Золотая медаль МАРХИ

Публикуем проекты победителя, Артема Скалкина, и четырех номинантов Золотой медали МАРХИ 2015 года. UPD: комментарии и рассуждения профессора МАРХИ Юрия Волчка.

mainImg
Конкурс на Золотую медаль МАРХИ, в котором участвуют студенты с лучшей успеваемостью, по традиции проводился в два этапа. На первом 11 студентов представили жюри короткий проект на тему «Разводной городской пешеходный мост». Вторым этапом стало рассмотрение дипломных работ конкурсантов. По итогам состязания был выбран один победитель и четыре номинанта, проекты которых представлены ниже.

UPD:
Здесь же публикуем заметку, написанную одним из членов комиссии Юрием Павловичем Волчком:

Ю.П. Волчок
«Жизнь и судьба» московской архитектурной школы (МАРХИ)
Итоги конкурса на присуждение Золотой медали одному из выпускников МАРХИ 2015 года и современное состояние московской архитектуры


«2015 год обрел все шансы войти в историю архитектуры, рифмуясь с 1932-м годом, когда подводились итоги первого этапа конкурса на Дворец Советов. Современный конкурс на Парламентский центр в Москве – созвучное ему событие, притом не только для профессии, но и для культуры в целом. Пока мы не знаем окончательных результатов конкурса, но фиксация очередного этапа «изменения творческой направленности» в отечественной архитектуре налицо.

Иными словами, кризис в экономике и кризисное состояние архитектурно-строительного дела в стране не могут не отразиться, а точнее, не реализоваться в той или иной мере в сценографии учебного процесса и дипломного проектирования в архитектурной школе, существенно влияя на авторский выбор своего пути в профессии для каждого выпускника МАРХИ.

Ситуация, опять-таки рифмующаяся, но уже с другим этапом московской истории архитектуры – в преддверии очередного поворота направленности творческих усилий в середине 1950-х годов. Студенты обучались тогда в пространстве миропонимания, опирающегося на классическую традицию профессионализма (в интерпретации ее, характерной для тех лет), а работать им предстояло в иных, содержательно буквально диаметрально изменившихся условиях. Сегодня ситуация, по смыслу парная к той, правда, с зеркальной с ней симметрией, что несомненно внесет свои содержательные коррективы при сооружении «строительных лесов», поддерживающих архитектурное творчество в «рабочем состоянии» в ближайшем будущем. Фиксируя такое состояние текущего момента в «жизни и судьбе» московской архитектуры, надо попытаться сформировать то содержательное поле, которое кристаллизовалось в воздухе, наполнявшем пространство Галереи ВХУТЕМАС, где проходила поэтапно выставка дипломных проектов и предшествующих им клаузур, выполненных претендентами на соискание Золотой медали МАРХИ 2015 года. Прекрасно понимаю, что у каждого, кто побывал на выставке, и у членов жюри Художественного совета медали в том числе, оно свое, личное, но при этом представляется существенным говорить об итогах конкурса 2015 года, подхватывая результаты и прошлых лет. На первый план выходит разговор о тех тенденциях, что сохраняются и формируются в архитектурной школе в последние несколько лет.

«Arche», «архитектура» и архитекторы.
Обсуждая результаты подведения итогов конкурса на присвоение Золотой медали одному из выпускников МАРХИ этого года, трудно не вспомнить статью (лекцию-доклад) Жака Дерриды «Университет глазами его питомцев» (первая публикация в 1983 году). Выстраивая разговор об универсалиях университетского образования, автор приходит к разговору об arche, архитектонике, архитектуре, подчеркивая при этом: архитектоника его лекции «существенно связана с университетской архитектурой и расположением» (Корнеллского Университета в Нью-Йорке, где и состоялся упоминаемый доклад). И если arche в этом разговоре ответственно за фундаментальность университетского образования (близко по смыслу и тому, что Рэм Колхас заложил в основание Венецианской биеннале 2014 года – «Fundamentals»), то понятие «архитектура», по мысли Дерриды, определяет закономерность самостоятельности выбора и готовности к самореализации университетского выпускника. В архитектурной школе ответственное отношение к этим понятиям – неотъемлемое профессиональное право и обязанность студента, и не только претендующего на отличие.

