Комплекс открытости

13 ноября в Музее архитектуры начала свою работу выставка «Открытый город», иллюстрирующая основные принципы новой градостроительной политики Москвы и ее первые достижения.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
0 В день своего открытия выставка, куратором которой выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, собрала рекордное количество посетителей: так душно, шумно и тесно в Музее архитектуры, кажется, еще не было. Впрочем, подобный ажиотаж объясним: экспозиция открылась на следующий день после подведения итогов международного конкурса на парк «Зарядье», и концепции всех шести команд-финалистов представлены на ней для ознакомления. Они заняли целый зал, и, думается, не случайно самый дальний в знаменитой анфиладе Музея архитектуры – проекты, уже ставшие предметом горячих дискуссий, венчают сделанное новой командой Москомархитектуры за прошедший год. Название же выставки, в свою очередь, как нельзя лучше иллюстрирует основной вектор усилий команды Сергея Кузнецова – превратить Москву в город, удобный для жизни, работы и общения. О том, какие именно тактики применяются для того, чтобы подобные метаморфозы стали реальностью, и можно узнать из экспозиции.
zooming
Сергей Кузнецов и Андрей Гнездилов на открытии выставки «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры

Первое, на что обращаешь внимание, придя на выставку «Открытый город», так это предельно высокая концентрация информации. В отличие от привычной для музея развески, здесь планшеты так тесно подогнаны друг к другу, что образуют глухой футляр, своего рода зал в зале. Это, с одной стороны, несколько обособляет представленные проекты от исторических стен, лишний раз подчеркивая их современность, а с другой, как раз и делает небольшую экспозицию максимально насыщенной и плотной: куда глазом ни поведи – новый проект. И сразу возникает ощущение, что за год действительно сделано о-го-го сколько – Москомархитектуре и правда есть, в чем отчитаться.

Сергей Кузнецов не скрывает, что основной объем экспозиции сформировали уже проведенные конкурсы – они заняли два самых больших зала Анфилады музея. Здесь представлены все самые обсуждаемые состязания последнего года – конкурсы на Политехнический  и Третьяковку, «Царев сад» и вторую очередь «Империя-тауэр», комплекс на Тверской заставе и другие. К чести организаторов, каждый из конкурсов проиллюстрирован не только проектами победителей, но всеми работами, вышедшими в финал. С одной стороны, это, конечно, и позволило укомплектовать экспозицию под завязку, но, с другой, создает то самое поле для дискуссий, с которого, по мнению Кузнецова, и начинается «Открытый город». 
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры

Впрочем, как постоянно подчеркивает сам главный архитектор, по-настоящему комфортным город может стать не за счет штучных ярких объемов, но только благодаря «соединительной» ткани, которая позволяет горожанам и туристам наслаждаться не только точечными очагами культуры, но и прогулкой от одного к другому. На создание именно такой ткани – комфортной и насыщенной среды для всех – и направлены усилия новой команды Москомархитектуры. В столице создаются новые общественные пространства, переосмысляется значение сооружений с социальной функцией, начато проектирование современных жилых районов – именно этим начинаниям и посвящен еще один раздел экспозиции. Новые пешеходные зоны, дизайн-кода улиц и площадей столицы, проекты социального жилья и объектов инфраструктуры нового поколения. «Вроде бы мелочи, которые не сразу заметны в таком огромном мегаполисе, как Москва, но на самом деле именно они в конечном итоге и делают город комфортным, открытый для жизни, работы, творчества и общения», – считает Кузнецов.
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры

В этом максимально деловом ключе решены все залы, кроме первого, где вывешен манифест куратора, крутятся кадры кинохроники о Москве, а противоположная стена сделана зеркальной – видимо, символизируя бесконечное множество происходящих с городом процессов. Выделяется на общем фоне и зал, посвященный истории Зарядья – жанр исторического очерка предполагает большое количество архивных фотографий и чертежей, которые «разрежают» экспозицию. Живописное ожерелье церквей, проект восьмой высотки Д.Чечулина, громада гостиницы «Россия», проекты Фостера и Чигиринского, недавний открытый конкурс на парк и в отдельном закутке видеофильм о Зарядье – иными словами, самый что ни на есть подробный обзор подлинного прошлого и предполагаемого будущего этого одного из самых древних районов Москвы.

И, наконец, финальный аккорд – зал с итогами конкурса, в котором, помимо планшетов, также выставлены макеты всех шести проектов-финалистов и имеются мониторы, на которых проекты представляют сами авторы. Бесспорно, это самый востребованный публикой зал, и организаторы подчеркнули его особый статус с помощью планировки экспозиционного пространства. На время работы «Открытого города» музей перекрыл часть своей Анфилады – для того, чтобы попасть в зал Зарядья, нужно пройти окольными путями. Как бы через тернии к звездам. В данном случае – архитектурным. Кстати, через месяц в этом же зале состоится заседание жюри международного конкурса на проект нового здания ГЦСИ, а его итоги сформируют новую звездную экспозицию.  
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры
zooming
Выставка «Открытый город». Фотография предоставлена Москомархитектуры

18 Ноября 2013

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Пресса: Москва отсюда до завтра
В Государственном музее архитектуры проходит выставка «Открытый город. Новая градостроительная политика Москвы» — своего рода промежуточный отчет главного архитектора столицы Сергея Кузнецова о проделанной работе. Плоды недавних архитектурных конкурсов приправлены здесь историческими аллюзиями на тему предполагавшейся некогда застройки Зарядья.
Пресса: Новая градостроительная политика Москвы на выставке...
Комфортный город, открытый для жизни, работы, творчества и общения. Таким видят будущее Москвы градостроители. Планы развития столицы в работах финалистов больших архитектурных конкурсов представлены на выставке, открывшейся в Музее архитектуры имени Щусева. Экспозиция показывает новые векторы развития московской архитектуры.
Пресса: Волны на фасаде
Итоги конкурсной политики правительства Москвы на выставке в Музее архитектуры.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить галерею RuArts, новое пространство которой сделали архитекторы ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Сияние на Угре
Живописный берег Угры, где предположительно началось Великое стояние, – любимое место досуга жителей Юхнова. После первого этапа благоустройства здесь появились беседки в виде конструкций для просушки льна, спуск к воде и арт-объект «Уграметр».