Музей культа, музей паровоза, музей машин: в 2016 студенты школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» совместно с командой Политехнического музея размышляли о современных способах экспонирования транспорта.
На семинаре школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF
Никому не говори, что помнишь первый паровоз. Университетская присказка
Тема Школы AFF 2016 года – Музей, Транспорт, Наследие. Было выбрано три площадки для проектирования – два Музея поездов, на Павелецком и Рижском вокзалах, находящиеся в ведении РЖД, и Музей Транспорта Москвы. Школа проводилась при поддержке Политехнического музея, и выбор темы отчасти объясняется этим сотрудничеством.
Каким должен быть музей и как он должен существовать в городе? Привычная функция музея – сохранять историю при помощи визуализированной тем или иным образом информации, аутентичных и новодельных предметов. Но хранение информации, пусть даже и в систематизированном виде, сегодня не требует специальных мероприятий – любую информацию можно получить, не выходя из дома. Для чего тогда нужен музей? Для того, чтобы погрузить в тему, дать множество переживаний и через них – новую глубину понимания той или иной эпохи, личности или явления. А для этого нужны новые подходы к формированию выставочного пространства и современные технологии, позволяющие зрителю активно взаимодействовать с экспозицией, задействовать все органы чувств человека. Современный музей должен быть культурным центром, в который человек возвращается вновь и вновь, каждый раз находя новые нюансы и уровни восприятия. Он должен все время обновлять контекст. Музей – это сценарий, экспозиция восприятия.
Студенты и тьюторы школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF
На семинаре школы «AFF-Фундамент архитектурного будущего» 2016. Курс «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF
В России очень мало специалистов по музейному делу, которые способны реализовывать проекты на том высоком уровне, который необходим Политехническому музею. С стороны Политеха перед участниками AFF был поставлен вопрос о том, каким должен быть музей сегодня, как он должен взаимодействовать с посетителем и с городом, какие новые сценарии возможны и еще не введены в практику. Чтобы облегчить поиски ответов, эксперты Политехнического музея провели для участников школы лекцию, в которой рассказали о лучших мировых практиках, и в рамках воркшопа была проведена классификация музеев по направлениям их фактического взаимодействия с аудиторией.*** Кластер старого паровозаВсего в Москве три музея РЖД, самый значимый из которых находится на Рижском вокзале. Там экспонируются поезда разных типов и лет: санитарные поезда и хирургические вагоны, дореволюционные, периода Великой Отечественной войны. Все они несут эмоциональный потенциал, память о великих и трагических событиях, но экспозиция в Музее не позволяет это ощутить, так как не задан контекст, не создана атмосфера. Если бы в музее велась регулярная работа, менялись сценарии экспозиции, поезда «путешествовали» по различным площадкам, музей мог бы привлечь гораздо больше внимания. Команда, работавшая с этой локацией, разработала несколько параллельных сценариев функционирования музея, среди которых подвижные тематические экспозиции – ведь все экспонаты музея на ходу и могут передвигаться по путям, – создание арт-кластера и обширная экскурсионная программа.
Проект команды «КПД». Музей Транспорта Москвы.
Дмитрий Панов, Полина Архипова, Ксения Веселова © AFF
Проект команды «Видеть 360»
Максим Никитин
Екатерина Жигалева
Кристина Педос. © AFF
*** Сесть в машинуМузей Транспорта на Рогожском Валу также ощущается как обычное место хранения, не взаимодействующее со зрителем: на машину есть только одна точка обзора. в них нельзя сесть, поставить себя на место водителя или пассажира. «Если ты пришел наслаждаться формой, ты должен обходить, смотреть, а в какие-то определенные машины и сесть, рассказать, что дед, отец водил такую машину, и дать ребенку посидеть за рулем». Студенты предложили расширить существующую экспозицию и преобразовать музей в полноценный Музей Городского Транспорта, где будут представлены все его виды, от автобусов до маршрутных такси. Также в экспозицию предлагается ввести инфографики и систему городских данных.
Поект команды “ArchiGame”
Федор Кошель
Анастасия Катаргина
Виктория Верникова © AFF
Проект команды «Хорм».
