Экспансия с разворотом. Московская архитектурная биеннале будет учить жизни

7 февраля на прошедшей в ЦДХ пресс-конференции было официально объявлено о проведении первой московской архитектурной биеннале, которая будет посвящена массовому жилью

08 Февраля 2008
mainImg

Как известно, в прошедшем году хорошо всем известная выставка «Арх-Москва» сделала попытку расшириться и стать фестивалем под руководством куратора Барта Голдхоорна. Некоммерческие экспозиции перенесли в подвалы ЦДХ, во двор и на внешние экспозиционные площадки – в итоге все, кто привык видеть основное содержание выставки внутри ЦДХ вышли оттуда с убеждением, что «Арх-Москва» окончательно коммерциализировалась и архитектуры на ней не осталось. Организаторы, однако, с таким определением не согласны и расширение «Арх-Москвы» планируется дальше. Еще в июне было сказано, что следующая выставка пройдет уже не в формате фестиваля, а в рамках первой московской архитектурной биеннале. Весна приближается, и вчера на пресс-конференции организаторы и участники новой Биеннале рассказали подробности.

Биеннале будет длиться с 27 мая по 22 июня, а фестиваль «Арх-Москва» в ее составе пройдет в течение 5 дней начиная с 28 мая. Председателем оргкомитета Биеннале станет  директор ЦДХ и «Арх-Москвы» Василий Бычков, среди ее главных организаторов – ЦДХ, Третьяковская галерея и музей архитектуры им. А.В. Щусева (МУАР) – они же станут основными выставочными площадками. Дизайном выставок биеннале занимается Борис Бернаскони. Биеннале также собирается принять под свое крыло известный фестиваль интерьеров «Под крышей дома» и коммерческий интерьерный салон Lifestyle. В число организаторов также войдут Москомархитектура, Фонд «Арт-Москва», Союз Художников и журнал «Проект Россия». Главный редактор которого Барт Голдхоорн теперь становится куратором новой биеннале.

Тема, заданная Голдхоорном на этот раз звучит по-биеннальному модно и неоднозначно: два слова «как жить» и без какого-либо знака препинания. Чувствуется традиция – тему венецианской биеннале этого года, например, перевести с английского непросто, а если вдуматься в нее – то она вновь призывает архитекторов отвлечься от непосредственной профессии и посмотреть куда-то вдаль. Тема московской – лингвистически тоже непроста. Вопрос тут или точка? Объяснят как жить или наоборот, спросят? Вот и получается, что уже есть повод для обсуждения. Но на самом деле, как поясняют организаторы, два слова-то конечно с секретом, однако строго говоря тема – жилье, квартирный вопрос, каковой москвичей продолжает портить уже давно.

«Архитекторы больше не могут обслуживать исключительно богатого заказчика, нужно подумать, как должен выглядеть современный город, современное жилье, и где будут жить наши дети» – вот призыв с которым Барт Голдхоорн обращается к архитектурной общественности. «Средний класс растет, а с ним и потребности в качественном жилье, которые больше не могут удовлетворять пережитки советского времени, серийные панельные дома», – поясняет он и призывает на помощь зарубежных архитекторов, которые должны будут показать нашим, как надо строить социальное жилье. В рамках фестиваля, таким образом, обещано множество мастер-классов ведущих мировых архитекторов (уже пригласили двадцать четыре человека). Предполагается что они расскажут архитекторам как строить массжилье, заказчикам как его планировать, а жителям – как в нем жить. Ну, научат жить, короче.

Тема новой московской биеннале, заметим, столь же социально-направлена, как и девиз прошлой «Арх-Москвы», предложенный тем же куратором – тогда было градостроительство, теперь жилье. Они связаны между собой, одна произрастает из другой и все вместе складывается в призыв, направленный прямо противоположно тому, к чему привыкли архитекторы и их заказчики в Москве. Привыкли, грубо говоря, обслуживать роскошь первоначального накопления, а ценить – артистизм «чистого» искусства. Можно сказать больше – в какой момент именно «Арх-Москва» стала главной выставкой, где архитекторы, понимающие в эстетической стороне своей профессии, показывали свои произведения. Эта эстетика, и столь же очевидный артистизм инсталляций некоммерческой части выставки составляли смысл выставки и отличали то, что на ней показывали, от строившегося вокруг «московского стиля».

