«Из четырёх кубиков нельзя сложить слово счастье»

Очередная конференция второй серии мероприятий МУФ в городах России прошла 9 сентября в гостинице «Астория» Санкт-Петербурга.

mainImg
Московский урбанистический форум второй год подряд проводит свои выездные конференции в городах; в Петербург МУФ тоже приезжает второй раз. На конференции, прошедшей в начале сентября, вновь, но уже, по словам организаторов, в контексте наступившего кризиса, обсуждали проблемы планирования, нормативов, и, конечно же, реконструкции уникального исторического центра.

Нужна ли единая стратегия пространственного развития Санкт-Петербурга и области

Одним из главных предметов обсуждения стал вопрос: нужна ли стратегия пространственного развития (мастер-план), как основа для разработки нового генплана Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

КГА и главный архитектор города Владимир Григорьев считают, что нужна. Позицию комитета изложил первый заместитель его председателя Борис Гордеев – по его словам, стратегия пространственного развития (СПР) и переход к комплексному планированию Санкт-Петербурга и Ленинградской области необходимы. Проект соглашения о совместных действиях органов власти двух субъектов федерации по разработке единого документа территориального планирования на период 2018–2043 годов одобрен правительствами. В рамках подготовительного этапа в Заксобрании Петербурга 29 октября пройдёт научно-практическая конференция «Основные вопросы концепции генерального плана Санкт-Петербурга» – так охарактеризовал представитель КГА начало совместной работы.

Комитет по экономической политике и стратегическому планированию, разработчик стратегии социального и экономического развития Санкт-Петербурга, включил нормы градостроительного проектирования (НГП) и генеральный план в общую блок-схему инструментов реализации стратегии. Недавним постановлением правительства полномочия по разработке НГП разделены между КГА и КЭПиСП, что, возможно, должно способствовать гармоничному соотношению экономического и пространственного планирования.
zooming
Конференция МУФ в Петербурге, 2015. Фотография © Елена Чернова
zooming
Конференция МУФ в Петербурге, 2015. Фотография © Елена Чернова

Руководитель «Банка ВТБ» Михаил Осеевский также подчеркнул важность координации экономического и территориального планирования, а также, особенно в кризисное время – необходимость государственной стратегии развития территорий. Банки же готовы помогать государству, и в частности, в деле создания объектов инфраструктуры – заявил Осеевский и в качестве примера привел факт участия Банка ВТБ в финансировании строительства мостов через Каму для связи территорий Удмуртии.

Другой пример демонстрирует недостаток совместного планирования: сейчас Петербург теряет рабочие места в порту из-за появления других портов на территории Ленинградской области (например, в Усть-Луге). Координация интересов города и региона, равно как и документов экономического и градостроительного направления – помогла бы избежать в будущем конфликтных ситуаций такого рода и рисков для частных инвесторов.

Агломерация: возможности, риски, проблемы управления

Разговор об общем мастер-плане Петербурга и области логичным образом перерос в тему агломерации. По убеждению многих экспертов, «агломерацию» давно пора институционализировать, «прописать в законе» как понятие и работать с ней в правовом поле.


Алексей Новиков, декан Высшей школы урбанистики (ВШУ), предупредил об опасностях подобного подхода, охарактеризовав опыт создания Новой Москвы как неудачный: то, что город «выпал» из административных границ и нуждается в решении проблемы территориального роста, по словам Новикова, «не означает правомерности принятого решения».

Глава ВШУ перечислил три направления движения в сторону агломерации:
1) объединение города и области;
2) введение в законодательное поле института агломерации;
3) аннексия кусков области крупными городами.

Все они содержат риски. Их объединяет общая порочная идея подчинения периферии центру, взамен создания конкурентных отношений «периферия – центр». В Москве пошли по пути жёсткого администрирования, тогда как следует стремиться создавать гибкие инструменты сотрудничества и кооперации.

Случай Санкт-Петербурга и Ленинградской области, по словам Новикова, особенно сложен. Петербург – город федерального значения, субъект РФ с очень централизованной системой территориального планирования, в которой муниципалитеты не имеют никаких полномочий, тогда как в области градостроительная деятельность подчинена муниципальному принципу организации территории.

