Дворец культуры в Зеленограде

Дворец культуры в Зеленограде по проекту Игоря Покровского в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Ольги Казаковой, директора Института модернизма.

mainImg


Дворец культуры в Зеленограде
Архитекторы: И.А. Покровский, Д.А. Лисичкин, Л. Маковская, А.Г. Стискин.
Инженеры: Б.М. Зархи, Н. Иванова, И. Шипетин.
Зеленоград, Центральная площадь, 1
Строительство: 1968-1983

Ольга Казакова, историк архитектуры, директор Института модернизма:

«Зеленоград строился как город микроэлектроники и был изначально рассчитан на молодых и образованных жителей, на советскую интеллигенцию. Кроме того, в городе был запроектирован и строился очень важный вуз – Московский институт электронной техники, МИЭТ. Так что и молодежи, и детей в городе должно было быть – и было – очень много. По сведениям из журнала кинохроники средний возраст жителя города Зеленограда в 1967 году был – 23 года.

Конечно же, такому городу без «культурно-развлекательной» составляющей обойтись было невозможно. И в 1968 был заложен первый камень Дворца культуры по проекту архитекторов Игоря Покровского (он же был и главным архитектором еще активно строящегося в то время Зеленограда), Дмитрия Лисичкина, Людмилы Маковской и Дмитрия Стискина и инженера Бориса Зархи. Одновременно, очень в духе эпохи, была заложена «капсула времени» – послание потомкам.

Здание Дворца культуры было задумано как часть модернистского архитектурного ансамбля центра Зеленограда. Оно расположено на фоне знаменитого «дома-флейты» Феликса Новикова и Григория Саевича и в плане представляет собой почти равносторонний треугольник. Треугольный «модуль», основанный на форме специальных, разработанных именно для Зеленоградского ДК плит-перекрытий, потом неоднократно повторяется в разном масштабе, начиная от планировочного – треугольником сходятся аллеи в террасном парке Победы, в верхней части которого расположено здание – и заканчивая деталями его интерьеров: основной, объединяющей темой внутреннего пространства, придающей ему оригинальность, стал сложный ячеистый потолок, состоящий из треугольных сот со стороной 9 метров, аналогичных которым не было в Советском Союзе.

Разновысотность отдельных частей здания придает ему живописность и выразительность. Все три фасада по-своему динамичны. Их архитектурное решение построено на сочетании разномасштабных объемов, контрасте остекленных поверхностей и светлых плоскостей, покрытых специально разработанной фактурной смесью. В целом, облик зеленоградского Дворца культуры имеет некоторое сходство с театрами, которые строились в ФРГ в 1960-е годы.

Внутреннее пространство Дворца, по замыслу архитекторов (над интерьерами в основном работал архитектор Дмитрий Стискин) было решено как единое целое, при этом перепад уровней позволял использовать отдельные группы помещений как полностью изолированные пространства. Главный вход ведет в объединенный вестибюль, зимний сад-кафе и основной клубный этаж. В здании были запланированы театр на 800 мест, киноконцертный зал на 1200 мест, клубные залы драматического, танцевального и хорового коллективов, двухсветный съемочный зал кинолюбительской студии, двухсветный зал скульптуры, залы живописи, рисунка, танцевальный зал на 150 пар – дворец был готов удовлетворить самые разнообразные культурные нужды.

Строительство Дворца культуры, как и некоторых других сооружений Зеленограда (например, расположенной рядом с ним высотной гостиницы – делового центра), затянулось на много лет. Его открытие состоялось только весной 1983 года. Сегодня ДК продолжает выполнять те же функции, что и во времена СССР. По опросам зеленоградцев, это здание не входит в число их самых любимых с архитектурной точки зрения. Но это все же вопрос вкусов – отказать этой постройке в оригинальности нельзя, да и по отзывам работающих там режиссеров театральных студий с функциональной точки Дворец культуры продуман и исполнен практически идеально.»


Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков


24 Марта 2016

author pht

Авторы текста:

Ольга Казакова, Денис Есаков
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.