Дворец культуры в Зеленограде

Дворец культуры в Зеленограде по проекту Игоря Покровского в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Ольги Казаковой, директора Института модернизма.

mainImg


Дворец культуры в Зеленограде
Архитекторы: И.А. Покровский, Д.А. Лисичкин, Л. Маковская, А.Г. Стискин.
Инженеры: Б.М. Зархи, Н. Иванова, И. Шипетин.
Зеленоград, Центральная площадь, 1
Строительство: 1968-1983

Ольга Казакова, историк архитектуры, директор Института модернизма:

«Зеленоград строился как город микроэлектроники и был изначально рассчитан на молодых и образованных жителей, на советскую интеллигенцию. Кроме того, в городе был запроектирован и строился очень важный вуз – Московский институт электронной техники, МИЭТ. Так что и молодежи, и детей в городе должно было быть – и было – очень много. По сведениям из журнала кинохроники средний возраст жителя города Зеленограда в 1967 году был – 23 года.

Конечно же, такому городу без «культурно-развлекательной» составляющей обойтись было невозможно. И в 1968 был заложен первый камень Дворца культуры по проекту архитекторов Игоря Покровского (он же был и главным архитектором еще активно строящегося в то время Зеленограда), Дмитрия Лисичкина, Людмилы Маковской и Дмитрия Стискина и инженера Бориса Зархи. Одновременно, очень в духе эпохи, была заложена «капсула времени» – послание потомкам.

Здание Дворца культуры было задумано как часть модернистского архитектурного ансамбля центра Зеленограда. Оно расположено на фоне знаменитого «дома-флейты» Феликса Новикова и Григория Саевича и в плане представляет собой почти равносторонний треугольник. Треугольный «модуль», основанный на форме специальных, разработанных именно для Зеленоградского ДК плит-перекрытий, потом неоднократно повторяется в разном масштабе, начиная от планировочного – треугольником сходятся аллеи в террасном парке Победы, в верхней части которого расположено здание – и заканчивая деталями его интерьеров: основной, объединяющей темой внутреннего пространства, придающей ему оригинальность, стал сложный ячеистый потолок, состоящий из треугольных сот со стороной 9 метров, аналогичных которым не было в Советском Союзе.

Разновысотность отдельных частей здания придает ему живописность и выразительность. Все три фасада по-своему динамичны. Их архитектурное решение построено на сочетании разномасштабных объемов, контрасте остекленных поверхностей и светлых плоскостей, покрытых специально разработанной фактурной смесью. В целом, облик зеленоградского Дворца культуры имеет некоторое сходство с театрами, которые строились в ФРГ в 1960-е годы.

Внутреннее пространство Дворца, по замыслу архитекторов (над интерьерами в основном работал архитектор Дмитрий Стискин) было решено как единое целое, при этом перепад уровней позволял использовать отдельные группы помещений как полностью изолированные пространства. Главный вход ведет в объединенный вестибюль, зимний сад-кафе и основной клубный этаж. В здании были запланированы театр на 800 мест, киноконцертный зал на 1200 мест, клубные залы драматического, танцевального и хорового коллективов, двухсветный съемочный зал кинолюбительской студии, двухсветный зал скульптуры, залы живописи, рисунка, танцевальный зал на 150 пар – дворец был готов удовлетворить самые разнообразные культурные нужды.

Строительство Дворца культуры, как и некоторых других сооружений Зеленограда (например, расположенной рядом с ним высотной гостиницы – делового центра), затянулось на много лет. Его открытие состоялось только весной 1983 года. Сегодня ДК продолжает выполнять те же функции, что и во времена СССР. По опросам зеленоградцев, это здание не входит в число их самых любимых с архитектурной точки зрения. Но это все же вопрос вкусов – отказать этой постройке в оригинальности нельзя, да и по отзывам работающих там режиссеров театральных студий с функциональной точки Дворец культуры продуман и исполнен практически идеально.»


Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков
Дворец культуры в Зеленограде © Денис Есаков


24 Марта 2016

author pht

Авторы текста:

Ольга Казакова, Денис Есаков
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.
Учреждение рая
Бюро BIG выиграло конкурс на мастерплан трех насыпных островов на 375 000 жителей у берега малазийского острова Пинанг в Малаккском проливе.