Суровое жюри Archiprix на смотре в Железноводске

Проекты-призеры XXIV Международного смотра–конкурса выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну, отмеченные дипломами Archiprix Russia.

mainImg
Ежегодный смотр-конкурс дипломных работ архитектурных ВУЗов России прошел в начале октября в Железноводске. Его провела Академия архитектуры и искусства Южного федерального университета под патронатом Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию (МООСАО) и Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области архитектуры (УМО).
Подведение итогов. Председатель жюри АRCHIPRIX Оскар Мамлеев., председатель МООСАО Сергей Бровченко, зав. кафедрой Нижегородского Университета Анна Гельфонд

В этом году в рамках смотра работало объединенное жюри Archiprix Russia и Фонда Якова Чернихова.
Работы выпускников на смотре-конкурсе оцениваются с точки зрения концептуальной составляющей, новаторства и графического мастерства.

В состав жюри вошли:
  • Оскар Мамлеев, профессор МАРХИ и МАРШ, директор Российского регионального отделения ARCHIPRIX
  • Андрей Чернихов, президент фонда им. Якова Чернихова
  • Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка»
  • Дмитрий Ликин, партнер бюро WOWHAUS
  • Татьяна Шулика, профессор, зам. зав. кафедрой МАРХИ
  • Виталий Саморогов, профессор, зав. кафедрой СамГАСУ
Оскар Мамлеев и член жюри зав. кафедрой Самарского Университета Виталий Самогоров

Дипломами Archiprix Russia были награждены 5 проектов. На смотр было представлено достаточно грамотных, профессиональных работ, но ни одна из них не соответствовала необходимому критерию креативности, открывающей новые горизонты архитектурного мышления. Поэтому премию фонда Якова Чернихова жюри решило не присуждать.

Ниже представлены проекты, награжденные дипломами Archiprix Russia.
 
***

Аномия как новый инструмент городского развития
Юлия Заречкина / Уфимский государственный нефтяной технический университет
Руководитель: проф. Баймуратов Р.Ф., доц. Баймуратова С.Х.


Развитие города и формирование городской среды неразрывной связаны с историческими процессами, политическими событиями, изменениями в обществе, научными открытиями. Для того, чтобы понять состояние современного города, необходимо рассмотреть динамику его развития, диагностировать период спада или подъема и понять, чем он вызван. А также понять, проходит ли город те же периоды кризиса и подъема, как и общество, чем характеризуются эти периоды, какие существуют способы преодоления состояния кризиса городской среды.

Переходный период – объективное состояние современного общества. Об этом говорится в ряде наук и концепций: состояние перехода от индустриального общества к постиндустриальному, от аналогового мира к цифровому, от одного технологического уклада к другому. В России данный период дополняется условиями перехода от социализма к капитализму, от плановой к рыночной экономике, от классового общества к гражданскому.

Период кризиса по аналогии с многими смежными науками был назван аномией. Аномия в социологии – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. В более общем смысле, аномия характеризует состояние кризиса, хаоса, дезинтеграции и распада.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному неизбежно сопровождается состоянием аномической дезинтеграции общества. В постсоветских странах этот процесс получил распространение в 90-е годы XX века и продолжается по сей день.

В процессе исследования применительно к градостроительной плоскости также был выявлен ряд кризисных периодов и круг общемировых проблем, характерных для современных городов. Были выделены три основные группы проявлений аномии в городе: социо-культурные (изменения на уровне самоощущения человека и восприятия им города), экономическо-управленческие (политика градостроительного планирования) и пространственные (отражение в пространстве города).

Исходя из этих проявлений был выделен определенный инструментарий, который так или иначе направлен на эти кризисные явления. На каждый блок проблем был подобран ряд кейсов по их преодолению.
Тренды городского развития, теории прогнозирования. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Мировое циклическое развитие. Переломные моменты. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Состояние аномии города и методы ее преодоления. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Модель действия совокупного метода аномии. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Применение метода на примере города Уфа. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина

***

Историческая эволюция и современные подходы к проектированию городских рынков
Алина Георгиевская / Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Руководитель: канд. архитектуры, проф. Данилова Э.В. доц. Вальшин Р.М.


Диссертационное исследование рассматривает вопрос о переосмыслении роли рынков в городской структуре, как нового типа общественного пространства, которое поддерживает городские традиции и является центром для обмена между сообществами не только экономически, но и социально.

Несмотря на то, что рынки наиболее публичные пространства, сегодня их влияние на город почти не учитывается, а архитектура и роль мало изучены. Актуальность исследования определяется поиском новых форм рынка и функциональных программ, отвечающих требованиям современного потребителя.