Примеры из мировой практики, приведённые докладчиком, убеждают в том, что механически и сверху объединять территории нельзя. Самый известный пример гибкого решения вопросов агломераций в мировой практике, Берлин-Бранденбург, где вопрос о слиянии федеральных земель был вынесен на референдум, и на него был получен отрицательный ответ. Агломерация Большого Парижа стала дискуссионной площадкой для проектирования с учетом интересов разных групп. История взаимоотношения Парижа и пригородных муниципалитетов началась в середине XIX века, когда это стало необходимо для реконструкции Парижа. Барон Осман в условиях авторитарного государства пять лет (!) вёл переговоры, и не все тогда согласились войти в состав Парижа. В Нью-Йорке сотрудничество муниципалитетов осуществляется через «плавающие ассоциации» для получения обоюдной пользы в самых разных сферах: уборке мусора, пожарной охране, услугах инфраструктуры.

Следовательно, надо отдать себе отчёт: изменить способ управления территориями города и окружающих регионов и достичь межмуниципальной кооперации очень тяжело – резюмировал свое выступление Новиков. Это требует возрождения в России институтов местного самоуправления, что кажется сейчас почти несбыточным. Но иначе мы рискуем получить большие проблемы, потому что агломерация – это живое существо, подходы нельзя типизировать.

Реконструкция исторического центра Петербурга: отдельный закон или собственная администрация

Руководитель архитектурного бюро «Студии 44» Никита Явейн называет существующую сейчас ситуацию с историческим центром «правовым тупиком». Если реконструкцию проводить по существующим нормам, то мы потеряем уникальную среду, а других инструментов просто не существует. Архитектор считает, что необходим специальный закон для центра Санкт-Петербурга. Для его создания следует реализовать пилотный проект, разработанный с участием экспертов и согласующих инстанций. Только их участие позволит договориться о специальных методах, объектах, технологиях, подходящих для среды исторического центра Санкт-Петербурга. Затем полученные в пилотном проекте правила реконструкции следует утвердить специальным законом. И таким же образом поступить в отношении других исторических городов. Иначе все особенности исторической среды не только в Петербурге, но и в Москве, Самаре, Нижнем Новгороде и т.д., будут утрачены и заменены типовыми дворами 40 х 80 метров, с «правильным» размещением ТП, мусорного контейнера, детской площадки, пожарного проезда…

Между тем председатель Комитета по государственной охране и использованию объектов культурного наследия Санкт-Петербурга Сергей Макаров считает, что никакой закон не поможет, поскольку главная проблема, по его мнению, заключается в отсутствии доверия, «фобиях» и недоверии всех ко всем: бизнеса к власти, а жителей к власти и к бизнесу.


Московский эксперт по охране наследия архитектор Борис Пастернак предложил использовать опыт Парижа по гибкому регулированию параметров застройки в зонах охраны. Дифференциация коэффициента использования территории для разных функций даёт возможность выбора для инвестора, тогда как жёсткий контроль над параметрами застройки сохраняет характеристики среды.

Опыт Ванкувера, занимающего высокое положение в рейтингах по качеству жизни, представил президент Geller Group, профессор Университета Саймона Фрезера Майкл Геллер (Канада). В числе гибких инструментов регулирования в зонах охраны присутствует «передача прав на развитие», что позволяет компенсировать потери девелоперов, не утрачивая при этом ценных качеств исторической среды.

Представители крупнейших застройщиков Петербурга – Эдуард Тиктинский, холдинг RBI и Александр Ольховский, Банк ВТБ ответили на вопросы, поставленные предыдущими ораторами. По их словам, при современном порядке бизнес в проекты исторического центра не пойдёт. Городу, бизнесу, и жителям нужна достоверная информация о результатах технических обследований, о графике работ, сопоставимом с объёмами финансирования. Чтобы всё это осуществить, девелоперы предложили создать специальный орган – Администрацию центра Санкт-Петербурга. По словам застройщиков, городское сообщество должно знать, сколько может простоять старый фонд и осознать необходимость консолидации усилий, а не противодействовать любому проекту реконструкции; так как «ничего не делать – это обречь центр на разрушение». По словам Александра Ольховского, самая рискованная стадия для инвестора – согласование Совета по культурному наследию, но ситуацию можно изменить, если заказчиком проектов выступит город. Таким образом, по убеждению застройщиков, деньги частного бизнеса для реконструкции исторического центра способно привлечь государственно-частное партнёрство с правовыми гарантиями города.

Нормы градостроительного проектирования

Участники последней дискуссии пытались выяснить, чем же являются нормы градостроительного проектирования – инструментом типизации или способом повышения качества городских территорий.

Немецкий архитектор Кристоф Коль – сторонник второй версии. Он рассказал о приоритете региональных особенностей над глобализацией, показал проекты жилой среды для Москвы и Соликамска с использованием водных пространств, резюмируя: в городской среде должно найтись место красоте, а забота о красивых местах требует денег.

