Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.10.2016

Мария Трошина: «Творческие индустрии нивелируют зазор между Россией и Западом»

Юлия Тарабарина

Главред Проект international Мария Трошина – о креативных индустриях, новой теме следующего блока журналов, и о выступлениях представителей этого жанра из Нидерландов, которым посвящен свежий номер.

Выступления Робина Кемме, креативного директора дизайнерского агентства Fabrique, и Мартина Пола из space&matter, архбюро, занятого в равной мере творческими реконструкциями зданий и не лишенными левого эпатажа выставочными проектами, состоятся как в Трёхгорной мануфактуре, так и в МАРШе и даже в Нижнем Новгороде. Мы задали несколько вопросов организатору этого турне.

14 октября, пятница, 16:30 – презентация Пi41 «Креативные индустрии Нидерландов» на Трёхгорке

14 октября, пятница, 19:30 – лекции Робина Кемме и Мартайна Пола в МАРШе // на английском языке

15 октября, суббота, 15:00 – лекция Робина Кемме в Гараже

15 октября, суббота, 14:00 – лекция Мартайна Пола в Арсенале, Нижний Новгород
 


Мария Трошина, главный редактор Пi

Архи.ру: 
– Креативные индустрии сейчас – страшно актуальное понятие. Судя по всему, предполагается, что они спасут наш постиндустриальный мир в период кризиса. А как бы ты определила это явление, что в нём главное?

Мария Трошина: 
– Мне кажется, главное в творческих индустриях – это их обращенность к индивидуальности, к конкретному человеку с его желаниями, мыслями. Это стало особенно очевидным после работы над номером, посвященном этой, не побоюсь сказать, отрасли в Нидерландах. Именно отрасли, так как в этой стране сейчас на всех уровнях созданы условия, благоприятствующие развитию творческих инициатив.

– Почему Пi именно сейчас взялся за серию журналов, посвященных креативным индустриям?

– За пару лет моей работы над журналом, который был задуман как дайджест, мне стало понятно, что интересно говорить и читать о трендах. О мировых трендах. Особенно нашим читателям.

Поясню. У нас существует какой-то странный перекос: где-то мы опаздываем на десять лет, если сравнивать с Европой, а где-то бежим «впереди паровоза». Мне кажется, что тема творческих индустрий как-то нивелирует этот зазор. Описывая зарубежную архитектуру в нашей стране, всё время чувствуешь, что мы на периферии, так как в технологиях и материалах мы безнадежно опаздываем, а кризис только усугубляет ситуацию. Бесспорно, что у нас есть прекрасная архитектура, но её мало, а с кризисом стало еще меньше. Мне кажется, креативные индустрии – тот момент, в котором мы схожи с зарубежными странами. При этом мы всё-таки архитектурный журнал. И архитектура становится в один ряд с творческими индустриями, обогащаясь схожими идеями и смыслами.

Я вижу нашу серию как чужой опыт, который нам может быть интересен и полезен, а не как картинку на тему «что у нас могло бы быть, но почему-то нету». Это какая-то волна, которая идёт не от профессионалов, диктующих миру, каким он должен быть. Профессионалы вынуждены быть чувствительными к запросам обычных людей. И мне кажется, что это происходит повсеместно. Такая смена парадигмы. В этом смысле мне симпатична тема Венецианской биеннале, заявленная Аравеной. Reporting from the front – это касается всех.

И да, мы живем вот так, как это показано в нашем павильоне. Архитектура – самый главный индикатор времени и места. Это то, чем они маркируются.

– По какому принципу ты выбираешь героев публикаций?

– Всегда есть свобода выбора. Номер по Нидерландам мы планировали с Бартом Голдхорном. Он, конечно, в курсе всего, что происходит у него на родине. Но потом контент менялся. Хотелось сказать больше, но журнальный формат – вещь достаточно суровая и не терпит излишеств. Именно поэтому мы пригласили наших героев в Россию, чтобы лучше понять то, что происходит «у них» и насколько это действительно резонирует «с нами».

