30.03.2015

Своенравная архитектура

Сергей Хачатуров – о выставке «Код Эстрина».

информация:

В московской галерее А-3 проходит выставка «Код Эстрина». Ее подзаголовок: «Все, что вы хотели знать об архитекторе, но стеснялись спросить». Куратором выставки выступила молодой искусствовед Анастасия Докучаева. Она вместе с Эстриным выбрала для экспонирования в основном графические работы: в разных техниках и разных материалах. И не ошиблась.

Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудник
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудникоткрыть большое изображение

В маленьких залах уютной галереи складывается впечатление, что попал внутрь папки с листами архитектурной графики разных эпох. Только их не раскладывают на столе бережно и не дыша, а, отгибая края, с хрустом сыплют листы в стопку, добиваясь движения картинок, как в мультфильме. Анимационный эффект беспокойной, подвижной, своенравной архитектуры на выставке потрясает. Сергей Эстрин замечательный практикующий архитектор, а в графике – подлинный виртуоз. Он может рисовать скерцо и каприччио на чем угодно и чем угодно. Когда смотришь на его башни, мосты, арки, своды, выполненные фломастером, тушью, углем, карандашами, ручкой, сусальным золотом на бумаге, оргстекле, гофрокартоне, крафте, кальке, – то мнится, будто шелестит перед тобой вся история архитектуры, которая ожила и закружилась в страстном танце.

Символично, что выставка «Код Эстрина» проходит почти синхронно с экспозицией в ГМИИ «Бумажная архитектура. Конец истории». На примере Эстрина понимаешь, что тридцатилетие «бумажников» (датой отсчета движения его идеолог Юрий Аввакумов считает 1 августа 1984 года, когда в редакции журнала «Юность» открылась выставка с названием «Бумажная архитектура») это никакой не конец, а время самой зрелости и расцвета. С классиками советских и постсоветских «бумажников» (Бродским, Уткиным, Аввакумовым, Беловым, Филипповым, Зосимовым) Эстрина роднит виртуозность разработки темы, отточенное проектное мышление и пристрастие к постмодернистскому, основанному на цитациях дискурсу. Так, например, сам заголовок и подзаголовок экспозиции уже звенят скрытыми цитатами: к двум модным фильмам, переиначенные названия которых используют «в хвост и в гриву», делая из них узнаваемый дизайнерский бренд. На сущностном уровне постмодернистские коннотации графики Сергея Эстрина убеждают вполне.
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудник
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудникоткрыть большое изображение
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудник
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудникоткрыть большое изображение
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудник
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудникоткрыть большое изображение
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудник
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудникоткрыть большое изображение

Конечно, отлично, что и бумажники в ГМИИ, и Эстрин исторический отсчет своей графической культуры ведут с декораторов барочного театра (Валериани, семейство Бибиена, Гонзага). Их выполненные пером мажорные и минорные скерцо с колоннадами, дворцовыми анфиладами и мрачными подземельями узаконивают жанр «панархитектуры», в котором отметается педантичная классификация на «барокко», «неоклассику», «предромантизм». Государь этой театральной империи, конечно же, Джованни Баттиста Пиранези, с которым у Эстрина самый близкий диалог. В одном, выполненном ручкой, листе 2011 года он даже играет в имитацию (простите за очередную киноцитацию) мглистых по тембру бархатных штрихов пиранезиевских офортов. Пиранези в архитектурной графике, пожалуй, первый до конца заставил поверить, что замысел (инвенция) грандиозной постройки подчас ценнее воплощения, а игра воображения (каприччио) сама по себе цель искусства, без оправдывающих её и оправданных ею средств. Его мало понятый, но высоко ценимый современниками нарисованный и гравированный мир совершенно безапелляционно, властно и могуче узаконил право архитектуры жить по законам всех видов искусств сразу. Не только собственно зодчества, но и музыки, поэзии, лицедейства, киномонтажа (неспроста о Пиранези писал Эйзенштейн). Мир, в котором циклопические конструкции неведомых, ввергающих в благоговейный ужас и трепет зданий – сразу и место действия, и артисты ею же (архитектурой) устроенного фантасмагорического спектакля.

Совсем как Пиранези в новелле князя Владимира Одоевского, Эстрин строит мост сквозь столетия и от XVIII века налаживает прямой контакт с визионером эпохи авангарда Яковом Черниховым, с его графическими каприччио. В своих композициях Чернихов исследовал возможности быть чутким в плане инвенций нового, авангардного формотворчества. Не боясь прослыть эклектиком, Чернихов вдвигал в конструктивистские, индустриальные пространства фрагменты и формы традиционной архитектуры, а темы барочных дворцов встраивал в бесконечные конвейеры, порождающие формы многоэтажных небоскребов. У Сергея Эстрина имеются листы с названиями «Чернихов № 35», «Чернихов № 38». В них он делает легкие эскизы самого авангардного гуру объемными. Выводит ракурсы, проекции и планы, которые превращают эскиз в проработанный проект. Подобные постмодернистские кульбиты амплитудой от Пиранези до Чернихова вовлекают в орбиту формальных метаморфоз многих. Особенно головокружительны скерцо Эстрина на темы архитектурной органики и фантастических городов будущего. Тут уж собеседниками выступают и Георгий Крутиков с его концепцией «летающего города», и Антон Лавинский с городом на рессорах, и Эль Лисицкий с горизонтальными небоскребами, и Александр Лабас с его архитектурной уфологией и инопланетянами.
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудник
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудникоткрыть большое изображение
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудник
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудникоткрыть большое изображение
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудник
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудникоткрыть большое изображение
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудник
Выставка «Код Эстрина», 2015. Фотография © Дмитрий Рудникоткрыть большое изображение

