Блоги: 11–17 июля

О благоустройстве Новосибирска и Волгограда, неоклассической оболочке для второй сцены Мариинки и подземном храме в Петербурге – в очередном обзоре блогов.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

mainImg
Известный в сети борец со стереотипами благоустройства российских городов, блоггер Илья Варламов на днях возмутил интернет-аудиторию провокационным постом под названием «Новосибирск – город без лица». «Впечатление, что два дня гулял на парковке около торгового центра», – пишет блоггер. – Город не видно из-за рекламы, которая тут в 10 слоев закрывает вообще все». Прекрасные деревянные домики и конструктивистские памятники безнадежно тонут в этом градостроительном хаосе и, самое главное, по мнению Варламова, что таков портрет абсолютного большинства российских городов.

Власти Новосибирска, по сведениям блоггеров, приняли вызов и готовы доказать Варламову обратное; а между тем, сами пользователи на сто процентов согласны с диагнозом известному наукограду: «На дорогах ад, очень пыльно, город-барахолка, очень мало парков и прогулочных зон», – пишет, например, tsymbulov. Впрочем, другие назвали пост Варламова несправедливым, поскольку у города и бюджет маловат по сравнению со столичным, и никакого исторического «жирка», как пишет masha_klim, он еще не нарастил: «Он просто застраивается так, как строят в мире сегодня. Может, без каких-то архитекторских изысков, но и не хуже, чем у других».
zooming
Новосибирск. Фото zyalt.livejournal.com
zooming
Новосибирск. Фото zyalt.livejournal.com

Между тем, какой должна быть правильная городская среда, Варламов и его коллеги по «Городским проектам» выясняют сейчас на летней практике в Петербурге. По аналогии с Тверской улицей в Москве активисты исследовали Невский проспект на предмет наличия разнообразных общественных пространств и визуального рекламного мусора на фасадах.

В Волгограде проект благоустройства центральной набережной посеял нешуточный раздор в среде архитекторов и горожан. Помимо того, что набережную «оденут в бетон», на ней появится ряд новых объектов, бок о бок с двумя десятками памятных мест, которые, по словам экспертов, до сих пор не имеют охранных зон. Блоггеры в связи с этим опасаются, что небольшие пятнышки застройки быстро разрастутся до крупных объектов и недоумевают, зачем вообще переделывать то, что и сейчас неплохо выглядит. Вот, например, пользователь Гость предлагает вместо сомнительного благоустройства «строить новую набережную на новом месте в Ворошиловском районе».

В блоге архитектора Андрея Анисимова обсуждают конкурс, проведенный внутри мастерской на проект мемориального комплекса с храмом на Левашовском кладбище в Петербурге. Особо участников дискуссии впечатлил проект подземного храма Анны Меньшовой, по словам Анисимова, возможно, единственно актуальный, если не удастся вывести эту территорию из природоохранной зоны. «Идея подземного храма поразила возможностью нового концепта, – пишет Константин Камышанов. – Пересечение миров живых и мертвых в точке Пасхи. Храм-Голгофа – это очень интересно. Архитектура этого варианта, скромно стартовавшая, может развиться в удивительную архитектурно-богословскую находку». Адептам традиционных решений Константин Камышанов, тем временем, отвечает, что «идея должна давать новые возможности для раскрытия смысла богослужения, тем более что «развитие старых форм, рано или поздно, упрется в тупик, как только будут исчерпаны все возможности геометрических производных…». Подземный храм – любимый проект и самого Андрея Анисимова, сторонника нестереотипного хода мысли. А Елена Гурова добавляет, что церковь в недрах пологого травяного русского пригорка – «это параллельная, очень традиционная, но у нас практически не присутствующая форма сакрального пространства. Пещера – идеал архитектуры. И природная, и рукотворная».
zooming
Анна Меньшова. Два варианта подземного храма. Изображение: facebook.com
Другой питерский, на этот раз весьма эксцентричный проект по «одеванию» скандальной Мариинки-2 в новые фасады вызвал в сети много споров. Неоклассические одежды второй сцене, делающие ее более «уместной» в городском контексте, придумал архитектор Сергей Политин. Обрезав «ненужные детали» – стеклянный мостик, навесы, оркестровые балкончики – Политин обещает вполне безболезненно для театра превратить его из «торгового центра» в «венецианское палаццо». «Наряжать современную архитектуру интерьера театра в ретроодежды неуместно и странно...», – комментирует идею пользователь под ником Архитектор. Тем более, если эти одежды – просто механическое, по выражению Almak, повторение одинаковых секций или «тяжеловесная глыба перфорированного камня», по словам пользователя Инженер: «Однообразное, бесконечное повторение одинаковых трехчастных окон, чудовищный тяжелый карниз, отсутствие силуэта. Напоминает неоклассику, но в худшем ее проявлении – наподобие строящегося нефтяного офиса от Митюрёва на Аптекарской набережной», – заключает блоггер. Впрочем, и сторонников у проекта «состаривания» театра в сети нашлось достаточно.
zooming
Проект реконструкции фасада нового здания Мариинского театра. Изображение: politin.ru
zooming
Проект реконструкции фасада нового здания Мариинского театра. Изображение: politin.ru
Между тем, о традиционных ценностях архитектуры по Витрувию рассуждает в своем блоге философ Александр Раппапорт. В частности, его интересует одна из основополагающих категорий витрувианской триады – польза, на предмет необходимости которой Раппапорт готов поспорить. Ценности архитектуры нынешнего времени, как пишет философ в другой своей статье, отлично выразил Рем Колхаас, описав, в частности, важнейший феномен современности – бигнесс или сверхмасштабность. Раппапорт находит в нем и «фантомную боль градостроительной экспансии», и эхо авангардных «планит для землянитов», но только уже не в возвышенном, а повседневном смысле, воплощенном, к примеру, в Луна-парках.

Вековые традиции строительства, тем временем, трещат сегодня не только от кризиса идеологии, но и натиска технологий. Экономика строительства и сама архитектура в корне меняются, когда здания перестают строить и начинают заливать гигантскими 3D-принтерами. В блоге theoryandpractice.ru об этой технологии и своих экспериментах с 3D-печатью зданий и 3D-печатью в воздухе рассказывает исследователь Петр Новиков.
Печать при помощи 3D-принтера. Фото: mataerial.com
Впрочем, высокотехнологичная мысль от российской архитектурной реальности еще невероятно далека, замечает, в свою очередь, Михаил Белов, комментируя недавнюю лекцию знаменитого японского минималиста Тойо Ито на «Стрелке». Выступления таких «трансконтинентальных пилигримов пульсирующей архитектурной мысли», по мнению Белова, лишь сбивают с толку архитектурную молодежь: она «застыла в созерцательной позе и ожидает, что Россия назавтра проснется инновационной строительной сверхдержавой», между тем как ее давно пора сдвинуть «с инфантильной и созерцательной позиции в позицию сугубо рабочую и продуктивную», заключает архитектор.

А Сергей Эстрин делится у себя в блоге дизайнерскими экспериментами по украшению одежды архитектурной графикой. Получается весьма изящно: на белом топе тонкими линиями вырастает готический собор, а на длинной юбке – старинный город с улицами, башнями и крышами: «Юбка двигается, и рисунок, как в калейдоскопе, то собирается в единое целое, то рвется на куски живописными осколками города», – любуется своим творением архитектор.
zooming
Фото: estrin-notes.livejournal.com


17 Июля 2013

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.