Уместно здесь еще раз высказать слова благодарности Вячеславу Ивановичу Локтеву, сформулировавшему 20 лет назад фундаментальные правила проведения конкурса на соискание Медали, разложив его на два этапа. Первый – в границах arche как образовательного основания обретаемого профессионализма. Второй (благодаря первому) – позволяет обсуждать итоги дипломного проектирования уже не только в границах учебного процесса, а как подлинно архитектурное произведение. Институт библиотековедения на Воробьевых горах по проекту И.И. Леонидова – всемирно известное произведение архитектуры, и за границами университетской среды мало кому памятно, что это всего лишь дипломный проект великого уже тогда Мастера.»



Золотая медаль МАРХИ 2015
Артём Скалкин. Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”»
Руководители: профессор Шутиков А.В., доцент Перекладов А.А., доцент Киселев В.В.

zooming
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Перспективный вид из центра города

Проект Артема Скалкина изначально готовился для участия в конкурсе на концепцию развития территории Южной гавани Хельсинки. Позднее он был расширен и доработан. Автор предложил создать на конкурсной территории культурное пространство под названием [ARTesium]. Это своеобразная обитель искусства, где можно заниматься творчеством и изучать культуру стран Балтики. Для этого проектом предусмотрены пять дворов, воплощающих пять человеческих чувств: двор зрения, двор слуха, дворы осязания, обоняния и вкуса. Во дворе зрения посетителям будут представлены скульптура, живопись и графика. Двор слуха станет местом для музыкальных и поэтических выступлений. Пространство осязания позволит погрузиться в современное направление тач-арта. Финская флора предстанет перед гостями во дворе обоняния, а во дворе вкуса разместится ресторация. Здания, в окружении которых располагаются концептуальные дворы, содержат выставочные пространства, арт-резиденции, мастерские, учебные классы.

Юрий Волчок: 
«В этом году Золотая медаль МАРХИ вручена Артему Скалкину за проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki», располагающийся на вновь осваиваемой, а, точнее – расцветающей территории южной гавани Хельсинки. (Приношу извинения у руководителей дипломов, что ни здесь, ни ниже не упоминаю их, но полностью авторские коллективы указываются в описании работ).

Проект А. Скалкина выполнен в развитие программы международного конкурса на эту тему. Нельзя утверждать, что такой прием стал общим местом для дипломного проектирования, но стоит вспомнить, что одну из двух Золотых медалей в 2013 году получила Полина Буш за проект «Реконструкция исторического квартала и фрагмента набережной реки Пегнитц в городе Нюрнберг», также выполненный по программе международного конкурса. Здесь просматриваются сразу две тенденции: во-первых, участие в реализации конкурсной программы, а, во-вторых, объект проектирования находится в европейском контексте. Сегодня это обращающее на себя внимание обстоятельство, поскольку как ничто лучше подтверждает конкурентноспособность московских молодых архитекторов, подготовленность некоторых, возможно, действительно лучших из них для участия в проектном творчестве соизмеримо с общеевропейским пониманием современного содержания архитектурного профессионализма. Отсюда на авансцену проектной концепции Скалкина выходит авторская трактовка пяти чувств, определяющих, как следствие, функциональное, формотворческое и образное истолкование конкурсной программы. И вслед за этим автор предлагает сценарий последовательного развития обживаемой им территории неразрывно с возможностью восприятия ее горожанами и гостями вновь создаваемого общественного, творческого центра Хельсинки, стремясь к неразрывности образа=идеи нового прочтения Южной гавани уже в процессе ее обновления. Закономерным итогом такого подхода к формированию авторского замысла становится предложение по созданию культурно-образовательного маршрута по странам Балтии. Я бы только добавил к нему и Осло, поскольку то, как застраиваются и обживаются гавань бывшего торгового порта и набережная в центре норвежской столицы, должно стать объектом изучения в современной архитектурной школе, а работа А. Скалкина вполне может стать камертоном для его осмысления.»
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Взрыв схема
zooming
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фасад с разверткой набережной
zooming
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фрагмент разреза
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фрагмент разреза

Ключевыми объектами комплекса стали павильон «Финляндия» и Чаша-форум, облик которых отсылает к традициям финского национального дизайна. Проект не разрушает и не нарушает атмосферы старой гавани благодаря включению мотивов сухих доков и корабельных верфей.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Поперечные разрезы
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». План павильона Финлядия
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Поэтажные планы

Структура культурного пространства демонстрирует максимальную гибкость. Она способна изменяться со временем и подстраиваться под нужды горожан.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Сценарии эволюции сооружения
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Юго-восточный вид
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Северо-западный вид
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Генеральный план с выявлением пешеходного каркаса

Отдельное место в проекте занимает формирование городского пешеходного каркаса, который позволит жителям и гостям финской столицы осмотреть основные достопримечательности без гидов и карт. Такая система позволит городу максимально раскрыться.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Концепция городского пешеходного каркаса
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Карта-схема глобальной концепции
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Планшет
Артём Скалкин. Работа 1 тура


Диплом I степени 
Дария Алахверды. Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук»
Руководители: профессор Ауров В.В., доцент Орлов В.Н., преподаватель Добрев А.И.

Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на центральную аллею

Дария Алахверды предлагает создать на участке набережной между Мнёвниками и деловым центром «Москва-сити» образовательный комплекс – Академию информационных технологий и компьютерных наук. Проектом предусмотрена организация на выбранной территории академического городка, в который, помимо учебных корпусов, войдут общежития для студентов и преподавателей, спорткомплекс, медицинский центр и другие объекты. Каждый из пяти факультетов академии располагается в отдельном блоке. В комплексе также присутствуют административная зона и два общественных корпуса. Прямо по центру территории проходит аллея, которая ведет к набережной.

Юрий Волчок: 
«Диплом I степени получила Дарья Алахверды за проектную концепцию «Академия информационных технологий и компьютерных наук». По авторскому замыслу Городок Академии развивает логику градоустроительного освоения территории в границах городской ткани, а не за ее пределами, как Сколково, например. Для учебно-просветительской академии расположение в непосредственной близости от московского Сити и совместное, по сути, с ним обживание участка набережной демонстрирует возможность действительно концептуального подхода к реализации вполне практической проектной задачи на основе емко трактуемых возможностей диалога культуры и цивилизации в современной Москве.»

Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на центральную аллею
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на парковую зону
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Интерьер общественного блока
zooming
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Панорамный вид на кампус с реки
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аудиторный блок
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аудиторный модуль
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План аудиторного блока

Решение фасадов соответствует выбранной теме: в основе лежит принцип перфокарты, которая хранит информацию посредством нанесенных на нее отверстий. В соответствии с этой аналогией в сетке фасадов располагаются декоративные солнцезащитные элементы.
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аксонометрия
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Разрезы
zooming
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Фасад
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Функциональная схема
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 1 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 2 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 3 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Генеральный план
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Генеральный план кампуса и прилегающей территории. Функциональная схема. Слои. Схема
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Расположение участка в городе Москве. Анализ территории
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Эскизная концепция благоустройства района и набережной
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Планшет
Дария Алахверды. Работа 1 тура


Диплом II степени
Таисия Афиногенова. Кафедра «Градостроительство»
Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки»
Руководители: профессор Шубенков М.В., доцент Шубенкова М.Ю., ассистент Володин В.Н., ассистент Леонова А.И.

Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Внутренний двор жилого квартала

Дипломная работа Таисии Афиногеновой посвящена реорганизации района Раменки и созданию на его территории экспо-парка. Застройку района предлагается проредить. Здесь должны сохраниться памятники архитектуры, кварталы новостроек и здания разных эпох, ценные с точки зрения истории. Основной идеей проекта является включение в загруженное городское пространство рекреационных зон. Экспо-парк «Раменки» как раз совместит в себе культурную и рекреационную функции. Несмотря на необходимость строительства выставочных павильонов, развлекательных и спортивных центров, а также других объектов, концепция предполагает максимальное озеленение территории.

Большое внимание автор уделяет стилистике экспо-центра, образ которого был навеян идеями Джованни Баттиста Пиранези.

Юрий Волчок: 
«Диплом II степени Таисии Афиногеновой фиксирует современное желание и попытки в реальной московской архитектуре совместить вполне модернистское начало современного градоустройства, для которого поиски плотности застройки и ее упорядочения оказываются в фокусе профессионального внимания, с застройкой, которая переосмысливается в логике исторически ориентированной тенденции. В дипломном проекте Афиногеновой реорганизация района Раменки, в непосредственной близости от Олимпийской деревни, осуществляется вокруг проектируемого здесь, знакового для города объекта ЭКСПО-центра, создаваемого автором, вдохновившимся идеями Дж.Б. Пиранези. Пожалуй, такой подход наиболее точно характеризует сегодняшний день московской архитектуры, но насколько этот прием совмещения подходов плодотворен для нее, должно стать, на мой взгляд, предметом широкого обсуждения.»

Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Открытый амфитеатр
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Ансамбли выставочных павильонов
zooming
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Фрагмент панорамы экспоцентра
zooming
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Фрагмент панорамы экспоцентра
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Аксонометрия
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Схема озеленения, транспорта и функциональных зон
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». План
zooming
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Варианты проектного предложения
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Генеральный план
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Новая концепция развития Москвы
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Планшет
Таисия Афиногенова. Работа 1 тура


Диплом III степени 
Аюна Митупова. Кафедра «Архитектура промышленных сооружений»
Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях»
Руководители: профессор Кулиш В.О., доцент Зайцева Н.А.

Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на полярную станцию
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на станцию в момент движения

Автор проекта стремится выйти за пределы современного представления об архитектуре, расширить ее границы. Исследуя особенности арктического пространства и специфику освоения этой территории человеком, Аюна Митупова предлагает создать подвижную научно-исследовательскую станцию, которая может адаптироваться к изменчивым условиям внешней среды. В основу проектирования «ползущей» по льдам Арктики станции легли достижения таких наук, как кинематика, робототехника и механика. Объект имеет гибкую конфигурацию, может удлиняться и переплетаться для наиболее эффективной организации пространства. Реализация такого проекта позволит проводить различные исследования в арктической среде, обеспечив при этом безопасность и комфорт для человека.

Юрий Волчок: 
«Диплом получила и исследовательская работа Аюны Митуповой «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Этот диплом не мог не обратить на себя внимания. Для этого он дает множество оснований. Первое и главное здесь: дипломная работа Митуповой – проект=исследование. Почему это важно? Высшая школа переходит, как известно, на систему образования бакалавр – магистр, и разговор об исследовательских практиках в проектно ориентированном образовании встает весьма остро. В этом дипломе, подчеркну, не в магистерской диссертации, а именно в дипломном проектировании исследовательское содержание реализуется на удивление емко. К сожалению, здесь нет возможности в необходимой для этого мере прокомментировать предельную точность и современность словоупотребления, предопределившего центральный разговор о пространственных связях, объемлющих морфологию, кинематику, науку и исследовательский опыт, собираемые автором воедино в «экстремальных условиях». Возведение в предел авторского замысла, стремление к совершенству (интегральность подхода) возвращают нас к математически полноценному восприятию возможностей архитектонического подхода к архитектурному творчеству. Вполне закономерно работа Аюны Митуповой оказалась в поле зрения мастерской-лаборатории Захи Хадид. Если вспомнить, что Заха Хадид по первому образованию – математик, то понятно, почему Аюна была благосклонно и со вниманием встречена в творческой команде лауреата Притцкеровской премии.

Уместно заметить здесь, что год назад Золотую медаль МАРХИ получил Николай Зайцев за дипломный проект «Многофункциональный комплекс в порту Диксон». В этой работе идея формообразующей связности (и также в экстремальных условиях) реализуется в концепции города-дома-моста, объединившего остров и материк. Новый, по существу, город в проекте Зайцева не просто связывает воедино территорию одного из самых северных городов России, но создается знаковый для страны в целом город-порт, достойный названия «столица Арктики».

Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на станцию в момент реконфигурации (сворачивания в петлю) для стабилизации положения
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Проблематика непостоянной среды для создания привычной архитектуры. Цель – создание мобильной станции для исследований
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях».
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Итерьерные виды и циклограммы движения
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Объект исследования: движение магнитного полюса
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Мобильный аспект. Движитель: Локомоция и робототехника
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Разрезы: поддержание уровней платформ обитания во время движения по активному рельефу
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Планы 2 уровней внутренних ячеек
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Программа и сценарий обитания станции и жизни исследователей
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». План ячеек во время трансформаций и экспликация
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Ночной вид с полярным сиянием
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Планшет
Аюна Митупова. Работа 1 тура


Номинация «Магистр». Диплом I степени
Елена Семягина. Кафедра «Ландшафтная архитектура»
Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков»
Руководитель: профессор Максимов О.Г.

Номинация «Магистр». Диплом I степени Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Набережная

Проектное предложение Елены Семягиной – создание археолого-этнографического парка в Рязанской области. Концепция заключается в благоустройстве прибрежной зоны города Касимов, формировании здесь парковых зон и строительстве музеев, спорткомплексов, научных лабораторий, гостиниц и жилых домов. Исследование, проведенное автором, демонстрирует возможность решения социальных и культурных проблем малых исторических городов путем организации парков такого типа. Таким образом можно не только сохранять и изучать наследие области, но также повысить его туристическую привлекательность.

