Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.07.2015

Золотая медаль МАРХИ

Полина Садова

Публикуем проекты победителя, Артема Скалкина, и четырех номинантов Золотой медали МАРХИ 2015 года. UPD: комментарии и рассуждения профессора МАРХИ Юрия Волчка.

Конкурс на Золотую медаль МАРХИ, в котором участвуют студенты с лучшей успеваемостью, по традиции проводился в два этапа. На первом 11 студентов представили жюри короткий проект на тему «Разводной городской пешеходный мост». Вторым этапом стало рассмотрение дипломных работ конкурсантов. По итогам состязания был выбран один победитель и четыре номинанта, проекты которых представлены ниже.

UPD:
Здесь же публикуем заметку, написанную одним из членов комиссии Юрием Павловичем Волчком:

Ю.П. Волчок
«Жизнь и судьба» московской архитектурной школы (МАРХИ)
Итоги конкурса на присуждение Золотой медали одному из выпускников МАРХИ 2015 года и современное состояние московской архитектуры


«2015 год обрел все шансы войти в историю архитектуры, рифмуясь с 1932-м годом, когда подводились итоги первого этапа конкурса на Дворец Советов. Современный конкурс на Парламентский центр в Москве – созвучное ему событие, притом не только для профессии, но и для культуры в целом. Пока мы не знаем окончательных результатов конкурса, но фиксация очередного этапа «изменения творческой направленности» в отечественной архитектуре налицо.

Иными словами, кризис в экономике и кризисное состояние архитектурно-строительного дела в стране не могут не отразиться, а точнее, не реализоваться в той или иной мере в сценографии учебного процесса и дипломного проектирования в архитектурной школе, существенно влияя на авторский выбор своего пути в профессии для каждого выпускника МАРХИ.

Ситуация, опять-таки рифмующаяся, но уже с другим этапом московской истории архитектуры – в преддверии очередного поворота направленности творческих усилий в середине 1950-х годов. Студенты обучались тогда в пространстве миропонимания, опирающегося на классическую традицию профессионализма (в интерпретации ее, характерной для тех лет), а работать им предстояло в иных, содержательно буквально диаметрально изменившихся условиях. Сегодня ситуация, по смыслу парная к той, правда, с зеркальной с ней симметрией, что несомненно внесет свои содержательные коррективы при сооружении «строительных лесов», поддерживающих архитектурное творчество в «рабочем состоянии» в ближайшем будущем. Фиксируя такое состояние текущего момента в «жизни и судьбе» московской архитектуры, надо попытаться сформировать то содержательное поле, которое кристаллизовалось в воздухе, наполнявшем пространство Галереи ВХУТЕМАС, где проходила поэтапно выставка дипломных проектов и предшествующих им клаузур, выполненных претендентами на соискание Золотой медали МАРХИ 2015 года. Прекрасно понимаю, что у каждого, кто побывал на выставке, и у членов жюри Художественного совета медали в том числе, оно свое, личное, но при этом представляется существенным говорить об итогах конкурса 2015 года, подхватывая результаты и прошлых лет. На первый план выходит разговор о тех тенденциях, что сохраняются и формируются в архитектурной школе в последние несколько лет.

«Arche», «архитектура» и архитекторы.
Обсуждая результаты подведения итогов конкурса на присвоение Золотой медали одному из выпускников МАРХИ этого года, трудно не вспомнить статью (лекцию-доклад) Жака Дерриды «Университет глазами его питомцев» (первая публикация в 1983 году). Выстраивая разговор об универсалиях университетского образования, автор приходит к разговору об arche, архитектонике, архитектуре, подчеркивая при этом: архитектоника его лекции «существенно связана с университетской архитектурой и расположением» (Корнеллского Университета в Нью-Йорке, где и состоялся упоминаемый доклад). И если arche в этом разговоре ответственно за фундаментальность университетского образования (близко по смыслу и тому, что Рэм Колхас заложил в основание Венецианской биеннале 2014 года – «Fundamentals»), то понятие «архитектура», по мысли Дерриды, определяет закономерность самостоятельности выбора и готовности к самореализации университетского выпускника. В архитектурной школе ответственное отношение к этим понятиям – неотъемлемое профессиональное право и обязанность студента, и не только претендующего на отличие.