Инна Тимергалиева
Валерия Петроченко. © AFF
*** Паровоз культаМузей на Павелецком вокзале неудачно расположен. Про него мало кто знает, он никак не акцентирован, а его единственный экспонат – траурный поезд, доставивший тело В.И. Ленина в Москву – пребывает в законсервированном статичном состоянии.
Расположение и ресурсы Музея железнодорожного транспорта на Павелецкой площади. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Как показать паровоз, и каким образом открыть музей городу? Именно на этот вопрос пыталась ответить команды «SPACE VERSE» в составе из Полины Алещенко, Аурики Кусливой и Ксеньи Малушиной, выбравших для себя одну из самых непростых проектных площадок требующую переосмысления «советского наследия» в условиях сегодняшних городских реалий.
У этого музея множество особенностей, которые затрудняют работу с ним: неудачное расположение, всего один экспонат, наделенный сложным эмоциональным и идеологическим смыслом, ассоциация со спорной исторической личностью Ленина. У участников AFF была задача – возобновить в очередной раз разговор на тему, основополагающую для страны. Влад Кунин так комментирует ее сложность и неоднозначность: «Тема предполагает фундаментальное переосмысление того, куда страна двигается. Прошло 100 лет, и сейчас надо разобраться, что у нас Ленин – не Ленин, Сталин – не Сталин, и как мы с этим работаем. Мы демократическое и конституционное государство, или мы живем по каким-то другим законам». Ответы на эти вопросы невозможно найти за один воркшоп, но именно поэтому их надо поднимать раз за разом.
Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Культ личности, олицетворяемый Мавзолеем, находит свое отражение не только в нем. Все, что было связано с жизнью, смертью и перемещением тела Ленина, было сохранено и законсервировано. Мемориальные доски есть на той станции, с которой поезд вышел в последний путь. И сам поезд, первым машинистом которого, как и первым машинистом Советского Союза, считается Владимир Ильич, прочно встроен в культ.
Что важно, участники школы AFF в своем проекте не ставят под сомнение ценность самого места и априорность музея, работая только со сценариями использования этого места в будущем. Это не означает невнимания авторов к неподъёмному пласту советского наследия и его идеологического багажа. Наоборот, это в известной степени шаг к выздоровлению – если допустить, что российское общество больно неврозом по отношению к собственной истории и культам личностей в этой истории. Новое качество музея позволит многим обратиться к своим истокам и поможет обществу и государству выйти из авторитарных циклов истории. Авторы предлагают совместить «мёртвую», «гранитную» историю мемориального музея с интерактивной экспозицией, которая обратится к «кумирам» последних ста лет не только в государственном управлении, но и, к примеру, в музыке. Создаваемый таким образом парадокс неожиданно глубок – в лучших традициях марксисткой диалектики: будущее определяет прошлое.
Реорганизация экспозиционного пространства. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Реорганизация архитектурного решения. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Эта тема сложна сама по себе, и тем более она сложна для архитектора. Философская и историческая проблематика традиционно решается теоретическими методами, а не практическим, и попытка трансформировать ее градостроительными инструментами автоматически влечет за собой необходимость погрузиться в работу с социально-исторической подоплекой.
Функцию музея как общественного института – сохранение наследия – авторы проекта «Музей культа» не ставят под сомнение. Они знают о тех искажениях первоначального замысла павильона, построенного по проекту классика советской архитектуры Леонида Николаевича Павлова и предлагают вернуться к авторской версии через ее новое прочтение. В первую очередь, не просто визуально, но и физически открыть закрытый при переделке в 2011 глухой стеной стеклянный фасад.
Функциональное зонирование. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Трансформируемая стена. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Для модернисткой архитектуры сплошное остекление – важнейший принцип, и проект предполагает пойти ещё дальше: сделать большую часть витража поворотной, превратив в открытую площадку-сцену. Этот момент важен не столько возвращением к первоначальному облику, сколько попыткой связать внутреннее и внешнее, музей и территорию, экспозицию и город. Вторая часть предложения, средовая, работающая на тот же результат – организация связи вокзала и территории музея, сейчас отделённого глухим забором вдоль путей пригородных поездов.
Вечерний вид на «Музей культа» Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Дневной вид на «Музей культа» и трансформация фасада. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Актуальная проблема для большинства урбанистов, градостроителей в том, что основное восприятие комфортности городской среды идет с точки зрения физического пространства: добраться из пункта А в пункт В, здесь отдохнуть, а здесь в кафе сходить. И при этом забывают об идентичности места и горожанина.
