Суровое жюри Archiprix на смотре в Железноводске

Проекты-призеры XXIV Международного смотра–конкурса выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну, отмеченные дипломами Archiprix Russia.

mainImg
Ежегодный смотр-конкурс дипломных работ архитектурных ВУЗов России прошел в начале октября в Железноводске. Его провела Академия архитектуры и искусства Южного федерального университета под патронатом Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию (МООСАО) и Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области архитектуры (УМО).
Подведение итогов. Председатель жюри АRCHIPRIX Оскар Мамлеев., председатель МООСАО Сергей Бровченко, зав. кафедрой Нижегородского Университета Анна Гельфонд

В этом году в рамках смотра работало объединенное жюри Archiprix Russia и Фонда Якова Чернихова.
Работы выпускников на смотре-конкурсе оцениваются с точки зрения концептуальной составляющей, новаторства и графического мастерства.

В состав жюри вошли:
  • Оскар Мамлеев, профессор МАРХИ и МАРШ, директор Российского регионального отделения ARCHIPRIX
  • Андрей Чернихов, президент фонда им. Якова Чернихова
  • Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка»
  • Дмитрий Ликин, партнер бюро WOWHAUS
  • Татьяна Шулика, профессор, зам. зав. кафедрой МАРХИ
  • Виталий Саморогов, профессор, зав. кафедрой СамГАСУ
Оскар Мамлеев и член жюри зав. кафедрой Самарского Университета Виталий Самогоров

Дипломами Archiprix Russia были награждены 5 проектов. На смотр было представлено достаточно грамотных, профессиональных работ, но ни одна из них не соответствовала необходимому критерию креативности, открывающей новые горизонты архитектурного мышления. Поэтому премию фонда Якова Чернихова жюри решило не присуждать.

Ниже представлены проекты, награжденные дипломами Archiprix Russia.
 
***

Аномия как новый инструмент городского развития
Юлия Заречкина / Уфимский государственный нефтяной технический университет
Руководитель: проф. Баймуратов Р.Ф., доц. Баймуратова С.Х.


Развитие города и формирование городской среды неразрывной связаны с историческими процессами, политическими событиями, изменениями в обществе, научными открытиями. Для того, чтобы понять состояние современного города, необходимо рассмотреть динамику его развития, диагностировать период спада или подъема и понять, чем он вызван. А также понять, проходит ли город те же периоды кризиса и подъема, как и общество, чем характеризуются эти периоды, какие существуют способы преодоления состояния кризиса городской среды.

Переходный период – объективное состояние современного общества. Об этом говорится в ряде наук и концепций: состояние перехода от индустриального общества к постиндустриальному, от аналогового мира к цифровому, от одного технологического уклада к другому. В России данный период дополняется условиями перехода от социализма к капитализму, от плановой к рыночной экономике, от классового общества к гражданскому.

Период кризиса по аналогии с многими смежными науками был назван аномией. Аномия в социологии – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. В более общем смысле, аномия характеризует состояние кризиса, хаоса, дезинтеграции и распада.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному неизбежно сопровождается состоянием аномической дезинтеграции общества. В постсоветских странах этот процесс получил распространение в 90-е годы XX века и продолжается по сей день.

В процессе исследования применительно к градостроительной плоскости также был выявлен ряд кризисных периодов и круг общемировых проблем, характерных для современных городов. Были выделены три основные группы проявлений аномии в городе: социо-культурные (изменения на уровне самоощущения человека и восприятия им города), экономическо-управленческие (политика градостроительного планирования) и пространственные (отражение в пространстве города).

Исходя из этих проявлений был выделен определенный инструментарий, который так или иначе направлен на эти кризисные явления. На каждый блок проблем был подобран ряд кейсов по их преодолению.
Тренды городского развития, теории прогнозирования. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Мировое циклическое развитие. Переломные моменты. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Состояние аномии города и методы ее преодоления. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Модель действия совокупного метода аномии. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Применение метода на примере города Уфа. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина

***

Историческая эволюция и современные подходы к проектированию городских рынков
Алина Георгиевская / Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Руководитель: канд. архитектуры, проф. Данилова Э.В. доц. Вальшин Р.М.


Диссертационное исследование рассматривает вопрос о переосмыслении роли рынков в городской структуре, как нового типа общественного пространства, которое поддерживает городские традиции и является центром для обмена между сообществами не только экономически, но и социально.

Несмотря на то, что рынки наиболее публичные пространства, сегодня их влияние на город почти не учитывается, а архитектура и роль мало изучены. Актуальность исследования определяется поиском новых форм рынка и функциональных программ, отвечающих требованиям современного потребителя.