Герои публикаций в разных рубриках, если мы говорим о персонах и бюро – попытка понять разные стороны Нидерландов. Многих из них я знаю давно, мы публиковали их проекты, и было интересно наблюдать, как они растут. Но всё же надо говорить о проектах как о главных действующих лицах. И в этом смысле мы старались взять проекты, способные показать, каким образом архитектура и дизайн, если они чувствительны к запросам людей, могут трансформировать общество.

При этом мы не на секунду не забывали, что всё это на самом деле – бизнес. Но основанный на каких-то других механизмах, чем у нас. И, что самое интересное, эти механизмы не сами собой родились. Они были выстраданы и отвоёваны. Этот момент для меня лично очень важен в отношении Нидерландов.
Сайт Рейксмузеума © Fabrique
Сайт Рейксмузеума © Fabrique

– Среди выступающих – Робин Кемме из Fabrique, дизайн-агентства, совмещающего работу над супер-сайтами, ориентированными на мобильники и приложениями к ним же, с брендированием городов. Они придумали бренд города Агры в виде буковки А с силуэтом Тадж-Махала и размножили его повсюду в городе. Напоминает брендирование Москвы… А вот от их сайта Рейксмузея я не могла оторваться, это, прямо скажем, восхитительный сайт. А у тебя есть любимый проект Fabrique?

– В этом пристрастии мы с тобой, видимо, схожи, не зря заканчивали Отделение истории искусств МГУ. Это восторг встречи с прекрасным. Но надо сказать, что подход этого агентства подкупает тем, что они создают, простите, «продукты», которые вас делают причастным практически любому процессу, будь то искусство живописи или музыка, превращая это в увлекательную историю. Высокие искусства – это понятно, но когда ты проходишь досмотр в аэропорту без напряжения, это уже касается всех.

Что касается Агры, то я не вижу сходства с Москвой – мне кажется, они смогли уловить ритм и множественность образов города прошлого, настоящего и будущего и встроить его в ту систему, которая будет понятна и местным, и гостям города.
Бренд города Агра © Fabrique
Бренд города Агра © Fabrique

– Честно говоря, портфолио space&matter мне понравилось меньше. Идея ограничить развитие аэропорта Хитроу, устроив по соседству кладбище членов Гринписа, которых в год умирает в среднем 300 человек, кажется какой-то чрезмерной… Хотя их архитектурные проекты неплохи, вот к примеру дизайн-код для города из домов на воде или мини-гостиницы в домиках смотрителей мостов, которые стали не нужными с развитием новых технологий – очень даже ничего. Почему позвали именно их?

– Признаться, это и есть то самое бюро, которое я наблюдаю в течение последних несколько лет. Они молоды, но у них какое-то правильное понимание пространства не только в физическом, а отчасти и в метафизическом смысле: мы все живём вместе, и важно слышать друг друга. Иногда для этого не хватает медиатора, и они готовы стать им. И становятся. Их проекты, где они становятся посредниками между людьми и физическими пространствами – это и есть настоящая современная архитектура. Делать непонятное понятным и своим – в этом я вижу путь архитектуры. Ведь мы видим прекрасное там, где мы видим своё – то, что мы можем понять и принять.
Проект SWEETS, мини-гостиницы из домиков смотрителей мостов в Амстердаме © space&matter
Проект SWEETS, мини-гостиницы из домиков смотрителей мостов в Амстердаме © space&matter
Проект Rest in Greenpeace © space&matter
Проект Rest in Greenpeace © space&matter

– Голландия – страна, креативная индустрия которой известна как одна из самых развитых, то, что начали с неё, понятно. Какие страны следующие?

– Конечно всё понятно. Отец-основатель нашего журнала Барт Голдхорн – голландец (смеется). Пока будем сохранять интригу. В наше время сложно прогнозировать. Но я точно знаю, есть несколько тем из номера про Нидерланды, очень актуальных для нашей страны, и они обязательно будут освещены в следующем выпуске. Но уже в другой стране. Проблемы везде одни и те же.
 
беседовала: Юлия Тарабарина