zooming
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Фрагмент панорамы экспоцентра
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Аксонометрия
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Схема озеленения, транспорта и функциональных зон
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». План
zooming
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Варианты проектного предложения
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Генеральный план
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Новая концепция развития Москвы
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Планшет
Таисия Афиногенова. Работа 1 тура


Диплом III степени 
Аюна Митупова. Кафедра «Архитектура промышленных сооружений»
Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях»
Руководители: профессор Кулиш В.О., доцент Зайцева Н.А.

Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на полярную станцию
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на станцию в момент движения

Автор проекта стремится выйти за пределы современного представления об архитектуре, расширить ее границы. Исследуя особенности арктического пространства и специфику освоения этой территории человеком, Аюна Митупова предлагает создать подвижную научно-исследовательскую станцию, которая может адаптироваться к изменчивым условиям внешней среды. В основу проектирования «ползущей» по льдам Арктики станции легли достижения таких наук, как кинематика, робототехника и механика. Объект имеет гибкую конфигурацию, может удлиняться и переплетаться для наиболее эффективной организации пространства. Реализация такого проекта позволит проводить различные исследования в арктической среде, обеспечив при этом безопасность и комфорт для человека.

Юрий Волчок: 
«Диплом получила и исследовательская работа Аюны Митуповой «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Этот диплом не мог не обратить на себя внимания. Для этого он дает множество оснований. Первое и главное здесь: дипломная работа Митуповой – проект=исследование. Почему это важно? Высшая школа переходит, как известно, на систему образования бакалавр – магистр, и разговор об исследовательских практиках в проектно ориентированном образовании встает весьма остро. В этом дипломе, подчеркну, не в магистерской диссертации, а именно в дипломном проектировании исследовательское содержание реализуется на удивление емко. К сожалению, здесь нет возможности в необходимой для этого мере прокомментировать предельную точность и современность словоупотребления, предопределившего центральный разговор о пространственных связях, объемлющих морфологию, кинематику, науку и исследовательский опыт, собираемые автором воедино в «экстремальных условиях». Возведение в предел авторского замысла, стремление к совершенству (интегральность подхода) возвращают нас к математически полноценному восприятию возможностей архитектонического подхода к архитектурному творчеству. Вполне закономерно работа Аюны Митуповой оказалась в поле зрения мастерской-лаборатории Захи Хадид. Если вспомнить, что Заха Хадид по первому образованию – математик, то понятно, почему Аюна была благосклонно и со вниманием встречена в творческой команде лауреата Притцкеровской премии.

Уместно заметить здесь, что год назад Золотую медаль МАРХИ получил Николай Зайцев за дипломный проект «Многофункциональный комплекс в порту Диксон». В этой работе идея формообразующей связности (и также в экстремальных условиях) реализуется в концепции города-дома-моста, объединившего остров и материк. Новый, по существу, город в проекте Зайцева не просто связывает воедино территорию одного из самых северных городов России, но создается знаковый для страны в целом город-порт, достойный названия «столица Арктики».

Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на станцию в момент реконфигурации (сворачивания в петлю) для стабилизации положения
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Проблематика непостоянной среды для создания привычной архитектуры. Цель – создание мобильной станции для исследований
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях».
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Итерьерные виды и циклограммы движения
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Объект исследования: движение магнитного полюса
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Мобильный аспект. Движитель: Локомоция и робототехника
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Разрезы: поддержание уровней платформ обитания во время движения по активному рельефу
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Планы 2 уровней внутренних ячеек
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Программа и сценарий обитания станции и жизни исследователей
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». План ячеек во время трансформаций и экспликация
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Ночной вид с полярным сиянием
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Планшет
Аюна Митупова. Работа 1 тура


Номинация «Магистр». Диплом I степени
Елена Семягина. Кафедра «Ландшафтная архитектура»
Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков»
Руководитель: профессор Максимов О.Г.

Номинация «Магистр». Диплом I степени Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Набережная

Проектное предложение Елены Семягиной – создание археолого-этнографического парка в Рязанской области. Концепция заключается в благоустройстве прибрежной зоны города Касимов, формировании здесь парковых зон и строительстве музеев, спорткомплексов, научных лабораторий, гостиниц и жилых домов. Исследование, проведенное автором, демонстрирует возможность решения социальных и культурных проблем малых исторических городов путем организации парков такого типа. Таким образом можно не только сохранять и изучать наследие области, но также повысить его туристическую привлекательность.

