«Феодализация пространства». Архсовет Москвы–1

Несколько запоздалый, но от этого не менее содержательный репортаж о первом заседании нового состава архитектурного совета Москвы под председательством Сергея Кузнецова.

Алла Павликова

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
0 Первое заседание архсовета в новом составе состоялось 20 марта и вызвало немало откликов, в том числе скептически-ироничное «подле Донского монастыря будут построены два небоскреба, вдвое выше монастырского собора. С этого решения начал свою работу новый Архитектурный совет города. С днем наследия и вас, дорогие наши архитекторы!» – от Архнадзора (Архнадзор вскоре после заседания открыл сбор подписей против проекта здесь). А один из 15 членов совета Евгений Асс 3 апреля написал на своей странице в фейсбуке: «совет согласовал два кошмарных огромных дома на повороте Орджоникидзе и Шаболовки» и опубликовал там же свое особое мнение. Как видим, повестка дня совета была острой, поэтому считаем, что репортаж о том, как он проходил, даже запоздалый, будет интересен. Итак:

Проект планировки территории завода «Серп и молот»
Первым пунктом совет рассмотрел (и отклонил) проект планировки огромной территории – больше 70 гектар, бывшего завода «Серп и Молот». Территория расположена на юго-востоке Москвы вдоль шоссе Энтузиастов и сейчас поделена на две части Третьим транспортным кольцом. Поэтому на совет было вынесено два проекта планировки: 19 гектар (см. авторское описание первой части на сайте Москомархитектуры) и 53 гектара (см. описание). В первой части авторы проекта планировки – ГУП НИиПИ Генплан и компания «ПРОЕКТУС», предложили разместить «многофункциональную комплексную застройку»: жилые кварталы, офисы и магазины, детский сад, школа и спортивный комплекс. Парковки устроены в двух подземных уровнях и в стилобатах, на кровле которых запланированы, как это сейчас принято дворы жилых домов, приподнятые, таким образом, над другими общественными пространствами. На второй части «Серпа и молота» предлагается построить медиа-парк (~13 га) с гостиничным комплексом, еврейский театр «Шалом» на 700 мест, выставочный комплекс (~5 га) и торгово-офисное здание. В соответствии с заданием частично сохраняется производство завода «Серп и Молот». Проект второй части разрабатывался компанией «Финансовый и организационный консалтинг», ГАП – Дипеш Лохани.

Проект компании «Финансовый и организационный консалтинг»:
Жилой комплекс с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой на пересечении 1-го Рощинского проезда и улицы Орджоникидзе. Заказчик: Баркли. Проектировщик: Robert A.M. Stern Architects. Макет. Фотография Аллы Павликовой
Проект планировки территории района Лефортово, ограниченной шоссе Энтузиастов, проектируемым проездом 6626, ул. Золоторожский Вал, третьим транспортным кольцом. Разработчики: ООО «Финансовый и организационный консалтинг». Авторский коллектив: ГАП Дипеш Лохани, Мария Серова, Анна Морозова, ГЭП Анна Земцова, старший экономист Лиана Кузьмичева, ведущий эколог Екатерина Климович, главный инженер ИТМ ГО и ЧС Наталья Киселева. Эскизное предложение планирововчного решения.
Проект планировки территории района Лефортово, ограниченной шоссе Энтузиастов, проектируемым проездом 6626, ул. Золоторожский Вал, третьим транспортным кольцом. Разработчики: ООО «Финансовый и организационный консалтинг». Авторский коллектив: ГАП Дипеш Лохани, Мария Серова, Анна Морозова, ГЭП Анна Земцова, старший экономист Лиана Кузьмичева, ведущий эколог Екатерина Климович, главный инженер ИТМ ГО и ЧС Наталья Киселева. План существующего использования территории.
zooming
Проект планировки территории района Лефортово, ограниченной шоссе Энтузиастов, проектируемым проездом 6626, ул. Золоторожский Вал, третьим транспортным кольцом. Разработчики: ООО «Финансовый и организационный консалтинг». Авторский коллектив: ГАП Дипеш Лохани, Мария Серова, Анна Морозова, ГЭП Анна Земцова, старший экономист Лиана Кузьмичева, ведущий эколог Екатерина Климович, главный инженер ИТМ ГО и ЧС Наталья Киселева. Визуализация

