Новые музеи старых культов

Музей культа, музей паровоза, музей машин: в 2016 студенты школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» совместно с командой Политехнического музея размышляли о современных способах экспонирования транспорта.

mainImg

Никому не говори,
что помнишь первый паровоз.
Университетская присказка

Тема Школы AFF 2016 года – Музей, Транспорт, Наследие. Было выбрано три площадки для проектирования – два Музея поездов, на Павелецком и Рижском вокзалах, находящиеся в ведении РЖД, и Музей Транспорта Москвы. Школа проводилась при поддержке Политехнического музея, и выбор темы отчасти объясняется этим сотрудничеством.

Каким должен быть музей и как он должен существовать в городе? Привычная функция музея – сохранять историю при помощи визуализированной тем или иным образом информации, аутентичных и новодельных предметов. Но хранение информации, пусть даже и в систематизированном виде, сегодня не требует специальных мероприятий – любую информацию можно получить, не выходя из дома. Для чего тогда нужен музей? Для того, чтобы погрузить в тему, дать множество переживаний и через них – новую глубину понимания той или иной эпохи, личности или явления. А для этого нужны новые подходы к формированию выставочного пространства и современные технологии, позволяющие зрителю активно взаимодействовать с экспозицией, задействовать все органы чувств человека. Современный музей должен быть культурным центром, в который человек возвращается вновь и вновь, каждый раз находя новые нюансы и уровни восприятия. Он должен все время обновлять контекст. Музей – это сценарий, экспозиция восприятия.
На семинаре школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF
Студенты и тьюторы школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF
На семинаре школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF

В России очень мало специалистов по музейному делу, которые способны реализовывать проекты на том высоком уровне, который необходим Политехническому музею. С стороны Политеха перед участниками AFF был поставлен вопрос о том, каким должен быть музей сегодня, как он должен взаимодействовать с посетителем и с городом, какие новые сценарии возможны и еще не введены в практику. Чтобы облегчить поиски ответов, эксперты Политехнического музея провели для участников школы лекцию, в которой рассказали о лучших мировых практиках, и в рамках воркшопа была проведена классификация музеев по направлениям их фактического взаимодействия с аудиторией.
***
 
Кластер старого паровоза
Всего в Москве три музея РЖД, самый значимый из которых находится на Рижском вокзале. Там экспонируются поезда разных типов и лет: санитарные поезда и хирургические вагоны, дореволюционные, периода Великой Отечественной войны. Все они несут эмоциональный потенциал, память о великих и трагических событиях, но экспозиция в Музее не позволяет это ощутить, так как не задан контекст, не создана атмосфера. Если бы в музее велась регулярная работа, менялись сценарии экспозиции, поезда «путешествовали» по различным площадкам, музей мог бы привлечь гораздо больше внимания. Команда, работавшая с этой локацией, разработала несколько параллельных сценариев функционирования музея, среди которых подвижные тематические экспозиции – ведь все экспонаты музея на ходу и могут передвигаться по путям, – создание арт-кластера и обширная экскурсионная программа.
Проект команды «КПД». Музей Транспорта Москвы. Дмитрий Панов, Полина Архипова, Ксения Веселова © AFF
Проект команды «Видеть 360» Максим Никитин Екатерина Жигалева Кристина Педос. © AFF
***
 
Сесть в машину
Музей Транспорта на Рогожском Валу также ощущается как обычное место хранения, не взаимодействующее со зрителем: на машину есть только одна точка обзора. в них нельзя сесть, поставить себя на место водителя или пассажира. «Если ты пришел наслаждаться формой, ты должен обходить, смотреть, а в какие-то определенные машины и сесть, рассказать, что дед, отец водил такую машину, и дать ребенку посидеть за рулем». Студенты предложили расширить существующую экспозицию и преобразовать музей в полноценный Музей Городского Транспорта, где будут представлены все его виды, от автобусов до маршрутных такси. Также в экспозицию предлагается ввести инфографики и систему городских данных.
Поект команды “ArchiGame” Федор Кошель Анастасия Катаргина Виктория Верникова © AFF
Проект команды «Хорм». Инна Тимергалиева Валерия Петроченко. © AFF
***
 
Паровоз культа
Музей на Павелецком вокзале неудачно расположен. Про него мало кто знает, он никак не акцентирован, а его единственный экспонат – траурный поезд, доставивший тело В.И. Ленина в Москву – пребывает в законсервированном статичном состоянии.
Расположение и ресурсы Музея железнодорожного транспорта на Павелецкой площади. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Как показать паровоз, и каким образом открыть музей городу? Именно на этот вопрос пыталась ответить команды «SPACE VERSE» в составе из Полины Алещенко, Аурики Кусливой и Ксеньи Малушиной, выбравших для себя одну из самых непростых проектных площадок требующую переосмысления «советского наследия» в условиях сегодняшних городских реалий.