Графика Сергея Эстрина очень музыкальна. В этом плане он продолжает традицию архитектурных каприччио одного из основателей бумажной архитектуры в СССР, прожившего как Моцарт – 35 лет – Вячеслава Петренко (1947 – 1982). Работы Вячеслава Петренко представлены на выставке в ГМИИ. Их обязательно имеет смысл посмотреть, чтобы понять, в чем основатель архитектурных инвенций на бумаге Петренко и наследник Эстрин схожи, а в чем существенно разнятся. Схожи в том, что архитектура в их графике подобна нотации раскрытых партитур именно Моцарта: легкая, виртуозная, изощренная, танцующая. Различия кроются в концептуальных платформах.

Вячеслав Петренко в своей графике (прежде всего – мегапроекте Центра парусного спорта в Таллинне) утверждал философскую идею пространства-универсума, в котором бы наглядно воплощались различные темы «нанизывания архитектурного объема на силовые линии мира» (формулировка в одной из тетрадей мастера). Подобно многим бумажникам поколения восьмидесятых, Петренко сопровождал каждый лист подробным экспликациями, в которых определял показываемое архитектурное пространство через обращение к разным философским, социальным, художественным ассоциациям. Идеальные константы человеческого бытия были для него главной темой и высшим смыслом.

Сергей Эстрин не сопровождает свою графику словесными комментариями. Его монтаж предполагает не поиск единственно верного решения, а бесконечную вариативность, возможность решать взаимоисключающие пространственно-пластические задачи. Он очень современен. Он вписан в наш бешеный мультимедийный, недекартовский мир, в котором универсальность сменилась поливариантностью и дискретностью. Его графическое творчество с иногда неврастеничной, капризной и своенравной архитектурой напоминает артхаусное кино последних лет. Симптомы предъявлены, а вывод пусть уж делает зритель.
 
Сергей Хачатуров и куратор выставки Анастасия Докучаева. Фотография © Софья Ремез
Сергей Хачатуров и куратор выставки Анастасия Докучаева. Фотография © Софья Ремезоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Станислав Белых
  • Магда Кмита
  • Зураб Басария
  • Георгий Трофимов
  • Анатолий Столярчук
  • Олег Шапиро
  • Николай Переслегин
  • Игорь Шварцман
  • Иван Кожин
  • Сергей Чобан
  • Полина Воеводина
  • Всеволод Медведев
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Скуратов
  • Николай Миловидов
  • Наталья Сидорова
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Переслегин
  • Илья Машков
  • Валерия Преображенская
  • Роман Леонидов
  • Никита Явейн
  • Павел Андреев
  • Вера Бутко
  • Наталия Шилова
  • Шимон Матковски
  • Алексей Курков
  • Андрей Асадов
  • Карен Сапричян
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Никита Токарев
  • Дмитрий Селивохин
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Сенкевич
  • Андрей Гнездилов
  • Никита Бирюков
  • Лукаш Качмарчик
  • Александр Асадов
  • Арсений Леонович
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Лукомский
  • Даниил Лоренц
  • Олег Карлсон
  • Константин Ходнев
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Сергей  Орешкин
  • Антон Бондаренко
  • Магда Чихонь
  • Владимир Плоткин
  • Валерий Лукомский
  • Олег Мединский
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Ковалёв
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Романов
  • Екатерина Грень
  • Илья Уткин
  • Евгений Герасимов
  • Александр Бровкин
  • Юлий Борисов
  • Петр Фонфара
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Труханов
  • Александр Попов
  • Антон Ладыгин
  • Антон Надточий

Постройки и проекты (новые записи):

  • Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе
  • Район Царицыно
  • Жилые дома на проспекте Гагарина
  • Офисное здание на ул. Костина
  • Гостевой дом по ул. Родионова
  • Магазин на ул. Фучика
  • Ресторан на склоне Александровского сада
  • Жилой дом ул. Лопатина
  • Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы

Технологии:

20.02.2018

Фасад в технике кьяроскуро

С помощью фасадных панелей из фиброцемента EQUITONE, жилому комплексу «Серебряный бор» удалось приблизиться к образу деревянного дома, стать теплее и живее.
EQUITONE
19.02.2018

Свет-лестница

Марина и Сергей Туманины реконструировали корпус дома 1990-х, превратив его в пятиярусную городскую виллу с очень светлым и лаконичным интерьером, сгруппированным вокруг лестницы.
VELUX (Велюкс)
05.02.2018

ARCHICAD – это фантастика

Компьютерные технологии дают возможность архитекторам наслаждаться рабочим процессом.
GRAPHISOFT
другие статьи