Проект компании «ПРОЕКТУС»:
Макет проекта планировки территории завода «Серп и Молот». Проект планировки территории промзоны № 23, ограниченной третьим транспортным кольцом, проездом Завода «Серп и Молот» и шоссе Энтузиастов. Заказчик: ЗАО «Дон-Строй Инвест». Проектные организации: ГУП НИиПИ Генплан г. Москвы, ООО «ПРОЕКТУС»
Проект планировки территории промзоны № 23, ограниченной третьим транспортным кольцом, проездом Завода «Серп и Молот» и шоссе Энтузиастов. Заказчик: ЗАО «Дон-Строй Инвест». Проектные организации: ГУП НИиПИ Генплан г. Москвы, ООО «ПРОЕКТУС»
Абсолютно все члены архитектурного совета рекомендовали отклонить этот проект и отправить его на доработку. Сергей Чобан отметил отсутствие какой-либо связи между двумя участками некогда единой территории: половина Третьего кольца здесь уходит в тоннель, и архитекторы могли бы воспользоваться этим шансом, чтобы создать единый градостроительный ансамбль. Предложенную авторами застройку он сравнил с «рассыпанным горохом» из-за ее фрагментарности, клочковатости и отсутствия «осознанных пространств». Единственным исключением, по словам Сергея Чобана, можно было бы назвать стилобат, но он недоступен для города. Сергей Чобан рекомендовал авторам переработать проект с соблюдением баланса пешеходного и транспортного движения, зеленых территорий, столь необходимых в экологически неблагополучном районе, и развитой уличной сети в целях создания «социально контролируемого, а не социально изолированного пространства».

Поддержав тему, Григорий Ревзин охарактеризовал предложенное решение как «феодализацию пространства» – «не за забором, но на стилобате».

Идею необходимости связать обе части в единый ансамбль поддержали почти все члены совета. Андрей Боков отметил также уникальность данной территории, расположенной близко к центру и с довольно развитой транспортной инфраструктурой. При этом внятное решение транспорта в самом проекте, по словам Бокова, полностью отсутствует. Алексей Воронцов, комментируя проект, предложил авторам сделать не один, а несколько съездов на шоссе Энтузиастов, создать грамотную улично-дорожную сеть. Сконцентрироваться на уличных пространствах рекомендовал и Ханс Штимманн: «следует доработать проект, ориентируясь на стратегическое решение, оставить производственные площади, планировать не дома, а улицы и при этом обратить внимание на типологию зданий».

Критике подверглось также одновременное использование строчной и квартальной застройки и полное исключение из ткани проектируемого района школы и детского сада. Владимир Плоткин заметил, что в левой части квартально-уличный подход и намек на создание уличной сети просматривается, но ориентация домов перпендикулярно шоссе вызывает большие сомнения.

Ханс Штимманн обратил внимание на то, что площадь участка соответствует размеру старой части таких городов, как Флоренция и Венеция, и между тем предложенная концепция решена весьма сумбурно, в духе Лос-Анджелеса 1970-х годов. Удивление по поводу «древней» методологии градостроительного проектирования высказал и Евгений Асс, по его словам, «сегодня так уже никто не проектирует». Кроме того, существенным минусом проекта является отсутствие глубокого анализа, осмысления окружающей территории и опорной ситуации.

Против сноса существующих промышленных объектов высказался Николай Шумаков. Взамен «бульдозерного проектирования» он предложил подумать над повторным использованием зданий и заводских цехов со сменой их функционального назначения.

Итогом обсуждения стало предложение Григория Ревзина провести конкурс на застройку данной территории. Это предложение активно поддержал Михаил Посохин, возмущенный отсутствием какой-либо градостроительной идеи в представленном проекте планировки. За проведение конкурса высказался и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Проект двух башен на ул. Орджоникидзе
Северная башня (18 этажей) и южная (19 этажей) поставлены на высокий стилобат (см. авторское описание проекта на сайте Москомархитектуры). Их планируется построить на пересечении улиц Орджоникидзе и Донской, на месте существующего здания Донских бань, рядом с некрополем Донского монастыря. Проект уже был согласован и получил ГПЗУ. Впрочем, как сказал на заседании архсовета руководитель Мосгорнаследия Александр Кибовский, решение о сносе Донских бань пока еще не принято.

Проект жилого комплекса членам совета представил один из его авторов Кевин Смит, архитектор мастерской Роберта Стерна 'Robert A.M. Stern Architects'. По его словам, жилой комплекс сочетает традиции и стилистические особенности нью-йоркской и одновременно московской архитектуры 1930-х годов. Для отделки фасадов использован белый камень. Расположение на пересечении крупных улиц, по словам Смита, обязывало создать новую градостроительную доминанту. При этом фасад, выходящий в сторону кладбища Донского монастыря, откуда он по данным ландшафтно-визуального анализа будет лучше всего просматриваться, намеренно сделан более узким. Стилобат, включающий все общественные пространства, визуально разделен на две части – юго-западную и северо-восточную. Внутри – двор с террасным озеленением, а вокруг комплекса запланирована благоустроенная территория с цветниками и детской площадкой.
Жилой комплекс с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой на пересечении 1-го Рощинского проезда и улицы Орджоникидзе. Заказчик: Баркли. Проектировщик: Robert A.M. Stern Architects. Макет

Надо сказать, что учитывая имеющиеся согласования, большинство членов совета высказалось за утверждение данного проекта. Михаил Посохин подчеркнул, что необходимо соблюдать законы, согласно которым проект уже принят. Совет же, по мнению Посохина, может рассматривать только вопросы архитектуры, которая сделана «качественно, солидно и уверенно».

