English version

Сергей Эстрин: «Я слышал, что после моих выставок люди начинают рисовать»

Интервью Сергеем Эстриным, автором уникальной архитектурной графики, выставка которой откроется в среду в Москве.

mainImg
Сегодня в галерее А3 откроется выставка «Код Эстрина». Мы поговорили с ее куратором Анастасией Докучаевой и автором представленных на выставке графических работ, архитектором и художником Сергеем Эстриным.
***

Сергей Эстрин. Фотография © Наталья Тоскина

Архи.ру:
Новая выставка как-то связана с предыдущей, прошлогодней? Выстраиваете ли Вы свои выставки графики в какой-то ряд, или они формируются спонтанно?

Сергей Эстрин:
Прошлогодняя выставка практически никак не связана с настоящей. Тогда я отнесся к этому событию довольно легкомысленно. В итоге экспозицию составили работы, которые просто оказались под рукой. В этот раз я подходил к выставке гораздо серьезнее: пригласил куратора Анастасию Докучаеву, с которой мы детально продумали концепцию и структуру выставки. Разница еще и в том, что в прошлом году я попытался рассказать о своем любимом хобби, потому что только так и относился к увлечению рисованием. Сегодня это стало для меня чем-то гораздо более значимым, поэтому и выставка приобрела иной масштаб.
zooming
Сергей Эстрин за работой / предоставлено организаторами выставки
zooming
Архитектурная графика. Сергей Эстрин
zooming
«Дом-мост». Сергей Эстрин

Кроме выставок Вы были замечены как участник благотворительных аукционов – я говорю о недавнем аукционе «Архидар», где Ваши картины были очень успешно проданы. Как давно Вы принимаете участие в подобных акциях и почему?

Сергей Эстрин:
В этом благотворительном аукционе я участвовал впервые. Это был совершенно искренний порыв. Я просто откликнулся на просьбу организаторов, которые собирали средства на лечение детей с тяжелыми сердечными заболеваниями, и предоставил им свои работы. Я рад, что их удалось продать за хорошую цену и, надеюсь, что это действительно кому-то помогло.

Возвращаясь к выставке. Она носит название «Код Эстрина». Почему?

Анастасия Докучаева:
Хорошее название выставки всегда должно быть многозначным. Название «Код Эстрина» возникло не сразу, но мгновенно всем понравилось. У него множество значений, скрытых смыслов и трактовок. Можно считать, что это код доступа в творческую лабораторию Сергея Эстрина. При этом данный код нельзя взломать механически, здесь потребуется особое проникновение. Акцент сделан не на проектную деятельность, а на архитектурную графику, фантазии художника, которые вряд ли смогут когда-нибудь осуществиться. В связи с этим возникает масса ходов и связей, поясняющих, каким образом рождаются и выстраиваются архитектурные образы. В результате человек, пришедший на выставку, получает своего рода пропуск в интересный мир творчества и профессиональной деятельности настоящего архитектора. «Код Эстрина» – это пароль и к самому автору – не только как к профессионалу, но и как к человеку.
Архитектурная графика
© Сергей Эстрин
«Набросалось». Сергей Эстрин

Сергей Эстрин:
Лично мне всегда была очень интересна творческая жизнь моих коллег, всегда хотелось понять и увидеть, как они работают, проектируют, общаются с клиентами. Как правило, все это остается в тени. Я же этой выставкой постарался приоткрыть завесу, предположив, что моя творческая жизнь также может быть кому-то интересна.

Работы каких лет будут представлены в рамках экспозиции? Или их объединяет не время написания, а нечто другое?

Анастасия Докучаева:
Мы не выстраивали картины по хронологии, на выставке будут представлены работы разных периодов. Будут и самые ранние произведения времен 1991 года, и созданные совсем недавно. Но большая часть экспонирующихся работ была написана в последние 4–5 лет. Экспозиция включает несколько разделов, которые объединены в некие смысловые группы. Например, будет линия, связанная с футуристическими и авангардными экспериментами Сергея Эстрина. Группа картин, опирающихся на живые впечатления. У Сергея огромная вариативность стилей и архитектурных идей, поэтому мы попытались создать объемную и разностороннюю выставку.
«Металлическая вязь» Сергей Эстрин
«Довольно осевая композиция»
© Сергей Эстрин

Сергей Эстрин:
Я бы сказал немного иначе. Мне выставка кажется вполне конкретной, представляющей зарисовки реальных зданий и пространств рядом с архитектурными фантазиями. На 90 процентов это будут фантазийные работы, в которых всегда есть эмоция – что, наверное, и вызывает интерес. А дальше можно уже проследить использование разных материалов, техник, инструментов. В рисунке, как и в архитектуре должна быть основная идея, и только потом работа с деталями: форма, свет, силуэт, фактура, подложка…
Архитектурная графика
© Сергей Эстрин

Как будет выстроено экспозиционное пространство?