Среди основных выводов исследования можно выделить:
  • радиусы доступности рынков и связь с транспортным каркасом были важными факторами на протяжении всей истории;
  • для процветания рынка необходима его функциональная насыщенность;
  • рынок может совмещаться с любой функцией, при этом экономика сама формирует запрос, создавая уникальность объекта;
  • отсутствие капитальных законных рынков провоцирует возникновение незаконной торговли. Независимо от запретов, рыночная торговля существовала и будет существовать, вопрос только в том, какого качества и в каком виде.
В результате анализа шести глобальных городов (Париж, Барселона, Лондон, Амстердам, Чикаго, Москва), где было выявлено количество, функциональный состав и специфика каждого рынка в условиях градостроительного контекста, очевидна органичная и неразрывная связь рынка с городской структурой, что усиливает ее значимость.

Концепция рынка на Хлебной площади в городе Самаре предполагает объединение рыночной торговли с культурными функциями, образовательными площадками и апартаментами. Рынок в данном проекте – это живое, интерактивное пространство, отвечающее современным потребностям городского жителя, а также платформа для коммуникации между местными сообществами.
Концепция рынка на Хлебной площади. Автор: Алина Георгиевская
Концепция рынка на Хлебной площади. Автор: Алина Георгиевская
Концепция рынка на Хлебной площади. Автор: Алина Георгиевская

***

Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki»
Артем Скалкин / Московский архитектурный институт (Государственная академия)
Руководитель: рук. проф. Шутиков А.В., доц. Перекладов А.А., доц. Киселев В.В.


Проект изначально готовился как предложение по стратегии развития территории Южной гавани (South Harbour) города Хельсинки в рамках открытого международного конкурса THE NEXT HELSINKI. Позже он был развит и дополнен до дипломной работы.

Проект разработан на нескольких уровнях работы со средой:
  • как глобальная концепция единения стран Финского залива через сеть культурных центров в каждом городе. Также формируется «музейный» морской маршрут между этими городами. В каждом таком центре искусство страны противопоставлено другим в форме диалога выставочных пространств.> как часть городского пешеходного каркаса, сформированного из ценностей Хельсинки (таких как парки, музеи, театры, пешеходные зоны) путем особой формы благоустройства. Этот каркас построен по принципу дороги из желтого кирпича – куда бы вы ни пошли, вы придете к одному из знаковых мест города без гидов и карт. Такая система задает сценарии прогулок и помогает городу раскрыть себя.
  • как утилитарная городская структура, способная видоизмениться со временем (ее гибкость обеспечивает возможность изменения функции). Эта структура живет параллельно с городской набережной-променадом – одновременно она и имеет приметные маяки-входы, и интегрирована в среду, сохраняя идентичность города и его восприятие.
[ARTesium] – это некий монастырь искусства, где художник может жить, работать или учиться, а посетитель познавать культуру стран Балтики через 5 дворов человеческих чувств. Во дворе зрения представлена коллекция в привычном понимании в виде скульптуры, живописи и графики. Пространство осязания представляет современное направление тач-арта (от англ. touch – прикосновение). Двор слуха наполнен небольшими залами для музыкальных и поэтических выступлений, а также лекций и презентаций. Двор обоняния представлен как сад местной финской флоры, а двор вкуса масштабным ресторанным двориком.

Все эти дворы окружены функциональными «ячейками» с выставочными пространствами, арт-резиденциями, образовательным центром, мастерскими. Двор вкуса, например, включает не только фуд-корт и национальные рестораны, но и кулинарную школу. Помимо этого, в уровне набережной, также присутствует инфраструктура в виде магазинов и кафе, входных блоков арт-центра и пунктов велопроката.

Павильон «Финляндия» существует в диалоге и оппозиции с остальной частью музея, являясь символом места. Его форма продиктована и национальными мотивами, философским образом, и видовыми точками Хельсинки (Олений рог – национальный символ, его лучи направлены на Кафедральный и Успенский соборы и старую рыночную площадь. Основанием для рога является отсылка к балтийским шхерам и сосновым лесам). Напротив него находится Чаша-форум, мозговой центр с искусствоведами, кураторами и многофункциональным лекторием, способный раскрываться подобно шишке.

Культурное пространство [ARTesium] не отменяет основную функцию старой гавани, а, наоборот, подчеркивает ее, являясь отсылкой на сухие доки и корабельные верфи.
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
zooming
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
zooming
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
zooming
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин

***

Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре
Татьяна Спиридонова / Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Руководитель: проф. Пастушенко В. Л., доц. Рыбачева О. С.


Гостиница расположена в лесном массиве недалеко от въезда в город по трассе М5. По функциональной организации это гостиница бизнес-класса. В основу архитектурной концепции положена идея «прозрачности» пространственно-планировочной структуры здания для внешнего окружения. Эффект прозрачности достигается за счет разомкнутой структуры планов и разрезов объекта, раскрытия интерьеров внутренних дворов объекта вовне через большие сквозные проемы. Отдельные блоки гостиницы связываются открытыми галереями и переходами. Склоны, включенные в периметр комплекса, сохраняются в естественном состоянии. Атмосфера гостиницы пронизана запахами и звуками леса. Лес «проникает» в объект, имиджи живой природы формируют визуальные сценарии общественных и жилых пространств гостиницы. Времена года сменяют картины пейзажа за витражами и окнами и «работают» над оформлением интерьерного пространства объекта.