Среди основных выводов исследования можно выделить:
  • радиусы доступности рынков и связь с транспортным каркасом были важными факторами на протяжении всей истории;
  • для процветания рынка необходима его функциональная насыщенность;
  • рынок может совмещаться с любой функцией, при этом экономика сама формирует запрос, создавая уникальность объекта;
  • отсутствие капитальных законных рынков провоцирует возникновение незаконной торговли. Независимо от запретов, рыночная торговля существовала и будет существовать, вопрос только в том, какого качества и в каком виде.
В результате анализа шести глобальных городов (Париж, Барселона, Лондон, Амстердам, Чикаго, Москва), где было выявлено количество, функциональный состав и специфика каждого рынка в условиях градостроительного контекста, очевидна органичная и неразрывная связь рынка с городской структурой, что усиливает ее значимость.

Концепция рынка на Хлебной площади в городе Самаре предполагает объединение рыночной торговли с культурными функциями, образовательными площадками и апартаментами. Рынок в данном проекте – это живое, интерактивное пространство, отвечающее современным потребностям городского жителя, а также платформа для коммуникации между местными сообществами.
Концепция рынка на Хлебной площади. Автор: Алина Георгиевская
Концепция рынка на Хлебной площади. Автор: Алина Георгиевская
Концепция рынка на Хлебной площади. Автор: Алина Георгиевская

***

Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki»
Артем Скалкин / Московский архитектурный институт (Государственная академия)
Руководитель: рук. проф. Шутиков А.В., доц. Перекладов А.А., доц. Киселев В.В.


Проект изначально готовился как предложение по стратегии развития территории Южной гавани (South Harbour) города Хельсинки в рамках открытого международного конкурса THE NEXT HELSINKI. Позже он был развит и дополнен до дипломной работы.

Проект разработан на нескольких уровнях работы со средой:
  • как глобальная концепция единения стран Финского залива через сеть культурных центров в каждом городе. Также формируется «музейный» морской маршрут между этими городами. В каждом таком центре искусство страны противопоставлено другим в форме диалога выставочных пространств.> как часть городского пешеходного каркаса, сформированного из ценностей Хельсинки (таких как парки, музеи, театры, пешеходные зоны) путем особой формы благоустройства. Этот каркас построен по принципу дороги из желтого кирпича – куда бы вы ни пошли, вы придете к одному из знаковых мест города без гидов и карт. Такая система задает сценарии прогулок и помогает городу раскрыть себя.
  • как утилитарная городская структура, способная видоизмениться со временем (ее гибкость обеспечивает возможность изменения функции). Эта структура живет параллельно с городской набережной-променадом – одновременно она и имеет приметные маяки-входы, и интегрирована в среду, сохраняя идентичность города и его восприятие.
[ARTesium] – это некий монастырь искусства, где художник может жить, работать или учиться, а посетитель познавать культуру стран Балтики через 5 дворов человеческих чувств. Во дворе зрения представлена коллекция в привычном понимании в виде скульптуры, живописи и графики. Пространство осязания представляет современное направление тач-арта (от англ. touch – прикосновение). Двор слуха наполнен небольшими залами для музыкальных и поэтических выступлений, а также лекций и презентаций. Двор обоняния представлен как сад местной финской флоры, а двор вкуса масштабным ресторанным двориком.

Все эти дворы окружены функциональными «ячейками» с выставочными пространствами, арт-резиденциями, образовательным центром, мастерскими. Двор вкуса, например, включает не только фуд-корт и национальные рестораны, но и кулинарную школу. Помимо этого, в уровне набережной, также присутствует инфраструктура в виде магазинов и кафе, входных блоков арт-центра и пунктов велопроката.

Павильон «Финляндия» существует в диалоге и оппозиции с остальной частью музея, являясь символом места. Его форма продиктована и национальными мотивами, философским образом, и видовыми точками Хельсинки (Олений рог – национальный символ, его лучи направлены на Кафедральный и Успенский соборы и старую рыночную площадь. Основанием для рога является отсылка к балтийским шхерам и сосновым лесам). Напротив него находится Чаша-форум, мозговой центр с искусствоведами, кураторами и многофункциональным лекторием, способный раскрываться подобно шишке.

Культурное пространство [ARTesium] не отменяет основную функцию старой гавани, а, наоборот, подчеркивает ее, являясь отсылкой на сухие доки и корабельные верфи.
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
zooming
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
zooming
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
zooming
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин

***

Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре
Татьяна Спиридонова / Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Руководитель: проф. Пастушенко В. Л., доц. Рыбачева О. С.


Гостиница расположена в лесном массиве недалеко от въезда в город по трассе М5. По функциональной организации это гостиница бизнес-класса. В основу архитектурной концепции положена идея «прозрачности» пространственно-планировочной структуры здания для внешнего окружения. Эффект прозрачности достигается за счет разомкнутой структуры планов и разрезов объекта, раскрытия интерьеров внутренних дворов объекта вовне через большие сквозные проемы. Отдельные блоки гостиницы связываются открытыми галереями и переходами. Склоны, включенные в периметр комплекса, сохраняются в естественном состоянии. Атмосфера гостиницы пронизана запахами и звуками леса. Лес «проникает» в объект, имиджи живой природы формируют визуальные сценарии общественных и жилых пространств гостиницы. Времена года сменяют картины пейзажа за витражами и окнами и «работают» над оформлением интерьерного пространства объекта.