Юрий Волчок: 
«В номинации «Магистр» диплома I степени удостоена Елена Семягина. В диссертации автору удалось сбалансировано совместить проектную концепцию и ее научное обоснование. То, что выбор членов жюри конкурса сосредоточился на этой работе, также мне представляется для сегодняшнего дня закономерным. Думаю, что возможности ландшафтной архитектуры все настойчивее перемещаются в эпицентр профессионального внимания многочисленных специалистов и за границами архитектурно-строительного дела. Культурологи, социологи, экономисты, историки, политики видят именно в этой сфере профессиональных возможностей интегральное решение многочисленных проблем улучшения качества жизни в самых разных городах и поселениях в нашей стране. Диссертационное исследование Е. Семягиной позволяет сосредоточиться на еще одной, несомненно, объединительной тенденции в современной архитектуре, которую может полноценно реализовать ландшафтное научно-проектное творчество. Это весьма существенно для будущего профессии в целом. Очень важно преодолевать изоляцию возможностей современной архитектуры (и не только в Москве) от решения самых насущных и острых социально и культурологически значимых задач.»

Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Фрагмент этнографической деревни и парка
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Фрагмент лабиринта и кафе на набережной
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Поиск формы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Основные принципы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Основные методы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Выводы. Схема
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Выводы. Схема
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Генеральный план
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Опорный план
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Практика проектирования АЭП
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Общая типология парковых пространств
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Географическое исследование территории
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Планшет
Елена Семягина. Работа 1 тура
***

Заметка Юрия Волчка. Заключение: 

Возрождение достоинства архитектурного профессионализма

«Н.М. Бахтин еще в 1926 году в Париже писал о том, что «есть только один закон творчества – Возрождение». Сегодня возвращение к этой «формуле» особенно своевременно, т.к. интерес к возрожденческому мировосприятию и профессиональной культуре той эпохи стремительно набирает разбег. Поэтому весьма существенно, под каким углом зрения будет происходить врастание осмысления ценностей творчества в ту эпоху в современную архитектуру. М. Хайдеггер говорил в «Ректорской речи» (1933), что «внешнее научение ремеслу» приводит к результатам, лишенным творческой подлинности.

Почему я постоянно возвращаюсь в разговоре о Золотой медали МАРХИ к философскому осмыслению возможностей архитектуры? В качестве ответа на этот вопрос можно сослаться (для компактности и убедительности) на слова П. Айземана, приглашенного несколько лет назад для выступления с лекцией на АРХМоскве. Отвечая на вопрос, у кого он учился архитектуре, Айземан ответил: у Ж. Дерриды и Т. Адорно. Но воспоминание об этой лекции в амфитеатре Центрального Дома Художника было бы неполным ответом на этот вопрос. Нельзя не зафиксировать внимание и на том, что в шорт-лист (короткий список на пять авторов) литературной премии философа Александра Пятигорского была включена и работа А.Г. Раппапорта «Публикации блога «Башня и лабиринт»: «Современная ситуация в архитектуре и проблемы формирования новой парадигмы ее теории и системы профессионального образования» (статьи 2013-2014 годов). Уверен, что для нашей современной архитектуры это большое событие. А. Раппапорту удалось сохранить достоинство архитектурного профессионализма среди представителей самого широко очерченного гуманитарного знания наивысшей пробы. Это возвращает нас к трактовке Дерриды понятия «архитектура» как наивысшей формы самовыражения (самореализации) профессионала.

Нельзя не напомнить и о том, что статья-лекция «Университет глазами его питомцев», по утверждению автора, построена как архитектонический театр, сценография в котором объемлет текст и природный ландшафт, окружающий Университет. Театр как прием организационной игры сопутствует и текстам А. Пятигорского. Не зря же режиссер Е. Каменькович рассчитывает поставить на сцене московского театра «Мастерская П. Фоменко» спектакль по прозе Пятигорского «Философия одного переулка», сводя в единое целое архитектонической ткани ставший классикой культурологический текст и уникальное театральное пространство современного театра.

Сегодня, когда происходит очередная (для нас) «ломка» в устройстве архитектурного образования, придется вернуться и к обсуждению новой концепции проведения конкурса на Золотую медаль для выпускников МАРХИ, как бакалавров, так и магистров. Не исключаю, что и магистерские диссертационные исследования могут обрести свою номинацию. Важно, чтобы сохранилось главное – статус Золотой медали и ежегодный выбор ее обладателя должен способствовать укреплению достоинства архитектурного профессионализма.»

 

28 Июля 2015

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.