Золотая медаль МАРХИ

Публикуем проекты победителя, Артема Скалкина, и четырех номинантов Золотой медали МАРХИ 2015 года. UPD: комментарии и рассуждения профессора МАРХИ Юрия Волчка.

author pht

Автор текста:
Полина Садова

mainImg
Конкурс на Золотую медаль МАРХИ, в котором участвуют студенты с лучшей успеваемостью, по традиции проводился в два этапа. На первом 11 студентов представили жюри короткий проект на тему «Разводной городской пешеходный мост». Вторым этапом стало рассмотрение дипломных работ конкурсантов. По итогам состязания был выбран один победитель и четыре номинанта, проекты которых представлены ниже.

UPD:
Здесь же публикуем заметку, написанную одним из членов комиссии Юрием Павловичем Волчком:

Ю.П. Волчок
«Жизнь и судьба» московской архитектурной школы (МАРХИ)
Итоги конкурса на присуждение Золотой медали одному из выпускников МАРХИ 2015 года и современное состояние московской архитектуры


«2015 год обрел все шансы войти в историю архитектуры, рифмуясь с 1932-м годом, когда подводились итоги первого этапа конкурса на Дворец Советов. Современный конкурс на Парламентский центр в Москве – созвучное ему событие, притом не только для профессии, но и для культуры в целом. Пока мы не знаем окончательных результатов конкурса, но фиксация очередного этапа «изменения творческой направленности» в отечественной архитектуре налицо.

Иными словами, кризис в экономике и кризисное состояние архитектурно-строительного дела в стране не могут не отразиться, а точнее, не реализоваться в той или иной мере в сценографии учебного процесса и дипломного проектирования в архитектурной школе, существенно влияя на авторский выбор своего пути в профессии для каждого выпускника МАРХИ.

Ситуация, опять-таки рифмующаяся, но уже с другим этапом московской истории архитектуры – в преддверии очередного поворота направленности творческих усилий в середине 1950-х годов. Студенты обучались тогда в пространстве миропонимания, опирающегося на классическую традицию профессионализма (в интерпретации ее, характерной для тех лет), а работать им предстояло в иных, содержательно буквально диаметрально изменившихся условиях. Сегодня ситуация, по смыслу парная к той, правда, с зеркальной с ней симметрией, что несомненно внесет свои содержательные коррективы при сооружении «строительных лесов», поддерживающих архитектурное творчество в «рабочем состоянии» в ближайшем будущем. Фиксируя такое состояние текущего момента в «жизни и судьбе» московской архитектуры, надо попытаться сформировать то содержательное поле, которое кристаллизовалось в воздухе, наполнявшем пространство Галереи ВХУТЕМАС, где проходила поэтапно выставка дипломных проектов и предшествующих им клаузур, выполненных претендентами на соискание Золотой медали МАРХИ 2015 года. Прекрасно понимаю, что у каждого, кто побывал на выставке, и у членов жюри Художественного совета медали в том числе, оно свое, личное, но при этом представляется существенным говорить об итогах конкурса 2015 года, подхватывая результаты и прошлых лет. На первый план выходит разговор о тех тенденциях, что сохраняются и формируются в архитектурной школе в последние несколько лет.

«Arche», «архитектура» и архитекторы.
Обсуждая результаты подведения итогов конкурса на присвоение Золотой медали одному из выпускников МАРХИ этого года, трудно не вспомнить статью (лекцию-доклад) Жака Дерриды «Университет глазами его питомцев» (первая публикация в 1983 году). Выстраивая разговор об универсалиях университетского образования, автор приходит к разговору об arche, архитектонике, архитектуре, подчеркивая при этом: архитектоника его лекции «существенно связана с университетской архитектурой и расположением» (Корнеллского Университета в Нью-Йорке, где и состоялся упоминаемый доклад). И если arche в этом разговоре ответственно за фундаментальность университетского образования (близко по смыслу и тому, что Рэм Колхас заложил в основание Венецианской биеннале 2014 года – «Fundamentals»), то понятие «архитектура», по мысли Дерриды, определяет закономерность самостоятельности выбора и готовности к самореализации университетского выпускника. В архитектурной школе ответственное отношение к этим понятиям – неотъемлемое профессиональное право и обязанность студента, и не только претендующего на отличие.