Теперь куратор Барт Голдхоорн стремится развернуть продвинутую архитектурную общественность от средневеково-ренессансного «мастерства» в сторону этических ценностей новейшего времени и привить московским архитекторам заботы их европейских коллег о городе, среде, о людях. Лучше всего для описания этого круга идей подходит лозунг венецианской биеннале 2000 года предложенный Максимилиано Фуксасом: «больше этики, меньше эстетики». Достаточно парадоксальный для архитектуры как искусства, но социально крайне ответственный. Другое дело, что в нашей московской ситуации все далеко не столь однозначно, и разделить все что имеется на две части, положив на одну чашу весов художества-роскошества для богатых ценителей, а на другую гражданскую позицию архитектора-социалиста, а потом между ними выбрать – не получается. Откровенно говоря, и у европейских коллег всерьез не получилось бы тоже. Но рассуждать на этот счет можно бесконечно долго – тема важная и запутанная, прямо-таки больная. Поэтому пока что предлагаем ограничиться тем, чтобы посмотреть, как Москва оценит вторую попытку привить «ихний» чистый как слеза социализм творцов-индивидуальностей к нашему постсоциалистическому пространству.

Итак, московская архитектурная биеннале будет состоять из мастер-классов и выставок, проходящих на разных площадках. В Третьяковской галерее пройдет выставка недавно принятого актуализированного генплана Москвы, в МУАРе предполагается несколько экспозиций: выставка новых российских городов (которых, как оказалось, на сегодня существует уже около двадцати), выставка, посвященная «вновь возвращаемым» домам-коммунам, а также выставку «Цвета московской архитектуры», которая будет состоять или из новых работ столичных архитекторов или из сотворенной ими коллективной инсталляции. Вместе эти экспозиции называются «российским павильоном», хотя несложно заметить, что павильона-то никакого нет, есть только общая тема.

К условному «павильону» примыкает конкурс «Российский дом будущего», посвященный проектированию доступного жилья. По словам его организатора Сергея Журавлева, развитые страны давно уже перешли на строительство современного массового жилья и сейчас их главная проблема – как его гармонично встроить в изменившуюся структуру городов. В России же жилой фонд почти разрушен или примитивен, что дает нам (sic!) преимущество перед западом, так как нам открыты все возможности, и мы вполне можем стать мировым стандартом в строительстве жилья эконом-класса. Что следует понимать видимо так: ничего, что мы живем в стареющих руинах имперских инсул, зато мы можем (в который раз!) начать все с чистого листа.

Словом, и тема больная, и как совершать поворот к этике – решить сложно, хотя вероятно и пора бы. Но любопытно, что может выйти из столь бурного роста, слияния и объединения выставок и фестивалей с общим для всех тематическим разворотом на 180 градусов.

Макет интерьера вестибюля Третьяковской Галереи на Крымском ​Валу, в которой разместится часть экспозиции Биеннале. Москомархитектура
Фрагмент макета. Решение центральной части вестибюля.
Куратор первой Московской биеннале архитектуры - Барт Голдхоорн, издатель группы журналов Проект Россия
Генеральный директор компании «ЭКСПО-ПАРК. Выставочные Проекты» Василий Бычков
Давид Саркисян. Директор Музея архитектуры им. Щусева
Куратор российского павильона – Елена Гонсалес, заместитель главного редактора журнала «Проект России»
Сергей Журавлев. Заместитель председателя Экспертного совета национального проекта «Российский дом будущего»
Андрей Грин, заместитель председателя Москомархитектуры
Фотографии Елены Петуховой и Ирины Фильченковой.


08 Февраля 2008

author pht

Авторы текста:

Юлия Тарабарина, Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.