У этого музея множество особенностей, которые затрудняют работу с ним: неудачное расположение, всего один экспонат, наделенный сложным эмоциональным и идеологическим смыслом, ассоциация со спорной исторической личностью Ленина. У участников AFF была задача – возобновить в очередной раз разговор на тему, основополагающую для страны. Влад Кунин так комментирует ее сложность и неоднозначность: «Тема предполагает фундаментальное переосмысление того, куда страна двигается. Прошло 100 лет, и сейчас надо разобраться, что у нас Ленин – не Ленин, Сталин – не Сталин, и как мы с этим работаем. Мы демократическое и конституционное государство, или мы живем по каким-то другим законам». Ответы на эти вопросы невозможно найти за один воркшоп, но именно поэтому их надо поднимать раз за разом.
Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Культ личности, олицетворяемый Мавзолеем, находит свое отражение не только в нем. Все, что было связано с жизнью, смертью и перемещением тела Ленина, было сохранено и законсервировано. Мемориальные доски есть на той станции, с которой поезд вышел в последний путь. И сам поезд, первым машинистом которого, как и первым машинистом Советского Союза, считается Владимир Ильич, прочно встроен в культ.

Что важно, участники школы AFF в своем проекте не ставят под сомнение ценность самого места и априорность музея, работая только со сценариями использования этого места в будущем. Это не означает невнимания авторов к неподъёмному пласту советского наследия и его идеологического багажа. Наоборот, это в известной степени шаг к выздоровлению – если допустить, что российское общество больно неврозом по отношению к собственной истории и культам личностей в этой истории. Новое качество музея позволит многим обратиться к своим истокам и поможет обществу и государству выйти из авторитарных циклов истории. Авторы предлагают совместить «мёртвую», «гранитную» историю мемориального музея с интерактивной экспозицией, которая обратится к «кумирам» последних ста лет не только в государственном управлении, но и, к примеру, в музыке. Создаваемый таким образом парадокс неожиданно глубок – в лучших традициях марксисткой диалектики: будущее определяет прошлое.
Реорганизация экспозиционного пространства. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Реорганизация архитектурного решения. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Эта тема сложна сама по себе, и тем более она сложна для архитектора. Философская и историческая проблематика традиционно решается теоретическими методами, а не практическим, и попытка трансформировать ее градостроительными инструментами автоматически влечет за собой необходимость погрузиться в работу с социально-исторической подоплекой.

Функцию музея как общественного института – сохранение наследия – авторы проекта «Музей культа» не ставят под сомнение. Они знают о тех искажениях первоначального замысла павильона, построенного по проекту классика советской архитектуры Леонида Николаевича Павлова и предлагают вернуться к авторской версии через ее новое прочтение. В первую очередь, не просто визуально, но и физически открыть закрытый при переделке в 2011 глухой стеной стеклянный фасад.
Функциональное зонирование. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Трансформируемая стена. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Для модернисткой архитектуры сплошное остекление – важнейший принцип, и проект предполагает пойти ещё дальше: сделать большую часть витража поворотной, превратив в открытую площадку-сцену. Этот момент важен не столько возвращением к первоначальному облику, сколько попыткой связать внутреннее и внешнее, музей и территорию, экспозицию и город. Вторая часть предложения, средовая, работающая на тот же результат – организация связи вокзала и территории музея, сейчас отделённого глухим забором вдоль путей пригородных поездов.
Вечерний вид на «Музей культа» Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Дневной вид на «Музей культа» и трансформация фасада. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Актуальная проблема для большинства урбанистов, градостроителей в том, что основное восприятие комфортности городской среды идет с точки зрения физического пространства: добраться из пункта А в пункт В, здесь отдохнуть, а здесь в кафе сходить. И при этом забывают об идентичности места и горожанина.
Взаимосвязь музея и его окружения. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF

Если мы представим модель физической комфортности, она, в конечном итоге, окажется совершенно неприглядной машиной для самоудовлетворения. При этом мы всегда воспринимаем истории и смыслы городского, даже если делаем это неосознанно и не отдаем себе отчет о значении того или иного объекта. Именно поэтому мы охраняем памятники архитектуры.