Уместно здесь еще раз высказать слова благодарности Вячеславу Ивановичу Локтеву, сформулировавшему 20 лет назад фундаментальные правила проведения конкурса на соискание Медали, разложив его на два этапа. Первый – в границах arche как образовательного основания обретаемого профессионализма. Второй (благодаря первому) – позволяет обсуждать итоги дипломного проектирования уже не только в границах учебного процесса, а как подлинно архитектурное произведение. Институт библиотековедения на Воробьевых горах по проекту И.И. Леонидова – всемирно известное произведение архитектуры, и за границами университетской среды мало кому памятно, что это всего лишь дипломный проект великого уже тогда Мастера.»



Золотая медаль МАРХИ 2015
Артём Скалкин. Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”»
Руководители: профессор Шутиков А.В., доцент Перекладов А.А., доцент Киселев В.В.

zooming
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Перспективный вид из центра города

Проект Артема Скалкина изначально готовился для участия в конкурсе на концепцию развития территории Южной гавани Хельсинки. Позднее он был расширен и доработан. Автор предложил создать на конкурсной территории культурное пространство под названием [ARTesium]. Это своеобразная обитель искусства, где можно заниматься творчеством и изучать культуру стран Балтики. Для этого проектом предусмотрены пять дворов, воплощающих пять человеческих чувств: двор зрения, двор слуха, дворы осязания, обоняния и вкуса. Во дворе зрения посетителям будут представлены скульптура, живопись и графика. Двор слуха станет местом для музыкальных и поэтических выступлений. Пространство осязания позволит погрузиться в современное направление тач-арта. Финская флора предстанет перед гостями во дворе обоняния, а во дворе вкуса разместится ресторация. Здания, в окружении которых располагаются концептуальные дворы, содержат выставочные пространства, арт-резиденции, мастерские, учебные классы.

Юрий Волчок: 
«В этом году Золотая медаль МАРХИ вручена Артему Скалкину за проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki», располагающийся на вновь осваиваемой, а, точнее – расцветающей территории южной гавани Хельсинки. (Приношу извинения у руководителей дипломов, что ни здесь, ни ниже не упоминаю их, но полностью авторские коллективы указываются в описании работ).

Проект А. Скалкина выполнен в развитие программы международного конкурса на эту тему. Нельзя утверждать, что такой прием стал общим местом для дипломного проектирования, но стоит вспомнить, что одну из двух Золотых медалей в 2013 году получила Полина Буш за проект «Реконструкция исторического квартала и фрагмента набережной реки Пегнитц в городе Нюрнберг», также выполненный по программе международного конкурса. Здесь просматриваются сразу две тенденции: во-первых, участие в реализации конкурсной программы, а, во-вторых, объект проектирования находится в европейском контексте. Сегодня это обращающее на себя внимание обстоятельство, поскольку как ничто лучше подтверждает конкурентноспособность московских молодых архитекторов, подготовленность некоторых, возможно, действительно лучших из них для участия в проектном творчестве соизмеримо с общеевропейским пониманием современного содержания архитектурного профессионализма. Отсюда на авансцену проектной концепции Скалкина выходит авторская трактовка пяти чувств, определяющих, как следствие, функциональное, формотворческое и образное истолкование конкурсной программы. И вслед за этим автор предлагает сценарий последовательного развития обживаемой им территории неразрывно с возможностью восприятия ее горожанами и гостями вновь создаваемого общественного, творческого центра Хельсинки, стремясь к неразрывности образа=идеи нового прочтения Южной гавани уже в процессе ее обновления. Закономерным итогом такого подхода к формированию авторского замысла становится предложение по созданию культурно-образовательного маршрута по странам Балтии. Я бы только добавил к нему и Осло, поскольку то, как застраиваются и обживаются гавань бывшего торгового порта и набережная в центре норвежской столицы, должно стать объектом изучения в современной архитектурной школе, а работа А. Скалкина вполне может стать камертоном для его осмысления.»
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Взрыв схема
zooming
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фасад с разверткой набережной
zooming
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фрагмент разреза
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фрагмент разреза

Ключевыми объектами комплекса стали павильон «Финляндия» и Чаша-форум, облик которых отсылает к традициям финского национального дизайна. Проект не разрушает и не нарушает атмосферы старой гавани благодаря включению мотивов сухих доков и корабельных верфей.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Поперечные разрезы
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». План павильона Финлядия
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Поэтажные планы

Структура культурного пространства демонстрирует максимальную гибкость. Она способна изменяться со временем и подстраиваться под нужды горожан.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Сценарии эволюции сооружения
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Юго-восточный вид
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Северо-западный вид
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Генеральный план с выявлением пешеходного каркаса

Отдельное место в проекте занимает формирование городского пешеходного каркаса, который позволит жителям и гостям финской столицы осмотреть основные достопримечательности без гидов и карт. Такая система позволит городу максимально раскрыться.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Концепция городского пешеходного каркаса
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Карта-схема глобальной концепции
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Планшет
Артём Скалкин. Работа 1 тура


Диплом I степени 
Дария Алахверды. Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук»
Руководители: профессор Ауров В.В., доцент Орлов В.Н., преподаватель Добрев А.И.

Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на центральную аллею

Дария Алахверды предлагает создать на участке набережной между Мнёвниками и деловым центром «Москва-сити» образовательный комплекс – Академию информационных технологий и компьютерных наук. Проектом предусмотрена организация на выбранной территории академического городка, в который, помимо учебных корпусов, войдут общежития для студентов и преподавателей, спорткомплекс, медицинский центр и другие объекты. Каждый из пяти факультетов академии располагается в отдельном блоке. В комплексе также присутствуют административная зона и два общественных корпуса. Прямо по центру территории проходит аллея, которая ведет к набережной.

Юрий Волчок: 
«Диплом I степени получила Дарья Алахверды за проектную концепцию «Академия информационных технологий и компьютерных наук». По авторскому замыслу Городок Академии развивает логику градоустроительного освоения территории в границах городской ткани, а не за ее пределами, как Сколково, например. Для учебно-просветительской академии расположение в непосредственной близости от московского Сити и совместное, по сути, с ним обживание участка набережной демонстрирует возможность действительно концептуального подхода к реализации вполне практической проектной задачи на основе емко трактуемых возможностей диалога культуры и цивилизации в современной Москве.»

Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на центральную аллею
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на парковую зону
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Интерьер общественного блока
zooming
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Панорамный вид на кампус с реки
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аудиторный блок
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аудиторный модуль
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План аудиторного блока

Решение фасадов соответствует выбранной теме: в основе лежит принцип перфокарты, которая хранит информацию посредством нанесенных на нее отверстий. В соответствии с этой аналогией в сетке фасадов располагаются декоративные солнцезащитные элементы.
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аксонометрия
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Разрезы
zooming
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Фасад
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Функциональная схема
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 1 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 2 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 3 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Генеральный план
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Генеральный план кампуса и прилегающей территории. Функциональная схема. Слои. Схема
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Расположение участка в городе Москве. Анализ территории
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Эскизная концепция благоустройства района и набережной
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Планшет
Дария Алахверды. Работа 1 тура


Диплом II степени
Таисия Афиногенова. Кафедра «Градостроительство»
Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки»
Руководители: профессор Шубенков М.В., доцент Шубенкова М.Ю., ассистент Володин В.Н., ассистент Леонова А.И.

Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Внутренний двор жилого квартала

Дипломная работа Таисии Афиногеновой посвящена реорганизации района Раменки и созданию на его территории экспо-парка. Застройку района предлагается проредить. Здесь должны сохраниться памятники архитектуры, кварталы новостроек и здания разных эпох, ценные с точки зрения истории. Основной идеей проекта является включение в загруженное городское пространство рекреационных зон. Экспо-парк «Раменки» как раз совместит в себе культурную и рекреационную функции. Несмотря на необходимость строительства выставочных павильонов, развлекательных и спортивных центров, а также других объектов, концепция предполагает максимальное озеленение территории.

Большое внимание автор уделяет стилистике экспо-центра, образ которого был навеян идеями Джованни Баттиста Пиранези.

Юрий Волчок: 
«Диплом II степени Таисии Афиногеновой фиксирует современное желание и попытки в реальной московской архитектуре совместить вполне модернистское начало современного градоустройства, для которого поиски плотности застройки и ее упорядочения оказываются в фокусе профессионального внимания, с застройкой, которая переосмысливается в логике исторически ориентированной тенденции. В дипломном проекте Афиногеновой реорганизация района Раменки, в непосредственной близости от Олимпийской деревни, осуществляется вокруг проектируемого здесь, знакового для города объекта ЭКСПО-центра, создаваемого автором, вдохновившимся идеями Дж.Б. Пиранези. Пожалуй, такой подход наиболее точно характеризует сегодняшний день московской архитектуры, но насколько этот прием совмещения подходов плодотворен для нее, должно стать, на мой взгляд, предметом широкого обсуждения.»

Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Открытый амфитеатр
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Ансамбли выставочных павильонов
zooming
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Фрагмент панорамы экспоцентра
zooming
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Фрагмент панорамы экспоцентра
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Аксонометрия
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Схема озеленения, транспорта и функциональных зон
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». План
zooming
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Варианты проектного предложения
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Генеральный план
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Новая концепция развития Москвы
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Планшет
Таисия Афиногенова. Работа 1 тура


Диплом III степени 
Аюна Митупова. Кафедра «Архитектура промышленных сооружений»
Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях»
Руководители: профессор Кулиш В.О., доцент Зайцева Н.А.

Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на полярную станцию
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на станцию в момент движения

Автор проекта стремится выйти за пределы современного представления об архитектуре, расширить ее границы. Исследуя особенности арктического пространства и специфику освоения этой территории человеком, Аюна Митупова предлагает создать подвижную научно-исследовательскую станцию, которая может адаптироваться к изменчивым условиям внешней среды. В основу проектирования «ползущей» по льдам Арктики станции легли достижения таких наук, как кинематика, робототехника и механика. Объект имеет гибкую конфигурацию, может удлиняться и переплетаться для наиболее эффективной организации пространства. Реализация такого проекта позволит проводить различные исследования в арктической среде, обеспечив при этом безопасность и комфорт для человека.

Юрий Волчок: 
«Диплом получила и исследовательская работа Аюны Митуповой «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Этот диплом не мог не обратить на себя внимания. Для этого он дает множество оснований. Первое и главное здесь: дипломная работа Митуповой – проект=исследование. Почему это важно? Высшая школа переходит, как известно, на систему образования бакалавр – магистр, и разговор об исследовательских практиках в проектно ориентированном образовании встает весьма остро. В этом дипломе, подчеркну, не в магистерской диссертации, а именно в дипломном проектировании исследовательское содержание реализуется на удивление емко. К сожалению, здесь нет возможности в необходимой для этого мере прокомментировать предельную точность и современность словоупотребления, предопределившего центральный разговор о пространственных связях, объемлющих морфологию, кинематику, науку и исследовательский опыт, собираемые автором воедино в «экстремальных условиях». Возведение в предел авторского замысла, стремление к совершенству (интегральность подхода) возвращают нас к математически полноценному восприятию возможностей архитектонического подхода к архитектурному творчеству. Вполне закономерно работа Аюны Митуповой оказалась в поле зрения мастерской-лаборатории Захи Хадид. Если вспомнить, что Заха Хадид по первому образованию – математик, то понятно, почему Аюна была благосклонно и со вниманием встречена в творческой команде лауреата Притцкеровской премии.

Уместно заметить здесь, что год назад Золотую медаль МАРХИ получил Николай Зайцев за дипломный проект «Многофункциональный комплекс в порту Диксон». В этой работе идея формообразующей связности (и также в экстремальных условиях) реализуется в концепции города-дома-моста, объединившего остров и материк. Новый, по существу, город в проекте Зайцева не просто связывает воедино территорию одного из самых северных городов России, но создается знаковый для страны в целом город-порт, достойный названия «столица Арктики».

Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на станцию в момент реконфигурации (сворачивания в петлю) для стабилизации положения
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Проблематика непостоянной среды для создания привычной архитектуры. Цель – создание мобильной станции для исследований
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях».
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Итерьерные виды и циклограммы движения
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Объект исследования: движение магнитного полюса
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Мобильный аспект. Движитель: Локомоция и робототехника
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Разрезы: поддержание уровней платформ обитания во время движения по активному рельефу
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Планы 2 уровней внутренних ячеек
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Программа и сценарий обитания станции и жизни исследователей
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». План ячеек во время трансформаций и экспликация
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Ночной вид с полярным сиянием
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Планшет
Аюна Митупова. Работа 1 тура


Номинация «Магистр». Диплом I степени
Елена Семягина. Кафедра «Ландшафтная архитектура»
Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков»
Руководитель: профессор Максимов О.Г.

Номинация «Магистр». Диплом I степени Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Набережная

Проектное предложение Елены Семягиной – создание археолого-этнографического парка в Рязанской области. Концепция заключается в благоустройстве прибрежной зоны города Касимов, формировании здесь парковых зон и строительстве музеев, спорткомплексов, научных лабораторий, гостиниц и жилых домов. Исследование, проведенное автором, демонстрирует возможность решения социальных и культурных проблем малых исторических городов путем организации парков такого типа. Таким образом можно не только сохранять и изучать наследие области, но также повысить его туристическую привлекательность.