Уместно здесь еще раз высказать слова благодарности Вячеславу Ивановичу Локтеву, сформулировавшему 20 лет назад фундаментальные правила проведения конкурса на соискание Медали, разложив его на два этапа. Первый – в границах arche как образовательного основания обретаемого профессионализма. Второй (благодаря первому) – позволяет обсуждать итоги дипломного проектирования уже не только в границах учебного процесса, а как подлинно архитектурное произведение. Институт библиотековедения на Воробьевых горах по проекту И.И. Леонидова – всемирно известное произведение архитектуры, и за границами университетской среды мало кому памятно, что это всего лишь дипломный проект великого уже тогда Мастера.»



Золотая медаль МАРХИ 2015
Артём Скалкин. Кафедра «Архитектура жилых зданий»
Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”»
Руководители: профессор Шутиков А.В., доцент Перекладов А.А., доцент Киселев В.В.

Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Перспективный вид из центра города
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Перспективный вид из центра города

Проект Артема Скалкина изначально готовился для участия в конкурсе на концепцию развития территории Южной гавани Хельсинки. Позднее он был расширен и доработан. Автор предложил создать на конкурсной территории культурное пространство под названием [ARTesium]. Это своеобразная обитель искусства, где можно заниматься творчеством и изучать культуру стран Балтики. Для этого проектом предусмотрены пять дворов, воплощающих пять человеческих чувств: двор зрения, двор слуха, дворы осязания, обоняния и вкуса. Во дворе зрения посетителям будут представлены скульптура, живопись и графика. Двор слуха станет местом для музыкальных и поэтических выступлений. Пространство осязания позволит погрузиться в современное направление тач-арта. Финская флора предстанет перед гостями во дворе обоняния, а во дворе вкуса разместится ресторация. Здания, в окружении которых располагаются концептуальные дворы, содержат выставочные пространства, арт-резиденции, мастерские, учебные классы.

Юрий Волчок: 
«В этом году Золотая медаль МАРХИ вручена Артему Скалкину за проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki», располагающийся на вновь осваиваемой, а, точнее – расцветающей территории южной гавани Хельсинки. (Приношу извинения у руководителей дипломов, что ни здесь, ни ниже не упоминаю их, но полностью авторские коллективы указываются в описании работ).

Проект А. Скалкина выполнен в развитие программы международного конкурса на эту тему. Нельзя утверждать, что такой прием стал общим местом для дипломного проектирования, но стоит вспомнить, что одну из двух Золотых медалей в 2013 году получила Полина Буш за проект «Реконструкция исторического квартала и фрагмента набережной реки Пегнитц в городе Нюрнберг», также выполненный по программе международного конкурса. Здесь просматриваются сразу две тенденции: во-первых, участие в реализации конкурсной программы, а, во-вторых, объект проектирования находится в европейском контексте. Сегодня это обращающее на себя внимание обстоятельство, поскольку как ничто лучше подтверждает конкурентноспособность московских молодых архитекторов, подготовленность некоторых, возможно, действительно лучших из них для участия в проектном творчестве соизмеримо с общеевропейским пониманием современного содержания архитектурного профессионализма. Отсюда на авансцену проектной концепции Скалкина выходит авторская трактовка пяти чувств, определяющих, как следствие, функциональное, формотворческое и образное истолкование конкурсной программы. И вслед за этим автор предлагает сценарий последовательного развития обживаемой им территории неразрывно с возможностью восприятия ее горожанами и гостями вновь создаваемого общественного, творческого центра Хельсинки, стремясь к неразрывности образа=идеи нового прочтения Южной гавани уже в процессе ее обновления. Закономерным итогом такого подхода к формированию авторского замысла становится предложение по созданию культурно-образовательного маршрута по странам Балтии. Я бы только добавил к нему и Осло, поскольку то, как застраиваются и обживаются гавань бывшего торгового порта и набережная в центре норвежской столицы, должно стать объектом изучения в современной архитектурной школе, а работа А. Скалкина вполне может стать камертоном для его осмысления.»
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Взрыв схема
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Взрыв схема
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фасад с разверткой набережной
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фасад с разверткой набережной
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фрагмент разреза
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фрагмент разреза
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фрагмент разреза
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Фрагмент разреза

