Блоги: 4–10 июля

В очередном обзоре блогов – дискуссия вокруг итогов конкурса на фасады нового комплекса Третьяковки, борьба с парковками в жилых дворах и поиски культурного смысла в современной архитектуре.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

10 Июля 2013
mainImg
На этой неделе в блогах бурно обсуждают победу бюро SPEECH в конкурсе на фасады нового музейного комплекса Третьяковской галереи. Конкурс, напомним, оскандалился уже на момент объявления: часть архитекторов резко осудила саму идею выбирать проектировщика фасадов к уже спроектированному зданию, усмотрев в этом грубое нарушение авторского права. Оскорбительным для авторов назвал конкурс, к примеру Дмитрий Хмельницкий в блоге Архи.ру. По словам архитектора, не бывает такого, чтобы проект был хороший, и только фасады – плохие. «Проще идею похоронить, пока деньги не найдутся на нормальный проект с полноценным конкурсом», поскольку, пишет Дмитрий Хмельницкий, «в нынешнем виде вся затея похожа на операцию по отсечению нежелательных конкурентов».

«Грубое вмешательство в чужой проект становится нормой. Все способы хороши, пока власть в руках!» – комментирует итоги конкурса пользователь по ником Персиков Зюзя. А Vitalij Anančenko добавляет, что «замыкание всего на одном десятке архитектурных бюро не создаст здоровую конкуренцию». Впрочем, другая часть коллег по цеху конкурсную инициативу поддерживает; вот, к примеру, Александр Бондаренко считает, что Москве сейчас приходится «расхлебывать результаты трудов прошлого руководства», поэтому лучше уж изменить пока не поздно фасады, чем тратить миллионы рублей на новый проект, пишет блоггер; «и это замечательно, что юридически есть еще возможность пересмотреть хотя бы внешний вид этого здания».

Большинство симпатий в тройке победителей блоггеры, между тем, отдали проекту Владимира Плоткина – «потому что яркий, легкий и продолжает русскую культурную традицию на новом технологическом уровне», – комментирует Ланита Купринас. Проект «Тотемент/Пейпер» вызвал меньше положительных откликов: пользователь Кирилл Великотный, например, написал, что ему, напротив, явно не хватает легкости – «тяжеловесность красных стен ничем не поддержана на набережной». Ну а проект мастерской Сергея Чобана родил в сети очень спорные оценки; например, Дмитрия Хмельницкого смутили в нем огромные окна, при том что в экспозиционных помещениях музея, по словам автора комментария, большое боковое освещение недопустимо. Зато блоггеру Кирилл Великотный окна напомнили развеску картин, позволив угадать за ними галерею. Vitalij Anančenko считает проект весьма тактичным в исторической застройке набережной, с чем, в свою очередь, не согласны в блоге Дениса Ромодина на Фейсбук, где идею SPEECH признали не слишком сомасштабной окружающим зданиям.
zooming
Первое место в конкурсе на разработку концепции фасадов нового корпуса Третьяковской галереи. © Архитектурная мастерская SPEECH. =
zooming
Второе место. © «Тотемент/Пейпер».
zooming
Третье место. © ТПО «Резерв». В. Плоткин, Е. Кузнецова.
Кстати, в блоге института «Стрелка» опубликовали отрывок из новой книги архитектурного критика Григория Ревзина «Великолепная двадцатка: архитектура Москвы и зачем она была», в которой наверняка содержатся ответы и на то, откуда возник вышеописанный конфликт с Третьяковкой. Григорий Ревзин размышляет над тем, почему архитектура на протяжении истории неоднократно «умирала» и что происходило с ней в России за последние двадцать лет.

А, между тем, философ Александр Раппапорт написал в своем блоге интересный пост об умирании в современной архитектуре всякого культурного смысла. Архитектура стала «пустой оболочкой гигиены, порядка и доступности», пишет Раппапорт, она редуцировалась до «нейтрального средства ограждения от непогоды, организации пространства, обеспечения коммуникации». В ней – «универсальный, гигиенический и комфортный дизайн» и ничего возвышенного, заключает автор блога.

Тем временем, по-прежнему не отпускают блоггеров транспортные проблемы столицы. Так, очередную дискуссию затеял в своем журнале руководитель проекта «Probok.net» Александр Шумский. На примере нового микрорайона между поселком Путилково и Химками блоггер критикует изначально ущербную транспортную инфраструктуру, из-за чего дворы таких «новостроев» неизбежно превращаются в парковки, а жители, выбираясь в город, стоят в глухих пробках. Тему подхватил Илья Варламов, уже неоднократно писавший про необходимость запретить или сильно ограничить парковку во дворах, например, сделав, ее платной. В комментариях, тем временем, одни пишут, что платить не в состоянии, другие – о необходимости закладки подземных парковочных мест даже в проекты муниципального жилья. ilyastup, например, считает, что подобные микрорайоны будут строить и далее, потому что спрос весьма неприхотлив, а anderson_mike уверен, что заставленный машинами двор – дело самих жителей, которым он, по всей видимости, не нужен, раз под окнами пустырь.

«Про понятие парковки во дворах в цивилизованных странах давно забыли. Парковки только под двором! Гостевые перед жилым домом со стороны дороги», – пишет в сообществе RUPA Валерий Нефедов, комментируя похожую ситуацию в Ижевске. При московской плотности застройки места под обособленный плоскостной паркинг не остается, замечает, в свою очередь, Александр Антонов; и если при застройке 5-9 этажей проблему еще можно решить, разогнав со дворов коммерческий транспорт и введя плату за парковку, то у «муравейников» остается только подземный вариант. Александр Ложкин добавляет, что в мастер-плане Перми предлагалось даже ограничить площадь, которую могут занимать автомобили во дворе тридцатью процентами.

Впрочем, этот самый прогрессивный градостроительный документ последних лет, судя по решениям недавнего градсовета при губернаторе Викторе Басаргине, похоже, так и останется на бумаге; на свободных территориях снова будут строить микрорайоны, а в центре снимут ограничения высотности, сообщает fedpress.ru. «Застройку Перми решают губернаторы, а не сам город и уж тем более не горожане», – комментирует на RUPA Игорь Поповский. По мнению Дины Саттаровой, внедрить в Перми лучший зарубежный опыт не удалось, потому что он внедрялся «сверху»; тем временем, «в той же Голландии вовлечение граждан, стэйхолдеров, бизнес-сообществ в процесс обсуждения развития города является, можно сказать, религией, потому что только принятие проекта обществом, по их мнению, способно обеспечить устойчивое развитие проекта», – замечает пользователь. «Просто застройщикам надо строить. Краткосрочные цели оказываются важнее. Это в любом нашем городе», – заключает Николай Соловьев. Любопытно, однако, что буквально следом в сети появилась новость, что Пермь, а также Хабаровск признаны ООН-Хабитат городами с образцовой градостроительной политикой, что вызвало на RUPA поток ироничных комментариев.

И, наконец, еще один любопытный ракурс на градостроительные проблемы находим в блоге oldcolor.livejournal.com, автор которого написал пост про чрезмерное зарастание российских городов деревьями. Судя по старым фотографиям, лет сто тому назад размеры городской растительности контролировались более тщательно, пишет oldcolor, тогда как сегодня раскидистые кроны закрыли собой виды на важнейшие архитектурные ансамбли. И если в самом журнале автора нашли врагом экологии, то в сообществе RUPA поддержание разумных размеров растительности признали насущной городской проблемой, а городские заросли не только неэстетичными, но и небезопасными.

10 Июля 2013

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.