Как известно, в прошедшем году хорошо всем известная выставка «Арх-Москва» сделала попытку расшириться и стать фестивалем под руководством куратора Барта Голдхоорна. Некоммерческие экспозиции перенесли в подвалы ЦДХ, во двор и на внешние экспозиционные площадки – в итоге все, кто привык видеть основное содержание выставки внутри ЦДХ вышли оттуда с убеждением, что «Арх-Москва» окончательно коммерциализировалась и архитектуры на ней не осталось. Организаторы, однако, с таким определением не согласны и расширение «Арх-Москвы» планируется дальше. Еще в июне было сказано, что следующая выставка пройдет уже не в формате фестиваля, а в рамках первой московской архитектурной биеннале. Весна приближается, и вчера на пресс-конференции организаторы и участники новой Биеннале рассказали подробности.
Биеннале будет длиться с 27 мая по 22 июня, а фестиваль «Арх-Москва» в ее составе пройдет в течение 5 дней начиная с 28 мая. Председателем оргкомитета Биеннале станет директор ЦДХ и «Арх-Москвы» Василий Бычков, среди ее главных организаторов – ЦДХ, Третьяковская галерея и музей архитектуры им. А.В. Щусева (МУАР) – они же станут основными выставочными площадками. Дизайном выставок биеннале занимается Борис Бернаскони. Биеннале также собирается принять под свое крыло известный фестиваль интерьеров «Под крышей дома» и коммерческий интерьерный салон Lifestyle. В число организаторов также войдут Москомархитектура, Фонд «Арт-Москва», Союз Художников и журнал «Проект Россия». Главный редактор которого Барт Голдхоорн теперь становится куратором новой биеннале.
Тема, заданная Голдхоорном на этот раз звучит по-биеннальному модно и неоднозначно: два слова «как жить» и без какого-либо знака препинания. Чувствуется традиция – тему венецианской биеннале этого года, например, перевести с английского непросто, а если вдуматься в нее – то она вновь призывает архитекторов отвлечься от непосредственной профессии и посмотреть куда-то вдаль. Тема московской – лингвистически тоже непроста. Вопрос тут или точка? Объяснят как жить или наоборот, спросят? Вот и получается, что уже есть повод для обсуждения. Но на самом деле, как поясняют организаторы, два слова-то конечно с секретом, однако строго говоря тема – жилье, квартирный вопрос, каковой москвичей продолжает портить уже давно.
«Архитекторы больше не могут обслуживать исключительно богатого заказчика, нужно подумать, как должен выглядеть современный город, современное жилье, и где будут жить наши дети» – вот призыв с которым Барт Голдхоорн обращается к архитектурной общественности. «Средний класс растет, а с ним и потребности в качественном жилье, которые больше не могут удовлетворять пережитки советского времени, серийные панельные дома», – поясняет он и призывает на помощь зарубежных архитекторов, которые должны будут показать нашим, как надо строить социальное жилье. В рамках фестиваля, таким образом, обещано множество мастер-классов ведущих мировых архитекторов (уже пригласили двадцать четыре человека). Предполагается что они расскажут архитекторам как строить массжилье, заказчикам как его планировать, а жителям – как в нем жить. Ну, научат жить, короче.
Тема новой московской биеннале, заметим, столь же социально-направлена, как и девиз прошлой «Арх-Москвы», предложенный тем же куратором – тогда было градостроительство, теперь жилье. Они связаны между собой, одна произрастает из другой и все вместе складывается в призыв, направленный прямо противоположно тому, к чему привыкли архитекторы и их заказчики в Москве. Привыкли, грубо говоря, обслуживать роскошь первоначального накопления, а ценить – артистизм «чистого» искусства. Можно сказать больше – в какой момент именно «Арх-Москва» стала главной выставкой, где архитекторы, понимающие в эстетической стороне своей профессии, показывали свои произведения. Эта эстетика, и столь же очевидный артистизм инсталляций некоммерческой части выставки составляли смысл выставки и отличали то, что на ней показывали, от строившегося вокруг «московского стиля».
Теперь куратор Барт Голдхоорн стремится развернуть продвинутую архитектурную общественность от средневеково-ренессансного «мастерства» в сторону этических ценностей новейшего времени и привить московским архитекторам заботы их европейских коллег о городе, среде, о людях. Лучше всего для описания этого круга идей подходит лозунг венецианской биеннале 2000 года предложенный Максимилиано Фуксасом: «больше этики, меньше эстетики». Достаточно парадоксальный для архитектуры как искусства, но социально крайне ответственный. Другое дело, что в нашей московской ситуации все далеко не столь однозначно, и разделить все что имеется на две части, положив на одну чашу весов художества-роскошества для богатых ценителей, а на другую гражданскую позицию архитектора-социалиста, а потом между ними выбрать – не получается. Откровенно говоря, и у европейских коллег всерьез не получилось бы тоже. Но рассуждать на этот счет можно бесконечно долго – тема важная и запутанная, прямо-таки больная. Поэтому пока что предлагаем ограничиться тем, чтобы посмотреть, как Москва оценит вторую попытку привить «ихний» чистый как слеза социализм творцов-индивидуальностей к нашему постсоциалистическому пространству.
Итак, московская архитектурная биеннале будет состоять из мастер-классов и выставок, проходящих на разных площадках. В Третьяковской галерее пройдет выставка недавно принятого актуализированного генплана Москвы, в МУАРе предполагается несколько экспозиций: выставка новых российских городов (которых, как оказалось, на сегодня существует уже около двадцати), выставка, посвященная «вновь возвращаемым» домам-коммунам, а также выставку «Цвета московской архитектуры», которая будет состоять или из новых работ столичных архитекторов или из сотворенной ими коллективной инсталляции. Вместе эти экспозиции называются «российским павильоном», хотя несложно заметить, что павильона-то никакого нет, есть только общая тема.
К условному «павильону» примыкает конкурс «Российский дом будущего», посвященный проектированию доступного жилья. По словам его организатора Сергея Журавлева, развитые страны давно уже перешли на строительство современного массового жилья и сейчас их главная проблема – как его гармонично встроить в изменившуюся структуру городов. В России же жилой фонд почти разрушен или примитивен, что дает нам (sic!) преимущество перед западом, так как нам открыты все возможности, и мы вполне можем стать мировым стандартом в строительстве жилья эконом-класса. Что следует понимать видимо так: ничего, что мы живем в стареющих руинах имперских инсул, зато мы можем (в который раз!) начать все с чистого листа.
Словом, и тема больная, и как совершать поворот к этике – решить сложно, хотя вероятно и пора бы. Но любопытно, что может выйти из столь бурного роста, слияния и объединения выставок и фестивалей с общим для всех тематическим разворотом на 180 градусов.