Ключевыми объектами комплекса стали павильон «Финляндия» и Чаша-форум, облик которых отсылает к традициям финского национального дизайна. Проект не разрушает и не нарушает атмосферы старой гавани благодаря включению мотивов сухих доков и корабельных верфей.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Поперечные разрезы
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Поперечные разрезы
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». План павильона Финлядия
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». План павильона Финлядия
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Поэтажные планы
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Поэтажные планы

Структура культурного пространства демонстрирует максимальную гибкость. Она способна изменяться со временем и подстраиваться под нужды горожан.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Сценарии эволюции сооружения
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Сценарии эволюции сооружения
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Юго-восточный вид
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Юго-восточный вид
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Северо-западный вид
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Северо-западный вид
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Генеральный план с выявлением пешеходного каркаса
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Генеральный план с выявлением пешеходного каркаса

Отдельное место в проекте занимает формирование городского пешеходного каркаса, который позволит жителям и гостям финской столицы осмотреть основные достопримечательности без гидов и карт. Такая система позволит городу максимально раскрыться.
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Концепция городского пешеходного каркаса
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Концепция городского пешеходного каркаса
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Карта-схема глобальной концепции
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Карта-схема глобальной концепции
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Планшет
Первое место. Золотая медаль МАРХИ 2015. Артём Скалкин. Дипломный проект «Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства "The NEXT Helsinki”». Планшет
Артём Скалкин. Работа 1 тура
Артём Скалкин. Работа 1 тура


Диплом I степени 
Дария Алахверды. Кафедра «Архитектура общественных зданий»
Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук»
Руководители: профессор Ауров В.В., доцент Орлов В.Н., преподаватель Добрев А.И.

Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на центральную аллею
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на центральную аллею

Дария Алахверды предлагает создать на участке набережной между Мнёвниками и деловым центром «Москва-сити» образовательный комплекс – Академию информационных технологий и компьютерных наук. Проектом предусмотрена организация на выбранной территории академического городка, в который, помимо учебных корпусов, войдут общежития для студентов и преподавателей, спорткомплекс, медицинский центр и другие объекты. Каждый из пяти факультетов академии располагается в отдельном блоке. В комплексе также присутствуют административная зона и два общественных корпуса. Прямо по центру территории проходит аллея, которая ведет к набережной.

Юрий Волчок: 
«Диплом I степени получила Дарья Алахверды за проектную концепцию «Академия информационных технологий и компьютерных наук». По авторскому замыслу Городок Академии развивает логику градоустроительного освоения территории в границах городской ткани, а не за ее пределами, как Сколково, например. Для учебно-просветительской академии расположение в непосредственной близости от московского Сити и совместное, по сути, с ним обживание участка набережной демонстрирует возможность действительно концептуального подхода к реализации вполне практической проектной задачи на основе емко трактуемых возможностей диалога культуры и цивилизации в современной Москве.»

Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на центральную аллею
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на центральную аллею
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на парковую зону
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Вид на парковую зону
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Интерьер общественного блока
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Интерьер общественного блока
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Панорамный вид на кампус с реки
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Панорамный вид на кампус с реки
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аудиторный блок
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аудиторный блок
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аудиторный модуль
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аудиторный модуль
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План аудиторного блока
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План аудиторного блока

Решение фасадов соответствует выбранной теме: в основе лежит принцип перфокарты, которая хранит информацию посредством нанесенных на нее отверстий. В соответствии с этой аналогией в сетке фасадов располагаются декоративные солнцезащитные элементы.
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аксонометрия
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Аксонометрия
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Разрезы
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Разрезы
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Фасад
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Фасад
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Функциональная схема
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Функциональная схема
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 1 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 1 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 2 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 2 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 3 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». План 3 этажа
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Генеральный план
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Генеральный план
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Генеральный план кампуса и прилегающей территории. Функциональная схема. Слои. Схема
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Генеральный план кампуса и прилегающей территории. Функциональная схема. Слои. Схема
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Расположение участка в городе Москве. Анализ территории
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Расположение участка в городе Москве. Анализ территории
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Эскизная концепция благоустройства района и набережной
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Эскизная концепция благоустройства района и набережной
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Планшет
Диплом I степени. Дария Алахверды. Дипломный проект «Академия информационных технологий и компьютерных наук». Планшет
Дария Алахверды. Работа 1 тура
Дария Алахверды. Работа 1 тура


Диплом II степени
Таисия Афиногенова. Кафедра «Градостроительство»
Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки»
Руководители: профессор Шубенков М.В., доцент Шубенкова М.Ю., ассистент Володин В.Н., ассистент Леонова А.И.

Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Внутренний двор жилого квартала
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Внутренний двор жилого квартала

Дипломная работа Таисии Афиногеновой посвящена реорганизации района Раменки и созданию на его территории экспо-парка. Застройку района предлагается проредить. Здесь должны сохраниться памятники архитектуры, кварталы новостроек и здания разных эпох, ценные с точки зрения истории. Основной идеей проекта является включение в загруженное городское пространство рекреационных зон. Экспо-парк «Раменки» как раз совместит в себе культурную и рекреационную функции. Несмотря на необходимость строительства выставочных павильонов, развлекательных и спортивных центров, а также других объектов, концепция предполагает максимальное озеленение территории.

Большое внимание автор уделяет стилистике экспо-центра, образ которого был навеян идеями Джованни Баттиста Пиранези.

Юрий Волчок: 
«Диплом II степени Таисии Афиногеновой фиксирует современное желание и попытки в реальной московской архитектуре совместить вполне модернистское начало современного градоустройства, для которого поиски плотности застройки и ее упорядочения оказываются в фокусе профессионального внимания, с застройкой, которая переосмысливается в логике исторически ориентированной тенденции. В дипломном проекте Афиногеновой реорганизация района Раменки, в непосредственной близости от Олимпийской деревни, осуществляется вокруг проектируемого здесь, знакового для города объекта ЭКСПО-центра, создаваемого автором, вдохновившимся идеями Дж.Б. Пиранези. Пожалуй, такой подход наиболее точно характеризует сегодняшний день московской архитектуры, но насколько этот прием совмещения подходов плодотворен для нее, должно стать, на мой взгляд, предметом широкого обсуждения.»

Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Открытый амфитеатр
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Открытый амфитеатр
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Ансамбли выставочных павильонов
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Ансамбли выставочных павильонов
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Фрагмент панорамы экспоцентра
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Фрагмент панорамы экспоцентра
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Фрагмент панорамы экспоцентра
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Фрагмент панорамы экспоцентра
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Аксонометрия
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Аксонометрия
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Схема озеленения, транспорта и функциональных зон
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Схема озеленения, транспорта и функциональных зон
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». План
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». План
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Варианты проектного предложения
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Варианты проектного предложения
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Генеральный план
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Генеральный план
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Новая концепция развития Москвы
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Новая концепция развития Москвы
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Планшет
Диплом II степени. Таисия Афиногенова. Дипломный проект «Экспо-парк «Раменки». Планшет
Таисия Афиногенова. Работа 1 тура
Таисия Афиногенова. Работа 1 тура


Диплом III степени 
Аюна Митупова. Кафедра «Архитектура промышленных сооружений»
Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях»
Руководители: профессор Кулиш В.О., доцент Зайцева Н.А.

Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на полярную станцию
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на полярную станцию
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на станцию в момент движения
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на станцию в момент движения

Автор проекта стремится выйти за пределы современного представления об архитектуре, расширить ее границы. Исследуя особенности арктического пространства и специфику освоения этой территории человеком, Аюна Митупова предлагает создать подвижную научно-исследовательскую станцию, которая может адаптироваться к изменчивым условиям внешней среды. В основу проектирования «ползущей» по льдам Арктики станции легли достижения таких наук, как кинематика, робототехника и механика. Объект имеет гибкую конфигурацию, может удлиняться и переплетаться для наиболее эффективной организации пространства. Реализация такого проекта позволит проводить различные исследования в арктической среде, обеспечив при этом безопасность и комфорт для человека.