В ответ петербургский девелопер Игорь Водопьянов, руководитель УК «Теорема», рассказал о проекте жилого района в Петергофе. В первоначальном варианте архитекторов шведской фирмы “SWECO” основой общественных пространств была река. Нормы проектирования и процедуры согласований убили эту идею, и в результате получился типовой микрорайон. Он охарактеризовал стратегию развития города как «сиюминутный менеджмент». Так как законы и правила постоянно переписываются, ситуация неопределённости не позволяет застройщикам браться за «длинные» проекты и вынуждает их лавировать. Ярким примером служит появление многоэтажных гетто на границе города за КАД: это реакция бизнеса на сокращение бюджета города в жилищном строительстве, и относительную простоту согласования проектов в приграничных муниципальных образованиях.

Что нам сейчас закладывать в проекты жилых районов по детям: 55?, 60? – риторически спрашивал Игорь Водопьянов, переходя к насущному вопросу об НГП.

Новые нормы градостроительного проектирования пока не утверждены (см.выше), о работе над обоснованием их количественных показателей рассказала председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Елена Ульянова.

В процессе этой работы возникли проблемы, в основном, связанные со сложностью применения статистических и прогнозных данных. Статистика по административным районам не соответствует границам территориальных зон, а официальные прогнозы, в первую очередь демографические, по срокам не совпадают с вступлением норм в силу. Перед Комитетом стоит непростая задача «увязки» несовпадающих документов и данных. Хотя саму по идею единых норм для всей территории региона Елена Ульянова не подвергает сомнению.

На вопрос – какую среду мы хотим получить, применяя нормы? – обратили внимание руководитель Центра ЭКОМ Александр Карпов и социолог Григорий Кертман из Фонда общественное мнение.

По убеждению Александра Карпова, нужна не «правильная», а разнообразная по качествам среда, о которой писала, в частности, Джейн Джейкобс. С другой стороны, для того, чтобы преодолеть монофункциональность периферии, нужно закладывать в нормативы определённое количество рабочих мест и достаточный выбор услуг. Иначе периферия останется результатом соблюдения норм инсоляции, санитарных разрывов, радиусов доступности школ, других требований СНиПа... Если мы больше не хотим такой среды, то должны уйти от усреднённого нормирования.

Представления жителей о качестве и комфорте выявили социологические исследования, – о них рассказал Григорий Кертман. Люди ценят в городской среде красоту, чистоту, возможность выбора досуга «от бара до музея» не менее, чем безопасность жизни и здоровья. На периферии люди отмечают отсутствие выбора объектов культуры, а объектов спорта, наоборот, не хватает в центре. У разных районов Петербурга разные проблемы. Необходимо адресное планирование, перераспределение средств бюджета, что немаловажно в ситуации кризиса, для устранения реальных недостатков.

Эту мысль развила Елена Короткова, старший аналитик Московской школы управления «Сколково». Она представила результаты исследований в Уфе и Казани, поставив под сомнение возможность применения единого норматива к разным территориям, также как и утверждение, что путь к качественной среде лежит через нормы средней обеспеченности. Уйти от усреднённого нормирования можно на основе проведения многофакторного кластерного анализа города, чтобы знать, что именно для какой территории надо дополнить или исключить в целях достижения качества среды, резюмировала Елена Короткова.

Очевидно, что современные нормы – прямые наследники советских СНиПов, – сказал партнёр КБ «Стрелка» Григорий Ревзин. Не цель – создание комфортной среды – определяет содержание норм, а обеспечение функционирования сложившихся процедур согласований и экспертизы. Сейчас, когда в качестве заказчика, подрядчика и проектировщика выступает не государство, а частные компании, смысл норм заключается «в том, как построить социализм за счёт капиталистов», – сказал Григорий Ревзин и добавил: во всём, от ДДУ, школ и культурного наследия, – всё живое убивается, как только становится объектом нормирования.

Итог обсуждения

Все участники сошлись во мнении, что перемены необходимы. Территориальная дифференциация нормативов должна стать обязательной, для этого придётся изменить систему управления и законодательства, поскольку в них заложены коды воспроизводства среды усреднённого качества. Без изменения целеполагания бессмысленно уточнять детали процедур. Без работы по созданию институтов кооперации, дополнению градостроительной базы данных, изменению методики разработки генеральных планов не сверху вниз, а снизу вверх, других инструментов трудно поверить в возможность позитивных перемен. Это объясняет, почему в заголовок статьи помещена цитата из выступления Игоря Водопьянова.
 

24 Сентября 2015

Похожие статьи
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.