Гостиница представляет многофункциональный комплекс с номерами, рестораном, бизнес зоной, фитнес-клубом с бассейном, выставочным залом, конференц-залом, летним амфитеатром со сценой и двумя отдельно стоящими коттеджами. Перепад рельефа повлиял на архитектурно-планировочное решение гостиницы. В результате, некоторые корпуса подняты над землей на опорах, другие врезаны в рельеф. В плане функциональные блоки формируют внутренние дворы, которые раскрываются вовне через горизонтальные протяженные проемы корпусов на опорах.

Гостиница состоит из главного трёхэтажного корпуса, в состав которого входят: главный вход, ресторан, офисы, 20 жилых номеров, два конференц-зала; двух жилых корпусов на 28 номеров и 21 номер; двух коттеджей для VIP гостей по 2 номера каждый. Все блоки комплекса соединяются между собой в двух уровнях: на отм. +0.000 м и на отм. -3.300 м. Одним из композиционных центров пространства гостиницы является уличный амфитеатр с нависающим над ним объёмом конференц-зала в уровне 2-го этажа. Для освещения пространства амфитеатра естественным светом объем нависающего конференц-зала разделен сквозным проемом верхнего света. В отделке фасадов здания применены натуральные состаренные материалы: дерево, металл, штукатурка песчано-серого цвета, что позволило органично встроить объект в цветовую и световую среду природного ландшафта.

Технико-экономические показатели:
  • Общая площадь здания – 8320 м2;
  • Площадь застройки – 3460 м2;
  • Строительный объем – 29900 м3;
  • Количество номеров – 73;
  • Количество парковочных мест 55
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова

***

Проект научно–исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики
Аюна Митупова / Московский архитектурный институт (Государственная академия)
Руководитель: проф. Кулиш В.О., ст.преп. Самойлова Н.И., констр. Ермолов В.В.


Идея проекта – в создании подвижной научной-исследовательской станции, адаптирующейся под условия изменчивой внешней среды.

Проектное решение представляет собой кинематический механизм подвижной геодезической оболочки для воссоздания ползущей локомоции всего объема станции при помощи применения последних исследований в области роботики (патент Case Western Reserve University, Кливленд, штат Огайо). В соответствии с симметричным радиальным строением оболочки к ней закрепляются подвижным тросами в направлении постоянных ангулярных векторов внутренние объемы капсул. Строение Внутренних капсул основано на принципе гироскопа, что дает нам прочную стабилизирующую систему соединения и поддержания постоянного уровня платформ для обитания человека.

Капсульный принцип с соединительными гибкими кольцами обеспечивает сегментированное строение внутреннего насыщения, что дает свободу движения и также предусматривает разнообразное функциональное использование отдельных капсул и возможность самостоятельного жизнеобеспечения в случае экстренной ситуации.

Все это обеспечивает прочную стабилизирующую систему соединения внутренней оболочки с внешней приводной системой ( движитель). Двигатель находится в моторных отсеках станции, закрепленные к приводным дискам в обоих концах станции, что обеспечивает нам движение по принципу «Тяни-Толкай».

Общая гибкая конфигурация станции дает возможность удлинения ее и расширения тем самым пространства обитания. А также возможность множественных композиций переплетений данной станции. С архитектурной точки зрения интересом представляет возможность плавного соединения различных по функциям помещения и в то же время хорошей логистики внутри всего объема станции, поэтому каждая капсула имеет свой выход, и также ее модулярность конструкций предусматривает возможность переконфигураций капсул.

В момент стабилизации на водной плоскости 2 ( 3, 4 и т.д.) станции свертываются в луп (узелок, торус) и надувая балласт в межпространстве внутренней и внешней оболочки – закольцовываясь в бесконечную ленту внутри, симулируя полноценное жизненное пространство для обитания на воде.

Необходимые ресурсы. Использование инновационных материалов, с целью максимального облегчения конструкции ( необходимость держаться на плаву, а также на прослойке льда ( макс нагрузка до 9 тонн) . Применение карбоновых технологий, последних разработок в области энергетики на альтернативных источниках, знания и консультации по робототехнике и механике, и главное выработка общей стратегии для комплексного решения проблемы .

Ожидаемые результаты и эффекты. Освоение одного из фундаментальных региона нашей планеты и раскрытие феномена магнетометрии и магнитных аномалий, наблюдение за арктической средой, предоставление всех необходимых условий для этого, а также обезвоживание проживания и обитания человека в условиях экстремальных сред. (Арктика – не единственный возможный регион применения данной проектной концепции)
Проект научно – исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики. Автор: Аюна Митупова
Проект научно – исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики. Автор: Аюна Митупова
Проект научно – исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики. Автор: Аюна Митупова

18 Ноября 2015

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.