Новые музеи старых культов

Музей культа, музей паровоза, музей машин: в 2016 студенты школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» совместно с командой Политехнического музея размышляли о современных способах экспонирования транспорта.

mainImg

Никому не говори,
что помнишь первый паровоз.
Университетская присказка

Тема Школы AFF 2016 года – Музей, Транспорт, Наследие. Было выбрано три площадки для проектирования – два Музея поездов, на Павелецком и Рижском вокзалах, находящиеся в ведении РЖД, и Музей Транспорта Москвы. Школа проводилась при поддержке Политехнического музея, и выбор темы отчасти объясняется этим сотрудничеством.

Каким должен быть музей и как он должен существовать в городе? Привычная функция музея – сохранять историю при помощи визуализированной тем или иным образом информации, аутентичных и новодельных предметов. Но хранение информации, пусть даже и в систематизированном виде, сегодня не требует специальных мероприятий – любую информацию можно получить, не выходя из дома. Для чего тогда нужен музей? Для того, чтобы погрузить в тему, дать множество переживаний и через них – новую глубину понимания той или иной эпохи, личности или явления. А для этого нужны новые подходы к формированию выставочного пространства и современные технологии, позволяющие зрителю активно взаимодействовать с экспозицией, задействовать все органы чувств человека. Современный музей должен быть культурным центром, в который человек возвращается вновь и вновь, каждый раз находя новые нюансы и уровни восприятия. Он должен все время обновлять контекст. Музей – это сценарий, экспозиция восприятия.
На семинаре школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF
Студенты и тьюторы школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF
На семинаре школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF

В России очень мало специалистов по музейному делу, которые способны реализовывать проекты на том высоком уровне, который необходим Политехническому музею. С стороны Политеха перед участниками AFF был поставлен вопрос о том, каким должен быть музей сегодня, как он должен взаимодействовать с посетителем и с городом, какие новые сценарии возможны и еще не введены в практику. Чтобы облегчить поиски ответов, эксперты Политехнического музея провели для участников школы лекцию, в которой рассказали о лучших мировых практиках, и в рамках воркшопа была проведена классификация музеев по направлениям их фактического взаимодействия с аудиторией.
***
 
Кластер старого паровоза
Всего в Москве три музея РЖД, самый значимый из которых находится на Рижском вокзале. Там экспонируются поезда разных типов и лет: санитарные поезда и хирургические вагоны, дореволюционные, периода Великой Отечественной войны. Все они несут эмоциональный потенциал, память о великих и трагических событиях, но экспозиция в Музее не позволяет это ощутить, так как не задан контекст, не создана атмосфера. Если бы в музее велась регулярная работа, менялись сценарии экспозиции, поезда «путешествовали» по различным площадкам, музей мог бы привлечь гораздо больше внимания. Команда, работавшая с этой локацией, разработала несколько параллельных сценариев функционирования музея, среди которых подвижные тематические экспозиции – ведь все экспонаты музея на ходу и могут передвигаться по путям, – создание арт-кластера и обширная экскурсионная программа.
Проект команды «КПД». Музей Транспорта Москвы. Дмитрий Панов, Полина Архипова, Ксения Веселова © AFF
Проект команды «Видеть 360» Максим Никитин Екатерина Жигалева Кристина Педос. © AFF
***
 
Сесть в машину
Музей Транспорта на Рогожском Валу также ощущается как обычное место хранения, не взаимодействующее со зрителем: на машину есть только одна точка обзора. в них нельзя сесть, поставить себя на место водителя или пассажира. «Если ты пришел наслаждаться формой, ты должен обходить, смотреть, а в какие-то определенные машины и сесть, рассказать, что дед, отец водил такую машину, и дать ребенку посидеть за рулем». Студенты предложили расширить существующую экспозицию и преобразовать музей в полноценный Музей Городского Транспорта, где будут представлены все его виды, от автобусов до маршрутных такси. Также в экспозицию предлагается ввести инфографики и систему городских данных.
Поект команды “ArchiGame” Федор Кошель Анастасия Катаргина Виктория Верникова © AFF
Проект команды «Хорм». Инна Тимергалиева Валерия Петроченко. © AFF
***
 