Юрий Волчок: 
«Диплом получила и исследовательская работа Аюны Митуповой «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Этот диплом не мог не обратить на себя внимания. Для этого он дает множество оснований. Первое и главное здесь: дипломная работа Митуповой – проект=исследование. Почему это важно? Высшая школа переходит, как известно, на систему образования бакалавр – магистр, и разговор об исследовательских практиках в проектно ориентированном образовании встает весьма остро. В этом дипломе, подчеркну, не в магистерской диссертации, а именно в дипломном проектировании исследовательское содержание реализуется на удивление емко. К сожалению, здесь нет возможности в необходимой для этого мере прокомментировать предельную точность и современность словоупотребления, предопределившего центральный разговор о пространственных связях, объемлющих морфологию, кинематику, науку и исследовательский опыт, собираемые автором воедино в «экстремальных условиях». Возведение в предел авторского замысла, стремление к совершенству (интегральность подхода) возвращают нас к математически полноценному восприятию возможностей архитектонического подхода к архитектурному творчеству. Вполне закономерно работа Аюны Митуповой оказалась в поле зрения мастерской-лаборатории Захи Хадид. Если вспомнить, что Заха Хадид по первому образованию – математик, то понятно, почему Аюна была благосклонно и со вниманием встречена в творческой команде лауреата Притцкеровской премии.

Уместно заметить здесь, что год назад Золотую медаль МАРХИ получил Николай Зайцев за дипломный проект «Многофункциональный комплекс в порту Диксон». В этой работе идея формообразующей связности (и также в экстремальных условиях) реализуется в концепции города-дома-моста, объединившего остров и материк. Новый, по существу, город в проекте Зайцева не просто связывает воедино территорию одного из самых северных городов России, но создается знаковый для страны в целом город-порт, достойный названия «столица Арктики».

Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на станцию в момент реконфигурации (сворачивания в петлю) для стабилизации положения
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Общий вид на станцию в момент реконфигурации (сворачивания в петлю) для стабилизации положения
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Проблематика непостоянной среды для создания привычной архитектуры. Цель – создание мобильной станции для исследований
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Проблематика непостоянной среды для создания привычной архитектуры. Цель – создание мобильной станции для исследований
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях».
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях».
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Итерьерные виды и циклограммы движения
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Итерьерные виды и циклограммы движения
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Объект исследования: движение магнитного полюса
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Объект исследования: движение магнитного полюса
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Мобильный аспект. Движитель: Локомоция и робототехника
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Мобильный аспект. Движитель: Локомоция и робототехника
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Разрезы: поддержание уровней платформ обитания во время движения по активному рельефу
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Разрезы: поддержание уровней платформ обитания во время движения по активному рельефу
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Планы  2 уровней внутренних ячеек
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Планы 2 уровней внутренних ячеек
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Программа и сценарий обитания станции и жизни исследователей
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Программа и сценарий обитания станции и жизни исследователей
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». План ячеек во время трансформаций и экспликация
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». План ячеек во время трансформаций и экспликация
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Ночной вид с полярным сиянием
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Ночной вид с полярным сиянием
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Планшет
Диплом III степени. Аюна Митупова. Дипломный проект «Кинетические морфологии. Научно-исследовательская станция в экстремальных условиях». Планшет
Аюна Митупова. Работа 1 тура
Аюна Митупова. Работа 1 тура


Номинация «Магистр». Диплом I степени
Елена Семягина. Кафедра «Ландшафтная архитектура»
Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков»
Руководитель: профессор Максимов О.Г.

Номинация «Магистр». Диплом I степени
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Набережная
Номинация «Магистр». Диплом I степени Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Набережная

Проектное предложение Елены Семягиной – создание археолого-этнографического парка в Рязанской области. Концепция заключается в благоустройстве прибрежной зоны города Касимов, формировании здесь парковых зон и строительстве музеев, спорткомплексов, научных лабораторий, гостиниц и жилых домов. Исследование, проведенное автором, демонстрирует возможность решения социальных и культурных проблем малых исторических городов путем организации парков такого типа. Таким образом можно не только сохранять и изучать наследие области, но также повысить его туристическую привлекательность.

Юрий Волчок: 
«В номинации «Магистр» диплома I степени удостоена Елена Семягина. В диссертации автору удалось сбалансировано совместить проектную концепцию и ее научное обоснование. То, что выбор членов жюри конкурса сосредоточился на этой работе, также мне представляется для сегодняшнего дня закономерным. Думаю, что возможности ландшафтной архитектуры все настойчивее перемещаются в эпицентр профессионального внимания многочисленных специалистов и за границами архитектурно-строительного дела. Культурологи, социологи, экономисты, историки, политики видят именно в этой сфере профессиональных возможностей интегральное решение многочисленных проблем улучшения качества жизни в самых разных городах и поселениях в нашей стране. Диссертационное исследование Е. Семягиной позволяет сосредоточиться на еще одной, несомненно, объединительной тенденции в современной архитектуре, которую может полноценно реализовать ландшафтное научно-проектное творчество. Это весьма существенно для будущего профессии в целом. Очень важно преодолевать изоляцию возможностей современной архитектуры (и не только в Москве) от решения самых насущных и острых социально и культурологически значимых задач.»

Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Фрагмент этнографической деревни и парка
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Фрагмент этнографической деревни и парка
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Фрагмент лабиринта и кафе на набережной
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Фрагмент лабиринта и кафе на набережной
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Поиск формы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Поиск формы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Основные принципы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Основные принципы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Основные методы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Основные методы
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Выводы. Схема
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Выводы. Схема
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Выводы. Схема
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Выводы. Схема
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Генеральный план
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Генеральный план
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Опорный план
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Опорный план
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Практика проектирования АЭП
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Практика проектирования АЭП
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Общая типология парковых пространств
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Общая типология парковых пространств
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Географическое исследование территории
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Географическое исследование территории
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Планшет
Елена Семягина. Магистерская диссертация «Архитектурно-ландшафтная организация археолого-этнографических парков». Планшет
Елена Семягина. Работа 1 тура
Елена Семягина. Работа 1 тура
***

Заметка Юрия Волчка. Заключение: 

Возрождение достоинства архитектурного профессионализма

«Н.М. Бахтин еще в 1926 году в Париже писал о том, что «есть только один закон творчества – Возрождение». Сегодня возвращение к этой «формуле» особенно своевременно, т.к. интерес к возрожденческому мировосприятию и профессиональной культуре той эпохи стремительно набирает разбег. Поэтому весьма существенно, под каким углом зрения будет происходить врастание осмысления ценностей творчества в ту эпоху в современную архитектуру. М. Хайдеггер говорил в «Ректорской речи» (1933), что «внешнее научение ремеслу» приводит к результатам, лишенным творческой подлинности.

Почему я постоянно возвращаюсь в разговоре о Золотой медали МАРХИ к философскому осмыслению возможностей архитектуры? В качестве ответа на этот вопрос можно сослаться (для компактности и убедительности) на слова П. Айземана, приглашенного несколько лет назад для выступления с лекцией на АРХМоскве. Отвечая на вопрос, у кого он учился архитектуре, Айземан ответил: у Ж. Дерриды и Т. Адорно. Но воспоминание об этой лекции в амфитеатре Центрального Дома Художника было бы неполным ответом на этот вопрос. Нельзя не зафиксировать внимание и на том, что в шорт-лист (короткий список на пять авторов) литературной премии философа Александра Пятигорского была включена и работа А.Г. Раппапорта «Публикации блога «Башня и лабиринт»: «Современная ситуация в архитектуре и проблемы формирования новой парадигмы ее теории и системы профессионального образования» (статьи 2013-2014 годов). Уверен, что для нашей современной архитектуры это большое событие. А. Раппапорту удалось сохранить достоинство архитектурного профессионализма среди представителей самого широко очерченного гуманитарного знания наивысшей пробы. Это возвращает нас к трактовке Дерриды понятия «архитектура» как наивысшей формы самовыражения (самореализации) профессионала.

Нельзя не напомнить и о том, что статья-лекция «Университет глазами его питомцев», по утверждению автора, построена как архитектонический театр, сценография в котором объемлет текст и природный ландшафт, окружающий Университет. Театр как прием организационной игры сопутствует и текстам А. Пятигорского. Не зря же режиссер Е. Каменькович рассчитывает поставить на сцене московского театра «Мастерская П. Фоменко» спектакль по прозе Пятигорского «Философия одного переулка», сводя в единое целое архитектонической ткани ставший классикой культурологический текст и уникальное театральное пространство современного театра.

Сегодня, когда происходит очередная (для нас) «ломка» в устройстве архитектурного образования, придется вернуться и к обсуждению новой концепции проведения конкурса на Золотую медаль для выпускников МАРХИ, как бакалавров, так и магистров. Не исключаю, что и магистерские диссертационные исследования могут обрести свою номинацию. Важно, чтобы сохранилось главное – статус Золотой медали и ежегодный выбор ее обладателя должен способствовать укреплению достоинства архитектурного профессионализма.»