Юрий Волчок: 
«В номинации «Магистр» диплома I степени удостоена Елена Семягина. В диссертации автору удалось сбалансировано совместить проектную концепцию и ее научное обоснование. То, что выбор членов жюри конкурса сосредоточился на этой работе, также мне представляется для сегодняшнего дня закономерным. Думаю, что возможности ландшафтной архитектуры все настойчивее перемещаются в эпицентр профессионального внимания многочисленных специалистов и за границами архитектурно-строительного дела. Культурологи, социологи, экономисты, историки, политики видят именно в этой сфере профессиональных возможностей интегральное решение многочисленных проблем улучшения качества жизни в самых разных городах и поселениях в нашей стране. Диссертационное исследование Е. Семягиной позволяет сосредоточиться на еще одной, несомненно, объединительной тенденции в современной архитектуре, которую может полноценно реализовать ландшафтное научно-проектное творчество. Это весьма существенно для будущего профессии в целом. Очень важно преодолевать изоляцию возможностей современной архитектуры (и не только в Москве) от решения самых насущных и острых социально и культурологически значимых задач.»

Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Фрагмент этнографической деревни и парка
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Фрагмент лабиринта и кафе на набережной
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Поиск формы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Основные принципы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Основные методы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Выводы. Схема
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Выводы. Схема
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Генеральный план
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Опорный план
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Практика проектирования АЭП
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Общая типология парковых пространств
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Географическое исследование территории
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Планшет
Елена Семягина. Работа 1 тура
***

Заметка Юрия Волчка. Заключение: 

Возрождение достоинства архитектурного профессионализма

«Н.М. Бахтин еще в 1926 году в Париже писал о том, что «есть только один закон творчества – Возрождение». Сегодня возвращение к этой «формуле» особенно своевременно, т.к. интерес к возрожденческому мировосприятию и профессиональной культуре той эпохи стремительно набирает разбег. Поэтому весьма существенно, под каким углом зрения будет происходить врастание осмысления ценностей творчества в ту эпоху в современную архитектуру. М. Хайдеггер говорил в «Ректорской речи» (1933), что «внешнее научение ремеслу» приводит к результатам, лишенным творческой подлинности.

Почему я постоянно возвращаюсь в разговоре о Золотой медали МАРХИ к философскому осмыслению возможностей архитектуры? В качестве ответа на этот вопрос можно сослаться (для компактности и убедительности) на слова П. Айземана, приглашенного несколько лет назад для выступления с лекцией на АРХМоскве. Отвечая на вопрос, у кого он учился архитектуре, Айземан ответил: у Ж. Дерриды и Т. Адорно. Но воспоминание об этой лекции в амфитеатре Центрального Дома Художника было бы неполным ответом на этот вопрос. Нельзя не зафиксировать внимание и на том, что в шорт-лист (короткий список на пять авторов) литературной премии философа Александра Пятигорского была включена и работа А.Г. Раппапорта «Публикации блога «Башня и лабиринт»: «Современная ситуация в архитектуре и проблемы формирования новой парадигмы ее теории и системы профессионального образования» (статьи 2013-2014 годов). Уверен, что для нашей современной архитектуры это большое событие. А. Раппапорту удалось сохранить достоинство архитектурного профессионализма среди представителей самого широко очерченного гуманитарного знания наивысшей пробы. Это возвращает нас к трактовке Дерриды понятия «архитектура» как наивысшей формы самовыражения (самореализации) профессионала.

Нельзя не напомнить и о том, что статья-лекция «Университет глазами его питомцев», по утверждению автора, построена как архитектонический театр, сценография в котором объемлет текст и природный ландшафт, окружающий Университет. Театр как прием организационной игры сопутствует и текстам А. Пятигорского. Не зря же режиссер Е. Каменькович рассчитывает поставить на сцене московского театра «Мастерская П. Фоменко» спектакль по прозе Пятигорского «Философия одного переулка», сводя в единое целое архитектонической ткани ставший классикой культурологический текст и уникальное театральное пространство современного театра.

Сегодня, когда происходит очередная (для нас) «ломка» в устройстве архитектурного образования, придется вернуться и к обсуждению новой концепции проведения конкурса на Золотую медаль для выпускников МАРХИ, как бакалавров, так и магистров. Не исключаю, что и магистерские диссертационные исследования могут обрести свою номинацию. Важно, чтобы сохранилось главное – статус Золотой медали и ежегодный выбор ее обладателя должен способствовать укреплению достоинства архитектурного профессионализма.»

 

28 Июля 2015

author pht

Автор текста:

Полина Садова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Студенческие проекты

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.