Паровоз культа
Музей на Павелецком вокзале неудачно расположен. Про него мало кто знает, он никак не акцентирован, а его единственный экспонат – траурный поезд, доставивший тело В.И. Ленина в Москву – пребывает в законсервированном статичном состоянии.
Расположение и ресурсы Музея железнодорожного транспорта на Павелецкой площади. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Как показать паровоз, и каким образом открыть музей городу? Именно на этот вопрос пыталась ответить команды «SPACE VERSE» в составе из Полины Алещенко, Аурики Кусливой и Ксеньи Малушиной, выбравших для себя одну из самых непростых проектных площадок требующую переосмысления «советского наследия» в условиях сегодняшних городских реалий.

У этого музея множество особенностей, которые затрудняют работу с ним: неудачное расположение, всего один экспонат, наделенный сложным эмоциональным и идеологическим смыслом, ассоциация со спорной исторической личностью Ленина. У участников AFF была задача – возобновить в очередной раз разговор на тему, основополагающую для страны. Влад Кунин так комментирует ее сложность и неоднозначность: «Тема предполагает фундаментальное переосмысление того, куда страна двигается. Прошло 100 лет, и сейчас надо разобраться, что у нас Ленин – не Ленин, Сталин – не Сталин, и как мы с этим работаем. Мы демократическое и конституционное государство, или мы живем по каким-то другим законам». Ответы на эти вопросы невозможно найти за один воркшоп, но именно поэтому их надо поднимать раз за разом.
Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Культ личности, олицетворяемый Мавзолеем, находит свое отражение не только в нем. Все, что было связано с жизнью, смертью и перемещением тела Ленина, было сохранено и законсервировано. Мемориальные доски есть на той станции, с которой поезд вышел в последний путь. И сам поезд, первым машинистом которого, как и первым машинистом Советского Союза, считается Владимир Ильич, прочно встроен в культ.

Что важно, участники школы AFF в своем проекте не ставят под сомнение ценность самого места и априорность музея, работая только со сценариями использования этого места в будущем. Это не означает невнимания авторов к неподъёмному пласту советского наследия и его идеологического багажа. Наоборот, это в известной степени шаг к выздоровлению – если допустить, что российское общество больно неврозом по отношению к собственной истории и культам личностей в этой истории. Новое качество музея позволит многим обратиться к своим истокам и поможет обществу и государству выйти из авторитарных циклов истории. Авторы предлагают совместить «мёртвую», «гранитную» историю мемориального музея с интерактивной экспозицией, которая обратится к «кумирам» последних ста лет не только в государственном управлении, но и, к примеру, в музыке. Создаваемый таким образом парадокс неожиданно глубок – в лучших традициях марксисткой диалектики: будущее определяет прошлое.
Реорганизация экспозиционного пространства. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Реорганизация архитектурного решения. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Эта тема сложна сама по себе, и тем более она сложна для архитектора. Философская и историческая проблематика традиционно решается теоретическими методами, а не практическим, и попытка трансформировать ее градостроительными инструментами автоматически влечет за собой необходимость погрузиться в работу с социально-исторической подоплекой.

Функцию музея как общественного института – сохранение наследия – авторы проекта «Музей культа» не ставят под сомнение. Они знают о тех искажениях первоначального замысла павильона, построенного по проекту классика советской архитектуры Леонида Николаевича Павлова и предлагают вернуться к авторской версии через ее новое прочтение. В первую очередь, не просто визуально, но и физически открыть закрытый при переделке в 2011 глухой стеной стеклянный фасад.
Функциональное зонирование. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Трансформируемая стена. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Для модернисткой архитектуры сплошное остекление – важнейший принцип, и проект предполагает пойти ещё дальше: сделать большую часть витража поворотной, превратив в открытую площадку-сцену. Этот момент важен не столько возвращением к первоначальному облику, сколько попыткой связать внутреннее и внешнее, музей и территорию, экспозицию и город. Вторая часть предложения, средовая, работающая на тот же результат – организация связи вокзала и территории музея, сейчас отделённого глухим забором вдоль путей пригородных поездов.
Вечерний вид на «Музей культа» Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Дневной вид на «Музей культа» и трансформация фасада. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Актуальная проблема для большинства урбанистов, градостроителей в том, что основное восприятие комфортности городской среды идет с точки зрения физического пространства: добраться из пункта А в пункт В, здесь отдохнуть, а здесь в кафе сходить. И при этом забывают об идентичности места и горожанина.
Взаимосвязь музея и его окружения. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Если мы представим модель физической комфортности, она, в конечном итоге, окажется совершенно неприглядной машиной для самоудовлетворения. При этом мы всегда воспринимаем истории и смыслы городского, даже если делаем это неосознанно и не отдаем себе отчет о значении того или иного объекта. Именно поэтому мы охраняем памятники архитектуры.

