Комплекс открытости

13 ноября в Музее архитектуры начала свою работу выставка «Открытый город», иллюстрирующая основные принципы новой градостроительной политики Москвы и ее первые достижения.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

18 Ноября 2013
mainImg
В день своего открытия выставка, куратором которой выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, собрала рекордное количество посетителей: так душно, шумно и тесно в Музее архитектуры, кажется, еще не было. Впрочем, подобный ажиотаж объясним: экспозиция открылась на следующий день после подведения итогов международного конкурса на парк «Зарядье», и концепции всех шести команд-финалистов представлены на ней для ознакомления. Они заняли целый зал, и, думается, не случайно самый дальний в знаменитой анфиладе Музея архитектуры – проекты, уже ставшие предметом горячих дискуссий, венчают сделанное новой командой Москомархитектуры за прошедший год. Название же выставки, в свою очередь, как нельзя лучше иллюстрирует основной вектор усилий команды Сергея Кузнецова – превратить Москву в город, удобный для жизни, работы и общения. О том, какие именно тактики применяются для того, чтобы подобные метаморфозы стали реальностью, и можно узнать из экспозиции.
zooming
Сергей Кузнецов и Андрей Гнездилов на открытии выставки «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры

Первое, на что обращаешь внимание, придя на выставку «Открытый город», так это предельно высокая концентрация информации. В отличие от привычной для музея развески, здесь планшеты так тесно подогнаны друг к другу, что образуют глухой футляр, своего рода зал в зале. Это, с одной стороны, несколько обособляет представленные проекты от исторических стен, лишний раз подчеркивая их современность, а с другой, как раз и делает небольшую экспозицию максимально насыщенной и плотной: куда глазом ни поведи – новый проект. И сразу возникает ощущение, что за год действительно сделано о-го-го сколько – Москомархитектуре и правда есть, в чем отчитаться.

Сергей Кузнецов не скрывает, что основной объем экспозиции сформировали уже проведенные конкурсы – они заняли два самых больших зала Анфилады музея. Здесь представлены все самые обсуждаемые состязания последнего года – конкурсы на Политехнический  и Третьяковку, «Царев сад» и вторую очередь «Империя-тауэр», комплекс на Тверской заставе и другие. К чести организаторов, каждый из конкурсов проиллюстрирован не только проектами победителей, но всеми работами, вышедшими в финал. С одной стороны, это, конечно, и позволило укомплектовать экспозицию под завязку, но, с другой, создает то самое поле для дискуссий, с которого, по мнению Кузнецова, и начинается «Открытый город». 
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры

Впрочем, как постоянно подчеркивает сам главный архитектор, по-настоящему комфортным город может стать не за счет штучных ярких объемов, но только благодаря «соединительной» ткани, которая позволяет горожанам и туристам наслаждаться не только точечными очагами культуры, но и прогулкой от одного к другому. На создание именно такой ткани – комфортной и насыщенной среды для всех – и направлены усилия новой команды Москомархитектуры. В столице создаются новые общественные пространства, переосмысляется значение сооружений с социальной функцией, начато проектирование современных жилых районов – именно этим начинаниям и посвящен еще один раздел экспозиции. Новые пешеходные зоны, дизайн-кода улиц и площадей столицы, проекты социального жилья и объектов инфраструктуры нового поколения. «Вроде бы мелочи, которые не сразу заметны в таком огромном мегаполисе, как Москва, но на самом деле именно они в конечном итоге и делают город комфортным, открытый для жизни, работы, творчества и общения», – считает Кузнецов.
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры

В этом максимально деловом ключе решены все залы, кроме первого, где вывешен манифест куратора, крутятся кадры кинохроники о Москве, а противоположная стена сделана зеркальной – видимо, символизируя бесконечное множество происходящих с городом процессов. Выделяется на общем фоне и зал, посвященный истории Зарядья – жанр исторического очерка предполагает большое количество архивных фотографий и чертежей, которые «разрежают» экспозицию. Живописное ожерелье церквей, проект восьмой высотки Д.Чечулина, громада гостиницы «Россия», проекты Фостера и Чигиринского, недавний открытый конкурс на парк и в отдельном закутке видеофильм о Зарядье – иными словами, самый что ни на есть подробный обзор подлинного прошлого и предполагаемого будущего этого одного из самых древних районов Москвы.

И, наконец, финальный аккорд – зал с итогами конкурса, в котором, помимо планшетов, также выставлены макеты всех шести проектов-финалистов и имеются мониторы, на которых проекты представляют сами авторы. Бесспорно, это самый востребованный публикой зал, и организаторы подчеркнули его особый статус с помощью планировки экспозиционного пространства. На время работы «Открытого города» музей перекрыл часть своей Анфилады – для того, чтобы попасть в зал Зарядья, нужно пройти окольными путями. Как бы через тернии к звездам. В данном случае – архитектурным. Кстати, через месяц в этом же зале состоится заседание жюри международного конкурса на проект нового здания ГЦСИ, а его итоги сформируют новую звездную экспозицию.  
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры


18 Ноября 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments
Пресса: Москва отсюда до завтра
В Государственном музее архитектуры проходит выставка «Открытый город. Новая градостроительная политика Москвы» — своего рода промежуточный отчет главного архитектора столицы Сергея Кузнецова о проделанной работе. Плоды недавних архитектурных конкурсов приправлены здесь историческими аллюзиями на тему предполагавшейся некогда застройки Зарядья.
Пресса: Новая градостроительная политика Москвы на выставке...
Комфортный город, открытый для жизни, работы, творчества и общения. Таким видят будущее Москвы градостроители. Планы развития столицы в работах финалистов больших архитектурных конкурсов представлены на выставке, открывшейся в Музее архитектуры имени Щусева. Экспозиция показывает новые векторы развития московской архитектуры.
Пресса: Волны на фасаде
Итоги конкурсной политики правительства Москвы на выставке в Музее архитектуры.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Пресса: Финалисты конкурса на метро: PRIDE + A+3
Консорциум PRIDE + A+3, прошедший в финал международного конкурса на станции метрополитена «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка», отвечает на наш опросник про основные вызовы дизайна современных станций. Среди них — нормальная доступность, максимально подробная навигация и информации для туристов.
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.