Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

Блоги: 11–17 июля

О благоустройстве Новосибирска и Волгограда, неоклассической оболочке для второй сцены Мариинки и подземном храме в Петербурге – в очередном обзоре блогов.

0 Известный в сети борец со стереотипами благоустройства российских городов, блоггер Илья Варламов на днях возмутил интернет-аудиторию провокационным постом под названием «Новосибирск – город без лица». «Впечатление, что два дня гулял на парковке около торгового центра», – пишет блоггер. – Город не видно из-за рекламы, которая тут в 10 слоев закрывает вообще все». Прекрасные деревянные домики и конструктивистские памятники безнадежно тонут в этом градостроительном хаосе и, самое главное, по мнению Варламова, что таков портрет абсолютного большинства российских городов.

Власти Новосибирска, по сведениям блоггеров, приняли вызов и готовы доказать Варламову обратное; а между тем, сами пользователи на сто процентов согласны с диагнозом известному наукограду: «На дорогах ад, очень пыльно, город-барахолка, очень мало парков и прогулочных зон», – пишет, например, tsymbulov. Впрочем, другие назвали пост Варламова несправедливым, поскольку у города и бюджет маловат по сравнению со столичным, и никакого исторического «жирка», как пишет masha_klim, он еще не нарастил: «Он просто застраивается так, как строят в мире сегодня. Может, без каких-то архитекторских изысков, но и не хуже, чем у других».
zooming
Новосибирск. Фото zyalt.livejournal.com
zooming
Новосибирск. Фото zyalt.livejournal.com

Между тем, какой должна быть правильная городская среда, Варламов и его коллеги по «Городским проектам» выясняют сейчас на летней практике в Петербурге. По аналогии с Тверской улицей в Москве активисты исследовали Невский проспект на предмет наличия разнообразных общественных пространств и визуального рекламного мусора на фасадах.

В Волгограде проект благоустройства центральной набережной посеял нешуточный раздор в среде архитекторов и горожан. Помимо того, что набережную «оденут в бетон», на ней появится ряд новых объектов, бок о бок с двумя десятками памятных мест, которые, по словам экспертов, до сих пор не имеют охранных зон. Блоггеры в связи с этим опасаются, что небольшие пятнышки застройки быстро разрастутся до крупных объектов и недоумевают, зачем вообще переделывать то, что и сейчас неплохо выглядит. Вот, например, пользователь Гость предлагает вместо сомнительного благоустройства «строить новую набережную на новом месте в Ворошиловском районе».

В блоге архитектора Андрея Анисимова обсуждают конкурс, проведенный внутри мастерской на проект мемориального комплекса с храмом на Левашовском кладбище в Петербурге. Особо участников дискуссии впечатлил проект подземного храма Анны Меньшовой, по словам Анисимова, возможно, единственно актуальный, если не удастся вывести эту территорию из природоохранной зоны. «Идея подземного храма поразила возможностью нового концепта, – пишет Константин Камышанов. – Пересечение миров живых и мертвых в точке Пасхи. Храм-Голгофа – это очень интересно. Архитектура этого варианта, скромно стартовавшая, может развиться в удивительную архитектурно-богословскую находку». Адептам традиционных решений Константин Камышанов, тем временем, отвечает, что «идея должна давать новые возможности для раскрытия смысла богослужения, тем более что «развитие старых форм, рано или поздно, упрется в тупик, как только будут исчерпаны все возможности геометрических производных…». Подземный храм – любимый проект и самого Андрея Анисимова, сторонника нестереотипного хода мысли. А Елена Гурова добавляет, что церковь в недрах пологого травяного русского пригорка – «это параллельная, очень традиционная, но у нас практически не присутствующая форма сакрального пространства. Пещера – идеал архитектуры. И природная, и рукотворная».
zooming
Анна Меньшова. Два варианта подземного храма. Изображение: facebook.com
Другой питерский, на этот раз весьма эксцентричный проект по «одеванию» скандальной Мариинки-2 в новые фасады вызвал в сети много споров. Неоклассические одежды второй сцене, делающие ее более «уместной» в городском контексте, придумал архитектор Сергей Политин. Обрезав «ненужные детали» – стеклянный мостик, навесы, оркестровые балкончики – Политин обещает вполне безболезненно для театра превратить его из «торгового центра» в «венецианское палаццо». «Наряжать современную архитектуру интерьера театра в ретроодежды неуместно и странно...», – комментирует идею пользователь под ником Архитектор. Тем более, если эти одежды – просто механическое, по выражению Almak, повторение одинаковых секций или «тяжеловесная глыба перфорированного камня», по словам пользователя Инженер: «Однообразное, бесконечное повторение одинаковых трехчастных окон, чудовищный тяжелый карниз, отсутствие силуэта. Напоминает неоклассику, но в худшем ее проявлении – наподобие строящегося нефтяного офиса от Митюрёва на Аптекарской набережной», – заключает блоггер. Впрочем, и сторонников у проекта «состаривания» театра в сети нашлось достаточно.
zooming
Проект реконструкции фасада нового здания Мариинского театра. Изображение: politin.ru
zooming
Проект реконструкции фасада нового здания Мариинского театра. Изображение: politin.ru
Между тем, о традиционных ценностях архитектуры по Витрувию рассуждает в своем блоге философ Александр Раппапорт. В частности, его интересует одна из основополагающих категорий витрувианской триады – польза, на предмет необходимости которой Раппапорт готов поспорить. Ценности архитектуры нынешнего времени, как пишет философ в другой своей статье, отлично выразил Рем Колхаас, описав, в частности, важнейший феномен современности – бигнесс или сверхмасштабность. Раппапорт находит в нем и «фантомную боль градостроительной экспансии», и эхо авангардных «планит для землянитов», но только уже не в возвышенном, а повседневном смысле, воплощенном, к примеру, в Луна-парках.