В предложенном проекте «Музей культа» экспонат – паровоз – делает попытку взаимодействовать с окружающей средой, проявлять себя в городском пространстве и вернуть в нее смыслы, которые заложены в него как в предмет культа, отголоска моды и устремлений прошедшей эпохи. С точки зрения концепции, музей предлагает и зону отдыха для приезжающих, и место привлечения жителей района. Пусть высказанная в эскизной форме, эта проектная идея может стать действенным шагом к переосмыслению советского наследия, как совокупности фактов истории и форматов городской среды.
***

Обсуждение результатов исследования в рамках курса «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF

Архитектурное проектирование не может быть механическим, оно должно быть осмысленным – этот принцип лежит в основе каждого курса школы «AFF – Фундамент архитектурного будущего». Вот уже шесть лет подряд, команды экспертов, возглавляемые идеологом школы Владом Куниным, помогают группам молодых архитекторов выйти на новые уровни решения проектных задач. Цель школы не столько в передаче навыков проектирования, сколько в попытке понять и осмыслить те задачи и проблемы, с которыми столкнутся архитекторы завтра, сформировать отношение архитектора к городской среде, пробудить желание к творческому поиску, используя комплексный пространственный подход к наследию.

Важный принцип работы школы AFF – работа над проектом, включающая предварительное исследование, сбор данных и их анализ. Участники должны иметь достаточно времени для того, чтобы переосмыслить задание, «сделать перезагрузку» градостроительной ситуации, получить новый качественный ответ, нацеленный не только на финальный результат, но и на аналитическую концепцию, мировоззренческую и связанную с тем или иным местом. Задания для учеников школы AFF подбираются таким образом, чтобы максимально погрузить участников в реальную ситуацию – с разным масштабом проектирования (от города в целом до масштаба человека, от пространства квартала до выставочного стенда), с контекстом, историей, философией, социологией и без заданных «правильных ответов». И, по этому же принципу, в прошлом году была выстроена архитектурно-дизайнерская «терапия» музеев: в рамках десятидневного учебного курса велось обсуждение новых музейно-выставочных концепций, переосмыслялось их будущее.
Лекция курса «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF

Тема для Школы каждый раз выбирается исходя из актуальной повестки развития городов. В 2011 году, когда в России прошла серия больших конкурсов на проектирование набережных Москвы-реки, участники нижегородской сессии AFF разрабатывали проблематику «Река в городе». Проведения AFF-школы на тему «Золотое кольцо площадей Москвы» совпало с запуском программы реконструкции улиц и площадей Москвы. Организаторы каждый раз подбирают разное место, разный контекст сложившейся исторической среды, корректируется состав экспертов.

Влад Кунин так комментирует принцип организации AFF: «Команда школы состоит из разных экспертов, исходя из профессиональной задачи курса, т.е. от предметной области, есть и эксперты-знатоки архитектуры, понимающие задачи организации пространства, выступающие и как проектировщики и как методологи, социологи, философы. Есть также тьюторы, которые умеют работать с группой, умеют мотивировать, умеют решать конфликты, помогают налаживать диалог с заинтересованными людьми, чувствуют образовательный процесс и групповую динамику. Для нас важно то, что студенты каждый раз объединяются в новые команды. Пусть сначала они работают не слаженно, но в конце это даёт очень важный результат. Когда у тебя новый коллектив – тебе интересней поработать с новыми людьми, найти каждому свою роль и это в процессе работы даёт множество идей. Наша задача, что бы и между членами команд и командами между собой получился и поддерживался диалог».

23 Июня 2017

author pht

Авторы текста:

Николай Васильев, Алиса Прихудайлова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.