Анастасия Докучаева:
Не буду целиком раскрывать тайну, но скажу, что, выстраивая экспозицию, мы очень не хотели потерять свободу, открытость галерейного пространства. Поэтому возник интересный контраст между музейно-аналитическим подходом и некоторыми антиклассическими приемами – почти наскальная графика, но созданная человеком с хорошим вкусом.

Сергей Эстрин:
Архитектор мыслит масштабно, оперируя крупными формами. Поэтому на выставке зритель увидит игру масштабов с явно очерченным направлением движения и угадываемой, читаемой главной мыслью. Немалую роль сыграет и освещение.

Помня вашу тягу к экспериментам и нетривиальным подходам к рисованию, хочется спросить – каких новшеств стоит ждать на этот раз?

Сергей Эстрин:
В этот раз для новшеств осталось совсем мало места – слишком масштабной получилась выставка. Да и просто показывать фокусы ради зрелищности мне совсем не хотелось. Хотя эксперименты сами по себе из моей творческой жизни никуда не исчезли. К примеру, недавно я пробовал рисовать паяльником на кожаной обуви. Это было довольно интересно. От паяльника на коже остаются следы, похожие на резкие мазки краски. Конечно, это совсем другой жанр, не слишком подходящий для настоящей выставки. В рамках же экспозиции можно будет увидеть рисунки на стекле – то, чего не было в прошлый раз. Рисунок наносится с обратной стороны, и все слои прорисовываются в зеркальном отражении. Причем работать приходиться как «в обратной перемотке»: сначала рисуешь завершающие легкие штрихи, и только в конце – базу. Это не так просто, учитывая, что я всегда рисую без каких-либо предварительных эскизов. На мой взгляд, эскизы отнимают у картины жизнь, обводка и повторение делают карикатурной первоначальную искреннюю эмоцию. Когда я выступал в качестве члена жюри конкурса «Архиграфика», это очень бросалось в глаза. Было обидно, что хорошая работа, с правильной идеей и темой теряет свое качество, будучи обведенной по эскизу.
«По впечатлениям Я – робот». Сергей Эстрин

В последнее время у Вас, помимо архитектуры, стали появляться еще и карикатурные зарисовки, изображающие живое общение архитектора с заказчиком. Будут ли эти карикатуры представлены на выставке?

Анастасия Докучаева:
Я думаю, что это могло бы стать темой для отдельной выставки. Сейчас нам хотелось заострить внимание все-таки на архитектурных сюжетах, которым посвящена большая часть работ Сергея Эстрина. Однако, несколько картин – не вполне карикатурных, но близких к этому – мы покажем исключительно, чтобы порадовать зрителей.
«Встреча с заказчиком»
© Сергей Эстрин

Помимо собственно рисунков, отдельная часть выставки посвящена архитектурным проектам мастерской. По какому принципу выстраивалась эта экспозиция? Как отбирались работы?

Сергей Эстрин:
Архитектурная часть будет представлена не конкретно проектами, а лишь эскизами к ним. Мы сознательно не переходим на архитектуру, не выстраиваем цепочку развития проекта от первого наброска к построенному зданию. Однако внимательный зритель сможет попытаться угадать в представленных кальках некоторые готовые работы.

Анастасия Докучаева:
Мне как искусствоведу было очень интересно посмотреть самой и показать зрителю, как возникают и развиваются экспериментальные графические произведения. Это сложный путь, это целый мир идей, которые часто остаются только красивыми и фантастическими абстракциями, а иногда перерождаются в реальные постройки.

Как взаимосвязаны архитектура и графика? Помогает ли Вам такое мастерское владение графическими средствами в архитектурной деятельности, в общении с заказчиком?

Сергей Эстрин:
В общении с заказчиком это очень помогает. Рисуя архитектуру, придумывая ее прямо у него на глазах, можно добиться мгновенного эффекта. Если архитектор владеет такими навыками, ему легче дается и процесс проектирования, придумывания архитектуры. Здание можно покрутить на бумаге, посмотреть на него с самых разных ракурсов, почувствовать каждую его линию, каждую деталь. Этого невозможно добиться, используя только компьютер. К тому же, рисуя, архитектор не привязан и не зависим от визуализаторов и времени, которое им потребуется на выстраивание модели. Я могу сразу нарисовать архитектуру, показать ее клиенту и добиться, чтобы она была реализована в том виде, в котором была задумана. Этого я добиваюсь и от своих сотрудников.
Архитектурная графика. Сергей Эстрин
zooming
«Наслоения»
© Сергей Эстрин

А ваши сотрудники тоже рисуют архитектуру?

Сергей Эстрин:
Из новых сотрудников мастерской мало кто рисует, большинство не умеет рисовать и не понимает, зачем это нужно. И, конечно, меня это огорчает. Хотя при приеме на работу умение рисовать не является определяющим фактором. Это скорее приятный бонус. Я искренне радуюсь, если вижу, что мои сотрудники владеют определенным языком, который позволяет им получать информацию и доносить свои мысли без искажений. Просто посмотреть аналоги в интернете и сделать массу закладок в браузере – не самый эффективный метод проектирования. Рисование – это другой уровень восприятия информации, позволяющий запоминать детали и сюжеты несравнимо лучше и правильнее. Этот метод учит выделять главное. Буквально в ближайшее время я буду читать лекцию под названием «В моде». Там я хочу поговорить как раз на эту тему.