Вековые традиции строительства, тем временем, трещат сегодня не только от кризиса идеологии, но и натиска технологий. Экономика строительства и сама архитектура в корне меняются, когда здания перестают строить и начинают заливать гигантскими 3D-принтерами. В блоге theoryandpractice.ru об этой технологии и своих экспериментах с 3D-печатью зданий и 3D-печатью в воздухе рассказывает исследователь Петр Новиков.
Печать при помощи 3D-принтера. Фото: mataerial.com
Впрочем, высокотехнологичная мысль от российской архитектурной реальности еще невероятно далека, замечает, в свою очередь, Михаил Белов, комментируя недавнюю лекцию знаменитого японского минималиста Тойо Ито на «Стрелке». Выступления таких «трансконтинентальных пилигримов пульсирующей архитектурной мысли», по мнению Белова, лишь сбивают с толку архитектурную молодежь: она «застыла в созерцательной позе и ожидает, что Россия назавтра проснется инновационной строительной сверхдержавой», между тем как ее давно пора сдвинуть «с инфантильной и созерцательной позиции в позицию сугубо рабочую и продуктивную», заключает архитектор.

А Сергей Эстрин делится у себя в блоге дизайнерскими экспериментами по украшению одежды архитектурной графикой. Получается весьма изящно: на белом топе тонкими линиями вырастает готический собор, а на длинной юбке – старинный город с улицами, башнями и крышами: «Юбка двигается, и рисунок, как в калейдоскопе, то собирается в единое целое, то рвется на куски живописными осколками города», – любуется своим творением архитектор.
zooming
Фото: estrin-notes.livejournal.com

17 Июля 2013

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
Похожие статьи
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Нюансы сохранения
Как взаимодействуют фандрайзинг и помощь благотворительных фондов при сохранении наследия – рассказывает Роман Ушаков, координатор фонда «Внимание», спикер фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город 2021», организованного Москомархитектурой.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Постсоветская традиционная архитектура. Генезис
Начинаю публиковать книгу «Неоклассическая архитектура России конца ХХ – начала XXI века». Более тридцати постсоветских лет в России существует новая классическая архитектура, стилистически и мировоззренчески оформленная, хотя и не являющаяся движением. Хотя традиционная архитектура исчезла после Второй мировой войны из образования, в последние десятилетия она актуализирована вызовами XXI века, к которым относятся: кризис города и экологии; отношения человека и техники как сверхсилы, не обладающей сверхразумом; растворение профессии архитектора в смежных специальностях. Введение посвящено генезису современной ситуации в ХХ веке.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Технологии и материалы
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Искусство в стекле
Многофункциональный центр «Боржиславка» пражское бюро Aulík Fišer architekti точно вписало в сложный рельеф участка. Многочисленные объекты современного паблик-арта стали неотъемлемой частью архитектурного решения.
Вибрация Флоренции
Итальянское Lino bistro расположилось в престижном районе Москвы, а бюро ARCHPOINT постралось сделать пространство расслабленным и приглашающим: здесь приятно встретиться за кофе и поужинать в торжественной, но не слишком, обстановке.
Проявление ступеней
Проект 9-этажного дома комфорт-класса на окраине Воронежа проявляет привычный прием двухярусной сетки фасада в объеме: так у части квартир появляются открытые террасы, а силуэт приобретает некоторую асимметричную зиккуратистость.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Незаживающая рана
Проект «памятника последнему геноциду» Георгия Федулова занял 3 место на международном конкурсе. Памятник, ради которого проводился конкурс, планируется установить в канадском городе Брамптоне.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Уголок в лесу
В проекте загородного дома RoomDesignBuro использует несколько нестандартных решений: каркасную систему на фанерных коннекторах, угловой план, мягкую кровлю и магнезиевое покрытие полов.
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.