Гостиница представляет многофункциональный комплекс с номерами, рестораном, бизнес зоной, фитнес-клубом с бассейном, выставочным залом, конференц-залом, летним амфитеатром со сценой и двумя отдельно стоящими коттеджами. Перепад рельефа повлиял на архитектурно-планировочное решение гостиницы. В результате, некоторые корпуса подняты над землей на опорах, другие врезаны в рельеф. В плане функциональные блоки формируют внутренние дворы, которые раскрываются вовне через горизонтальные протяженные проемы корпусов на опорах.

Гостиница состоит из главного трёхэтажного корпуса, в состав которого входят: главный вход, ресторан, офисы, 20 жилых номеров, два конференц-зала; двух жилых корпусов на 28 номеров и 21 номер; двух коттеджей для VIP гостей по 2 номера каждый. Все блоки комплекса соединяются между собой в двух уровнях: на отм. +0.000 м и на отм. -3.300 м. Одним из композиционных центров пространства гостиницы является уличный амфитеатр с нависающим над ним объёмом конференц-зала в уровне 2-го этажа. Для освещения пространства амфитеатра естественным светом объем нависающего конференц-зала разделен сквозным проемом верхнего света. В отделке фасадов здания применены натуральные состаренные материалы: дерево, металл, штукатурка песчано-серого цвета, что позволило органично встроить объект в цветовую и световую среду природного ландшафта.

Технико-экономические показатели:
  • Общая площадь здания – 8320 м2;
  • Площадь застройки – 3460 м2;
  • Строительный объем – 29900 м3;
  • Количество номеров – 73;
  • Количество парковочных мест 55
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова

***

Проект научно–исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики
Аюна Митупова / Московский архитектурный институт (Государственная академия)
Руководитель: проф. Кулиш В.О., ст.преп. Самойлова Н.И., констр. Ермолов В.В.


Идея проекта – в создании подвижной научной-исследовательской станции, адаптирующейся под условия изменчивой внешней среды.

Проектное решение представляет собой кинематический механизм подвижной геодезической оболочки для воссоздания ползущей локомоции всего объема станции при помощи применения последних исследований в области роботики (патент Case Western Reserve University, Кливленд, штат Огайо). В соответствии с симметричным радиальным строением оболочки к ней закрепляются подвижным тросами в направлении постоянных ангулярных векторов внутренние объемы капсул. Строение Внутренних капсул основано на принципе гироскопа, что дает нам прочную стабилизирующую систему соединения и поддержания постоянного уровня платформ для обитания человека.

Капсульный принцип с соединительными гибкими кольцами обеспечивает сегментированное строение внутреннего насыщения, что дает свободу движения и также предусматривает разнообразное функциональное использование отдельных капсул и возможность самостоятельного жизнеобеспечения в случае экстренной ситуации.

Все это обеспечивает прочную стабилизирующую систему соединения внутренней оболочки с внешней приводной системой ( движитель). Двигатель находится в моторных отсеках станции, закрепленные к приводным дискам в обоих концах станции, что обеспечивает нам движение по принципу «Тяни-Толкай».

Общая гибкая конфигурация станции дает возможность удлинения ее и расширения тем самым пространства обитания. А также возможность множественных композиций переплетений данной станции. С архитектурной точки зрения интересом представляет возможность плавного соединения различных по функциям помещения и в то же время хорошей логистики внутри всего объема станции, поэтому каждая капсула имеет свой выход, и также ее модулярность конструкций предусматривает возможность переконфигураций капсул.

В момент стабилизации на водной плоскости 2 ( 3, 4 и т.д.) станции свертываются в луп (узелок, торус) и надувая балласт в межпространстве внутренней и внешней оболочки – закольцовываясь в бесконечную ленту внутри, симулируя полноценное жизненное пространство для обитания на воде.

Необходимые ресурсы. Использование инновационных материалов, с целью максимального облегчения конструкции ( необходимость держаться на плаву, а также на прослойке льда ( макс нагрузка до 9 тонн) . Применение карбоновых технологий, последних разработок в области энергетики на альтернативных источниках, знания и консультации по робототехнике и механике, и главное выработка общей стратегии для комплексного решения проблемы .

Ожидаемые результаты и эффекты. Освоение одного из фундаментальных региона нашей планеты и раскрытие феномена магнетометрии и магнитных аномалий, наблюдение за арктической средой, предоставление всех необходимых условий для этого, а также обезвоживание проживания и обитания человека в условиях экстремальных сред. (Арктика – не единственный возможный регион применения данной проектной концепции)
Проект научно – исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики. Автор: Аюна Митупова
Проект научно – исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики. Автор: Аюна Митупова
Проект научно – исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики. Автор: Аюна Митупова

18 Ноября 2015

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Сейчас на главной
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.