Резко против высказался Юрий Григорян, назвавший проект «классическим примером точечной коммерческой застройки с плотностью, завышенной ровно вдвое». По мнению Григоряна, жилой комплекс не может претендовать на звание новой градостроительной доминанты рядом с исторической доминантой района – Донским монастырем. Этажность комплекса по его мнению необходимо понижать: «Никогда не поздно исправить ошибку, а инвестор может добиться хорошего выхода площадей даже при 45 метрах». Идею снижения высотности поддержал и Евгений Асс, обеспокоенный изменением качества жизни всего района в связи с переуплотнением. К тому же Асс призвал сохранить бани, как архитектурно и социально значимый объект. Архитектуру же комплекса он признал вполне корректной и уместной для данного района Москвы.
 
Проект одобрили Николай Шумаков и Алексей Воронцов, которых убедили данные ландшафтно-визуального анализа, показавшего, что комплекс не нарушает панораму города и не влияет на восприятие соседствующих с ним памятников истории. Владимир Плоткин заметил, что данный жилой комплекс не будет столь одиноким, потому что по той же улице Орджоникидзе уже располагаются 16-этажные дома, а всего в трёхстах метрах от монастыря построена 20-этажная башня.

Не считает катастрофой появление здесь комплекса и Григорий Ревзин. Во всех смыслах «лужковский проект, переуплотненный и отгородившийся от города», Ревзину не нравится, факт выдачи ему ГПЗУ он считает ошибкой, но еще хуже в данной ситуации стало бы нечестное отношение к девелоперу, который уже получил разрешение с соблюдением всех законов.
Жилой комплекс с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой на пересечении 1-го Рощинского проезда и улицы Орджоникидзе. Заказчик: Баркли. Проектировщик: Robert A.M. Stern Architects. Макет. Фотографии Аллы Павликовой

Сергей Чобан одобрил выбранное архитектурное решение, но раскритиковал градостроительное. Почему башни поставлены по краям участка, вступая в конфликт с соседними сталинскими домами? Почему не усилен угол на пересечении улиц, что было бы в традициях Москвы? Почему этот угол, оставленный пустым, загородили забором? Город и без того полон социальных конфликтов и то общественное пространство в полуподвальном этаже, которое выделено для горожан, по мнению Чобана, не является адекватной заменой сносу бань. Сегодня пересмотреть данные решения уже весьма проблематично, однако Сергей Чобан считает возможным отдать городу угловую площадь, которая сейчас находится на стилобате, а также сделать общественными те пространства, которые возникли по периметру участка. Это небольшое изменение позволило бы включить здание в ткань города, а человеку, поднявшись на постамент, к подножию башен, почувствовать их архитектуру. Предложение Чобана полностью поддержал Ханс Штимманн, призвавший авторов проекта объединить улицу и площадь.

Резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов попросил членов совета обозначить свою позицию не только по архитектурной части проекта, как это предполагалось изначально, но и по вопросу высотно-объемного решения комплекса. Все рекомендации членов совета будут донесены до сведения руководства города, и только тогда судьба обоих представленных проектов прояснится.

30 Апреля 2013

Алла Павликова

Автор текста:

Алла Павликова
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Технологии и материалы
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр органично интегрирован в историческую застройку московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой натуральной неокрашенной древесины. Наличники окон, разработанные по историческим эскизам из различных регионов России, дополнили образ старинного особняка.
Плитка в городе
Рассказываем, какую роль тротуарная плитка способна играть в создании комфортной городской среды.
Сейчас на главной
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Река и фабрика
Благоустройство набережной возвращает Клязьме, некогда питавшей крупную мануфактуру Орехово-Зуево, важную роль, но на этот раз общественную: теперь отдыхать у реки, заниматься спортом или любоваться видами можно даже во время паводков.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Озерный город
Максим Атаянц спроектировал крупный жилой комплекс на озере Черном в городе Кургане. Его каналы напоминают о «Городе набережных», а колокольня на острове призвана перекликаться с калязинской.