Взаимосвязь музея и его окружения. Проект «SPACE VERSE». Полина Алещенко, Аурика Куслива, Ксения Малушина © AFF
Если мы представим модель физической комфортности, она, в конечном итоге, окажется совершенно неприглядной машиной для самоудовлетворения. При этом мы всегда воспринимаем истории и смыслы городского, даже если делаем это неосознанно и не отдаем себе отчет о значении того или иного объекта. Именно поэтому мы охраняем памятники архитектуры.
В предложенном проекте «Музей культа» экспонат – паровоз – делает попытку взаимодействовать с окружающей средой, проявлять себя в городском пространстве и вернуть в нее смыслы, которые заложены в него как в предмет культа, отголоска моды и устремлений прошедшей эпохи. С точки зрения концепции, музей предлагает и зону отдыха для приезжающих, и место привлечения жителей района. Пусть высказанная в эскизной форме, эта проектная идея может стать действенным шагом к переосмыслению советского наследия, как совокупности фактов истории и форматов городской среды.***
Обсуждение результатов исследования в рамках курса «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF
Архитектурное проектирование не может быть механическим, оно должно быть осмысленным – этот принцип лежит в основе каждого курса школы «AFF – Фундамент архитектурного будущего». Вот уже шесть лет подряд, команды экспертов, возглавляемые идеологом школы Владом Куниным, помогают группам молодых архитекторов выйти на новые уровни решения проектных задач. Цель школы не столько в передаче навыков проектирования, сколько в попытке понять и осмыслить те задачи и проблемы, с которыми столкнутся архитекторы завтра, сформировать отношение архитектора к городской среде, пробудить желание к творческому поиску, используя комплексный пространственный подход к наследию.
Важный принцип работы школы AFF – работа над проектом, включающая предварительное исследование, сбор данных и их анализ. Участники должны иметь достаточно времени для того, чтобы переосмыслить задание, «сделать перезагрузку» градостроительной ситуации, получить новый качественный ответ, нацеленный не только на финальный результат, но и на аналитическую концепцию, мировоззренческую и связанную с тем или иным местом. Задания для учеников школы AFF подбираются таким образом, чтобы максимально погрузить участников в реальную ситуацию – с разным масштабом проектирования (от города в целом до масштаба человека, от пространства квартала до выставочного стенда), с контекстом, историей, философией, социологией и без заданных «правильных ответов». И, по этому же принципу, в прошлом году была выстроена архитектурно-дизайнерская «терапия» музеев: в рамках десятидневного учебного курса велось обсуждение новых музейно-выставочных концепций, переосмыслялось их будущее.
Лекция курса «Музей, Транспорт, Наследие». Фотография © AFF
Тема для Школы каждый раз выбирается исходя из актуальной повестки развития городов. В 2011 году, когда в России прошла серия больших конкурсов на проектирование набережных Москвы-реки, участники нижегородской сессии AFF разрабатывали проблематику «Река в городе». Проведения AFF-школы на тему «Золотое кольцо площадей Москвы» совпало с запуском программы реконструкции улиц и площадей Москвы. Организаторы каждый раз подбирают разное место, разный контекст сложившейся исторической среды, корректируется состав экспертов.
Влад Кунин так комментирует принцип организации AFF: «Команда школы состоит из разных экспертов, исходя из профессиональной задачи курса, т.е. от предметной области, есть и эксперты-знатоки архитектуры, понимающие задачи организации пространства, выступающие и как проектировщики и как методологи, социологи, философы. Есть также тьюторы, которые умеют работать с группой, умеют мотивировать, умеют решать конфликты, помогают налаживать диалог с заинтересованными людьми, чувствуют образовательный процесс и групповую динамику. Для нас важно то, что студенты каждый раз объединяются в новые команды. Пусть сначала они работают не слаженно, но в конце это даёт очень важный результат. Когда у тебя новый коллектив – тебе интересней поработать с новыми людьми, найти каждому свою роль и это в процессе работы даёт множество идей. Наша задача, что бы и между членами команд и командами между собой получился и поддерживался диалог».
|