Насколько, по-вашему, важно, чтобы хороший архитектор был еще и очень талантливым художником? Может ли одно существовать без другого?

Сергей Эстрин:
Вся история архитектуры показывает, что архитектору не обязательно быть художником. Он совершенно спокойно может обходиться без этого навыка. Талантливых художников среди архитекторов очень немного, их почти нет. Дело в том, что это две разные профессии. Однако успешно работать без умения выразить свою мысль очень трудно. Взять хотя бы Максимилиано Фуксаса. Абсолютно все публикации его работ сопровождаются авторским эскизом, который не дотягивает до уровня художника, но являет собой пример потрясающей архитектурной графики. В каждом его эскизе сразу видна идея. Архитектурным рисунком он задает направление всему проекту. Я думаю, что это принципиальная позиция Фуксаса и его подход к проектированию, который мне очень близок. Можно, конечно, обойтись и без эскизов – существуют разные методы. К примеру, в период обучения в МАРХИ у Владимира Кубасова, который потрясающе рисовал, я полагал, что иначе подходить к архитектуре нельзя. Однако по окончании вуза я стал работать у Андрея Меерсона, человека с великолепным и нестандартным мышлением, которого я при этом ни разу не видел с карандашом. И это не мешало ему быть успешным архитектором.
«Дом-мост»
© Сергей Эстрин

А как давно Вы рисуете? С чего началось это увлечение?

Сергей Эстрин:
Я рисовал с раннего детства как и все дети. Основам рисования учился в Доме пионеров, затем очень много и упорно рисовал, готовясь к поступлению в институт. А по окончании МАРХИ я благополучно оставил это увлечение и всю жизнь занимался исключительно архитектурной практикой, используя ранее приобретенные навыки в профессиональных целях. Рисовать ради рисования я начал, наверное, только в последние годы, и за это короткое время мое увлечение приобрело серьезные масштабы.

Анастасия Докучаева:
Сейчас вообще наблюдается определенный возврат интереса к графике и к современному искусству в целом. В 1970–1980-е годы графика считалась элитарным искусством, недоступным большинству. С приходом девяностых все стены были разрушены. Современное искусство стало набирать вес и значимость. Сегодня появляется очень много молодых художников, работающих в данном направлении. Это общемировая тенденция.

Вы упомянули, что не раз выступали членом экспертного совета конкурса «АрхиГрафика». Скажите, что для Вас самое важное в оценке того или иного произведения – нестандартная техника, особое владение инструментами, актуальность темы, может быть, вдохновение?

Сергей Эстрин:
Я обращал внимание на понятные мне работы, глядя на которые становится очевидным, для чего они были созданы. В картинах всегда должно быть направление мысли и интересные способы ее выражения. Если это есть, картина прекрасна. Оценивая конкурсные работы, я увидел, что талантливых людей у нас в стране огромное количество. И даже среди большого числа неуверенных, ученических работ, можно было выделить по-настоящему одаренных ребят, которые рано или поздно добьются успеха. Повторюсь, что самое главное для меня в оценке произведения – это его эмоциональность. Я не люблю и не принимаю «девичьи» работы – аккуратно прорисованные, но бездушные.

В своих работах вы тоже стараетесь отвечать означенным требованиям?

Сергей Эстрин:
Конечно. В своих собственных работах мне тоже важна эмоция. Хотя, рисуя пространство, добиться эмоциональности весьма сложно. Архитектура сама по себе довольно сдержанна. В этом смысле очень хороши тюрьмы итальянского гравера Джованни Пиранези. Здесь нужно уметь вовремя остановиться, чтобы твоя эмоциональность не лишила картину осмысленности.
Архитектурная графика. Сергей Эстрин

Выставка открывается уже сегодня. Почему, на ваш взгляд, ее непременно стоит посетить?

Анастасия Докучаева:
Выставки графики, а тем более архитектурной, случаются крайне редко. Поэтому настоящую выставку можно рассматривать как крупное событие, которое нельзя пропустить. Выставка рассчитана на самую разную аудиторию, каждый найдет для себя что-то новое, удивительное и запоминающееся.

Сергей Эстрин:
Мне кажется, что данная экспозиция интересна прежде всего тем, что она предлагает огромное разнообразие технических решений, оставаясь при этом внутри одной главной темы – архитектуры. Кроме того, я не раз слышал, что после моих лекций и выставок люди волей-неволей сами начинают рисовать – даже те, кто этого делать совсем не умеет. Я надеюсь, что и в этот раз мои работы смогут подтолкнуть посетителей к занятиям рисованием. Наверное, ради этого все и затевалось.

 
«Что-то от Падуи»
© Сергей Эстрин

25 Марта 2015

Похожие статьи
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.