Юрий Волчок: 
«В номинации «Магистр» диплома I степени удостоена Елена Семягина. В диссертации автору удалось сбалансировано совместить проектную концепцию и ее научное обоснование. То, что выбор членов жюри конкурса сосредоточился на этой работе, также мне представляется для сегодняшнего дня закономерным. Думаю, что возможности ландшафтной архитектуры все настойчивее перемещаются в эпицентр профессионального внимания многочисленных специалистов и за границами архитектурно-строительного дела. Культурологи, социологи, экономисты, историки, политики видят именно в этой сфере профессиональных возможностей интегральное решение многочисленных проблем улучшения качества жизни в самых разных городах и поселениях в нашей стране. Диссертационное исследование Е. Семягиной позволяет сосредоточиться на еще одной, несомненно, объединительной тенденции в современной архитектуре, которую может полноценно реализовать ландшафтное научно-проектное творчество. Это весьма существенно для будущего профессии в целом. Очень важно преодолевать изоляцию возможностей современной архитектуры (и не только в Москве) от решения самых насущных и острых социально и культурологически значимых задач.»

Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Фрагмент этнографической деревни и парка
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Фрагмент лабиринта и кафе на набережной
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Поиск формы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Основные принципы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Основные методы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Выводы. Схема
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Выводы. Схема
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Генеральный план
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Опорный план
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Практика проектирования АЭП
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Общая типология парковых пространств
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Географическое исследование территории
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Планшет
Елена Семягина. Работа 1 тура
***

Заметка Юрия Волчка. Заключение: 

Возрождение достоинства архитектурного профессионализма

«Н.М. Бахтин еще в 1926 году в Париже писал о том, что «есть только один закон творчества – Возрождение». Сегодня возвращение к этой «формуле» особенно своевременно, т.к. интерес к возрожденческому мировосприятию и профессиональной культуре той эпохи стремительно набирает разбег. Поэтому весьма существенно, под каким углом зрения будет происходить врастание осмысления ценностей творчества в ту эпоху в современную архитектуру. М. Хайдеггер говорил в «Ректорской речи» (1933), что «внешнее научение ремеслу» приводит к результатам, лишенным творческой подлинности.

Почему я постоянно возвращаюсь в разговоре о Золотой медали МАРХИ к философскому осмыслению возможностей архитектуры? В качестве ответа на этот вопрос можно сослаться (для компактности и убедительности) на слова П. Айземана, приглашенного несколько лет назад для выступления с лекцией на АРХМоскве. Отвечая на вопрос, у кого он учился архитектуре, Айземан ответил: у Ж. Дерриды и Т. Адорно. Но воспоминание об этой лекции в амфитеатре Центрального Дома Художника было бы неполным ответом на этот вопрос. Нельзя не зафиксировать внимание и на том, что в шорт-лист (короткий список на пять авторов) литературной премии философа Александра Пятигорского была включена и работа А.Г. Раппапорта «Публикации блога «Башня и лабиринт»: «Современная ситуация в архитектуре и проблемы формирования новой парадигмы ее теории и системы профессионального образования» (статьи 2013-2014 годов). Уверен, что для нашей современной архитектуры это большое событие. А. Раппапорту удалось сохранить достоинство архитектурного профессионализма среди представителей самого широко очерченного гуманитарного знания наивысшей пробы. Это возвращает нас к трактовке Дерриды понятия «архитектура» как наивысшей формы самовыражения (самореализации) профессионала.

Нельзя не напомнить и о том, что статья-лекция «Университет глазами его питомцев», по утверждению автора, построена как архитектонический театр, сценография в котором объемлет текст и природный ландшафт, окружающий Университет. Театр как прием организационной игры сопутствует и текстам А. Пятигорского. Не зря же режиссер Е. Каменькович рассчитывает поставить на сцене московского театра «Мастерская П. Фоменко» спектакль по прозе Пятигорского «Философия одного переулка», сводя в единое целое архитектонической ткани ставший классикой культурологический текст и уникальное театральное пространство современного театра.

Сегодня, когда происходит очередная (для нас) «ломка» в устройстве архитектурного образования, придется вернуться и к обсуждению новой концепции проведения конкурса на Золотую медаль для выпускников МАРХИ, как бакалавров, так и магистров. Не исключаю, что и магистерские диссертационные исследования могут обрести свою номинацию. Важно, чтобы сохранилось главное – статус Золотой медали и ежегодный выбор ее обладателя должен способствовать укреплению достоинства архитектурного профессионализма.»

 

28 Июля 2015

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.