В предложенном проекте «Музей культа» экспонат – паровоз – делает попытку взаимодействовать с окружающей средой, проявлять себя в городском пространстве и вернуть в нее смыслы, которые заложены в него как в предмет культа, отголоска моды и устремлений прошедшей эпохи. С точки зрения концепции, музей предлагает и зону отдыха для приезжающих, и место привлечения жителей района. Пусть высказанная в эскизной форме, эта проектная идея может стать действенным шагом к переосмыслению советского наследия, как совокупности фактов истории и форматов городской среды.
***

Обсуждение результатов исследования в рамках курса «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF

Архитектурное проектирование не может быть механическим, оно должно быть осмысленным – этот принцип лежит в основе каждого курса школы «AFF – Фундамент архитектурного будущего». Вот уже шесть лет подряд, команды экспертов, возглавляемые идеологом школы Владом Куниным, помогают группам молодых архитекторов выйти на новые уровни решения проектных задач. Цель школы не столько в передаче навыков проектирования, сколько в попытке понять и осмыслить те задачи и проблемы, с которыми столкнутся архитекторы завтра, сформировать отношение архитектора к городской среде, пробудить желание к творческому поиску, используя комплексный пространственный подход к наследию.

Важный принцип работы школы AFF – работа над проектом, включающая предварительное исследование, сбор данных и их анализ. Участники должны иметь достаточно времени для того, чтобы переосмыслить задание, «сделать перезагрузку» градостроительной ситуации, получить новый качественный ответ, нацеленный не только на финальный результат, но и на аналитическую концепцию, мировоззренческую и связанную с тем или иным местом. Задания для учеников школы AFF подбираются таким образом, чтобы максимально погрузить участников в реальную ситуацию – с разным масштабом проектирования (от города в целом до масштаба человека, от пространства квартала до выставочного стенда), с контекстом, историей, философией, социологией и без заданных «правильных ответов». И, по этому же принципу, в прошлом году была выстроена архитектурно-дизайнерская «терапия» музеев: в рамках десятидневного учебного курса велось обсуждение новых музейно-выставочных концепций, переосмыслялось их будущее.
Лекция курса «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF

Тема для Школы каждый раз выбирается исходя из актуальной повестки развития городов. В 2011 году, когда в России прошла серия больших конкурсов на проектирование набережных Москвы-реки, участники нижегородской сессии AFF разрабатывали проблематику «Река в городе». Проведения AFF-школы на тему «Золотое кольцо площадей Москвы» совпало с запуском программы реконструкции улиц и площадей Москвы. Организаторы каждый раз подбирают разное место, разный контекст сложившейся исторической среды, корректируется состав экспертов.

Влад Кунин так комментирует принцип организации AFF: «Команда школы состоит из разных экспертов, исходя из профессиональной задачи курса, т.е. от предметной области, есть и эксперты-знатоки архитектуры, понимающие задачи организации пространства, выступающие и как проектировщики и как методологи, социологи, философы. Есть также тьюторы, которые умеют работать с группой, умеют мотивировать, умеют решать конфликты, помогают налаживать диалог с заинтересованными людьми, чувствуют образовательный процесс и групповую динамику. Для нас важно то, что студенты каждый раз объединяются в новые команды. Пусть сначала они работают не слаженно, но в конце это даёт очень важный результат. Когда у тебя новый коллектив – тебе интересней поработать с новыми людьми, найти каждому свою роль и это в процессе работы даёт множество идей. Наша задача, что бы и между членами команд и командами между собой получился и поддерживался диалог».

23 Июня 2017

Похожие статьи
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Новые музеи старых культов
Музей культа, музей паровоза, музей машин: в 2016 студенты школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» совместно с командой Политехнического музея размышляли о современных способах экспонирования транспорта.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.